Россия, наряду с Нигерией и Венесуэлой, отнесена специалистами Всемирного банка к странам, сильнее пострадавшим от снижения цен на нефть. Это заявление было сделано в Вашингтоне в ходе весеннего раунда встреч, проводимых Международным валютным фондом и Всемирным банком.
Ранее во всемирном банке предупреждали о том, что российская экономика может сократиться, как минимум, на 0,7% в 2015 году, если цены на нефть не начнут подниматься.
На перспективы роста цен на нефть специалистыпри этом дают самые разные прогнозы.
Так, выступая перед аудиторией Атлантического совета в Вашингтоне в четверг, вице-президент Еврокомиссии, бывший премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис подчеркнул, что негативные показатели инфляции в зоне евро спровоцированы падением цен на нефть.
"Мы, однако, не думаем, что они будут падать бесконечно", – подчеркнул чиновник.
В ходе дискуссии во Всемирном банке, в свою очередь, председатель Консультативного совета по энергетике Атлантического совета Дэвид Голдвин (David Goldwyn) отметил, что цена на нефть циклична.
"Сейчас мы находимся в ценовом цикле, который не продлится слишком долго", – говорит Голдвин.
Специалист при этом подчеркивает, что его обеспокоенность, скорее вызывает замедление темпов производства в этом цикле.
"Через два-четыре года спрос может взлететь, а производству будет взлететь не с чего, из-за того, что в течение этого цикла многие мощности будут сокращены, – говорит Дэвид Голдвин. – Я при этом буду очень удивлен, если цены поднимутся выше ста долларов за баррель".
Прогнозы Голдвина по динамике цен, в целом, совпадают с прогнозами специалистов Всемирного банка, подчеркивающих, что исторически цена на нефть меняется постоянно. Они отмечают, что за последние 30 лет шесть раз наблюдалось падение цен на 30 и более процентов в течение полугода.
Профессор экономики из Университета Мичигана Лутц Килиан (Lutz Kilian) в свою очередь обращает внимание на то, что геополитика оказывает меньше влияния на цены на нефть, чем это принято считать.
"До тех пор, пока спрос не начинает повышаться, политические потрясения сами по себе не могут повлиять на сокращение или рост производства нефти, – говорит он. – Нельзя здесь исключать из поля зрения и тот факт, что нефть нефти – рознь. Здесь нельзя не вспомнить кризис в Ливии. Тогда спрос поднялся, и Саудовская Аравия стала пытаться заполнять пробелы, производить больше. Однако для европейских перерабатывающих мощностей саудовская нефть оказалась очень “тяжелой”. В прогнозировании все эти факторы необходимо учитывать".
Специалисты Всемирного банка на этом фоне говорят о высокой вероятности того, что спрос в развивающихся странах, вероятно, вырастет, опередив развитые страны, что приведет к "давлению на цену снизу".
Говорится и о том, что пока низкие цены, как ожидается, добавят 1% к глобальному ВВП и понизят глобальный уровень цен на один процент.
"Мы в данном случае имеем смешанную картину, – подчеркнул на четверг президент группы Всемирного банка Джим Йонг Ким (Jim Yong Kim), – для многих низкие цены на нефть будут способствовать снижению уровня бедности, для других они будут иметь негативные последствия. Один из положительных аспектов роста состоит в том, что более 70 процентов бедных в мире живет в странах импортирующих нефть. Низкие цены на нефть будут иметь позитивное влияние на экономический рост, что, в свою очередь, повлияет на рост доходов людей... В то же время, такой уровень цен повредит самым бедным – производителям продовольствия. Понижающиеся цены будут способствовать снижению их доходов".
В свете сложившейся ситуации со стремительно упавшими ценами на нефть и смешанным прогнозом, Всемирный банк дает странам, напрямую испытывающим на себе последствия "цикла на понижение", две основные рекомендации.
Во-первых, рекомендуется пересмотреть "фискально опустошительные" субсидии на энергию.
"Правительства должны воспользоваться низкими ценами на нефть для того, чтобы привязать энергетические тарифы к ценам на нефть и расширить программы социальной поддержки малоимущих потребителей", – говорится в рекомендациях Всемирного банка.
Вторым пунктом предлагается диверсифицировать энергетические источники, включив в пакет больше возобновляемых источников энергии и воспользоваться временем низких цен "для создания фискального пространства" с целью повышения энергетической эффективности.
Примечательно, что в ряде стран, где нефть является одной из основных бюджетообразующих статей, воплощение этих рекомендаций в жизнь уже частично начали.
"Мы хотим воспользоваться сложившейся ситуацией для того, чтобы провести глубокие финансовые и структурные реформы, – заявил министр национальной экономики Казахстана Ерболат Доссаев. – Мы хотим добиться не только диверсификации, но и заложить основу для стабильного роста".