("Judicial Watch", США)
За 17 месяцев до того, как президент Обама пренебрежительно назвал ИГИЛ "командой второго состава", разведывательное управление министерства обороны (РУМО) предупреждало об усилении террористической организации и о возможном создании халифата, если ее не остановить. Доклад разведки был разослан в ЦРУ, Госдепартамент и высокопоставленным военачальникам, однако неизвестно, был ли об этом документе хотя бы проинформирован Обама. Доклад РУМО, который удалось посмотреть журналистам Fox News, был получен по федеральному иску, поданному консервативной неправительственной организацией Judicial Watch. В документах, полученных по иску, также изложено множество новых деталей о событиях, приведших к террористическому нападению в Бенгази, и о том, как поставленное из Ливии в Сирию оружие содействовало расширению насилия в этой ближневосточной стране. Доклад об усиливающейся угрозе со стороны "Исламского государства" был разослан 5 августа 2012 года. В нем звучит предостережение о том, что дальнейшее ослабление безопасности будет иметь "пагубные последствия для ситуации в Ираке" и даст огромные преимущества ИГИЛ, которое возникло на базе "Аль-Каиды в Ираке".
Секретно
Разведывательное управление Министерства обороны США.
Информационная записка, информация, не прошедшая полную оценку.
12 августа 2012.
(...)
Общая ситуация:
A. Внутри страны дело, определенно, идет к межрелигиозному конфликту.
B. Главные движущие силы повстанческого движения в Сирии — салафиты, "Братья-мусульмане" и "Аль-Каида в Ираке".
C. Запад, страны Персидского залива и Турция поддерживают оппозицию. Россия, Китай и Иран поддерживают режим.
(...)
D. Для режима приоритетно усиливать свое присутствие на территориях вдоль побережья (Тартус и Латакия), однако он не оставляет и Хомс, контролирующий ключевые сирийские транспортные пути. Режим снизил концентрацию сил на территориях, прилегающих к иракской границе (в Хасеке и в Дейр-эз-Зоре).
3. © "Аль-Каида в Ираке" (АКИ):
A. АКИ знакома с сирийскими условиями. Ее бойцы сначала проходили подготовку в Сирии, а потом проникали в Ирак.
B. АКИ с самого начала поддерживала сирийскую оппозицию, как идеологически, так и через масс-медиа. АКИ выступает против правительства Асада, считая его еретическим режимом, враждебным суннитам.
C. АКИ провела ряд операций в нескольких сирийских городах под именем "Джаиш ан-Нусра" ("Победоносной армии") — одного из своих ответвлений (возможно, имеется в виду "Джабхат ан-Нусра", — прим. пер.).
D. АКИ устами официального представителя "Исламского государства Ирака" (ИГИ) Абу Мухаммада аль-Аднани (Abu Muhammad al Adnani) провозгласила сирийский режим передовым отрядом так называемого "джибха ар-рувафид" ("фронта шиитов"), объявившим войну суннитам. Аль-Аднани также призывает иракских суннитов — особенно племена пограничного между Ираком и Сирией региона — воевать против сирийского режима. Сирийские власти он называет режимом "неверных" за поддержку, которую они оказывают "неверным" из партии "Хезболла" и другим режимам, которые он считает еретическими, — например, иранскому и иракскому.
E. АКИ считает суннитский вопрос в Ираке ключевой проблемой для всех арабов-суннитов и мусульман.
4. © Границы
A. Протяженность границы между Сирией и Ираком составляет примерно 600 км. Граница проходит по сложному ландшафту, состоящему из обширной пустыни, горных хребтов (гряда Синджар), общих рек (текущих по обе стороны границы) и сельскохозяйственных земель.
B. Ирак напрямую соседствует с сирийскими провинциями Хасеке и Дейр-эз-Зор. Ряд сирийских городов расположен близко к иракской границе.
C. По обе стороны от границы между Ираком и Сирией лежит обширная пустыня, перемежающаяся долинами. В этой местности почти нет транспортных маршрутов за исключением международной автострады и некоторых крупных городов.
5. © Население, живущее на границе
A. Для населения, живущего на границе, характерна племенная общественная структура, пронизанная прочными племенными и семейными связями.
B. В случае каких-либо событий в регионе население по обе стороны границы объединяется на основе религиозной принадлежности.
C. У АКИ есть крупные анклавы и базы по обе стороны границы, что облегчает приток вооружения и бойцов.
D. В 2009 и 2010 годах влияние АКИ в западных провинциях Ирака ослабло. Однако после начала восстания в Сирии религиозные и племенные авторитеты начали симпатизировать восставшим. Эта симпатия проявлялась в виде пятничных проповедей, призывавших добровольцев поддерживать суннитов в Сирии.
6. © Ситуация на иракско-сирийской границе
A. Для контроля над границей в мирное время достаточно трех пограничных бригад, выполняющих наблюдательные функции и предотвращающих контрабанду и проникновение.
(...)
C. В предшествующие годы большинство бойцов АКИ попадали в Ирак преимущественно через сирийскую границу.
7. © Предположения о дальнейшем развитии кризиса
A. Режим выживет и сохранит контроль над территорией Сирии.
B. Развертывание текущих событий в опосредованную войну. При поддержке России, Китая и Ирана режим контролирует зоны влияния вблизи прибрежных территорий (Тартус и Латакия) и яростно защищает Хомс, считающийся ключевым транспортным узлом. С другой стороны, оппозиционные силы пытаются контролировать восточные территории (Хасеке и Дейр-эз-Зор), прилегающие к западным провинциям Ирака Мосул и Анбар, и территории, соседствующие с турецкими границами. Западные страны, страны Персидского залива и Турция поддерживают их усилия. Эта гипотеза наиболее вероятна с учетом последних событий, которые должны помочь создать безопасные зоны под международной защитой — как это произошло в Ливии, когда Бенгази был выбран командным центром для временного правительства.
8. © Воздействие на Ирак
A. (...) Пограничные силы сирийского режима отступили от границы, и силы оппозиции (Сирийская свободная армия) заняли пограничные посты и подняли свой флаг. Иракские пограничники столкнулись с ситуацией, при которой сирийская граница не охраняется официальными структурами. Это создает серьезную и опасную угрозу.
B. Силы оппозиции будут пытаться использовать иракскую территорию как убежище, пользуясь симпатией, которую питает к ним население приграничных областей Ирака. Одновременно они будут стараться — помимо переправки беженцев — вербовать бойцов и обучать их на иракской стороне.
C. При определенных условиях возможно объявленное или необъявленное возникновение салафитского "княжества" в Восточной Сирии (Хасеке и Дейр-эз-Зор). Именно этого хотят силы, поддерживающие оппозицию, так как это поможет изолировать сирийский режим, который воспринимается как стратегическая глубина шиитской экспансии (опирающейся на Иран и Ирак).
D. Ухудшение ситуации может иметь следующие отрицательные последствия для ситуации в Ираке:
— 1. Оно создаст идеальную атмосферу для возвращения АКИ в его старые анклавы в Мосуле и в Рамади и может придать новый импульс силам, выступающим за объединение суннитов в Ираке и Сирии с остальными суннитами арабского мира под лозунгом джихада против предполагаемого общего противника — еретиков. ИГИ может также, объединившись с другими террористическими организациями Ирака и Сирии, провозгласить исламское государство. Это стало бы серьезной угрозой единству Ирака и защите его территории.
(...)
— 3. Оно может облегчить доступ в иракский регион террористическим элементам со всего арабского мира. Оригинал публикации: Pgs. 287-293 (291) JW v DOD and State 14-812
|