После долгих лет падения индекса Baltic Dry мы наконец увидели первую крупную жертву сокращения объема глобальных поставок. Крупнейшая в Южной Корее судоходная компания Hanjin Shipping, также занимающая седьмое место в мире по объему контейнерных перевозок, решила объявить себя банкротом.
Компания потеряла поддержку банков, а активы в портах от Китая до Испании остаются замороженными. В результате Hanjin Shipping просто не имеет доступа к своим судам.
Флот Hanjin Shipping состоит из примерно 150 контейнеровозов и балкеров, которые ежегодно перевозят более 100 млн тонн грузов по всему миру.
Но к концу 2015 г. размер долга компании составил 5,6 трлн вон ($5 млрд), пишет Reuters. Теперь суд определит дальнейшую судьбу компании, и этот процесс занимает обычно один или два месяца, но в случае с Hanjin Shipping он будет ускорен. По мнению консультантов Alphaliner, банкротство Hanjin Shipping по своим последствиям окажется хуже краха United States Lines в 1986 г.
При этом проблемы Hanjin Shipping не стали неожиданностью для тех, кто следил за постоянным снижением объемов торговли и ростом избыточных мощностей на фоне слабого спроса. Кроме того, убыток компании составил 473 млрд вон в первой половине года.
По мнению экспертов, правительство Южной Кореи заняло жесткую позицию по отношению к проблемным компаниям, то есть на помощь Hanjin Shipping может не рассчитывать. Это достаточно редкий случай, так как во всем мире принято считать такие компании "слишком большими, чтобы обанкротиться", поэтому властям приходилось их спасать.
Это также является звонком для других южнокорейских компаний, которые долгие годы занимали большую часть рынка контейнерных перевозок.
По оценкам правительства Южной Кореи, банкротство Hanjin Shipping приведет к задержкам доставки некоторых товаров на 2-3 месяца. Часть маршрутов возьмет на себя Hyundai Merchant Marine, но с остальными грузами пока нет определенности.
Hanjin Shipping в любом случае предстоит добиться освобождения активов любым способом, чтобы спасти грузы своих клиентов. В большинстве случае это удастся сделать с помощь судебного запрета на арест в связи с делом о банкротстве. То есть, в принципе, грузам в Китае, Испании и США мало что угрожает, тогда как в Риме судно уже захватил кредитор компании.
Торги акциями Hanjin Shipping были приостановлены после падения на 24% во вторник.
Но банкротство Hanjin Shipping – это только один из сигналов об опасности. Ситуация в отрасли стремительно ухудшается. Фрахтовые ставки контейнеровозов снизились с $26 тыс. в день в 2010 г. до $13 тыс. в настоящее время. И если один 40-футовый контейнер из Шанхая в США в январе 2010 г. стоил около $2 тыс., то на прошлой неделе показатель упал до $596.
Глобальные последствия от банкротства неизвестны: если корабли компании из Южной Кореи будут недоступны в течение недель или даже месяцев, эффект может быть просто разрушительным. Начнет действовать принцип домино, а глобальная экономика столкнется с настоящим логистическим хаосом. |