Госдума во вторник на пленарном заседании приняла во втором и третьем чтениях депутатский закон о регулировании деятельности рейтинговых агентств в России. Документ, внесенный в Госдуму в феврале экс-главой комитета по финансовым рынкам Натальей Бурыкиной, вводит понятия: "кредитный рейтинг", "кредитоспособность", "национальная рейтинговая шкала", "рейтинговый аналитик", "группа рейтинговых агентств" и другие основные понятия. Кроме того, в частности, определяется порядок аккредитации рейтинговых агентств, единые правила их деятельности, размер капитала. Закон был подготовлен в нижней палате парламента в связи с рейтинговыми действиями международных агентств в начале 2015 года. Fitch, Moodys и Standard & Poors в январе понизили рейтинги РФ, в том числе S&P — до спекулятивного уровня "ВВ+". Власти РФ назвали эти действия необоснованными и политически ангажированными. Российские чиновники и экономисты и ранее неоднократно отмечали, что России нужно перестать ориентироваться на действия рейтинговых агентств "большой тройки". Суть закона Закон определяет, что аккредитацией рейтинговых агентств занимается ЦБ РФ. В полномочия Банка России также входит ведение реестра рейтинговых агентств, проведение проверок, направление предписаний и применение иных мер воздействия. Рейтинговые агентства, не включенные в реестр, не могут работать в России. Кроме того, эти агентства не должны заниматься какой-либо другой деятельностью. Согласно закону, юрлица из РФ будут обязаны привести свою деятельность в соответствие с данным законом в течение полутора лет с даты вступления в силу документа, иностранные юридические лица, имеющие в РФ обособленные подразделения, — в течение двух лет. Кроме того, законом регламентируется деятельность рейтинговых аналитиков, комитетов, процедура раскрытия информации о рейтинговом агентстве и прочее. Минимальный размер капитала для рейтингового агентства устанавливается в размере 50 миллионов рублей. Методику определения капитала агентства устанавливает Банк России. При этом доля кредитной организации, участников банковской группы, холдинга, некредитной финансовой организации или участника страховой группы в уставном капитале рейтингового агентства не может превышать 20%. Определяется список лиц, которые не праве распоряжаться 10% и более процентами голосов, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал рейтингового агентства. О лицах, имеющих право распоряжаться 10% и более, агентство должно уведомлять ЦБ. Также агентства должны обеспечивать независимость рейтинговой деятельности, в том числе от любого политического и экономического влияния, предотвращать и выявлять конфликты интересов, управление ими и раскрытие информации о них, а также соблюдать требования законодательства РФ. Представительство иностранного рейтингового агентства вправе представлять свои интересы и защищать их в России. Кроме того, устанавливаются требования к рейтинговым аналитикам. Например, ведущим рейтинговым аналитикам запрещается участвовать в рейтинговых действиях, связанных с одним объектом такой оценки, более 4 лет подряд, а в отношении суверенных рейтингов — более 5 лет подряд. Кроме того они не вправе принимать подарки стоимостью свыше 3 тысяч рублей, в том числе деньгами, от лица, в отношении которого устанавливается рейтинг, а также от других лиц, с которыми агентство состоит в деловых отношениях. Рейтинговый аналитик также не может владеть акциями в капитале агентства. Определены и другие требования. Что такое кредитный рейтинг
Кредитный рейтинг представляет собой независимую оценку тем или иным рейтинговым агентством кредитоспособности эмитента, на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения. Причины изменения кредитных рейтингов весьма многообразны. Одни связаны с общими переменами в экономике и деловой среде, другие носят более узкий характер и определяются обстоятельствами, затрагивающими конкретную отрасль. |