Дмитрий Добров В Германии развернулась дискуссия вокруг недавних заявлений по Крыму, сделанных лидером Свободной демократической партии (СвДП) Кристианом Линднером. В интервью крупнейшей региональной газете Westdeutsche Allgemeine Zeitung (WAZ Линднер потребовал дать новый старт отношениям с Россией — несмотря на "крымский вопрос", решение которого должно быть отложено на неопределенно долгое время (dauerhaftes Provisorium). Если "закапсулировать" крымский вопрос, то, по мнению Линднера, Европа и Россия cмогут достичь прогресса на других направлениях.
Кроме того, считает Линднер, надо дать Владимиру Путину возможность "сохранить лицо", чтобы разрешить конфликт на востоке Украины. Что особенно важно, Линднер призвал Евросоюз не увязывать отмену антироссийских санкций с выполнением Минских соглашений, а снимать ограничения по мере осуществления "промежуточных шагов". Это и будет, по мнению немецкого политика, возвращением к Realpolitik — "реальной политике" в отношении России, начатой еще Вилли Брандтом.
Заявление Линднера вызвало волну критики в немецкой прессе, его предложение сразу же отвергло правительство Ангелы Меркель. Линднера обвинили в нарушении западной солидарности, продвижении интересов экономического лобби и т. д. Особое недовольство вызвала "попытка нарушить единство санкционной политики Запада". В то же самое время Линднера поддержала Сара Вагенкнехт — один из лидеров Левой партии Германии. По ее словам, необходимо возродить политику добрососедства в отношениях с Россией. Если СвДП возобновит эту традицию, это станет, по мнению Вагенкнехт, чрезвычайно положительным фактом. Мир в Европе возможен только с Россией, но не против России.
Через несколько недель в Германии состоятся выборы в Бундестаг, и каждое заявление политиков приобретает особое значение. Тем более, что лидер "свободных демократов" Кристиан Линднер известен тем, что очень взвешенно выбирает выражения. Линднер — молодой политик, ему 38 лет, и он представляет поколение, сформировавшееся уже после холодной войны. Его отличают прагматизм и взвешенный подход к геополитическим проблемам. Многие наблюдатели считают, что высказывания Линднера — это продуманный предвыборный ход.
Небольшая, но весьма влиятельная партия "свободных демократов" (она входила во многие послевоенные правительства ФРГ) всегда была гибче своих партнеров и во многом определяла политику "больших коалиций". Так, ее многолетний лидер и министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер был одним из главных инициаторов сближения с СССР. Когда в 1987 году он провозгласил курс на открытый диалог с Москвой, евроатлантисты обвинили его в "нарушении табу". Однако вслед за этим последовал самый значительный прорыв в двусторонних отношениях. И вот теперь, отмечает ряд немецких аналитиков, Линднер берет эстафету у скончавшегося в прошлом году Геншера, давая при этом понять, что стратегия американцев на вбивание клина между Евросоюзом и Россией обречена на провал.
СвДП как партия бизнеса понимает, что Германия не может жить с постоянным балластом в отношениях с Россией, а поэтому крымский вопрос должен быть снят с повестки дня, или хотя бы на неопределенное время "заморожен". От отношений с Москвой, заявляет Линднер, зависят безопасность и процветание Европы.
Наблюдатели констатируют, что Линднер своего добился. Его заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы, он нарушил устоявшийся антироссийский консенсус, и теперь его предложение по Крыму не уйдет с политической повестки дня. Действительно, лидер "свободных демократов" выразил позицию тех, кто придерживается традиционной Ostpolitik начиная с Вилли Брандта. Для них укрепление экономических связей с Россией является первоочередной задачей. Хор таких голосов в Германии и Европе множится. Баварский Христианско-социальный союз, правящие партии Австрии, ведущие политические силы Италии и многие другие все настойчивее призывают к отмене антироссийских санкций и корректировке восточной политики. Реально мыслящим политикам в Германии и Европе очевидно, что Россия никогда не отдаст Крым, и поднимать этот вопрос просто бесполезно. Немецкий бизнес с нетерпением ждет, когда же он сможет возобновить в полном объеме торгово-экономические отношения с Россией. К тому же, нарастает недовольство в связи с американским давлением на совместные российско-германские проекты в энергетической области. Можно не сомневаться, что пророссийских заявлений будет все больше в Западной Европе.
Необходимо отметить и то, что заявление по Крыму сделал лидер партии, которая, весьма вероятно, станет партнером христианских демократов в новой правительственной коалиции после выборов 24 сентября. Молодой, фотогеничный (его называют "Макрон номер 2" и восходящей звездой немецкой политики), Линднер осмелился высказать то, что думает не только основная часть немецкого бизнес-сообщества, но и политического класса в целом.
Заявления Линднера сразу подняли рейтинг СвДП, которая несколько лет находилась в состоянии упадка, и повысили ее шансы на вхождение в "большую коалицию". По последним прогнозам, альянс христианских демократов и либералов очень вероятен, и Линднер может рассчитывать на высокий пост в новом правительстве.
Прогнозы в преддверии сентябрьских выборов в Бундестаг показывают следующую картину: демохристианская коалиция ХДС/ХСС во главе с Ангелой Меркель набирает около 40%, Социал-демократическая партия — около 25%, Левая партия — 9%, Праворадикальная "Альтернатива для Германии" — 7% (на грани проходного балла) и СвДП — 9%, что позволяет этой партии пройти в Бундестаг. Это означает, что коалиция демохристиан с либералами весьма вероятна, и Линднер как лидер СвДП может получить пост министра иностранных дел, как это уже неоднократно имело место в истории ФРГ. |