Ливия потеряла более $68 млрд потенциальной прибыли с 2013 г. на фоне силовой борьбы между конкурирующими фракциями, которая привела энергетическую промышленность страны фактически к краху и разрушила экономику.
По оценкам Национальной нефтяной корпорации (National Oil Corporation, NOC), эта сумма включает в себя прекращение добычи на 75 отдельных месторождениях и нестабильную ситуация, приводящую к срыву поставок, в портах отгрузки.
"Экономика страны находится в очень сложной ситуации, - говорит Мустафа Саналла, глава государственной компании NOC, в интервью изданию Financial Times. - Отношения между двумя правительствами действительно очень плохие, и это отражается на нефтяной промышленности".
Местные акции протесты, проблемы с инфраструктурой и атаки боевиков ИГИЛ также оказали негативное влияние на нефтяную промышленность в стране, отмечает Саналла.
А падение цен на нефть на 75% с середины 2014 г. означает, что тот поток нефти, который Ливия смогла экспортировать, принес меньший объем дохода.
А крах нефтяной промышленности Ливии, которая является основным стержнем ее экономики, разрушил финансовую системы страны. Мохаммед Аль-Корчи, глава миссии Международного валютного фонда (МВФ) в стране, заявил, что в прошлом году бюджетный дефицит составил 54% ВВП - "один из самых высоких в мире".
Тем временем, согласно прогнозу Economist Intelligence Unit, в 2016 г. экономика Ливии станет самой быстросокращающейся экономикой в мире, опередив по этому показателю даже Сирию, а также такие страны, как Венесуэла и Экваториальная Гвинея.
В результате гражданской войны в Ливии образовалось два правительство: одно поддерживается и признается международным сообществом и базируется в городе Тубрук на востоке страны, а второе — это исламистское правительство, которое базируется в Триполи, где также базируется компания NOC.
И хотя обе фракции продолжают вести борьбу за контроль над нефтяными доходами, однако энергетические компании и трейдеры продолжают следовать условиям контрактов, которые были заключены с базирующейся в Триполи NOC, которая остается одним из немногих действующих институтов.
Кроме того, боевики ИГИЛ с начала года разрушают нефтяную промышленность и наносят ей непоправимый урон. Однако Саналла отмечает, что Petroleum Facilities Guard - вооруженные силы, которые призваны защищать энергетическую инфраструктуру, - являются серьезным препятствием для ведения деятельности.
Говоря о проблемах, с которыми сталкивается нефтяная промышленность страны, Саналла приводит такой пример: он отправил танкер с нефтью в нефтехранилище, чтобы избежать атаки ИГИЛ, в порт Рас Лануф. Однако PFG не дала разрешения, и на этой неделе нефть подожгли.
Добыча нефти в стране упала до 362 тыс. баррелей в сутки — это всего 20% от уровня 2011 г. Две трети от этого объема экспортируются.
По мере того как конфликт между враждующими сторонами нарастает, растут опасения того, что боевики ИГИЛ усилят контроль над энергетическими объектами.
Власти, признанные международным сообществом, полагают, что у нового правительства сейчас основная задача — нарастить добычу нефти до 1,3 млн баррелей в сутки. И основным препятствием к этому является конфликт между двумя сторонами. |