По оценкам многих экспертов, опасность нового военного конфликта с Грузией на сегодняшний день все более возрастает. Саакашвили никак не может успокоиться после поражения в августовской войне 2008 года. Если два года назад после потери боеспособности армии агрессивность грузинского лидера в отношении России вызывала только недоумение, то теперь, глядя на то, как Тбилиси перевооружает свою армию, эта агрессивность вызывает обоснованные опасения. Несмотря на опровержения грузинской и американской сторонами сообщений о продаже оружия Грузии, существует ряд признаков, подтверждающих планы Грузии оснастить свои войска новейшими видами американского оружия. Так, минобороны Грузии планирует до конца 2011 года закупить у США военную технику. В настоящее время между Тбилиси и Вашингтоном уже идут переговоры о будущих контрактах. В список, подготовленный министерством обороны Грузии, входят только самые современные образцы вооружений американского производства: зенитно-ракетные комплексы Patriot-3 и Stinger, наземные противотанковые ракетные системы Javelin и авиационные противотанковые комплексы Hellfire-2. С этой целью в январе 2011 года грузинский президент М. Саакашвили посетил Вашингтон. По данным газеты "Коммерсант", ссылающейся на источник, близкий к администрации США, на встрече с президентом Бараком Обамой обсуждался вопрос о закупке Грузией американского оружия. В свою очередь Пентагон полностью отрицает сам факт каких-либо переговоров о грузино-американской сделке по оружию. "Сообщения в российской прессе касательно предполагаемой продажи оружия в Грузию являются ложной информацией", - сообщила представительница министерства обороны США. Официальный представитель Генштаба РФ отреагировал на предполагаемые поставки следующим образом: "Мы глубоко сожалеем о том, что перезагрузка российско-американских отношений, объявленная администрацией Барака Обамы, ничего не изменила в той военной поддержке, которую Вашингтон оказывает грузинскому руководству, начавшему в августе 2008 года войну на Кавказе и продолжающему вынашивать агрессивные планы против независимых государств Абхазия и Южная Осетия". По мнению специалистов Центра анализа стратегий и технологий России, даже если бы Белый дом официально отказал Тбилиси в поставке вооружения, грузинская администрация смогла бы получить упомянутое в списках оружие через союзников США. С приходом к власти Саакашвили и начала модернизации грузинской армии по стандартам НАТО поставщиками оружия в Грузию стали Англия, Франция, Турция, Греция, Израиль, Украина, Болгария, Чехия, Босния и Герцеговина, Эстония, Литва. По словам военных экспертов, через эти страны США неофициально поставляли свое вооружение. Согласно данным МО РФ, в 2009–2010 годах Грузия получила из Болгарии 12 ед. орудий полевой артиллерии Д-20, а также 12 ед. РСЗО RM-70. В 2009 году Украина поставила Грузии 10 танков Т-72 и 3 БТР-80. В том же году был завершен контракт на поставку 25 БТР-70, 20 ПЗРК "Игла", 40 ед. ПЗРК "Стрела" и очередной партии ПТУР "Комбат" (количество не известно). Бывший гендиректор госкомпании "Укрспецэкспорт" Сергей Бондарчук также подтвердил факт поставок в Грузию ЗРК "Оса", "Бук", вертолетов Ми-8 и Ми-24. В 2009 году ВС Турции передали ВС Грузии 70 БТР Ejder, 100 бронемашин "Кобра". Израиль поставлял Грузии стрелковое оружие и боеприпасы через болгарскую фирму "Арсенал", 40 беспилотных летательных аппаратов "Гермес-450". США поставили Грузии ЗРК "Пэтриот", ПЗРК "Стингер" и "Игла-3", ПТРК "Джавелин" и "Хелфайр-2", а также большое количество патронов для стрелкового оружия. Следует отметить, что наибольшие финансовые ресурсы в плане оказания военной помощи Грузии в постконфликтный период США сосредоточили не на поставках вооружений, а на восстановлении военной инфраструктуры и обучении личного состава армии Грузии. В январе 2009 г. между двумя странами была подписана "Хартия о стратегическом партнерстве", в соответствии с которой США взяли на себя обязательство по модернизации армии Грузии и повышению обороноспособности страны. При этом под термином "укрепление обороноспособности Грузии", подразумевалось, прежде всего, обучение и подготовка личного состава ВС Грузии. Грузия летом 2010 года подписала с Франция меморандум о закупке двух вертолетов AS-332 "Супер Пума" с поставкой до 2012 года. Эксперты уверены, что будет реализован и американский список Саакашвили, но не напрямую, а через Турцию. Вызывает опасение то, что провозглашенная администрацией Обамы перезагрузка отношений с Россией не меняет политики военной поддержки Вашингтоном грузинского руководства. Это подталкивает грузинские власти на новую авантюру в регионе. По удельному весу военных расходов Грузия к началу военных действий в Южной Осетии занимала второе место в мире - 8% ВВП (больше было только у Северной Кореи). Считается, что только благодаря щедрой военной помощи из-за рубежа Грузия и решилась развязать войну в августе 2008 года. Чем она закончилась, всем хорошо известно. А вот о том, какие уроки извлекла Грузия из тех событий, готова ли она силовым способом вернуть себе Южную Осетию и Абхазию и каков ее нынешний военный потенциал, известно гораздо меньше. По словам грузинских военных экспертов, "военный бюджет Грузии сейчас снижен до 3% ВВП. Руководство страны перешло к оборонительной стратегии, а возвращать потерянные территории оно предпочтет с помощью политического и дипломатического давления на Москву" Однако, по мнению ряда независимых политологов, специализирующихся на изучении вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР, военный потенциал Грузии после войны с Россией серьезно вырос. Если до вторжения в Цхинвали грузинские военные исходили из того, что с началом боевых действий американцы пришлют им на помощь свой воинский контингент и воевать они будут в составе коалиции, как и полагается по натовской стратегии, то теперь главный акцент в боевой подготовке армии Грузии смещен на войну с Россией своими силами. С этой целью сразу после войны в страну было возвращено из Ирака самое боеспособное соединение — 1-я пехотная бригада численностью 1,5 тысячи человек. Дополнительно в Западной Грузии развернута артиллерийская бригада (до этого была одна такая - в Гори). Появился противотанковый батальон. Если довоенная грузинская армия насчитывала 32 тысячи человек, то теперь в ней 37 тысяч, причем с более высоким уровнем подготовки. Из того, что Грузия запросила у США противовоздушные и противотанковые комплексы, еще не следует, что она готовится лишь к обороне, - заявляют политологи. - В равной степени это может свидетельствовать и о том, что она просто хочет в случае новой войны обезопасить свои наступательные силы от воздушных и танковых ударов российских военных. Если Грузия получит все, что хочет, то ее военные возможности станут гораздо шире, чем сейчас. Например, комплекс Patriot-3 может засекать цели на расстоянии 180 км. То есть теоретически грузинская армия получит возможность сбивать все летательные аппараты в районе проведения Игр-2014 в Сочи. В целом, администрация Барака Обамы по-прежнему с осторожностью относится к вопросу возобновления поставок американского оружия режиму Михаила Саакашвили. Как свидетельствуют документы госдепа США, опубликованные недавно сайтом WikiLeaks, Вашингтон не отказывается от поставок оружия в Грузию, но намерен делать это "с максимальной осторожностью" из-за пристального внимания к этой проблеме не только России, но и Европы. Если положительное решение о возобновлении поставок американского оружия в Грузию будет принято, то, в первую очередь это, коснется средств ПВО и противотанковой обороны. Как сообщают американские СМИ, соответствующие предложения уже подготовлены корпорацией "Баррингтон Эллайнс Инк". Предложение включает поставки Грузии ЗРК "Patriot-3", ПЗРК "Stinger", а также ПТРК "Javelin" и "Hellfire-2" с необходимым количеством боеприпасов на общую сумму более $100 млн. По мнению ряда зарубежных и российских экспертов, активная деятельность военно-политического руководства Грузии свидетельствует о стремлении господина Саакашвили взять реванш за проигранную России в августе 2008 года войну. При этом в случае продолжения осуществления США и ЕС политики одобрения действий по вооружению вероятность новой дестабилизации обстановки в регионе возрастет очень быстро |