Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) США изучает оценку нефтегазовым гигантом Exxon Mobil своих активов на фоне снижения мировых цен на нефть и возможных изменений правил, касающихся выбросов углекислого газа, сообщает Wall Street Journal со ссылкой на свои источники.
По данным издания, в августе SEC запросила информацию у компании и ее аудитора, PricewaterhouseCoopers (PwC). Власти получили документы, представленные в рамках начатого в прошлом году расследования по делу об информировании компанией относительно рисков изменения климата. В частности, специалисты Комиссии изучают, каким образом Exxon рассчитывает, к примеру, свои будущие затраты, необходимые для соблюдения правил по выбросам и оценивает экономическую рентабельность проектов. Также власти оценивают практику компании не снижать стоимость своих запасов углеводородов в связи с падением цен на них. Exxon является единственным крупным нефтепроизводителем в США, который не изменил стоимость запасов с момента падения цен два года назад. Как заявил представитель Exxon Алан Джефферс (Alan Jeffers), компания предоставила всю требуемую властями информацию и уверена, что ее финансовый отчет соответствует всем юридическим и бухгалтерским требованиям. Представители PwC и SEC отказались от комментариев. По делу о расследовании в отношении ExxonMobil касательно рисков изменения климата сотрудничают 17 штатов и территорий США. В конце октября прошлого года запрос в американский Минюст о проведении федерального расследования в отношении компании направили порядка 40 американских экологических и общественных организаций. Согласно данным экологов, руководство ExxonMobil финансировало организации, которые проводили информационную кампанию с целью "отрицания существования проблемы изменения климата, что систематически вводило общественность в заблуждение". ExxonMobil, штаб-квартира которой находится в штате Техас, является крупнейшей частной нефтяной компанией в мире и одной из крупнейших корпораций по размеру капитализации. В России компания задействована в проекте "Сахалин-1" (по 30% у ExxonMobil и японской Sodeco, по 20% — у "Роснефти" и индийской ONGC) по разработке нефтегазовых месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на шельфе Сахалина. Справка
Когда в апреле [2014 года] США ввели санкции против главы "Роснефти" Игоря Сечина, казалось, что ExxonMobil вот-вот объявит о приостановке сотрудничества с госкомпанией. В начале августа [2014 года ] США запретили поставки в Россию "чувствительных" технологий для нефтяных проектов в Арктике. Но это не помешало Exxon 9 августа [2014 года] начать разведочное бурение в Карском море совместно с "Роснефтью". На платформе в это время находились Сечин и глава ExxonMobil Russia Глен Уоллер, а президент России Владимир Путин дал старт бурению по телемосту из Сочи. 2 сентября [2014 года] "Роснефть" объявила, что ее совместное предприятие с Exxon начало сейсморазведку в море Лаптевых. Одна из причин неуязвимости ExxonMobil — сильное лобби в правительственных кругах США. Крупнейшая энергетическая компания США является одним из сильнейших лоббистов: по данным OpenSecrets, в 2013 году она потратила на лоббирование $13,4 млн (19-е место среди более чем 4 тыс. американских компаний и организаций). Из 50 лоббистов, работавших на Exxon в прошлом году, 33 ранее состояли на госслужбе. Сколько ExxonMobil потратила на защиту своих российских интересов, сказать невозможно: в лоббистских раскрытиях это не дифференцируется. Косвенные признаки указывают на то, что во втором квартале [2014 года] компания усилила "пророссийское" лоббирование. Фирма Capitol Legistics с апреля начала работать по российским вопросам в интересах Exxon. Во втором квартале [2014 года] компания также привлекла The Simmons & Russell Group для работы, помимо прочего, по акту "О предотвращении российской агрессии" (содержит рекомендации против "Роснефти"). Лоббистские фирмы, нанятые ExxonMobil, не ответили на запросы РБК. Представитель ExxonMobil Алан Джефферс сообщил РБК только, что "раскрытия перед сенатом означают, что ExxonMobil стремится получить, а также предоставляет информацию, относящуюся к деятельности компании в России и на Украине". Спустя почти три месяца, в августе [2014 года] , OFAC — подразделение Минфина США, курирующее санкции, — уточнило, что "санкции в общем виде запрещают транзакции, в которых прямо или косвенно участвует заблокированное лицо, даже если это лицо действует от имени незаблокированной структуры". Например, американские компании не имеют права заключать соглашения, подпись под которыми ставит лицо из санкционного списка, указало OFAC. Нарушала ли ExxonMobil санкции, подписывая договоренности с Сечиным? OFAC делает оговорку: исключения возможны, если получить разрешение в индивидуальном порядке. "Крупные американские компании, такие как ExxonMobil, вероятно, могут получить конкретное руководство от OFAC по отдельным ситуациям, — говорил РБК в августе [2014 года] один из американских юристов, работающих в Вашингтоне. — Но большинство других компаний будут оставлены в неведении, им придется самим решать, как поступать в таких ситуациях". |