Президент Чехии Милош Земан в понедельник призвал к созданию единой армии Евросоюза. По его словам, необходимость ее формирования продемонстрировали серьезные проблемы с охраной внешних границ ЕС в ситуации с острым миграционным кризисом. Курам на смех Ранее в поддержку создания единых вооруженных сил Евросоюза высказался председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Известный своим остроумием экс-премьер Люксембурга вместе с тем удостоил политику Евросоюза в области обороны сравнения "с куриной ордой, представляющей собой формирование ближнего боя". Ветеран европейской политики, в частности, с сарказмом отозвался о вооруженных силах Люксембурга, чья армия насчитывает "771 человека, включая министра обороны". Похвально, но… Европейская армия, создание которой активно обсуждается в ЕС, должна дополнять НАТО, считает генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг. По его словам, единые вооруженные силы ЕС, в случае если таковые и будут созданы, не должны дублировать функции НАТО. Одних слов мало Идея создания единой европейской армии родилась не сегодня. В рамках "Общей политики в области безопасности и обороны Европы", разработанной еще в 1999 году, ЕС самостоятельно проводил и проводит различные операции — как гражданского, так и военного характера. За это время было уже 22 гражданских и 11 военных миссий, которые европейские страны осуществляли вне НАТО. Эти факты, однако, не являются свидетельством качественного сдвига в формировании Евросоюзом полноценной единой политики в области обороны. В институтах власти это признают и объясняют национальными интересами стран ЕС, которые далеко не всегда совпадают. Не у всех членов сообщества одна и та же концепция европейской оборонной политики — отсюда сложности с принятием решений на уровне 28 стран-членов. "Есть те, кто хочет "жесткой силы" (hard power), и другие, их большинство, чье видение сопряжено с "мягкой силой" (soft power). А это уже своего рода заниженная самооценка", — приводит интернет-ресурс B-2 слова экс-генсека внешнеполитической службы ЕС Пьера Вимона. Именно поэтому, с его слов, Евросоюз в основном действует как "поставщик гуманитарной помощи", а в случае возникновения "ситуации высокой интенсивности", многие страны-члены сообщества числятся "в отсутствующих". Сложно технически Одной из проблем на пути создания единых вооруженных сил ЕС является формирование единого командования и управления операциями. У ЕС сегодня две возможности: использовать ресурсы НАТО в рамках договоренностей "Берлин плюс" от 2003 года, которые являются основой для взаимодействия НАТО-ЕС при урегулировании кризисов. Вторая формула: страна-член ЕС управляет операцией в сотрудничестве с другими государствами сообщества. Пример тому — миротворческая операция в Конго, руководство которой взяла на себя Франция. Многие в Европе считают необходимым создать генштаб вооруженных сил ЕС, чтобы страны-члены могли самостоятельно планировать и руководить своим операциями, не прибегая к ресурсам и возможностям НАТО. Речь идет, в частности, не столько о том, чтобы отгородиться от политики США в области обороны, сколько создать собственные структуры, которые бы не столь сильно зависели от Вашингтона. Однако ЕС, в отличие от НАТО, пока не располагает полноценной политической и командной структурой, обладающей необходимыми политико-стратегическими, военно-стратегическими и операционно-тактическими рычагами. Нет денег Проведение Евросоюзом как гражданских, так и военных операций в рамках общей политики безопасности и обороны связано со значительными финансовыми расходами. Между тем, у целого ряда европейских членов НАТО расходы на оборону ниже одного процента ВВП, вместо требуемых Североатлантическим альянсом двух процентов. Именно соображения бюджетного характера порой являются причиной отказа со стороны того или иного члена ЕС участвовать в европейской гражданской или военной миссии. С оглядкой на Вашингтон? Создание единой европейской армии возможно, если она станет своего рода основой НАТО, считает бывший глава генштаба Еврокорпуса Хосе Энрике де Айяла. В противном случае, по его словам, ряд стран заинтересованных в прочных связях Европы с США, начтут противиться — Великобритания, Польша и некоторые другие страны Восточной Европы и Балтии. В этой связи независимые эксперты считают, что вооруженные силы ЕС и НАТО вполне могут существовать параллельно. Поскольку интересы США и ЕС не всегда полностью пересекаются, в тех военных и даже гражданских миссиях, участвовать в которых не заинтересован Вашингтон, ЕС мог бы действовать своими средствами. "НАТО не трожь!" Хотя идея "интегрированной обороны" заложена в Лиссабонский договор 2007 года о функционировании расширенного Евросоюза, в силу различий в политических подходах стран сообщества реализовать ее непросто. Тем более что многие члены ЕС не хотят посягать на ответственность НАТО по обеспечению коллективной обороны. Подвижки есть Странам Евросоюза, несмотря на отдаленность перспективы создания единых вооруженных сил, тем не менее, удалось кое-что сделать в этом направлении. Так, в 1992 году был создан Еврокорпус, многонациональные части, которые именуют "эмбрионом европейской армии". Кроме того, ЕС в 2004 году обеспечил себя силами быстрого реагирования — так называемыми "боевыми группами", войсковыми единицами батальонного уровня численностью около 1500 военнослужащих. Однако эти силы до сих пор не были задействованы в каких-либо операциях. Было также создано Европейское оборонное агентство, которое занимается развитием оборонного потенциала ЕС посредством активизации военно-технического сотрудничества между странами сообщества, реализации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В ожидании директивных указаний Будет ли ЕС продолжать движение в направлении создания единых вооруженных сил, станет понятно по итогам июньского саммита сообщества. Лидерам 28 стран ЕС предстоит одобрить европейскую стратегию в области внешней политики и безопасности, разрабатываемую ведомством главы европейской дипломатии Федерики Могерини. Но уже сейчас можно предположить, что в этом документе будет, в первую очередь, заявлено о необходимости совершенствования инструментов взаимодействия ЕС-НАТО. |