Самые крупные воротилы в сфере финансов ведут борьбу за контроль над рынком золота в Лондоне, ежегодный объем которого составляет $5 трлн. В наши дни этот трехсотлетний центр торговли вынужден адаптироваться к цифровому веку.
И так как Лондонская ассоциация участников рынка драгоценных металлов перестраивает систему внебиржевых сделок, со следующего года CME Group Inc., Intercontinental Exchange, Inc. и Лондонская биржа драгметаллов вводят новые способы купли-продажи драгметаллов.
В этом будут заинтересованы и некоторые крупные банки, в том числе Goldman Sachs Group Inc., HSBC Holdings Plc и JPMorgan Chase и Ко.
"Есть четыре свадьбы, и мы должны на всех четырех, потому что неизвестно, какой именно брак продлится всю жизнь. Останется только один", - отметил Адриен Бионди из Commerzbank AG.
Почти половина всех сделок по торговле золотом происходит в Лондоне.
Внебиржевые сделки скрепляются виртуальными рукопожатиями, в результате чего риск невыполнения обязательств распределяется между покупателями и продавцами, а не между клиринговыми домами, управляющими рисками.
Но после финансового кризиса все рынки пересматривают свои способы ведения бизнеса и управления рисками на фоне усиления проверок регулирующими органами. Это особенно актуально для крупных бирж, где определяются цены, после того как в 2012 г. было обнаружено, что банки манипулировали базисными процентными ставками.
Необходимость свести риски к минимуму заставила LBMA добиваться изменений, которые сделают операции более прозрачными и безопасными для клиентов. В первой половине следующего года ассоциация, в которой состоят HSBC и JPMorgan, начнет проводить отчеты о заключаемых ее членами сделках, а также введет новую торговую платформу.
Золото остается одним из самых популярных товаров в мире и основным резервом мировых центробанков. В течение трех лет подряд цены неуклонно падали, вплоть до 2015 г., однако с тех пор спрос восстановился.
Авуары биржевых фондов выросли на 30% в этом году, и инвесторы вложили $ 25,5 млн в драгоценные металлы, по данным Bloomberg.
Это помогло укрепить бизнес в сфере купли-продажи золота. В октябре LBMA сообщила о том, что среднесуточный объем торговли золотом вырос до 18,6 млн унций. В течение месяца это составляет около $23,5 млрд. Цены выросли на 9,4% в этом году, в среду они составляют $1160,3 за унцию.
В августе LME, крупнейшая в мире биржа металлов, объявила о том, что на первое полугодие 2017 г. намечен запуск спотовых и фьючерсных контрактов на золото и серебро, а затем на платину и палладий.
В этом процессе поддержку окажет группа из пяти банков, включая Goldman Sachs, ICBC Standard Bank Plc и Societe Generale SA, а также Всемирный совет по золоту.
ICE управляет "Золотым аукционом" в Лондоне по поручительству LBMA среди 13 участников, которые устанавливают ежедневную цену. В октябре ICE заявила, что в феврале 2017 г. начнет торговать фьючерсами на золото, включая и те, которые торгуются в Лондоне и на Нью-Йоркской бирже.
Чикагская CME Group, владелец Чикагской товарной биржи, стремилась попасть на лондонский рынок еще раньше. В ноябре CME заявила о своем намерении начать торговать фьючерсными контрактами на золото и серебро с 9 января.
"Мы готовимся к пятилетним потрясениям на этом рынке, прежде чем ситуация стабилизируется. Старому доброму лондонскому рынку внебиржевых сделок придется держать оборону, пока мы не придем к какому-либо консенсусу", - отметил Тони Добра из Baird & Co.
Перемены необходимы и неизбежны, отметили старшие трейдеры, в том числе Бионди и Саймон Гренфелл из Natixis SA.
Лидер пока неизвестен
Развитие "снижает кредитный риск в системе и облегчает процесс торговли, изменения на рынке золота позволит повысить прозрачность и снизить кредитную маржу", отметил Гренфелл.
Однако в отношении того, кто выйдет на первое место, мнения разделились. Добра, Бионди и Радж Кумар, руководитель отдела по развитию бизнеса драгоценных металлов в ICBC Standard Bank, считают, что LME предлагает лучшее решение для рынка. Брэд Йетс из Elemetal LLC считает, что CME наилучшим образом соответствует потребностям бизнеса. А участие в тесте ICE, который лежит в основе его контракта, продолжает расти, после того как торговый дом INTL FCStone Inc. присоединился к этому процессу.
"Внебиржевой рынок всегда будет в Лондоне. Однако многое из того, что здесь происходит в настоящее время, переместится на биржи. Участие в любом новом контракте влечет за собой организационные расходы, и поэтому компаниям нужно будет расставить приоритеты в отношении того, с какими центрами они смогут торговать", - заявил Кумар. |