По словам министра энергетики США Рика Перри, Америка вступает в новую эпоху энергетического доминирования. Но реальность может оказаться намного жестче, чем считают в Белом доме. Президент Дональд Трамп выразил свое мнение в комментариях на прошлой неделе, когда сказал, что у США больше нефти, чем у кого-либо, и никто об этом не знал 5 лет назад.
Трамп, конечно, имел в виду добычу трудноизвлекаемой нефти, а сегодня это означает добычу в Пермском бассейне.
Но в реальности глобальное энергетическое доминирование США находится где-то между несбыточной мечтой и абсурдом.
До 2017 г. США импортировали более 9 млн баррелей сырой нефти в день, а чистый импорт составлял в среднем более 7,3 млн баррелей в день. Как именно крупнейший импортер нефти в мире станет поставщиком, от которого зависят другие страны?
Недавно опубликованный статистический обзор BP World Energy 2017 поставил США на 10-е место в глобальном рейтинге нефтяных резервов между Ливией и Нигерией.
Это неплохо, но вряд ли это позволяет включить США в ту же лигу, что и такие доминирующие в энергетике страны, как Венесуэла, Саудовская Аравия, Канада, Иран, Ирак и Россия, которые в среднем имеют в 4 раза больше доказанных запасов, чем США.
Возможно, американские чиновники читали недавнюю работу Джона Молдина "Сланцевая нефть: еще один слой американской власти". В ней представлена диаграмма, показывающая, что США являются крупнейшим держателем запасов нефти в мире
Диаграмма настолько ошибочна, что не поддается объяснению.
Судя по всему, Молдин исказил данные Rystad Energy, на которые он опирается, назвав резервами весь объем извлекаемых ресурсов, которые, по сути, являются всем объемом нефти вне зависимости от коммерческой ценности. Резервами же признаются объемы нефти, которые являются коммерческими по сегодняшним ценам на нефть.
Кроме того, в соответствии с Rystad Energy Саудовская Аравия, а вовсе не США, является крупнейшим держателем извлекаемых ресурсов.
Есть и множество других ошибок в использовании Молдиным данных Rystad. Это происходит почти всегда, когда любители энергетики маскируются под экспертов в этой области.
Потенциал роста добычи в Пермском бассейне
Поскольку энергетическое доминирование США в мире явно под большим вопросом, можно рассмотреть потенциал Пермского бассейна, так как именно он сейчас является главным локомотивом энергетики Америки.
Генеральный директор Pioneer Natural Resources Скотт Шеффилд утверждает, что объем добычи может превысить 160 млрд баррелей нефти.
Даже заслуживающие доверия источники, такие как Wood Mackenzie, считают, что только рост Wolfcamp в Пермском бассейне добавит к добыче к 2024 г. 3 млн баррелей в день.
Однако EIA оценило, что в 2015 г. запасы нефти в бассейне составили всего 782 млн баррелей.
Это кажется низким показателем, и он значительно меньше чем 5 млрд и 4,3 млрд баррелей, приписываемых Bakken и Eagle Ford соответственно.
По оценкам экспертом Oil Price, примерно 3,7 млрд баррелей доказанных запасов нефти – это реальная цифра запасов Пермского бассейна, основанная на данных ведущих операторов на месторождении.
Такая оценка может удивить многих, кто верит Белому дому относительно энергетического доминирования. Другие же эксперты, соглашаясь с оценкой, отмечают, что добыча в Пермском бассейне имеет значительный потенциал роста, которого нет у Bakken и Eagle Ford.
Но, например, Concho и Pioneer ожидают достижения в 2019 г. максимума добычи на месторождениях в Пермском бассейне. На эти компании в 2016 г. приходилось около 25% от суммарного объема ежедневной добычи в Пермском бассейне. Это означает, что наращивание добычи позже позволит компенсировать прежние темпы снижения, и это в лучшем случае.
Прогнозы запасов основаны на ценах 2016 г., и более высокие цены будут означать более высокие запасы и добычу, хотя сейчас мало кто ожидает значительных изменений цен в ближайшие годы.
Запасы нефти, подразумеваемые данным исследованием, меньше, чем принятые оценки для месторождений Bakken и Eagle Ford. Тем не менее добыча в Пермском бассейне уже достигла пиковых уровней Eagle Ford и продолжает расти.
Для многих это означает, что добыча здесь будет продолжать расти и в конечном итоге затмит выход из более старых сложных месторождений.
Это может быть правдой, но без дополнительных резервов от новых месторождений или более глубоких слоев оно может отражать только замещение выбывающих объемов, и после достижения пикового уровня добычи наступит резкое снижение.
Прогноз будущей добычи компаний Concho и Pioneer предполагает, что пиковая добыча может наступить раньше, чем многие ожидают.
Помимо слабого роста добычи в Мексиканском заливе и относительно слабого роста в Bakken и Eagle Ford, Пермский бассейн – единственная основа для того, чтобы реализовать это стремление США к энергетическому доминированию. |