На прошлой неделе Украина отмечала очередную годовщину Майдана, хотя с точки зрения экономики поводов для радости нет.
Временное правительство было сформировано 27 февраля 2014 г., поэтому именно эту дату стоит взять за точку отсчета. Новые власти, несмотря на все обещания, заверения и амбиции, не только не смогли улучшить жизнь своих граждан, но и вообще как-то стабилизировать экономику.
Многочисленные реформы, в основном реализующиеся под давлением МВФ, который согласовал масштабную программу помощи на $17 млрд в 2015 г., но теперь любым способом оттягивает выделение транша, никак не способствуют экономическому развитию Украины.
С другой стороны, теперь Киев вынужден постоянно оглядываться на кредиторов при принятии решений, а все выделенные деньги практически растворяются в проблемной экономике.
ВВП Украины в 2014 г., то есть как раз в год Евромайдана, рухнул на 28,1%, свидетельствуют данные Всемирного банка. В 2016 г. падение усилилось до 31,3%. Всего же экономика сократилась более чем вдвое, ее общий объем в 2013 г. составлял $183,3 млрд, а в 2016 г. равнялся всего лишь $83,2 млрд.
Поэтому любые сообщения правительства или Нацбанка Украины о стабильных темпах роста в 2% - это всего лишь рост на крайне слабой базе. Даже в кризис 2008-2009 гг. экономика сокращалась не так сильно, да и очень быстро восстановилась после падения почти на 35%. В принципе, постсоветский рекорд 2013 г., когда размер ВВП достиг $183,3 млрд, теперь для украинских чиновников остается далекой мечтой.
Рост экономики сейчас, конечно, лучше бесконечного падения, но пока это можно назвать только стабилизацией в лучшем случае, а не восстановлением. Кроме того, для населения Украины любой рост сейчас – просто громкие слова.
Демография и бедность
Крайне сложно подсчитать, сколько же населения Украина потеряла за годы после Майдана, но речь, очевидно, идет о миллионах человек.
Учитывая населения Крыма и Севастополя, ДНР и ЛНР, население самой Украины сократилось сразу более чем на 6 млн человек.
Согласно различным источникам в последние три года из страны уехал еще примерно миллион украинцев в ЕС.
Если сюда добавить естественную убыль населения из-за высокой смертности, демографическая проблема кажется все более серьезной. В 2013 г. число умерших превысило число родившихся на 158,7 тыс. человек, в 2015 г. этот показатель уже достиг 183 тыс.
ВВП на душу населения в 2013 г. составлял $3,969 тыс., а по итогам 2016 г. он рухнул до $2,052 тыс. Примерно такой же показать фиксировался в стране лет 10 назад.
Накопленная инфляция на фоне девальвации гривны и других негативных факторов за три года достигла 95%, и это при том, что в 2013 г. инфляция за год составила всего 0,5%.
Если сюда добавить падение курса гривны с 7,99 за доллар до 27 на конец 2016 г., а также падение средней зарплаты с $408 до $196, то реальное ухудшение уровня жизни становится очевидным.
Реальные доходы стремительно падают, и власти ничего не могут с этим сделать. Согласно данным Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины доля украинцев, живущих за чертой бедности, почти достигла 60%.
При этом госдолг приблизился к размеру ВВП, сейчас он составляет почти $70 млрд, что соответствует 92,7% ВВП, тогда как в ранее этот показатель почти не превышал 40%.
Деиндустриализация: промышленность и экспорт
Стоит отметить, что макроэкономическая статистика, особенно в части экономики и промышленности, ухудшилась из-за отсутствия в ней Крыма, а также территорий ДНР и ЛНР. Но даже без учета этого фактора можно увидеть признаки ускоренной деиндустриализации.
C 2014 г. на Украине закрылось огромное количество предприятий, в том числе важных с точки зрения обороноспособности, например авиаконцерн "Антонов". В результате промышленность находится в очень плохом состоянии.
В 2014 г. промпроизводство рухнуло на 10,7%, на следующий год – еще на 13,4%. После этого рост на 2,4% в 2016 г. уже не выглядит достижением, это логичный отскок от дна, рост на низкой базе. Но если бы промышленность была в нормальном состоянии, то общие темпы роста были бы как минимум вдвое выше.
Украинская промышленность раньше была ориентирована на Россию, но теперь этот рынок потерян, а рынок ЕС почти недоступен, так как продукция предприятий Украины там не нужна. Внутренний рынок практически не обеспечивает спрос
Кроме того, учитывая экономическую и политическую ситуацию, не сработала ставка на приток иностранных инвестиций: инвесторы просто боятся Украину. По данным рейтинга инвестиционной привлекательности Всемирного экономического форума, страна заняла 85-е место.
Подобные результаты смотрятся особенно удручающе, если вспомнить, что после распада СССР экономика Украины была одной из самых сбалансированных, а международные эксперты говорили об огромных перспективах: развитое сельское хозяйство, важные и крупные промышленные предприятия, экспортные порты, рекреационные ресурсы. Все это оказалось бесполезным.
Из-за слабой промышленности и АПК, почти полного отсутствия высокотехнологичных производств экспорт Украины сейчас в основном представляет собой первичное сырье.
Общий объем экспорта в 2013-2016 гг. рухнул более чем на 57%, достигнув $32,7 млрд. Крупной статьей остается экспорт продукции растениеводства, но здесь показатель упал с $6,4 до $5,4 млрд, тогда как экспорт жиров и масла остался на уровне $3,5 млрд.
Сырьевые минеральные ресурсы сейчас почти не экспортируются, так как ощущается их серьезный дефицит внутри страны, экспорт сократился более чем в 4 раза с $7,5 млрд до $1,7 млрд. При этом даже экспорт черных металлов, который раньше превышал $17 млрд, упал до $7,6 млрд, а продукция из этого вида сырья вообще почти не вывозится.
Проблемы в промышленности повлияли негативно на экспорт продукции машиностроении, который сократился почти втрое до $3,8 млрд.
Сейчас на аграрно-промышленный комплекс страны приходится более 40% всего экспорта, а доля промышленности упала до 11,6%. |