Стратегический нефтяной резерв (SPR) Америки, который когда-то был краеугольным камнем энергетической безопасности США, теряет свою привлекательность для Вашингтона.
Долгое время огромные запасы нефти были гарантией обеспечения внутренних потребностей в топливе по более-менее приемлемым ценам. При этом использование этих стратегических запасов всегда было крайней мерой, и мировой рынок нефти достаточно остро реагирует на любые сообщения, связанные с возможностью "распечатывания" SPR.
В настоящий момент объем запасов оценивается в 695 млн баррелей нефти, что эквивалентно мировому потреблению в течение недели.
История создания стратегических нефтяных резервов США
Созданы SPR были 22 декабря 1975 г. по указу президента США Джеральда Форда "Energy Policy and Conservation Act” о создании стратегических нефтяных резервов в ответ на нефтяное эмбарго со стороны ОПЕК в 1973 – 1974 гг. Впервые нефть для запасов из Саудовской Аравии была поставлена 21 июля 1977 г.
По официальным данным, по состоянию на 21 декабря 2012 г. объем нефти в стратегических резервах составлял 694,9 млн баррелей. В настоящее время SPR состоит из четырех комплексов по хранению нефти. Bryan Mound, Big Hill, West Hackberry, Bayou Choctaw. Bryan Mound и Big Hill расположены в штате Техас, на побережье Мексиканского залива. West Hackberry и Bayou Choctaw – в штате Луизиана, также у побережья Мексиканского залива. Максимальный совокупный объем комплексов составляет 727 млн баррелей.
В первую очередь стратегический нефтяной резерв используется в качестве инструмента реагирования на чрезвычайные ситуации. Решение об использовании запасов принимает президент США в случае экономической угрозы, связанной с перебоями в поставках нефти. После подписания президентского указа о продаже нефть из резервов физически попадает на рынок в среднем через 13-14 дней. История использования стратегических резервов нефти США Дата | Причина | Предпринятые действия | 1985 г. - ноябрь | Тестовые продажи | Продано 967 тыс. баррелей | 1990 г. - октябрь | "Щит в пустыне" | Тестовые продажи до 5 млн баррелей (3,9 млн продано) для операции "Щит в пустыне" | 1996 г. - январь-март | "Буря в пустыне" | Тестовые продажи до 33,75 млн баррелей (17,2 млн продано) для операции "Буря в пустыне" | 1991 г. - январь | Продажи из хранилища Weeks Island | Выделение 5,1 млн баррелей для продажи, связанной с необходимость вывода из эксплуатации Weeks Island | 1996 г.- апрель | Блокирование трубопровода ARCO | Временное выделение 900,416 тыс. баррелей трубопроводной системе Seaway, для того чтобы сохранить поставки нефти в Кушинге после блокирования трубопровода ARCO | 1996 г.- апрель | Продажи для снижения дефицита | Выделение 12,8 млн баррелей для сокращения дефицита по мере необходимости | 1996 г. - октябрь | Продажи для снижения дефицита | Выделение 10,2 млн баррелей для финансирования затрат на операции SPR в 2007 г. вместо выделения ассигнований | 1998 г. - декабрь - 2000 г. - февраль | Обмен нефти Maya | 11 млн баррелей тяжелой нефти Maya обменяли на 8,524 млн баррелей легкой нефти для удовлетворения требований по качеству резервов | 2000 г. - июнь | Обмен из-за блокирования поставок | Временное выделение 1 млн баррелей CITGO и Conoco из-за блокирования поставок после аварии в Луизиане | 2000 г. - август | Обеспечение отопления | Выделение 2,836 млн баррелей в счет оплаты резервов для отопления домов на северо-востоке страны | 2000 г. - октябрь | Обмен 2000 | Обмен 30 млн баррелей для увеличения поставок для отопления во время зимнего сезона | 2002 г. - октябрь | Ураган "Лили" | Временное перемещение 98 тыс. баррелей в систему Shell для сохранения запасов во время урагана "Лили" | 2004 г. - сентябрь | Ураган "Иван" | Временное выделение 5,4 млн баррелей пяти компания из-за остановки производства и морских терминалов | 2005 г. - сентябрь | Ураган "Катрина" | Продано 11 млн баррелей и 9,8 млн баррелей выделено в качестве займа из-за блокирования нефтяного сектора на побережье | 2006 г. - январь | Обмен из-за аварии баржи | Временно выделено 767 тыс. баррелей Total Petrochemicals USA из-за аварии баржи и блокирования поставок | 2006 г. - июнь | Обмен из-за блокирования поставок | Временное выделение 750 тыс. баррелей сырой нефти CITGO и Conoco из-за блокирования поставок после аварии в Луизиане | 2008 г. - сентябрь | Ураганы "Густав" и "Айк" | Временное выделение 5,389 млн баррелей пяти компаниям, чьи поставки были прекращены из-за непогоды | 2011 г. - июнь | Продажа нефти из-за ситуации в Ливии | Продано 30,64 млн баррелей 15 компаниям. Продажа координировалась МЭА из-за потери объемов добычи в Ливии | 2012 г. - август | Ураган "Исаак" | Временное выделение 1 млн баррелей Marathon Petroleum из-за негативного воздействия урагана на перерабатывающие мощности |
Источник: данные Министерства энергетики США
Большая часть случаев использования стратегических резервов связана с ситуацией на внутреннем рынке, когда необходимо обеспечение бесперебойных поставок. Но иногда резервы использовались для влияния на ситуацию на внешних рынках.
Но каждое использование SPR вызывает шквал критики со стороны Конгресса США. Даже в 2011 г. члены конгресса критиковали Белый дом и утверждали, что нет никаких причин для использования резервов.
Конечно, сильнее всех возмущались республиканцы.
"Открыв стратегический нефтяной резерв, президент использует инструмент национальной безопасности, чтобы решить свои внутриполитические проблемы. SPR был создан для смягчения резких перебоев с поставками. Это действие угрожает нашей способности реагировать на настоящий кризис и означает, что мы должны будет найти ресурсы для пополнения резерва, то есть эти значительные затраты лягут на плечи налогоплательщиков", - сказал спикер палаты представителей Джон Бейнер в июне 2011 г.
Но, видимо, времена изменились. Сенат США достиг двухпартийного соглашения на этой неделе по долгосрочной транспортной программе, по которой будут финансироваться строительство и модернизация национальных дорог и транзитных систем.
Проблема в том, что большая часть финансирования связана с федеральным налогом на бензин, который на протяжении двух десятилетий остается без изменения на уровне 18,4 цента за галлон.
Инфляция и более экономичные автомобили означают, что эта сумма уже не позволяет обеспечивать необходимые объемы финансирования, как раньше.
Но конгресс не намерен поднимать газовый налог, поэтому необходимо было найти новые источники финансирования. В результате было решено продавать нефть из SPR. Согласно новому законопроекту в 2018-2025 гг. будет продано 101 млн баррелей нефти.
Пока не ясно, как все это будет обосновываться с точки зрения национальной безопасности, так как подобные действия раньше рассматривались исключительно как "циничный политический шаг", хотя, конечно, Белый дом такую критику игнорировал.
Сейчас Сенат США даже не пытается говорить, что преследует какие-либо цели энергетической безопасности. Продать 101 млн баррелей необходимо просто потому, что это позволит получить $9 млрд на транспортные проекты. Экономисты не одобряют такой шаг, так как разумнее повысить налог на бензин, а не возвращать резервы на уровень сорокалетней давности.
Некоторые сенаторы отмечают, что сейчас продажа нефти из SPR, хотя и позволит получить необходимые деньги, в долгосрочном периоде может обернуться катастрофой, так как это только разовая акция и недостаток финансирования останется. То есть сейчас США хотят поставить под угрозу свою будущую национальную безопасность, отмечает сенатор по вопросам энергетики Лиза Марковски.
И, судя по всему, налог через несколько лет все равно придется повышать.
С другой стороны, Сенат США формально прав. Такой объем SPR может быть избыточным. Согласно обязательства США перед Международным энергетическим агентством, запасы должны быть сформированы в размере, который будет достаточным для обеспечения внутреннего потребления в течение 90 дней. А сейчас запасов хватит на 106 дней.
И если учитывать, что у частного сектора также есть достаточно большие запасы, можно утверждать, что у Америки накопилось слишком много нефти. И это дает возможность сократить SPR.
Тем не менее есть множество причин, почему правительство должно подумать дважды, прежде чем продавать нефть из запасов. Например, сланцевая революция может неожиданно завершиться, и объемы добываемой нефти упадут. Это означает, что придется импортировать значительно больше нефти, а уязвимость к перебоям с поставками вырастет.
Исходя из ретроспективных данных можно сделать вывод, что использования нефти из стратегических резервов не оказывает сильного влияния на мировые цены, поскольку только частично компенсирует возможный рост цен. Так, например, во время последней крупной продажи в 2011 г. было реализовано около 30 млн баррелей. Но с момента объявления об использовании резервов и до завершения всей процедуры стоимость фьючерсов на WTI снизилась всего на 3%, тогда как во время продажи (2 месяца) снижение составило порядка 8-10%. При этом цены уверенно растут во время увеличения объема резервов. |