В социальных сетях он называл себя "Абдулгамид из Дагестана" и рассказывал о своих планах выехать в Сирию, чтобы "присоединиться к джихаду". Одновременно "Абдулгамид" интересовался возможностью попасть из Германии в Турцию с учётом его несовершеннолетия. При этом молодой человек утверждал, что его родители, хотя и являются мусульманами, но отнюдь не разделяют его радикальных религиозных взглядов. Такие данные приводятся в досье, собранном сотрудниками Федерального ведомства по охране конституции (BfV), выдержки из которого попали в прессу. Речь в документе идёт о проживающем в земле Бремен юноше, достигшем 18-летнего возраста, которого на самом деле зовут Измулла А. Этот выходец из России является одним из двух жителей Бремена, которых местный сенатор по внутренним делам Ульрих Мойрер (Ulrich Mäurer) постановил экстрадировать из ФРГ как представляющих потенциальную опасность для страны. "Мы не намерены терпеть у нас людей, от которых исходит угроза для нашей земли и для всей Федеративной Республики", – подчеркнул политик, комментируя своё решение. Схожего мнения придерживается и глава МВД Нижней Саксонии Борис Писториус (Boris Pistorius), который недавно также дал указание о высылке на родину двух потенциальных террористов из Гёттингена. Один из них, гражданин Нигерии, уже экстрадирован, другой – выходец из Алжира, ожидает своей очереди. Как отмечают эксперты в области безопасности, такая жёсткая и решительная позиция земельных правоохранительных органов в вопросах экстрадиции является принципиально новым моментом в их работе. Дело в том, что ранее высылка из Германии в большинстве случаев осуществлялась лишь после того, как иностранцы совершали "конкретных действия, нарушающие общественную безопасность". Теперь же экстрадиция возможна и на основе информации органов безопасности о подготовке террористических планов или о намерении воевать на стороне "Исламского халифата". С законодательной точки зрения это позволяет сделать соответствующая статья в Законе о пребывании (58а, Aufenthaltsgesetz), которая раньше фактически не применялась. Однако после теракта на рождественским рынке в Берлине в декабре прошлого года, совершённого соискателем убежища из Туниса Анисом Амри (Anis Amri), позиция правоохранителей принципиально изменилась. Тем более что она была подтверждена недавним решением Федерального административного суда. Так, судьи постановили, что для экстрадиции двух жителей Гёттингена вполне достаточно "доказанного риска со стороны исламистов, их готовности к насилию и их радикальных взглядов". При этом судей не смутил тот факт, что оба подлежащих экстрадиции лица не только выросли в Германии, но и родились в этой стране. По данным МВД, примерно шестая часть из 627 иностранных граждан, которые представляют собой потенциальную угрозу для ФРГ, должны покинуть Германию. Почти треть из них являются гражданами Турции, каждый четвёртый – выходец из государств Северной Африки, каждый восьмой имеет российское гражданство. Только лишь за первые три месяца этого года из Федеративной Республики высланы 13 исламистов. Скорее всего, это только начало реализации согласованных главами МВД в минувшем январе планов по массовой экстрадиции потенциальных террористов. Особо примечательно, что немецкие власти теперь, похоже, мало заботит то, что произойдёт с высланными экстремистами у них на родине. "Меня этот вопрос не особенно волнует", – признал в недавнем интервью глава МВД Бремена, социал-демократ Ульрих Мойрер. По его словам, самое главное, что эти люди покинут Германию. "В любом случае они нам не нужны", – подчёркивает бременский политик. Алекс Вайден Договорённости прибавляют нам беженцев С марта 2016 года – с начала срока действия соглашения с Турцией о возвращении нелегальных иммигрантов и приёме легальных – Германия приняла больше сирийских беженцев, чем любая другая страна Евросоюза. По данным Федерального министерства внутренних дел, в ФРГ приехали 1768 из 4884 беженцев, легально прибывших в ЕС по соглашению с Анкарой, которое обошлось европейскому сообществу в три миллиарда евро. 1029 иммигрантов приняли Нидерланды, 691 – Франция, 384 – Финляндия, 279 – Швеция, 242 – Бельгия, 208 – Италия, 118 – Испания. В Германии регулярно приземляются самолёты с беженцами на борту: только в конце апреля к нам прилетели 180 беженцев, ближайший рейс запланирован на 9 мая, в плане – принимать ежемесячно по 500 человек. По договору страны Евросоюза получили право отправлять всех нелегалов, с 20 марта 2016 года перебравшихся на греческие острова в Эгейском море, обратно в Турцию (за исключением тех беженцев, которые смогли доказать, что подвергаются преследованиям в Турции). За каждого нелегала ЕС готов принимать одного сирийского беженца, которому позволен легальный прямой въезд из Турции. Турция по договору получила три миллиарда евро на обустройство и улучшение условий жизни примерно трёх миллионов сирийских беженцев на собственной территории и может в перспективе получить ещё три миллиарда. Соглашение с Турцией привело к ослаблению гуманитарного кризиса в Греции и сокращению общего количества беженцев, добирающихся до Европы. По данным Еврокомиссии за почти год из Греции в Турцию было переправлено всего 900 нелегалов, но "воспитательное" значение этого шага, по всей видимости, высоко: многотысячный поток нелегальных иммигрантов в Евросоюз через Эгейское море фактически остановлен. Германия приняла больше беженцев, чем другие страны ЕС, по договору с Турцией, но число этих легальных иммигрантов несравнимо ниже, чем количество въехавших в ФРГ в последние годы из-за неработающего Дублинского соглашения. По этому договору со статусом закона ЕС, подписанному в далёком 1990 году, соискатели статуса беженца должны подавать прошение о предоставлении убежища в той стране Евросоюза, на территории которой оказались вначале. Германия для большинства иммигрантов такой не является. Тем не менее наши соседи по континенту регулярно вспоминают о "Дублине", когда приходит время перенаправить к нам иммигрантов и благодаря Дублинскому соглашению в ФРГ появляется больше, а не меньше беженцев. В период основного наплыва этот закон ЕС практически не соблюдался: беженцы следовали транзитом через ряд государств Евросоюза и подавали прошения об убежище в основном в Центральной и Северной Европе. Значительная доля иммигрантов осела в ФРГ, хотя Германия не имеет внешних границ с не входящими в ЕС странами, кроме Швейцарии. Однако теперь Дублинское соглашение вновь соблюдается на практике, а число беженцев, снижающееся в принципе, в Германии уменьшается не теми темпами благодаря ближайшим европейским соседям. В 2015 году и начале 2016-го соискатели политического убежища фактически могли свободно выбрать страну для подачи документов: "Дублин мёртв", – сходились в оценках происходившего политические комментаторы. Регистрация в "транзитных" государствах не велась, беженцы просто направлялись на север Европы. Большинство зарегистрированных в ФРГ иммигрантов попали в страну через Австрию. Однако впоследствии Дублинское соглашение вновь начало применяться, и "оживший" Дублин начал бить по Германии. По этому договору наша страна обязана принимать тех, кто, зарегистрировавшись на немецкой земле, убыл в другие страны. Они и пользуются соответствующими параграфами соглашения и высылают беженцев обратно в Германию. По данным Федерального министерства внутренних дел, другие члены Евросоюза в 2016 году отправили назад десятки тысяч человек, зарегистрированных в ФРГ: "возвращенцы" прибывают из Швеции, Швейцарии, Нидерландов, Финляндии, Норвегии. Федеративная Республика "по Дублину" сумела отправить в иные государства Евросоюза несколько тысяч человек, приняв обратно вчетверо больше. Германия сталкивается с большими трудностями, пытаясь высылать в другие страны-члены Евросоюза поставленных на учёт на их территории беженцев, особенно если речь идёт о балканских государствах. Так, по решению Европейского суда ФРГ не может отправлять беженцев в Грецию уже с 2011 года из-за фактического развала местной системы приёма иммигрантов. Раз в полгода федеральное правительство вынуждено продлевать решение о невозврате беженцев в эту страну, тщетно надеясь, что Греция всё-таки сможет принять людей. То же, по данным МВД, касается и Хорватии. Большинство правительств центральноевропейских государств периодически выступают с критикой Дублинского соглашения. В нынешнем виде договор не устраивает никого. Европейская комиссия планирует провести принципиальную реформу договора, чтобы внести коррективы в механизм перераспределения беженцев и ограничить так называемую вторичную миграцию, в частности – чтобы снизить нагрузку на те страны, которые не выдерживают наплыва иммигрантов. Федеративная Республика поддерживает идеи реформы, но в список "невыдерживающих" не попадает: Германии по-прежнему придётся нести на себе основное бремя иммиграционного кризиса и принимать беженцев – как с территории Турции, так и тех, что возвращают в нашу страну вполне благополучные соседи. Пётр Левский |