Финансово-экономический кризис помимо тщательного раскулачивания европейских налогоплательщиков в пользу крупных финансовых институтов приводит и к более серьезным геополитическим сдвигам. Наиболее бурные из них на слуху: "арабская весна" и сирийская гражданская война, нестабильность на Африканском континенте, бесславный вывод войск НАТО из Афганистана и т. д. Однако есть еще одна область, решения в которой принимаются в тиши кабинетов и оглашаются на мирных регулярных саммитах. Это новые-старые инициативы о создании зон свободной торговли с США. Если ранее переговоры не приводили к положительным результатам из-за высокомерной позиции крупнейшей экономики мира, то сейчас Вашингтон стал гораздо сговорчивее. Точка слева 18 февраля президент США Барак Обама потряс Старый Свет сообщением, что США и Евросоюз готовят крупнейшее соглашение о свободной торговле. Разговоры о таком союзе ходили давно, и удивительно, что до сих пор при столь плотном военном сотрудничестве в рамках НАТО эту идею даже не попытались воплотить в жизнь. Начать официальные переговоры стороны намерены в июне, подписать документы — к концу 2014 года. Интересно, что пауза предусмотрена, чтобы Евросоюз выработал собственные требования к соглашению. Первая инициатива по созданию некоего трансатлантического торгово-экономического союза принадлежит канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, а пакет предложений по гармонизации законов США и ЕС в торговой и экономической областях Германия внесла еще весной 2007 года. Тогда США представили многочисленные требования по огромному спектру технических вопросов, и идея создания трансатлантической зоны свободной торговли была похоронена, поскольку "гармонизация" трансатлантических торговых отношений предполагалась только за счет европейских уступок. К настоящему моменту инициативу подхватил более удобный для США партнер — Еврокомиссия. Европейский комиссар по торговле Карел де Гюхт и его американский коллега Рон Кирк провели обширную работу, которая позволила явиться на свет совместному заявлению президента Соединенных Штатов Барака Обамы, председателя Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу и председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея об официальном начале переговоров между Брюсселем и Вашингтоном о трансатлантическом партнерстве в области коммерции и инвестиций. Если договор вступит в силу, то это приведет к поступлению в казну Евросоюза дополнительных 119 миллиардов евро в год, а Соединенные Штаты смогут заработать примерно 95 миллиардов. Успешная реализация проекта будет способствовать экономическому росту ЕС и США на 0,5%, а также позволит создать более 13 млн новых рабочих мест для европейцев и американцев. Рис. 1 Товарооборот между ЕС и основными партнерами, 2009 г. Можно видеть из рис.1, что совокупный товарооборот ЕС с Китаем и Россией превышает товарооборот с США, но по словам Карела де Гюхта, "рынок Соединенных Штатов гарантирует максимальное соблюдение закона, поэтому он открыт для всех конкурентов". Насчет Китая еврокомиссар высказался следующим образом: "...не пришел момент обсуждать с ним договор о свободном обмене, ввиду того, что Пекин колеблется даже в вопросе предоставления гарантий свободного обмена инвестициями". Про Россию и Таможенный союз еврокомиссар по торговле прямо не вспоминал, но признал косвенно, что основную выгоду от трансатлантического торгового соглашения получит Германия, на долю которой приходилось в 2011 году 32% от всего экспорта ЕС в Россию. Это важно знать, поскольку после подписания договора Германия естественным образом предпочтет переориентировать свои торговые потоки на США. Рис.2. Товарооборот Росии в январе-апреле 2012 г. На этот раз все серьезно. Практически сразу после заявления Обамы в начале марта в Дублине, Ирландия, состоялась встреча между экспертами европейских организаций по стандартизации и Американского национального института стандартов. Представители обеих сторон договорились об активизации совместной деятельности с целью дальнейшей гармонизации отдельных стандартов, которые необходимы для содействия развитию торговли товарами и услугами между Европой и США. Также стоит обратить внимание на еще один факт: 19 октября саммит глав 27 государств ЕС одобрил начало переговоров о либерализации торговли Евросоюза и Японии. Товарооборот между ЕС и Японией в 2011 году составил 116 миллиардов евро, и это в четыре раза меньше, чем объем торговли между ЕС и Китаем — 428 миллиардов евро. Точка справа К западу от Америки практически сложилась еще одна обширная зона свободной торговли в результате торговых связей экономик 16 стран: все 10 стран-членов АСЕАН (Бруней, Мьянма, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам) и 6 стран, с которыми группа имеет соглашения о свободной торговле — Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. Обратите внимание, что США в этом списке нет. Эту группу под фактической эгидой Китая называют Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (RCEP). Экономические ставки в RCEP высоки — на эту группу приходится 40% мировой торговли. Важно, что в принципы RCEP входит защита чувствительных отраслей экономики от конкуренции и минимальный набор требований для изменения экономической политики. Страны-члены Партнерства в этом году как раз собрались начать переговоры о придании официального статуса сложившейся зоне свободной торговли, чтобы окончательно завершить их до 2015 года. Рис.3. Структура торговых отношений стран АТР Азиатская медлительность может выйти им боком. Соединенные Штаты в прошлом году резко форсировали запуск своего конкурирующего проекта в регионе — Транс-Тихоокеанского партнерства (TPP) — и планируют подписать финальные документы уже в октябре этого года на саммите Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC) в Индонезии. Примечательно, что в американское TPP не входит Китай. Члены Партнерства — США, Бруней, Чили, Сингапур, Новая Зеландия, Австралия, Перу, Вьетнам, Малайзия, Мексика и Канада. Вашингтон также надеется, что Япония, вторая по величине экономика Азии, присоединится к TPP, но маловероятно, что новый премьер-министр Японии Синдзо Абэ примет какое-либо раньше июля, поскольку опасается перед выборами вызвать раздражение мощного фермерского лобби. С середины 90-х гг прошло уже 15 раундов переговоров, в течение этого года ожидается еще четыре. Переговоры о TPP предусматривают "всестороннюю и с высокими стандартами" либерализацию торговли почти всеми товарами и услугами и включают в себя дополнительные обязательства помимо тех, которые в настоящее время установлены Всемирной торговой организацией (ВТО). В начале февраля вашингтонским Центром стратегических и международных исследований (CSIS) была проведена конференция "Азиатско-тихоокеанский прогноз 2013", на которой делегатов, в частности, опросили, какое из двух соглашение о свободной торговле будет доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ближайшие четыре года: Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (RCEP) под эгидой Китая или ведомое США Транс-Тихоокеанское партнерство (TPP)? На первое место в опросе вышло Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (RCEP), 45,2% из 106 опрошенных делегатов отдали ему пальму первенства и только 24,5% — возглавляемой США инициативе Транс-Тихоокеанского партнерства. Столь низкая оценка перспектив американского Транс-Тихоокеанского партнерства обусловлена прежде всего жесткой конкуренцией между США и Китаем и разностью их подхода к организации свободной торговли. Критики утверждают, что высокие стандарты соглашения TPP являются сдерживающим фактором для развивающихся стран, которые видят в "китайском" варианте привлекательную альтернативу, поскольку он выдвигает меньше требований. Эрнест Бауэр из CSIS заявил, что США должны понимать, что они не смогут настаивать на модели либерализации торговли, исключающей Китай. "Это не имеет никакого смысла, потому что Китай является номером один... среди торговых партнеров в Юго-Восточной Азии. TPP важно, но мы должны улучшать впечатление от нашей экономической торговой политики и добавить некоторый политический "шарм", чтобы Азия убедилась, что мы останемся в регионе". Слова Бауэра, видимо, отражают то, что Китай более успешен в "борьбе за умы и сердца". Впрочем, США не удается выигрывать эту борьбу со времен Иракской войны. Запятая Смерть Уго Чавеса несомненно пойдет на пользу Вашингтону. Вплоть до 1998 г. страны Южной Америки в целом двигались в сторону создания зоны свободной торговли с США в рамках Организации американских государств (ОАГ). Однако к приходом к власти харизматичного Чавеса и на фоне общего подъема экономики южноамериканских стран в первое десятилетие века, когда стандартом для региона был рост в 5-6%, наблюдалось более или менее выраженное бегство от США. Проект АЛКА (Соглашение о свободной торговле в Америке) был практически провален стараниями Бразилии и Венесуэлы, военное строительство и внешняя политика приобретали всё более антиамериканский уклон. В 1998-м Венесуэла отказалась от планов интеграции с НАФТА, и удельный вес США в торговле страны с этого момента начал снижаться. Зато объём торговли Китая и Венесуэлы к 2010 г. вырос в 51 раз по сравнению 1999-м — до 10,2 млрд. Удельный вес Бразилии в венесуэльской торговле сопоставим с китайским. В целом торговые связи Венесуэлы активно разворачивались на юг. Но экономический кризис 2008-2009 гг сильно подорвал электоральные позиции левых и левый поворот сменяется правым — так, в Панаме и Чили у власти оказались консерваторы. Таким образом у проекта АЛКА (Соглашение о свободной торговле в Америке) вполне может появиться "второе дыхание". Пока же "сухопутная" зона свободной торговли НАФТА включает в себя США, Канаду и Мексику. С экономической точки зрения она представляет собой любопытный объект. По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. Она обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, ее доля в мировой торговле составляет почти 20%. Главная особенность НАФТА – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям к США, то Мексика пока еще заметно отстает. Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление, но одновременно создает среду потенциальных конфликтов. Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. Однако, Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды: в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США; перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей. Выйдет рожица кривая?
Рис.4. Таким образом, если взять НАФТА за прообраз, то в будущей конфигурации зон свободной торговли США ЕС уготована роль Канады, а странам Тихоокеанского региона — роль Мексики. Самим США предназначается роль управляющего центра, а также основного бенефициара заключенных соглашений. Косвенно этот вывод подтверждают и колебания Японии по поводу присоединения к Транс-Тихоокеанскому партнерству (поскольку Япония отлично знает цену сотрудничества с США), а также предусмотрительность ЕС, сделавшего заявку на подписание отдельного соглашения с Японией. Но есть и еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Общей целью этих инициатив США видится отрыв будущих партнеров по соглашениям о свободной торговле от возможных союзов с конкурирующими развивающимися экономиками: в первую очередь, с Китаем, и в частности, с постепенно набирающим обороты Таможенным союзом. И здесь дело не в том, как уверяет еврокомиссар Карел де Гюхт, чтобы дать толчок западным экономикам (он и сам признает, что выигрыш будет не очень значительным), а в том, чтобы не вырастить себе конкурентов. (Эта идеология естественна для Еврокомиссии, но с трудом осознается правительствами отдельных стран.) После серьезной промашки с Китаем США не только опасаются раздавать торговые преференции развивающимся странам, обретающим статус региональных держав , но и делают попытку перекрыть, либо развернуть на себя торговые потоки, чтобы, образно говоря, "обескровить" набирающих силу конкурентов на Евразийском континенте (см. для примера Рис.2). Последний аргумент надо всегда держать в голове, рассматривая политические и экономические инициативы западных экономических союзов. Похоже, именно его держит в голове и новый президент КНР Си Цзиньпин, чей первый зарубежный визит будет в Москву, а первый саммит, который он посетит, — саммит БРИКС. Можно сколько угодно "равняться на Запад", можно вступать с ним во временные союзы, можно успешно торговать, но никогда не стоит забывать, что он не терпит конкурентов. Китай столкнулся с этим в полной мере и, похоже, сделал правильные выводы. Очередь за нами. |