Открытие новых глав переговоров о вступлении Турции в Евросоюз имеет жизненно важное значение для восстановления отношений между Анкарой и Брюсселем, заявил министр Турции по делам ЕС Омер Челик.
Евросоюз и Турция во вторник проведут в Брюсселе встречу на министерском уровне, чтобы обсудить общую повестку и попытаться снизить напряженность в отношениях, возникшую, в частности, на фоне задержаний в Турции представителей академической среды, журналистов и оппозиционных политиков.
В заседании примут участие глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу и турецкий министр по делам ЕС Омер Челик.
"Открытие новых разделов переговоров имеет решающее значение для восстановления отношений между Турцией и ЕС. В частности, это 23-я глава, посвященная судебной системе и основным правам, и 24-я, по юстиции, свободе и безопасности. Они являются критическими с точки зрения переговорного процесса и должны быть открыты как можно скорее", — заявил Челик в интервью портал сайту AB Haber.
Он добавил, что открытие этих глав в числе некоторых других было заблокировано по запросу Кипра.
"Учитывая то, что произошло в последний раз на переговорах по Кипру, я думаю, что ЕС должен открыть эти главы, оказывая давление на греков-киприотов. Настало время исправить эту ошибку", — отметил Челик.
Он добавил, что наиболее важной проблемой в отношениях между Турцией и ЕС в последнее время стало отсутствие диалога и доверия.
Чего ожидать?
Комментируя ожидания от встречи, еврокомиссар Хан сообщил журналистам, что хотел бы договориться о продолжении диалога высокого уровня по вопросам энергетики, миграции и борьбы с терроризмом, несмотря на возросшую напряженность в отношениях.
При этом он отметил, что по итогам встречи "позиции могут продолжать разниться, например, по вопросам верховенства права".
Еврокомиссар в преддверии мероприятия также предупредил, что переговоры с турками бывают жесткими. По словам Хана, его последнюю беседу с главой турецкого МИД "было слышно в соседней комнате". "Мы не стремимся к этому, но мы тоже люди, поэтому не можем избежать эмоциональной реакции", — сказал еврокомиссар.
Он также выразил беспокойство в связи с напряженностью в отношениях Турции и Германии и сообщил, что главное – осознавать причины этих трудностей. "Я надеюсь если не на понимание, то, по крайней мере, на должную реакцию турецких властей", — заявил Хан.
Он полагает, что "при наличии положительных результатов встреча может оказать и положительное влияние на отношения между Германией и Турцией".
Турция и ЕС: "Потепление"
Отношения Турции с Евросоюзом, критикующим ситуацию с правами человека в стране, начали улучшаться осенью 2015 года, когда ЕС понадобилась помощь Анкары в борьбе с небывалым притоком нелегалов на его территорию. Наивысший уровень взаимопонимания был достигнут в марте 2016 года: ЕС и Турция согласовали план по борьбе с миграционным кризисом. В рамках договоренности Евросоюз в обмен на усилия Анкары по сдерживанию миграционных волн обязался активизировать переговоры о вступлении Турции в ЕС, которые ведутся с 2005 года, и уже летом 2016 года ввести для турецких граждан безвизовый режим при выполнении Турцией соответствующих условий. Договоренности также предусматривали выделение Евросоюзом трех миллиардов евро на благоустройство в Турции сирийских беженцев.
Эти договоренности позволили фактически свести на нет приток нелегалов, направлявшихся в ЕС через турецкую территорию. Евросоюз, в свою очередь, начал выделять Анкаре обещанные средства на беженцев, была открыта новая – 16-я по счету из 35 – глава переговорного досье о вступлении Турции в Евросоюз. Но на этом энтузиазм со стороны ЕС иссяк.
Первыми застопорились переговоры о введении безвизового режима. ЕК подготовила несколько докладов о прогрессе в ходе отмены виз для Турции, где неизменно значились пять условий, которые Анкаре все еще предстоит выполнить. В их числе упоминалось внесение изменений в антитеррористическое законодательство Турции. Это условие стало главным камнем преткновения: турки наотрез отказались обсуждать эту возможность, указывая на соображения национальной безопасности. При этом президент Турции Тайип Эрдоган грозил ЕС отказом от миграционного соглашения, если гражданам его страны не предоставят безвизовый режим.
"Заморозки"
После попытки вооруженного переворота в Турции в июле 2016 года противоречия с ЕС резко обострились. Массовые аресты подозреваемых, увольнения тысяч работников системы здравоохранения и образования, закрытие ряда СМИ вызвали волну протестов в странах Евросоюза, а дискуссия о возможности введения смертной казни прямо поставила под вопрос переговоры о членстве в ЕС. Критикой были встречены и аресты оппозиционных депутатов.
Руководство Евросоюза назвало решения турецких властей неприемлемыми и заявило, что поведение Анкары ставит под вопрос ее стремление к вступлению в организацию. Европарламент принял несколько резолюций с критикой действий турецких властей и с призывом приостановить переговоры о вступлении Турции в Евросоюз. Подобные заявления ЕП не имеют юридической силы – судьбу переговоров определяют страны-члены Евросоюза. Однако на этот раз их позиции сблизились: в декабре 2016 года 27 стран-членов ЕС договорились не открывать в ближайшее время новые главы переговорного досье о вступлении Турции в ЕС. При этом Австрия, отказавшаяся присоединяться к общему заявлению, настаивает на полной заморозке переговорного процесса.
Власти Турции неизменно реагировали на каждое громкое заявление и решение Евросоюза. В ноябре Эрдоган говорил, что вопрос о вступлении Турции в ЕС может быть вынесен на референдум, а в июле этого года заявил, что в Анкаре вздохнут с облегчением при отказе Евросоюза принимать Турцию в организацию. Турецкие власти также начали препятствовать осуществлению партнерских программ нейтральной Австрии с НАТО.
В последнее время особенно напряженными стали отношения Турции и Германии, где, по утверждениям Анкары, нашли убежище многочисленные противники действующих властей, которых Турция подозревает в причастности к попытке госпереворота. Анкара неоднократно запрещала депутатам парламента ФРГ посещать военную базу Инджирлик, где расквартированы немецкие военнослужащие. В свою очередь, Германия неоднократно запрещала турецким политикам проводить политические митинги на своей территории, где проживает крупная турецкая община.
Наконец, после ареста Турцией гражданина Германии в числе других правозащитников, глава МИД Германии Зигмар Габриэль заявил, что ФРГ пересмотрит экономическую политику в отношении Анкары, кредитные и инвестиционные программы из-за ареста правозащитников в Турции. МИД ФРГ также ужесточил рекомендации для граждан страны, собирающихся направиться в Турцию. МИД Турции назвал заявления Габриэля неприемлемыми и углубляющими кризис между двумя странами.