Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

"Орешник" сможет доставлять ядерные заряды до 900 килотонн
Британского дипломата выдворят из России за шпионаж
ВСУ попытались повторить в Селидово провокацию в Буче, заявил Мирошник
Заявление Президента Российской Федерации
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Армения — Иран: "Железнодорожная эпопея" завершилась
05.11.16 16:28 Наследники СССР сегодня

Распиаренный вдоль и поперек проект строительства железной дороги Иран-Армения, похоже, будет спущен на тормозах. Идея, о которой долгие годы говорили власти Армении, обещая многомиллиардные инвестиции в экономику страны, откладывается в долгий ящик.

Замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян накануне, 3 ноября, в ходе бюджетных слушаний в Национальном собрании заявил, что у Ирана нет денег на инвестиции в строительство дороги. "Это дорогостоящий проект. Есть определенные договоренности, но их недостаточно для реализации проекта. Ожидания, что Иран может осуществить инвестиции, неверные, поскольку после снятия санкций с этой страны Тегерану самому нужны средства для восстановления своей экономики", — сказал Кочарян журналистам.

По его словам, армянская сторона должна профинансировать свой участок, а иранская — свой. Но проблема в том, что иранский участок дороги практически мизерный — 60 км. Львиная доля полотна должна была пролегать по территории Армении — это около 250 км.

Стоимость проекта оценивается в $ 3,2 млрд. Дорога наикратчайшим путем связала бы Азию с Центральной Европой. О старте проекта было объявлено в начале 2013 года.

Строительство дороги было одним из краеугольных камней предвыборной программы президента Армении Сержа Саргсяна в 2008 году. Кроме того, данный проект постоянно фиксировался в программах правительства Армении в 2012-ом, 2013-ом и 2014-ом гг.

Однако проблема строительства с самого начала упиралась в банальное отсутствие инвесторов. Судя по всему, изначально в качестве основного инвестора "по умолчанию" рассматривался именно Иран. Но тогда армянские чиновники и экспертное сообщество в унисон утверждали, что находящийся под санкциями Иран "в настоящее время испытывает финансовые трудности", чем и обусловлена задержка многочисленных проектов с Арменией, в том числе и строительства дороги. Обществу говорилось, что как только Иран выйдет из-под режима санкций, совместные проекты получат второе дыхание.

Сегодня Иран частично вышел из-под санкций, но оказывается, высвобожденные теперь средства Тегеран планирует направить на развитие собственных проектов, а прокладывать рельсы по территории Армении не хочет. И это понятно, тем более, что аналогичный проект реализуется с Азербайджаном.

Речь идет о железной дороге Казвин-Решт-Астара (Иран) — Астара (Азербайджан). Дорога является частью транспортного коридора "Север-Юг", который призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией. Он будет служить связующим звеном для железных дорог Ирана, Азербайджана и России. С учетом этого, вопрос, зачем Тегерану раскошеливаться для второго полотна в том же направлении — через Армению, звучит даже не риторически. К тому же, не будем забывать, что львиную долю расходов на строительство дороги Казвин-Решт-Астара берет на себя Азербайджан. В июне этого года Иран и Международный банк Азербайджана договорились по вопросу выделения кредита в размере $ 500 млн с целью реализации данного проекта.

Что касается дороги Иран-Армения, такая участь проекта объясняется тем, что власти Армении фактически не сумели уговорить, убедить иранских партнеров в необходимости и полезности армянского транзита. И не только иранских. В сентябре прошлого года тогдашний премьер Овик Абрамян совершил визит в КНР. Пресса тогда пестрела заголовками о том, что Армения привлечет китайские инвестиции в строительство железной дороги Иран-Армения. Более того, отмечалось, что потенциальных инвесторов несколько. Однако Абрамян спустя год с момента визита в Пекин ушел со своего поста, и, судя всему, "унес" с собой и "китайских инвесторов".

Возможно, помимо отсутствия практического потенциала в лоббировании и отстаивании армянской властью национальных интересов, среди причин, похоронивших проект, следует рассматривать и чересчур неэффективную систему управления при реализации Арменией столь масштабных программ. Для того, чтобы в этом убедиться, следует рассмотреть схожий проект — строительство автомагистрали Север-Юг.

Правительство Армении 14 января 2010 года одобрило инвестпрограмму строительства транспортного коридора от иранской до грузинской границы Армении, а также рамочное финансовое соглашение между Арменией и Азиатским банком развития на сумму $ 500 млн. Ереван привлек для реализации проекта 60 млн евро из Европейского инвестиционного банка. Общие затраты на автомагистраль Север-Юг оцениваются в $ 967 млн. Коридор общей протяженностью в 556 километров обеспечит выход из Ирана к Черному морю и европейским странам через территорию Армении и Грузии. Строительство коридора изначально ранее планировалось полностью завершить в 2017 году. До намеченного срока остается год, однако о завершении строительства пока нет и речи. То и дело всплывают факты злоупотреблений, неэффективной растраты и разбазаривания средств. Не помогают решить проблему и многочисленные разносы во время заседаний правительства. Еще в июле этого года на одном из таких заседаний Овик Абрамян обрушился с критикой на Минтранс и испанскую компанию-подрядчика "Изолюкс Корсан". Последняя была оштрафована за многочисленные недостатки при строительстве отрезка дороги Ереван-Арташат. По некоторым сведениям в СМИ, к этим махинациям имел отношение и теперь уже бывший министр транспорта Гагик Бегларян. Случай с подрядчиком — лишь один из многочисленных эпизодов, полное перечисление которых заняло бы не одну страницу.

Учитывая подобный проблематичный ход строительства автомагистрали, не исключено, что железная дорога стала бы второй такой "черной дырой", которая постоянно поглощала бы все новые и новые кредитные средства. На этом фоне заявления представителя армянского МИД лишь подтвердили тезис экс-главы РЖД Владимира Якунина о том, что проект строительства железной дороги Иран-Армения лишен эффективности. "Это как прорубить окно в стену соседнего дома", — говорил он в прошлом году, за что удостоился неистовой критики в армянских СМИ.

 

tur05.11.16 20:16
между заголовком и содержанием никакой связи не прослеживается. Хотя факты, приведённые в статье, даже преименьшены. Из 550 км дороги, о которой говорили в статье, построенно 50-60 км.

А заголовок статьи больше отражает желание каких то кругов, чем реальность. Буквально на днях было сообщение о том, что Армения и Иран ратифицировали некий меморандум о газовом транзите. В Армении постоянно ошиваются различные делегации связанные с обсуждением различных аспектков транзитныx вопросов из Ирана в Евпопу через Армению
коллега06.11.16 12:53
Одна радость - Россию не приплетают к финансированию этой дороги. Хотя могли бы: ЕАЭС, браццво и прочая фигня. Но, видимо, совсем нет зацепок. Пусть различные делегации и обсуждают различные аспекты. Все бюджет России целее будет.
tur06.11.16 15:50
>Одна радость - Россию не приплетают к финансированию этой дороги.

а чему тут радоваться то ? тому, что союзник РФ не имеет надёжного транспортного сообщения с РФ, что влияет и на безопасность, и на экономическое развитие ? Контейнер из США в Поти стоит примерно столько же, сколько из Поти в Ереван, а была бы конкуренция для Грузин, стоимость была бы совсем иной. Да и ж/д дорогу через Абхазию сразу открыли бы, на сегодня из-за этого проблемы только Армении

Было бы надёжное ж/д сообщение, военную базу в Ереване могли бы использовать для войны в Сирии - всё лучше, чем из РФ летать бомбить.

Но из-за логистических проблем эту базу невозможно использовать по назначению

iz0906.11.16 21:46
Давно уже Иран связан с Азербайджаном, из чего делайте выводы насчет "железнодорожной эпопеи" Ирана и Армении.
Аббе07.11.16 07:12
> tur
>Одна радость - Россию не приплетают к финансированию этой дороги.

а чему тут радоваться то ? тому, что союзник РФ не имеет надёжного транспортного сообщения с РФ, что влияет и на безопасность, и на экономическое развитие ? Контейнер из США в Поти стоит примерно столько же, сколько из Поти в Ереван, а была бы конкуренция для Грузин, стоимость была бы совсем иной. Да и ж/д дорогу через Абхазию сразу открыли бы, на сегодня из-за этого проблемы только Армении

Было бы надёжное ж/д сообщение, военную базу в Ереване могли бы использовать для войны в Сирии - всё лучше, чем из РФ летать бомбить.

Но из-за логистических проблем эту базу невозможно использовать по назначению

Видите ли, в едином обществе - всё общество отвечает за единость правил. В СССР Армиения рвалась из этих правил.
В едином государстве - оно же, государство, отвечает за свою целостность и жизнь на каждом квадратном километре общей земли.
В СССР Армения рвалась из этого общего государства. Да и сегодня там с ума сходят. Уверяют, что армяне превыше всех. И русские им не нужны, едва ли не паразитируют на Армении.
Отчего вдруг Россия должна нести ответственность за наличие ЖД в Армении? Помочь в меру сил наши, в меру договоров - это можно.
Но нести на себе всю ответственность - это уже не по справедливости. Армения свободна в договорах и в самом праве обеспечивать сам факт своего существования. получается - хорошо.
НЕ получается? За это несёт ответственность только и исключительно само государство Армения.
Россия вкладывала в регион столько, что сейчас такое невозможно. А по здравом размышлении - ещё и не нужно. Без толку, лишнее это всё.
Ваш выбор, вам и отвечать за всё. Жить, или уже как получится.
Прошло 25 лет.
Самое время отвечать за всё САМИМ.
Россия в этом мешать не будет.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Газовые запасы Европы тают: в ЕС ждут самой холодной зимы с начала СВО
» Фицо принял приглашение Путина посетить празднование 9 Мая
» Захарова прокомментировала высылку немецких журналистов из России
» ЦБ приостановил покупку валюты в рамках бюджетного правила
» В Астане откроется филиал МГИМО, заявил Путин
» Захарова предупредила Токио о последствиях размещения американских ракет
» "Орешник" сможет доставлять ядерные заряды до 900 килотонн
» Молдавия рассчитывает весной начать переговоры о вступлении в Евросоюз

 Репортаживсе статьи rss

» Статья Владимира Путина в газете «Казахстанская правда» «Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращённый в будущее»
» Кризис системы охлаждения F-35: недостатки конструкции порождают для Пентагона дилемму на 2 триллиона долларов
» Так сдержать: новую Стратегию развития ВМФ подготовят в 2025 году
» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»
» Михаил Ковальчук: история с утечкой мозгов из России уже давно закончилась
» Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Россия и Белоруссия отменят плату за роуминг 1 марта 2025 года

 Комментариивсе статьи rss

» Эксперты перечислили меры, которые помогут нивелировать последствия старения населения
» Лукьянов: Публичная среда, где обмениваются сигналами РФ и НАТО, сужает пространство для договоренностей
» Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
» Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus
» Утечки разоблачают тайный британский план по недопущению прекращения войны на Украине
» "Сбить невозможно". Что известно о ракете, которую представил Путин
» Зачем готовится адвокатская монополия в судах
» Новое оружие Пентагона. В чем риски использования роботов-пулеметов

 Аналитикавсе статьи rss

» С чем Россия может вернуться в Афганистан
» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"