Российские регионы в 2015 г. не должны допустить дефолты по своим обязательствам, способы решения долговых проблем уже разработаны и применяются, отмечает Минфин.
В 2014 г. регионы неоднократно жаловались на то, что рост банковских ставок приводит к удорожанию обслуживания долга и отвлечению средств регионов, которые могли бы пойти на инвестиционные цели или социальную политику. Более того, регионы не исключали возможности дефолтов и просрочек по выплатам долгов.
В связи с этим Минфин в прошлом году разработал меры помощи регионам. "Есть много механизмов, которыми могут пользоваться субъекты для управления ликвидностью долговой политики.
Первое - это казначейские кредиты. Во-вторых, мы дали субъектам почти 150 млрд руб. в прошлом году на замещение коммерческого долга. И в этом году продолжаем: 150 млрд руб. распределено и почти 70 млрд руб. уже перечислено под 0,1% годовых", - заявила глава департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина в интервью ТАСС.
Объем бюджетных кредитов регионам составит в 2015 г. 310 млрд руб.
Минфин подчеркивает, что облигационный долг регионов, как правило, растянут на несколько лет, однако доля краткосрочных заимствований в кредитах преобладает, что является риском. Тем не менее дефолты по облигационным займам маловероятны.
Рискам подвержены регионы, у которых размер долга приближается или превышает размер доходов. По данным Минфина, на 1 мая 48 регионов имели госдолг, размер которого приближается к 50% налоговых и неналоговых доходов бюджета. При этом 11 регионов имеют госдолг по кредитам и ценным бумагам, размер которого превысил 50% доходов бюджета.
Так, долг Карелии на 1 мая составляет 99% от налоговых и неналоговых доходов региона, банковский долг - 53%, Вологодской области - 95% и 51% соответственно, Рязанской - 87% и 51%, Хакасии - 84% и 63%, Амурской области - 92% и 58%, Забайкальского края - 87% и 51%, Марий Эл - 88% и 52%, Астраханской области - 86% и 59%, Липецкой области - 61% и 52%, Удмуртии - 88% и 59% соответственно.
Минфин разработал правила, по которым регионам выдают бюджетные кредиты для частичного замещения их долгов по кредитам банков и ценным бумагам. "Мы помогаем субъектам бюджетными кредитами: эти средства покрывают половину суммы погашения долга, приходящегося на 2015 г.", - отметила Ерошкина.
Минфин также обеспечил авансовое перечисление дотаций в объеме 25 млрд руб. для дополнительной поддержки регионов. "Все субъекты с коммерческим долгом получат кредиты, если будут выполнять условия соглашения: планомерно снижать объем долга до размера не больше 50% от собственных доходов к 1 января 2017 г.", - подчеркнула Ерошкина.
Кроме того, с прошлого года у регионов появилась возможность брать у Федерального казначейства короткие кредиты на 30 дней под символический процент для покрытия кассовых разрывов.
Еще одно решение Минфина, которое позволит регионам снизить долговую нагрузку, - это отсрочка по бюджетным кредитам, выданным в 2010-2011 гг. на строительство и ремонт дорог. Погашение задолженности по основному долгу и процентам перенесли на 2025-2034 гг. по ставке 0,1% годовых.
Долг регионов в последние месяцы снижается. Так, на 1 мая общий долг регионов и муниципалитетов составил 2,4 трлн руб. (сокращение на 3,9 млрд руб.). Долг регионов по коммерческим кредитам сократился в январе-апреле на 102,5 млрд руб. (- 7,7%) и составил на 1 мая 1,2 трлн руб. |