Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 3 февраля 2016 года подписал символически важный декрет, которым помимо прочего установлено, каким образом казахстанские военнослужащие должны маршировать во время военных парадов. Отмена традиционного советского "гусиного шага", до сих пор используемого в России, стала яркой демонстрацией растущей независимости Казахстана в военной сфере. Поскольку Грузия в 2007 году и Эстония в 2008 году аналогичным образом отменили этот строевой шаг в период обострения напряженности в отношениях с Россией, решение Назарбаева породило некоторые сомнения относительно прочности долгосрочного российско-казахстанского партнерства. Вступление Казахстана в возглавляемый Россией Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в 2015 году парадоксальным образом сопровождалось эскалацией антикремлевских выпадов со стороны Астаны. В течение последних нескольких месяцев Казахстан предпринял некоторые дипломатические маневры в связи с украинским кризисом, включая встречи между Назарбаевым и президентом Украины Петром Порошенко. Кроме того, был подписан весьма знаменательный договор о расширении торговых связей между двумя странами в области энергетики и сельского хозяйства. Порошенко высоко оценил высказывания Назарбаева о поддержке территориальной целостности Украины. Назарбаев также выступил с жестким опровержением оскорбительных комментариев Путина по поводу отсутствия исторических основ казахского национального самосознания, в связи с празднованием 550-летия казахской государственности. Несмотря на эти резкие шаги, мнение о том, что Астана готова разорвать долгосрочный альянс с Москвой, является глубоко ошибочным. Попытки Казахстана освободиться от российской гегемонии вовсе не являются предвестием глубинных геополитических перемен в Евразии, поскольку действия Назарбаева носят исключительно тактический характер и продиктованы главным образом соображениями внутренней политики. Формируя последовательную внешнеполитическую доктрину, отличную от российской, власти в первую очередь стремятся предотвратить выступления населения против режима на фоне ухудшения экономической обстановки. За действиями Назарбаева скрывается молчаливое осознание факта, что риторика Казахстана не может перерасти в реальную антироссийскую политику, поскольку у Астаны нет альтернативного союзника, способного заменить Москву и взять на себя ее лидирующую роль. Связь между независимым поведением Казахстана в отношении России и устойчивым положением режима Поскольку экономический рост Казахстана замедлился в связи с рецессией в России, низкими ценами на нефть и стремительным обесцениванием национальной валюты, растет риск проявлений политической нестабильности, подобных "электрическим протестам" в Армении и недавним беспорядкам в Азербайджане. В связи с тем, что долгосрочное политическое будущее Казахстана остается неясным из-за отсутствия назначенного преемника 75-летнего президента Назарбаева, казахская политическая элита использует независимую и все более явную антироссийскую риторику в качестве способа сплотить общество вокруг режима. Казахский национализм считается наиболее мощным по сравнению с другими странами Центральной Азии, поскольку общественное давление на власть в направлении выхода из Советского Союза и расширение использования казахского языка проявилось раньше, чем в большинстве стран СНГ, в ходе массовых протестов в июне 1989 года. Несмотря на то, что в 1991 году лишь 40 процентов жителей Казахстана являлись этническими казахами и большая часть населения не говорила на казахском языке, Назарбаев ввел обязательное использование государственного языка для чиновников всех уровней госаппарата. Чтобы предотвратить массовую эмиграцию или протесты со стороны русскоговорящего меньшинства, казахский режим проводит политику мультикультурной идентичности, а президент Назарбаев часто восхваляет многонациональный характер казахского общества, которое включает 130 этнических групп. Акцентирование независимой внешней политики Казахстана стало еще более выраженным после присоединения Россией Крыма в 2014 году, поскольку в обществе возникли опасения, что Россия может использовать украинский или грузинский сценарий для военного вторжения с целью "защиты этнических русских в Северном Казахстане". Формирование менталитета "осажденной крепости" с целью консолидации общества вокруг идеи незыблемости государственного суверенитета Казахстана является важнейшим фактором безопасности режима Назарбаева, поскольку оно способно нейтрализовать дестабилизирующие последствия тяжелого экономического положения. Клятва Назарбаева "не уступить ни капли суверенитета Казахстана" России в связи с присоединением страны к ЕАЭС продемонстрировала его статус решительного национального лидера и заметно улучшила имидж президента в глазах общественности накануне завуалированно безальтернативных выборов в апреле 2015 года. Почему Казахстан остается в зоне влияния Москвы Если заглянуть глубже, антикремлевские демарши Назарбаева являются скорее уловками с целью поддержания устойчивого имиджа, чем признаками реальных политических пермен. Чтобы умиротворить русских националистов, поддерживающих режим, но одновременно с одобрением воспринимающих реваншистскую политику Путина в постсоветских странах, казахстанский лидер делает многочисленные заявления в поддержку воинственных шагов Путина. Назарбаев выразил согласие с общепринятым среди русского населения Северного Казахстана мнением, что украинский "Евро-Майдан" в сущности являлся государственным переворотом и привел к власти фашистскую хунту. Его словесные выражения солидарности с этническими меньшинствами на Украине дали повод выдающимся фигурам русского националистического движения, таким как бывший руководитель Русского культурного центра Вадим Обухов, заявить, что межэтнические отношения между казахами и русскими являются гармоничными и мирными. Назарбаев отчетливо представляет себе степень допустимого отклонения от линии Кремля. В октябре 2015 году Владимир Путин объявил о свое намерении создать единые пограничные войска СНГ (некое подобие сил НАТО) для защиты стран Центральной Азии от потенциального распространения террористической активности Талибана в Афганистане на их территорию. Это военное присутствие демонстрирует способность России в любой момент начать военное вмешательство, направленное против Казахстана, в случае если последний станет действовать вопреки интересам Кремля. Хотя Китай обещал защитить суверенитет Казахстана на основании мандата Шанхайской организации сотрудничества, неготовность Пекина переходить от экономических инвестиций к интервенционистской внешней политике усилила в Казахстане ощущение уязвимости и беззащитности перед потенциальной российской агрессией. В ответ на нависшую угрозу со стороны российской военной машины, Казахстан занял позицию международного посредника, моста между Россией и теми странами, с которыми у Москвы сложились напряженные отношения, например, Украиной и Турцией. Несмотря на всю привлекательность дополнительных доходов от внешней торговли и расширения геополитического профиля страны, которые может обеспечить в случае успеха казахстанская стратегия балансирования, Назарбаев четко понимает, что дипломатическое заигрывание с антироссийскими лидерами не способно перерасти в реальный альянс. Недавние попытки Путина ограничить торговлю между Украиной и Казахстаном иллюстрируют эти негласные пределы казахской независимости. С целью противодействия сокращению торгового оборота со странами ЕАЭС, наблюдавшемуся в первый год членства Казахстана в таможенном союзе, Путин подписал декрет, в соответствии с которым все украинские товары, направляющиеся в Казахстан, должны будут прежде проследовать по территории России (так в тексте, прим. mixednews). Назарбаев также воспользовался усилением российского военного присутствия в странах Центральной Азии для активизации собственной анти-исламистской кампании внутри страны. Сотрудничество с Россией в борьбе против ДАИШ способствует предотвращению радикализации экономически обездоленных мусульман в Казахстане и создает врага в виде исламского экстремизма, против которого казахское общество может сплотиться. Кроме того, казахстанский лидер оказывает мягкое давление на Путина с целью добиться увеличения арендных платежей за использование Россией военных объектов на территории Казахстана. Многочисленные "сдержки и противовесы" казахстанского неповиновения Кремлю убедительно свидетельствуют о том, что символическая решительность недавних шагов Назарбаева явно превосходит реальную степень отдаления Астаны от Москвы. Усилия Казахстана по формированию национальной идентичности и стратегия балансирования между соперничающими странами являются ключевыми факторами краткосрочной стратегии Назарбаева и перспективной стабильности в пост-назарбаевском Казахстане. На сегодняшний день стратегические интересы Казахстана, а также отсутствие внятной альтернативы являются гарантией того, что он останется частью сферы российского влияния, и в то же время будет осторожно утверждать свою независимость, поддерживая образ более или менее равноправного партнера в альянсе Москва-Астана. Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов |