Ссылка на оригинал Кризис с беженцами, угроза терроризма и воинственная Россия с ее антинатовской риторикой продолжают доминировать на стратегическом пейзаже Европы Балтика особенно ощущает напряжение: Финляндия и Швеция пришли к выводу, что небольшие русские субмарины исследуют порты и прибрежные воды с конца 2014 года, а вылазки русских разведывательных самолетов и бомбардировщиков – иногда с истребительным прикрытием – требуют продолжения воздушных патрульных операций НАТО над бывшими советскими прибалтийскими республиками, а также более высокого уровня боеготовности шведских ВВС. Новые истребители продолжают доминировать в бюджетных прениях четырех государствах, которые помогали запускать программу F-16 в 70-х. Как следствие высокой стоимости Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter (JSF), в Нидерландах военно-воздушные силы приняли сокращение планируемых закупок, с 85 до 37 самолетов, и теперь делают попытки компенсировать недостаток. В мае Нидерланды и Италия подписали соглашение, согласно которому голландские пилоты будут тренироваться на принадлежащих Италии самолетах Alenia-Aeromacchi M346 и на её наземных симуляторах. И М346, и симуляторы также могут использоваться в качестве условного противника в учебных воздушных боях, приближенных к боевым, так что ВВС не нужно будет поднимать в воздух F-35 для выполнения роли "Красных сил". При наличии симуляторов, М346 также сможет тренировать операторов непосредственной воздушной поддержки. Норвежский шеф обороны, адмирал Хаакон Бруун-Ханссен, в октябрьском докладе, где в общих чертах обрисовываются рекомендации для военного строительства на следующие несколько лет, снова подтвердил приверженность военных покупке пятидесяти двух F-35. Однако, этот и прочие проекты – включая замену морского патрульного самолета P-3 Orion, - не могут быть профинансированы при текущих бюджетных показателях, так что полная закупка F-35 сопряжена с одобрением парламента на увеличение бюджета, что остается неопределенным. Дания в начале декабря готова была объявить о решении в пользу F-35, конкурировавшего с Eurofighter Typhoon и Boeing F/A-18E/F, однако после того, как новость была обнародована, правоцентристское правительство отложило официальное заявление на начало 2016 г. Одна из проблем, как сообщил источник в промышленности, что, хотя формально планируется закупка 30 самолетов, бюджет может покрыть покупку только 20 машин или меньше. Бельгия, которая отставала от других партнеров по программе F-16, как ожидается, выпустит запрос предложения о поставке истребителей в начале 2016, намереваясь принять решение до апреля-мая 2018, в пределах срока полномочий действующего правительства. Поставки должны состояться в 2023-2029 гг. Участвуют пять кандидатов – JSF, Super Hornet, Saab Gripen, Dassault Rafale и Typhoon. Хотя бельгийские F-16 в настоящее время могут оснащаться американскими ядерными бомбами B61, которые хранятся на складах в Бельгии, запрос предложения не требует способности нести ядерные вооружения. Продолжает развиваться экспортно-ориентированная политика оборонных закупок Швеции – важнейшее изменение со времён Холодной войны и 90-х гг., когда шведское правительство отвечало за большую часть бизнеса оборонной индустрии. Неплохо идёт проект JAS 39E Gripen. Первый строящийся самолет модификации Е был на стадии финальной сборки в Линкопинге в ноябре, а Gripen C/D, как ожидается, в 2016 станет первым полностью боеготовым истребителем, вооруженным воздушно-реактивной ракетой класса воздух-воздух, MBDA Meteor. Швеция начала другой важный проект в июле, когда агентство военных технологий FMV заключило с Saab контракт на постройку двух новых субмарин А26 и модернизацию двух подлодок класса Gotland. Модернизированные лодки будут поставлены в 2018-2019 гг., а А26 – первые совершенно новые подводные лодки за более чем десятилетие – в 2022 и в 2024. Большая, чем Gotland, 2000-тонная А26 лучше приспособлена для действий в океане и оптимизирована для разведки, наблюдения и специальных операций. Она будет нести новое транспортное средство для пловцов, улучшенные облегчённые торпеды и беспилотные подводные аппараты специального назначения. Saab и шведское правительство прилагают усилия по изучению экспортного потенциала А26. Saab подписал соглашение с группой Damen о предложении удлиненной версии А26 Нидерландам по программе замены старых субмарин, также начались обсуждения с партнерами в Польше и Норвегии. ВВС небольших европейских стран продолжают присматриваться к истребителю Gripen. Последние из заказанных версий C/D были поставлены ВВС Швеции в феврале, а повышенная готовность означает ограниченное предложение C/D для лизинга, однако гибкая производственная линия Saab может принимать заказы как на новые самолеты, так и на Gripen C/D (за меньшую цену), произведенных путем модификации JAS 39 старых версий A/B с малым налетом из запасов ВВС Швеции. Словакия, выбрав Gripen, ведет переговоры по контракту и рассматривает модернизированные версии A/B. Хорватия, как ожидается, выберет новый истребитель в начале 2016, а Венгрия и Чехия ищут возможности по увеличению своих лизинговых флотов Gripen. Продолжается перевооружение Польши, постепенно страны бывшего восточного блока избавляются от вооружений советской эпохи. В 2016 продолжатся поставки наземной системы ПВО Raytheon Patriot, поскольку в апреле она выиграла конкурс у Eurosam. Польша ожидает получения двух батарей Patriot к 2018 г., и еще пяти к 2025. Она также выбрала вертолеты Airbus EC725 Caracal для модернизации транспортной авиации, вооружила свои патрульные катера класса Orkan противокорабельными ракетами Saab RBS 15 Mk.3 и заказала дивизион береговой обороны Kongberg Naval Strike Missile. |