Неудавшаяся попытка государственного переворота турецкими военными, совершенная в ночь на субботу, временно заблокировала движение судов через Босфорский пролив, напомнив миру об усиливающейся роли Турции в качестве транзитного узла для транспортировки сырьевых товаров между Россией, Центральной Азией и Европой. Власти Турции утверждают, что взяли под контроль ситуацию в стране, и готовятся покарать подозреваемых в попытке свергнуть президента Тайипа Эрдогана, задержав уже около 6.000 человек - военных и работников судебной системы. Ниже представлены ключевые факты о роли Турции в качестве крупного транзитного узла для провоза нефти и зерна, а также важного потребителя сырьевых товаров, таких как натуральный газ и золото. ПРОЛИВ БОСФОР Босфорский пролив является одним из крупнейших в мире транспортных коридоров для морского транзита нефти. Около 3 процентов мировых поставок, или 3 миллиона баррелей нефти в сутки, преимущественно из России и Каспийского моря, проходят через 30-километровую водную артерию, соединяющую Черное море с Мраморным и далее, через пролив Дарданеллы, со Средиземным. Пролив, который также используется для поставок огромного количества зерна из России, Украины и Казахстана на мировые рынки, был закрыт на несколько часов в субботу из соображений безопасности. Около четверти мирового экспорта зерна вывозится из портов Черного моря. Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, ширина которых в некоторых местах не превышает 700 метров, считаются одними из наиболее сложных водных путей в мире. Порядка 48.000 судов ежегодно проходят транзитом через Черноморские проливы, что делает их одними из самых загруженных в мире, по данным правительства США. Торговые суда вправе свободно передвигаться через проливы в мирное время, хотя Турция и претендует на право введения ограничений в целях обеспечения безопасности или по экологическим причинам. КАСПИЙСКИЙ МОРСКОЙ ПУТЬ По нефтепроводам, которые обходят Босфор, провозится около 0,7 миллиона баррелей нефти в сутки из стран Каспийского моря, таких как Азербайджан и Казахстан, напрямую к экспортным терминалам Турции в Средиземном море, включая порт Джейхан. Возглавляемая BP группа, которая занимается обслуживанием нефтепроводов, проходящих из Азербайджана в Турцию через Грузию, сообщила, что никаких сбоев в поставках не наблюдалось. КУРДСКАЯ НЕФТЬ, ИРАН Джейхан также является конечной точкой нефтепровода, который начинается в иракском Курдистане и транспортирует около 0,5 миллиона баррелей в сутки. Источник, близкий к экспорту курдской нефти, сказал, что он осуществляется в штатном режиме. Турция также покупает газ и продукты нефтехимии у соседнего Ирана. Иранское новостное агентство Mehr сообщило, что Тегеран временно приостановил экспорт нефтехимии в Турцию в связи с закрытием границы между двумя странами. ПОТРЕБИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ Помимо выполнения транзитной функции, Турция также является крайне важным потребителем сырья - одним из пяти ведущих потребителей газа в Европе, наравне с Францией. Турция перерабатывает чуть менее 1 миллиона баррелей нефти в сутки, что делает ее одним из семи основных потребителей в Европе, наравне с Нидерландами. Нефть поступает из Ирака, Каспийского моря, Ирана и России. Газ Турция, в основном, покупает у России, Азербайджана и Ирана. ЗЕРНО И ЗОЛОТО Турция - второй по величине импортер российской пшеницы после Египта. С июля 2015 года по май 2016 года она приобрела 3 миллиона тонн этого сырья. Анкара также импортирует ячмень и кукурузу через российские черноморские порты. В общей сложности объем пшеницы, ипортируемой Турцией в текущем 2015/16 году, как ожидается, составит 4,3 миллиона тонн по сравнению с 5,95 миллиона в 2014/15 году. Импорт кукурузы, согласно прогнозам, составит 900.000 тонн в 2015/16 году по сравнению с 2,36 миллиона в 2014/15 году. Сокращение объемов отражает рост внутреннего производства. Турция - один из 10 ведущих рынков золота в мире, спрос достиг 72 тонн (около $3 миллиардов) в 2015 году, согласно данным Всемирного совета по золоту. Многие турки традиционно инвестируют в золото, стремясь обезопасить себя от резких колебаний курса национальной валюты. |