Оригинал статьи: Blick nach Osten: APEC-Konferenz 2012 in Wladiwostok
Автор: Вильфрид Арц (Wilfried Arz), политолог в университете Бангкока, Тайланд
06.08.2012, Eurasisches Magazin Трансатлантические отношения Москвы полны недопонимания, напряженности и конфронтаций. В Азии России открываются широкие перспективы - экспорт энергоносителей и геополитическое влияние. Кроме этого, усиление военного присутствия США в Азиатско-тихоокеанском регионе толкают Россию на ответный удар в том же направлении. Разочарование Москвы в Западе
Недоверие России к Западу в политической плоскости: расширение НАТО на восток и американская система противоракетной обороны в Восточной Европе омрачают отношения между Россией с одной стороны и США и их партнеров по НАТО в Европе с другой стороны. Разочарования в экономической плоскости: российское предложение кооперации в рамках "стратегического альянса" с Евросоюзом, в особенности с Германией и Францией не нашло поддержки. Препятствия и многолетние отсрочки в процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) также можно констатировать как способ вставить палки в колеса российской экономики (Россия вступила в ВТО в 2011 году). Американские претензии на роль всемирного гегемона встречают в Москве лишь отторжение. На Международной конференции безопасности в Мюнхене в 2007 году Путин публично раскритиковал политику США. В трансатлантических отношениях Москвы доминируют напряженности и конфронтации. Поэтому Россия решила расставить новые акценты своей политики в азатско-тихоокеанском регионе - в качестве европеско-тихоокеанской континентальной державы. Развитие постсоветского пространства после распада СССР сопровождалось такими тенденциями как территориальная дезинтеграция, экономический развал, потеря политического статуса и разрушение гоударственного авторитета. С момента прихода Путина к власти в 2000 году для России и с ней для всего региона открылась новая глава, с обретением контроля над энергетическим сектором оживление России выразилось в ее новом, сильном внешеполитическом и энергетическом статусе региональной державы. Благодаря экспорту газа и нефти Россия имеет многомиллиардные прибыли. Энергетическая политика России концентрировалась до сего момента в основном на Западной Европе. Однако отныне энергетические потоки должны течь в Северо-Восточную Азию: в Китай, Японию и Южную Корею. В этом регионе находится благодатная нива для российских ресурсов - в виде рынков сбыта для российской энергии в быстрорастущих экономиках Азии. В отличии от перенасыщеной и экономически стагнирующей Европы. Переориентация России на экономики Азиатско-тихоокеанского региона
В этом регионе для Москвы открываются новые перспективы не только для энергетического эскпорта. Новый план Москвы включает в себя форсированное экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также их одновременную интеграцию в экономические структуры и товаро-потоки Северо-Восточной Азии. Тихоокеанский регион России считается сокровищницей страны: там находятся гигантские запасы газа и нефти, угля и минеральных ископаемых. Но российский Дальний Восток остается ахиллесовой пятой России как в экономическом, так и в политическом отношениях - это заброшеный и забытый регион страны. Владивосток, когда-то основаный Александром II. (1855-1881) и задуманый как российское "Окно на Восток", выступает сегодня символом экономических и социальных структурных проблем тихоокеанского региона России в целом. Сегодня город нассчитывает только 580.000 жителей - с дальнейшей негативной тенденцией. Отток населения, безработица и низкий уровень жизни являются типичными индикаторами кризисной ситуации города и региона. Но это всё должно скоро измениться. Государственные инвестиционные вливания превратили город в одну большую стройку: амбициозные строительные проекты должны придать городу новое сияние и блеск. Недавно закончено строительство современного моста на остров Русский, подходит к концу возведение нового аэропорта и центра для проведения конференций и встреч. В мае 2012 года на пост нового министра развития Дальнего Востока назначен Виктор Ишаев, бывший до этого главой регионального правительства в Хабаровске. Саммит АТЭС во Владивостоке
Многомиллиардное по стоимости обновление Владивостока подстегивается жесткими временными рамками: в сентябре 2012 года Россия впервые станет принимающей стороной экономического форума АТЭС стран азиатско-тихоокеанского региона. Для Владимира Путина это будет как раз возможность представить на обозрение этим странам новый политический проект Москвы: модернизировать российский Дальний Восток и интегрировать его в экономическое пространство Северо-Восточной Азии. С этой задачей российская политическая элита до сего момента справиться не могла. Но теперь иностранные инвестиции и трансфер технологий в этот регион должны дать новые импульсы для его развития. Саммит АТЭС во Владивостоке подстегивает задаться вопросом о роли России в азиатско-тихоокеанском регионе, а вернее целым рядом вопросов: какая вообще геополитическая архитектура и тенденции определяют данный регион мира? Как складываются отношения России с Китаем, Японией и Южной Кореей - ключевыми игроками в Северо-Восточной Азии? Какие возможности и ограничения открываются перед Россией в процессе интеграции в этот регион, какие возможности и ограничения существуют тут для нового геополитического влияния России? Россия как поставщик энергии в Северо-Восточную Азию
Северо-Восточная Азия находится сейчас в центре тренда глобального значения: главные артерии мировой экономики потихоньку сдвигаются из Трансатлантики (США и Европа) в Азиатско-Тихоокеанский регион. Если считать, что к этому региону относятся также США и Канада, то доля этого региона вместе с США и Канадой от мировой экономики составляет сейчас более 50%, а доля мировых валютных резервов - 40%. Особенно взлет китайской экономики привел к гигантскому спросу на импорт нефти, газа и полезных ископаемых. Китай и Япония сегодня относятся к двум самым большим в мире потребителям энергии. В своей ипостаси энергетического поставщика Россия занимает в Северо-Восточной Азии близкую уже к ключевой роль. Значение России в регионе как поставщика энергии напрямую клиенту по земле через трубопроводы возрастает: особенно в случаях прекращения поставок из Персидского залива или Центральной Азии или, например, в случае блокады Малаккского пролива авианосцами США, если вдруг Китай и США вступят в конфликт друг с другом. Но вне этой своей ипостаси энергетического поставщика Россия не является органичной частью сложных, переплетающихся цепочек производства и с этим связанных интеграционных процессов в Азиатско-тихоокеанском регионе. В отличии от Китая, экономический конек которого дешевая рабочая сила, и в отличии от Японии и Южной Кореи, производства которых специализируются на высоких технологиях, Россия не участвует в непосредственном создании конечного продукта и его ценообразовании. Также Россия не является членом-партнером в зоне свободной торговли этого региона, и не состоит в международных договорах региона по защите инвестиций и стимуляции экономического сотрудничества. Геополитическая архитектура с конфликтным потенциалом
Азиатско-тихоокеанский регион на данный момент переживает геополитический сдвиг баланса сил ядерных держав Китая и США, которые, конкурируя между собой за лидерство в азиатской части Тихого океана, генерируют конфликты и напряженности в этом регионе. В целом в регионе присутсвуют и противопоставлены друг другу три ядерные державы: Китай, США и Россия. Конкретно потенциал именно военного конфликта сконцентрирован на Корейском полуострове, где ядерные вооружения северокорейского Пхеньяна (тесты на атомных полигонах, испытания ракет и т.д.) привели к гонге обычных вооружений в Южной Корее и Японии. Регион также насыщен конфликтами вокруг спорных территорий, т.е. межгосударственные отношения омрачены оспариваемым суверенитетом оппонента. Конфликт между Китаем и Японией за острова в Восточно-китайском море, а также из-за событий во Второй Мировой войне между этими странами. Конфликт между Японией и Южной Кореей вызван спором о статусе островов в Японском море и также событиями во время Второй Мировой войны. Между Россией и Японией идет спор о статусе Курил. Россия и США находятся в конфликтных отношениях из-за морских границ между этими странами в Берингове проливе. Богатая полезными ископаемыми Арктика как яблоко раздора
Потенциальные конфликты вокруг полезных ископаемых просматриваются также и в арктическом регионе. В долгосрочной перспективе, в результате глобального потепления, огромные территории Арктики освободятся от льда. Как следствие откроются новые морские пути вдоль северного побережья России, что, кроме торговли, позволит также добывать полезные ископаемые в самой Арктике и на северном побережье России - прежде всего нефть и газ. Федеральное управление геологии США оценивает энергетические (нефть, уголь и газ) запасы Арктики в 25% от всех мировых резервов. Конфликты и борьба за арктические территории между странами, граничащие с арктическм регионом, начались уже сегодня. Причем борьба за арктические ресурсы идет не только между граничащими с Арктикой странами - Россией, США, Норвегией, Данией/Гренландией и Канадой. Китай, Япония и Южная Корея тоже включились в эту борьбу, выдвигая свои претензии на арктические территории. Таким образом Арктика находится сейчас в центре стратегических интересов мировых держав. Исходя из этого нельзя исключить колонизацию полярного региона в том числе и силовыми, военными методами. Из всех прибрежных к Ледовитому океану стран у Россия самая протяженная граница, поэтому Россия претендует на территорию Арктики размером примерно в 1,2 миллиона квадратных километров. Для освоения ресурсов этой территории Россия уже сейчас сотрудничает на совместной основе с иностранными концернами: с 2008 года Газпром кооперирует в этом направлении с концернами Total (Франция) и Statoil (Норвегия), с 2011 года Роснефть работает совместно с ExxonMobil (США). Москва полна решимости освоить энергетические ресурсы и полезные ископаемые региона Арктики и таким образом еще больше укрепить свои позиции европейско-тихоокеанской (евразийской) энергетической державы. Россия не активный игрок в Азиатско-тихоокеанском регионе
В военных и политических областях Россия не играет активной роли в Азиатско-тихоокеанском регионе. После распада Советского Союза были сданы также и позиции в Азии. После того, как советская, а потом российская военная база Камрань (Вьетнам) была упразднена в 2002 году, военно-политические позиции России в регионе между Владивостоком и Сингапуром сильно ослабли. Теперь, когда амерканский президент Обама объявил о смещении стратегического присутствия США из Ближнего Востока в сторону Тихого океана в Азии, Россия тоже будет укреплять свои геополитические позиции в Северо-Восточной Азии. Именно в этой связи Россия модернизирует и увеличивает сейчас свой тихоокеанский военный флот и проводит совместные военно-морские учения с Китаем, как например в апреле 2012 года. Формально Россия политически позиционирует себя в этом регионе, будучи участником различных организаций региона: с 1994 года Россия входит в члены стран регионального форума АСЕАН, с 1998 года участвует в АТЭС, с 2005 года в АСЕАН+Россия. Однако именно активная политическая роль России в этих организациях не просматривается. Только на нынешнем саммите АТЭС во Владивостоке началась прорисовываться политическая активность России в Азиатско-тихоокеанском регионе, преследуя в первую очередь экономические цели. Возможно сентябрский саммит АТЭС во Владивостоке откроет новую главу в отношениях между Россией и регионом. Россия-Китай
Китай играет для России ключевую роль в регионе - политически и экономически. С объемом торговли в 80 миллиардов долларов в год (2011) Китай является важнейшим экономическим партнером России. Большую часть торговли России с Китаем состовляют энергоресурсы, на втором месте следуют военные вооружения. По соображениям национальной безопасности Китай предпочитает осуществлять свое энерго-снабжение по земле в трубопроводах, но как исключительный и большой долгосрочный покупатель Китай желает выторговать себе у России более низкие цены на российские энергоресурсы и полезные ископаемые, чем среднемировые рыночные цены. Морские пути снабжения Китая нефтью и газом в танкерах из Персидского залива и из Африки Китай считает потенциально уязвимыми в случае военного конфликта с США, отсюда и китайская заинтересованность в российских трубопроводах по земле вдоль побережий. Уровень китайских инвестиций в России постоянно растет. В апреле 2012 года будущий председатель правительства Китая Ли Кэцян (Le Keqiang) подписал в Москве инвестиционные соглашения на сумму в 15 миллиардов долларов. Упразднив идеологические разногласия, а также устранив территориальные споры (2004) Пекин и Москва заложили фундамент для тесного сотрудничества. Обеспокоенность Москвы по поводу масштабной колонизации Дальнего Востока китайскими мигрантами сошла на нет, разговоры на эту тему в росийской прессе затихли. Однако же фактически нужно учитывать, что редконаселенным областям Дальнего Востока противостоят 3 китайские провинции с общим населением в более чем 100 миллионов человек и с обширной инфраструктурой тяжелой промышленности. То есть, экономическая и инфраструктурная модернизация российского Дальнего Востока вряд ли возможна без инвестиций из Китая. И наконец внешнеполитически Россию и Китай объединяют общие интересы: это многополярный мировой порядок (против мирового доминирования США), политическая стабильность в Средней Азии (исламский сепаратизм и терроризм), стабильность на Корейском полуострове (ядерные вооружения Северной Кореи). Российско-китайский альянс в Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) играет ключевую роль в усилиях России и Китая по сдерживанию США в Средней Азии на российском и китайском южном флангах. Россия-Япония
Третья по величине в мире индустриальная держава - Япония - практически полностью зависит от импортных поставок энергоресурсов, 90% которых приходят танкерами из региона Персидского залива. 1/3 производства электроэнергии в Японии обеспечивают атомные электростанции, однако после катастрофического цунами 2011 года и с этим связаного выброса ядерных материалов в окружающую среду, японская общественность стала смотреть на ядерную энергию крайне критично. Это может привести в ближайшем будущем к пересмотру японского энергообеспечения. Как следствие: возрастающее потребление нефти и жидкого газа (LNG). Это в свою очередь удобная возможность для России, еще более нарастить свои позиции энергетической державы в Северо-Восточной Азии. В российском газопроводном проекте Сахалин-2, кроме Газпрома, и европейских концернов Royal Dutch и Shell, участвуют также и японские концерны Mitsui и Mitsubishi с общей долей инвестиций в 22,5%. Большая часть сжиженого газа проекта Сахалин-2 будет направляться в Японию. Российский годовой торговый оборот с Японией составил в 2010 году 24 миллиарда долларов. Однако исторические конфликты всё еще омрачают отношения этих двух стран. Незадолго до окончания Второй Мировой войны советские войска заняли часть Курильских остров и с тех пор Япония оспаривает эти острова у России, что плохо сказывается на российско-японском сотрудничестве по сей день. Последним наиболее негативным моментом в российско-японских отношениях стало посещение Курил тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым (2010), а также планы России по размещению на Курилах современных ракет класса "Земля-Воздух" с целью увеличения оперативной эффективности российского тихоокеанского военнного флота в регионе. И всё же Япония рассматривает Россию, наряду с США, как важнейшего союзника по сдерживанию растущей мощи Китая. Россия-Южная Корея
Геополитические и экономические факторы определяют политику России также и в отношении Корейского полуострова, где Москва осознанно пытается увеличить свое влияние. Своим проектом прокладки газотрубопровода в Южную Корею через территорию Северной Кореи Россия преследует одновременно сразу несколько целей: дешевый транспорт российского газа в Южную Корею, снижение риска военной эскалации обоих корейских государств, и присоединение Корейского полуострова к системе российских железных дорог. После Китая и Японии Южная Корея занимает 3 место в регионе по объему торгового оборота с Россией - 11 миллиардов долларов (2010). Здесь также наблюдается структурный дисбаланс в торговых отношениях: российский экспорт в Южную Корею состоит на 2/3 из поставок энергоносителей, полезных ископаемых и урана для южнокорейских АЭС. С установлением в 1990 году дипломатических отношений между двумя странами надежды на увеличение южнокорейских инвестиций в российскую экономику в целом не оправдали себя. Точечные редкие инвестиции южнокореских компаний ограничиваются к тому же европейской частью России: например автомобильный завод Hyundai в Санкт Петербурге. На Дальнем Востоке России единственный большой инвестиционный проект Южной Кореи находится в Приморском крае - судостроительная верфь южнокорейского концерна Daewoo. Россия-Северная Корея
В качестве торгового партнера Северная Корея не играет для России никакой роли, обьем торговых отношений обоих стран составил на 2010 год всего 62 миллиона долларов. Однако за поставки военных вооружений Москвы Северная Корея задолжала России 8,8 миллиардов доларов. Переговоры об условиях возвращения этого долга или о возможном его частичном или полном списании в потенциале открывают России пути и способы влияния на ядерную программу Пхеньяна и его политику в целом. Запланированный транскорейский газовый трубопровод (длиной в 1100 километров, из них 700 км по территории Северной Кореи) будет переправлять в Южную Корею около 10 миллионов кубических метров газа в год, при этом Северной Корее обещано 100 миллионов долларов в год в виде транзитной пошлины. Одновременно с возобновлением дипломатических отношений с Южной Кореей в 1990 году Россия автоматически стала терять свое влияние на Северную Корею. И хотя в 1961 году заключенный договор о дружбе и мире между СССР и Северной Кореей был снова продлен в 2000 году, из нового договора был опущен параграф, гарантирующий военную помощь России в случае войны Северной Кореи с третьей страной. Свое сегодняшнее выживание на мировой политической арене Северная Корея обязана прежде всего всесторонней поддержке Китая и в этом может заключаться еще один стимул для Северной Кореи, расширить экономическое сотрудничество с Россией - как инструмент снижения северокорейской зависимости от Китая. Будущее России между Арктикой и Владивостоком
Пока еще солидный проект развития Дальнего Востока не просматривается. Но некоторые наработки для возможного будущего этого региона уже формулируются в российских мозговых фабриках: кроме прочих к примеру проекты Сергея Караганова и Дмитрия Тренина. Они видят будущее в том, чтобы ядром модернизационной стратегии Дальнего Востока было создание некоего транзитного корридора между Находкой, Владивостоком и Хабаровском, внутри которого бы были построены крупные узлы логистики и производства. И на ось этого корридора было бы "нанизано" всё остальное пространство региона - в виде подрядчиков, поставщиков и потребителей. Они также предлагают установить на Дальнем Востоке особую экономическую зону как дополнительную меру - для стимуляции экономической деятельности населения и производственных игроков региона. В долгосрочной перспективе они предлагают разнообразить экспортную структуру Дальнего Востока, состовляющую сейчас в основном энергоносители, другими вида экспорта, в том числе продовольственным: мясо, рыба, зерновые культуры и т.д. Но всё таки этот проект, если смотреть на него критически, остается фиксированным на транзитную функцию Дальнего Востока, через который будут проходить товары в обоих направлениях, не задерживаясь на Дальнем Востоке, не давая региону участвовать в производственных процессах. Кроме того, логистические структуры экспорта и импорта Японии, Китая и Южной Кореи выстроены уже определенным образом, использующие свои, другие транзитные корридоры для поставок своих товаров на экспорт и получении нужных им из импорта, поэтому эти страны относятся к идее транзитных корридоров на Дальнем Востоке по крайней мере скептически. К этому же добавляется появление новых морских путей вокруг северных берегов России, где в результате потепления и таяния льдов, а также в следствии развития ледокольного судостроительства уже могут плавать и плавают танкеры и торговые суда из Европы в Японию, Китай и Южную Корею и обратно. В целом, по крайней мере до сего момента, осуществление проектов по модернизации Восточной Сибири и Дальнего Востока в их разных вариантах провалилось по целому ряду причин: отсутствующая или разваленая инфрастуктура в регионе, правовая неуверенность, бюрократическая некомпетентность, коррупция и клановые/мафиозные структуры. Всё это до сих пор отпугивало потенциальных инвесторов вкладывать значительные средства в долгосрочные проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В целом в ближайшее время этот регион и далее будет оставаться ахилесовой пятой России, хотя он богат полезными ископаемыми. Поэтому углубленная интеграция этого региона в развитые, разветвленные экономические системы Северо-Восточной Азии остается основной возможностью модернизировать восток России и сделать его процветающим. Экспорт энергоносителей и далее будет оставаться главным козырем России в процессе усиления своего экономического влияния в Азиатско-тихоокеанском регионе, однако это таит в себе и опасности, потому что это палка с двумя концами и зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей в рамках сегодняшнего мирового рынка постоянно снижающихся цен на энергоносители и нестабильность рынков, кризисность мировой экономики в целом - всё это в совокупности ставит под угрозу доходность российского бюджета и может по крайней мере замедлить модернизацию Дальнего Востока в отдельности и всей российской экономики в целом. Контуры новой геополитической конфигурации
Смещение акцента российских интересов на Восток имеет своей целью прежде всего укрепление геополитических позиций России в тихоокеанском регионе. Это не означает, что Россия поворачивается спиной к Европе. В западном направлении Европа и далее остается важным, стратегическим партнером России в экономической сфере. Европа останется важным торговым партнером, инвестором и поставщиком технологий в России. Но одновременное распостранение своего влияния на Востоке полностью соответствует национальным интересам России как европейско-тихоокеанской (евразийской) континентальной державы, которая проецирует свое влияние не только однобоко на Запад, но и уравновешивает его взаимодействием с Востоком. В последние годы Азиатско-тихоокеанский регион развился в мощный регион роста мирового значения, который потребляет огромное количество энергоносителей и природных ресурсов и одновременно является перекрестком геополитических интересов многих держав мира, тая в себе потенциал конфликтов. До сего дня Россия не использовала свое географическое положение в этом регионе для собственного развития и экономического роста - в регионе, в котором найдутся достаточно выгодных для России аспектов. Поэтому модернизация тихоокеанских областей России на самом деле означает и передел геополитического, экономического и политического влияния в регионе между основными игроками, передел в пользу России. На глобальном уровне можно заметить постепенное смещение позиций основных поставщиков энергоносителей. Саудовская Аравия и Россия пока остаются лидирующими поставщиками нефти, однако запасы нефти истощаются, а предпочтение более "зеленым", экологичным энергоносителям тоже набирает постепенно силу. В контрасте с этим намного перспективней выглядит ситуация с природным газом: Россия и Иран совместно владеют около 60% мировых запасов газа, количественный объем которых хватит миру при сегодняшнем уровне потребления как минимум до 22 столетия. В долгосрочной перспективе природный газ в качестве энергоносителя вытеснит сегодня доминирующую нефть. И для России такое развитие ситуации - исторический шанс с помощью газового рычага усилить свое геополитическое влияние не только в Европе, но и в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Перевод с немецкого: Дмитрий Люфт
прислано по электронной почте |