Когда Греция перестала упоминаться в заголовках финансовых разделов газет, сложилось впечатление, будто ее экономика стабилизировалась, пишет в своей статье в The New York Times экс-министр финансов Греции Янис Варуфакис. Но это не так, подчеркивает он.
По подсчетам Варуфакиса, если учесть процент от ВВП, направленный на снижение бюджетного дефицита, меры жесткой экономии в Греции оказались почти в 9 раз масштабнее, чем в Италии, и в три раза масштабнее, чем в Португалии. В результате в 2009-2014 гг. экономика Италии выросла на жалких 2%, португальская - сократилась на 1%, а ВВП Греции упал на 26,6%, что вызвало гуманитарную катастрофу.
В январе 2015 года греки проголосовали за партию СИРИЗА, дабы та провела переговоры об отмене мер жесткой экономии взамен на основательные реформы. "Я в качестве нового министра финансов старался убедить европейских и институциональных кредиторов, что самое лучшее для их и наших интересов - снижение налоговых ставок и отказ от урезания пенсий, которые и так сильно снизились", - пишет Варуфакис. Он предлагал автоматически повысить налоги, если доходы бюджета в оговоренный период не вырастут.
"К моим мольбам остались глухи, и я ушел в отставку. Кредиторы Греции настояли на еще более высоких налогах с продаж, а также на новом урезании пенсий и зарплат", - пишет автор.
По словам Варуфакиса, после этого доходы жителей Греции снова начали снижаться. Из-за закрытия банков и новых мер жесткой экономии возобновилась рецессия. Налоги душат малый бизнес, у ипотечников вот-вот начнут отнимать жилье за неуплату. В больницах кончаются запасы лекарств и материалов первой необходимости. У университетов нет денег даже на туалетную бумагу.
"Усвоены ли какие-то уроки на фоне этих бесконечных страданий? Похоже, нет", - пишет автор.
Германия постановила, что Греция должна стремиться к профициту бюджета на уровне 3,5% ВВП с 2018 года.
Варуфакис комментирует: "Условие Германии равносильно навязыванию Греции беспрерывно нарастающих мер жесткой экономии".
Варуфакис предлагает свое решение: "Греции необходима реалистичная реструктуризация ее долга и установление целевого уровня профицита не выше 1,5% ВВП. Правительству также следует продолжить реформы, направленные против олигополий в таких секторах экономики, как супермаркеты и энергетический сектор, а также против неэффективности и коррупции в государственных органах".
Но вместо этого Греции продолжают навязывать самые жесткие меры экономии. Это плодит новые невзгоды в Греции и понапрасну тормозит оздоровление экономики в еврозоне, считает автор.