В исследовании реальной стоимости истребителей журналисты исследовали военные контракты за последние несколько лет и рассчитали финальную стоимость одного боевого самолета, которую платит покупатель. Полученные данные изложены в сводной таблице: Среди контрактов, попавших в выборку, самую высокую цену за боевые самолеты заплатил Кувейт. Истребители Eurofighter Typhoon для ВВС этой страны обошлись в $301 млн за единицу. Такая цена обусловлена тем, что итальянская компания Alenia Aermacchi будет осуществлять подготовку кувейтского наземного персонала, техническую поддержку и обновление инфраструктуры авиабаз, а также предоставлять помощь в поддержке электронных систем. Кроме того, самолеты будут поставляться в полной боевой комплектации и оснащаться новейшими радиолокационными системами Captor-E. Самыми "дешевыми" оказались истребители JАS 39 Gripеn NG для ВВС Бразилии — $128 млн за единицу. Такая цена обусловлена несколькими факторами. Во-первых, Gripеn NG являются единственными однодвигательными истребителями из представленных в сводной таблице. Во-вторых, правительство Швеции предложило заказчику уникальную схему оплаты: расчет происходит уже после поставки самолетов, кроме того, корпорация Saab обязалась инвестировать в бразильскую промышленность 175% стоимости контракта ($4,5 млрд за 36 самолетов). Такой формат сделки позволил Бразилии существенно сэкономить, а Швеции — получить стратегического партнера в военной сфере. Таким образом, на финальную цену истребителя влияет дополнительный пакет услуг и оборудования, которое получает покупатель, а также срок гарантийного обслуживания и дополнительные обязательства сторон. При этом стоимость самолета сильно зависит от моделей и количества вооружения, указанного в контракте или дополнительных соглашениях. Ранее портал Warspot сообщал о том, что стоимость новейших американских истребителей F-35 пятого поколения продолжает снижаться и примерно соответствует базовой цене на истребители четвертого поколения. При этом стоимость часа эксплуатации уже готовых самолетов F-35 составляет $42 000, тогда как Boeing F/A-18 Super Hornet потребует лишь $17 000. Таким образом, за двадцать лет службы расходы на обслуживание одного F-35A могут составить порядка $100 млн при $40 млн у Super Hornet. |