Первые "банкоматы", позволяющие купить биткоины и расплатиться ими за товары или услуги (при условии, что продавец принимает это пока довольно экзотическое платежное средство), уже давно появились на швейцарских улицах. Практически нулевые расходы на проведение операций, безопасность, анонимность, невозможность заморозить счет или отменить платеж – эти особенности виртуальных денег привлекают к ним внимание не только продавцов и их клиентов, но и крупных финансово-кредитных учреждений, которые проявляют все больший интерес к критовалюте, а вернее – используемой технологии.
Неделю назад крупнейший швейцарский банк UBS сообщил о своем решении открыть в Лондоне лабораторию, которая займется изучением технологии Blockchain, изобретенной таинственным основателем биткоина Сатоши Накамото. По мнению некоторых экспертов, это не просто платежная система, но настоящая революционная технология, на основе которой могут быть созданы не только другие криптовалюты, но и совершенно новые программные продукты. UBS рассчитывает использовать особенности Blockchain для повышения эффективности проведения финансовых транзакций и увеличения их рентабельности.
"Открывая лабораторию, посвященную инновациям, мы отдаляемся от исключительно внутренней стратегии инновации, оптимизируя, таким образом, возможность открытого и прозрачного сотрудничества с бурно развивающимися компаниями сферы FinTech, страртапами и сообществом инвесторов в целом", – заявил глава подразделения информационных технологий UBS Оливье Бузманн. По его мнению, у технологии Blockchain большое будущее, она способна в корне изменить весь процесс трейдинга и платежных расчетов.
Напомним, что финансовые регуляторы с подозрением отнеслись к появлению криптовалюты из-за невозможности контроля проводимых транзакций. Однако недавно Банк Англии предположил, что в будущем, возможно, и сами центробанки будут выпускать виртуальные деньги. Впрочем, на этом пути пока имеется немало препятствий технического и юридического характера.
По мнению Британской Ассоциации Банкиров (BBA), биткоин одновременно представляет собой угрозу (как PayPal и другие системы, лишающие финансовые учреждения способа заработать), с которой нельзя спускать глаз, и технологию, которой хотелось бы воспользоваться.
Изучением феномена криптовалюты заинтересовался и финансовый конгломерат Credit Suisse. Что такое биткоин на самом деле – валюта, ценная бумага или цифровое золото? На этот вопрос недавно попытался ответить эксперт Credit Suisse Джонатан Хорлахер. Характеристики биткоина в корне отличаются от признаков традиционных валют разных стран. Его монетарная масса ограничена (к 2140 году будет сгенерировано максимальное число, 21 млн единиц), а вероятный статус резервной валюты приближает биткоин к золоту, которое, правда, не существует в реальности, считает эксперт. Резкое изменение курса, которое успела продемонстрировать криптовалюта, придают ей сходство с высокорисковой ценной бумагой. В то же время низкая стоимость транзакций, простота перечисления в разные уголки мира и возможность оплаты биткоинами товаров и услуг у разных поставщиков приближают криптовалюту к настоящим деньгам, несмотря на все имеющиеся "недостатки молодости" вроде прыгающего курса, пишет Джонатан Хорлахер в своей статье.
Грядущее ужесточение конкуренции в области платежных инструментов анонсировал и глава крупнейшего банка США JPMorgan Chase Джеймс Даймон. "Вы все слышали о биткоине, торговцах, которые создают собственные сети, PayPal и его двойниках. Платежи – сердце нашей профессии, и мы в этой сфере на высоте. Но нам есть что перенять у этих систем, работающих в реальном времени, – их технологию кодирования, низкие расходы и простоту использования с точки зрения клиентов", – заявил глава JPMorgan Chase в письме, адресованном акционерам на прошлой неделе.
Тем временем нью-йоркский банк BNY Mellon готов перейти от наблюдения к решительным действиям. В интервью газете Wall Street Journal его директор сообщил, что финансовое учреждение изучает возможность использования технологии биткоина в собственных целях. Таким образом, банкиры высоко оценили потенциал криптовалюты – в качестве источника вдохновения или угрозы собственной деятельности.