22–25 мая 2014 года состоятся выборы в ключевой орган ЕС - Европарламент, в основные функции которого входит утверждение законов, разрабатываемых Еврокомиссией и Советом Европы и формирование европейского бюджета. Европарламент единственный орган власти, формируемый прямым голосованием. Это отличает его от ОБСЕ, парламентских ассамблей Совета Европы, НАТО, куда представители стран делегируются. Количество депутатов нового парламента восьмого созыва, с учетом вступления в ЕС Хорватии с 1 января 2013 г., сократится с 754 до 751. Для того, чтобы выделить депутатские мандаты для нового члена, 11 стран Евросоюза потеряют в парламенте по одному мандату, а ФРГ – 3. Депутаты избираются по партийным спискам: они могут быть "закрытыми", когда избиратели не имеют права голосовать за отдельных кандидатов (в Великобритании, Германии, Венгрии, Эстонии, Испании, Финляндии), либо "открытыми", когда у них такое право имеется (в Австрии, Бельгии, Дании, Италии, Латвии, Нидерландах, Польше, Словакии, Швеции). Для прохождения партий в Европарламент существует пятипроцентный барьер. Предполагается, что такой порог предотвращает избрание в парламент маргинальных партий и сокращает риск чрезмерной фрагментации законодательного органа. В последние годы, однако, все больше стран отменяют эти барьеры. С февраля 2014 г. к таким присоединилась Германия. В настоящее время пятипроцентный барьер продолжает действовать во Франции, Венгрии, Литве, Польше, Чехии, четырехпроцентный остался в Австрии и Швеции, трехпроцентный - в Греции. Каждая страна ЕС имеет фиксированное количество мест в Европарламенте по принципу "убывающей пропорциональности". Этот принцип призван предотвратить перевес интересов крупных стран в парламенте. На практике он означает, что многонаселенные страны имеет больше мандатов, чем государства с маленькой численностью. Например, Германия с населением 80,5 млн человек получает в парламенте 93 места. Однако, фактически, каждый депутат представляет интересы примерно 840 тыс. жителей. А Мальта с населением в 400 тыс. человек имеет в парламенте минимальную квоту в 6 мест, при этом каждый депутат выступает от имени 67 тыс. жителей. Возрастной ценз для избирателей в Австрии составляет 16 лет, для всех остальных - 18 лет. В ряде стран (Бельгия, Греция, Люксембург) голосование является обязательным. Голосовать на выборах в Европарламент могут все граждане Евросоюза вне зависимости от страны проживания. Но вот будут ли? Несмотря на то, что Европарламент является основополагающей составляющей в структуре ЕС и без его согласия невозможно изменить существующие документы, заключить договоры о вступлении в ЕС или принять программы финансирования, в выборах 2014 г. предполагает принять участие менее 30% всего населения Европы (в 2009 г. проголосовало 43%). Аналитики рассматривают разные причины низкой явки избирателей. Одной из них является разочарование в самом институте Европарламента. По мнению экспертов, большую роль в этом сыграли вынужденные действия политиков в связи с финансовым кризисом 2010 г., например, создание Стабилизационного фонда и Договора о европейском фискальном пакте, принятые в обход законов и действующих правил ЕС. Другой причиной является тот факт, что большинство граждан ЕС плохо представляют себе сферу полномочий главного законодательного органа Евросоюза. Например, по данным крупнейшего британского исследовательского центра "Ipsos Mori", 70% европейцев недовольны евробюрократией, с которой у них ассоциируется Брюссель. Менее 20% опрошенных верят, что саммиты ЕС и заседания парламента могут привести к решению вопросов. Почти 90% респондентов не смогли назвать информационных поводов для проведения заседаний. Кроме того, в обществе нет исчерпывающего представления о депутатах. Местные СМИ, как правило, дают скупую информацию только о парламентариях из своей страны. А факт того, что для принятия решения в Европарламенте требуется абсолютное большинство, формирует у общественности мнение отсутствия оппозиции и каких-либо дискуссий. Помимо низкой явки избирателей, считают наблюдатели, большой проблемой этих выборов станет возможный серьёзный прорыв в парламент праворадикальных партий. Европейцы устали от одинаковых лозунгов евроскептиков и еврокритиков, от доминирования традиционных проевропейских партий, и в качестве протеста (а может эксперимента – авт.), по-видимому, отдадут предпочтение "правым". По мнению политологов, французский "Национальный фронт" и нидерландская "Партия Свободы", несмотря на некоторые разногласия их лидеров - Марин Ле Пен и Герта Вилдерса, скорее всего, создадут блок. Особые опасения у проевропейских политиков вызывает их возможное объединение с британским блоком "Европа за свободу и демократию", который возглавляется "Партией независимости Великобритании". Учитывая возрастающий рейтинг этой партии в Соединенном королевстве (почти 40 проц. на выборах в палаты общин нескольких округов), предполагается, что на выборах в Европарламент в Великобритании партия получит большинство. В случае достижения договоренности между блоками и присоединения к ним депутатов-маргиналов, будет создана крупная коалиция, которая сможет оказывать серьезное влияние на работу Европарламента. Не исключается, что к ним присоединятся и греческая ультраправая "Золотая заря", которой Верховный суд Греции разрешил участвовать в выборах, и неонацистская "Национал-демократическая партия Германии", у которой после отмены пятипроцентного барьера появились реальные шансы. Европейские политики использовали разные уловки, чтобы удачно провести выборы – от перенесения кампании с июня (сезона отпусков – авт.) на май до снижения налогов для среднего класса (при доходе менее 25 тыс.евро в год – авт.) в Италии. В СМИ широко растиражировали Лиссабонский договор, действующий с 1 декабря 2009 г. Согласно 17 статье, будущий глава Европейской комиссии впервые должен быть избран, а не утвержден Европарламентом. Кандидаты на пост будут предложены по результатам выборов, т.е. от процента голосов, отданных за представителей политического направления (социал-демократического, консервативного и т.д.). По опросам, почти 70% европейцев, не знали механизма назначения главы Европейской комиссии, хотя имя Жозе Мануэля Баррозу им известно. При это фигурой общеевропейского масштаба, с которой ассоциировался бы Брюссель, опрошенные его не считают. |