Некоторое время назад Экономическая комиссия ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну (the United Nations Economic Commission for Latin America and the Caribbean (UNECLAC orECLAC ) опубликовала доклад о состоянии и уровне иностранных инвестиций в регионе в 2010 году. В данном докладе приводится график прямых иностранных инвестиций в регион (foreign direct investment - FDI) с 1990 по 2010 год. До 1999 года наблюдался устойчивый постепенный рост с пиком на отметке в 90 млрд долларов США. До 80% приходилось на Южную Америку, а 20 - на обобщённую Центральную. Затем происходит резкий обвал, но Южную Америку он затрагивает лишь в 2001 году, до которого там наблюдался ещё некоторый приток инвестиций. Но к 2003 общий объём прямых иностранных инвестиций в Латинской Америке упал до 45 млрд долларов, причём они распределялись между Южной Америкой и Центральной. Затем снова начался медленный рост, к 2005 он совокупно достиг 77 млрд и стагнировал на этом уровне год. 60-70% инвестиций приходилось на страны Южной Америки. Потом у них следует новый рост, достигший в 2008 году пика в 90 млрд. В то же время в Центральной Америке, где с 2006 года по 2007 уровень FDI вырос с 30 млрд до 41, 2008 год стал годом стагнации. В 2009 году объём прямых зарубежных инвестиций в центрально-американских странах снижается до 25 млрд, а в южноамериканских – до 38 млрд. Однако в последнем квартале 2009 года снова начинается рост. В Центральной Америке он незначителен, но в Южной достигает почти "докризисного" уровня и оценивается в 85.143 млрд долларов США. В результате совокупный показатель составляет 112.634 млрд. это ещё далеко до пика 2008 года, но всё же один из высших показателей с 1990 года (и, соответственно, вообще в истории). Надо заметить, что авторы доклада не поясняют представленную ими 20-летнюю динамику, сосредоточившись только на последних двух годах. Они констатируют, что наибольший рост прямых зарубежных инвестиций в Южной Америке в 2010 году пережила Бразилия (на 87%), Перу (на 31%), Чили (на 17%), отмечают спад FDI в Колумбию (тем не менее, 6,76 млрд долларов), но не поясняют возможных политических причин. Лишь в отношении Венесуэлы авторы доклада указывают, что сохраняющиеся негативные показатели иностранного инвестирования связаны с национализацией иностранных предприятий и фирм. В то же время, с экономических позиций в докладе отмечено, что в Бразилии, Перу, Чили, Колумбии и Мексике резко растёт внутренний спрос, в том числе на инвестиции. Также они отмечают роль стремления зарубежных компаний "вынести" сервисы и производства на территорию латиноамериканских стран "в виду кризиса". Авторы доклада отмечают, что 43 млрд долларов из общих 113 млрд в зарубежных инвестициях приходится на долю латиноамериканских же фирм, в том числе транснациональных. И указывают, что в целом в мире уровень FDI в экономику развитых стран продолжал падать (на 7% с 2009 года), а вот в экономики развивающихся стран и переходные экономики он увеличился более чем на 10% и составил более 50% от мирового потока капиталов. При этом авторы особо отмечают рост вклада в мировые инвестиционные потоки со стороны транснациональных компаний, базирующихся в развивающихся странах, расширяющих свою активность несмотря на рост конкуренции и одновременно консолидации на мировом уровне, и не только в области производства продукции конечного потребления, с различным уровнем технологической оснащённости, но и частично в сырьевых секторах Наибольший рост в отношении FDI показывает Латинская Америка. Наиболее инвестоёмкими секторами здесь оказались сырьевой (особенно добыча металлов, углеводородов и продовольственный) и производственный (особенно автомобилей, интегрированных услуг, средств телекоммуникации и программного обеспечения). В Центральной Америке объём прямых зарубежных инвестиций вырос на 16%, в Мексике – на 17%. На перешейке наибольшими получателями инвестиций в целом стали Панама с 2.363 млрд и Коста-Рика с 1.412 млрд. на 52%, 18% и 17% соответственно выросли объёмы FDI в Гондурасе, Гватемале и Никарагуа. В Карибском субрегионе продолжал сказываться кризис, особенно в полагающихся на туризм экономиках – общий объём прямых зарубежных инвестиций здесь сократился на 18% до 3.917 млрд долларов. Наибольший упадок в этом отношении переживает Доминиканская Республика – сокращение на 25%. Зато есть некоторый рост инвестиций на Гаити, преимущественно в средства и инфраструктуру телекоммуникации, причём именно после землетрясения в январе 2010 года. В целом высокие цены на сырьё способствовали росту инвестиций в этот сектор по всему региону, также как и рост внутреннего спроса, особенно в таких странах как Бразилия и Мексика, и особо авторы обозначают экономический рост, как следствие антикризисных мер, в Бразилии, а также в Колумбии, Перу, Чили, Мексике и Уругвае. В Южной Америке наибольшее количество инвестиций было направлено в сырьедобывающий (43%) и услугопроизводящий (30%) сектора. Росли здесь и инвестиции в перерабатывающий сектор, включая производство строительных материалов и вообще сопутствующие сервисы. В Центральной же Америке и Мексике 54% прямых зарубежных инвестиций пошли в 2010 году в производство, 41% - в сектор услуг, и лишь 5% - в сырьевой и перерабатывающий сектора. На первом месте среди стран – источников инвестиций – по-прежнему США (17%), затем Нидерланды (13%), Китай (9%), Канада, Испания и Великобритания (по 4%). Внутрилатиноамериканские инвестиции из одной страны в другую в 2010 году составили 10%, по сравнению с 8% в 2009 году. Значительная их доля сопровождалась слияниями, поглощениями и развитием новых проектов. Надо заметить, что именно рост китайских инвестиций и вообще китайского присутствия в регионе привлёк едва ли не наибольшее внимание к докладу со стороны СМИ. СМ., например, "ForeignInvestment Returns to Latin America" и "Китай далеко зашел". Сами авторы доклада посвящают китайским инвестициям специальный раздел, указывая, в частности, что бОльшая часть из 15 млрд пошла в добычу естественных ресурсов. Они констатируют, что Китай уже третий торговый партнёр латиноамериканских стран после США и ЕС и вскоре опередит последний. (Надо заметить, что ECLAC недавно выпустила специальный доклад о необходимости и путях активизации экономических отношений между Латинской Америкой и Евросоюзом). Инвестиции Китая в некоторые страны Латинской Америки (Millions of dollars) Страна | Инвестиции подтверждённые | 1990-2009 | 2010- 2011 | Argentina | 143 | 5 550 | 3 530 | Brazil | 255 | 9 563 | 9 870 | Colombia | 1 677 | 3 | ... | Costa Rica | 13 | 5 | 700 | Ecuador | 1 619 | 41 | ... | Guyana | 1 000 | ... | ... | Mexico | 127 | 5 | ... | Peru | 2 262 | 848 | 640 | Venezuela (Bolivarian Republic of) | 240 | ... | ... | Total | 7 336 | 15 251 | 22 740 | Источник: Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC), данные Thomson Reuters, fDi Markets [online] http://www.fdimarkets.com/ и интервью с компаниями Основные страны "китайского интереса" - Бразилия, Аргентина и Перу, у которых наиболее тесные торговые отношения с Китаем. В Перу, Венесуэле и Эквадоре китайские компании (сами государственные) заключают соглашения с государством, в Бразилии и Аргентине, в последнее время, - с частными компаниями, задействованными в добыче и переработке ресурсов. Соглашения заключаются либо о добыче (участии в добыче) либо как концессии на производство. В Перу больше всего интересует уголь, в Бразилии – железная руда. Разворачивается активность китайского бизнеса в сельскохозяйственном секторе, что "вызывает озабоченность в связи с вопросами о зарубежной собственности на землю и возможных угрозах продовольственной безопасности и благосостоянию сельских районов". (Непонятно, почему только в отношении китайского интереса к сельскому хозяйству авторы доклада делают такое примечание). Ещё один аспект китайского присутствия в регионе – нарастающая конкуренция со стороны китайских поставщиков услуг в области развития инфраструктуры (транспортных и коммуникационных сетей, строительства и т.д.) Они предлагают дешёвые и квалифицированные услуги, а также готовы предоставлять инвестиции самим заказчикам, причём в том числе за счёт китайского правительства. Отдельный интерес китайских компаний касается производственного сектора с целью последующего экспорта готовой продукции. Подобного рода инвестиции в 2010 году направлялись китайцами больше всего в Бразилию, наблюдался также рост соответствующего в отношении Мексики. Авторы уделяют целый абзац сведениям о "критике и озабоченности" латиноамериканских политиков, бизнеса и общественности по поводу резкого увеличения китайских инвестиций и проектов. Причина – перекос в сторону сырьевого сектора, что отрицательно сказывается на индустриальном и технологическом развитии региона, государственная принадлежность китайских компаний, что делает их приобретения и активы в Латинской Америке собственностью зарубежного правительства, низкие социальные и экологические стандарты китайских контрактёров "по сравнению с другими транснациональными компаниями". Авторы полагают, что в регионе необходимо смещать акцент в развитии на развитие индустриальное и технологическое, а также на развитие внутрирегиональной инфраструктуры в сторону большей интеграции. При этом надо осознать, что китайская стратегия в регионе преследует иные цели, чем это выгодно региону. Анализируя зарубежную инвестиционную активность компаний, базирующихся в латиноамериканских странах, авторы доклада, к сожалению, не раскрывают фактическую принадлежность этих фирм и страны их интереса (неучёт значительных внешних инвестиций из Панамы на том основании, что они представляют собой реэкспорт капитала через панамских агентов зарубежных источников даёт основания предположить, что авторы старались учитывать инвестиции формальных резидентов из собственных фондов). Но показывают, что объём инвестиций за рубежом со стороны Мексики вырос аж на 81% в 2010 году и достиг показателя в 12.694 млрд долларов. Основная их часть сопровождала приобретения в сфере медиа, телекоммуникаций и продовольственного рынка. Бразильские компании инвестировали за рубежом в 2010 году 11,5 млрд долларов, отдельно авторы доклада подчёркивают заслугу бразильских властей, предоставляющих с 2008 года серьёзную фондовую поддержку международной активности местных компаний. Главный их интерес в сырьевом секторе за рубежом был сосредоточен в металлодобыче, в производственном – в продовольственном и металлургии, в сфере услуг – в финансовом. На 8% выросли зарубежные инвестиции чилийских компаний, достигнув 8.744 млрд долларов. 70% были направлены в латиноамериканские страны, преимущественно в сектора финансовых услуг и ритэйл-торговли. В меньшей степени – в производства. Объём зарубежных инвестиций из Колумбии, в первую очередь в добывающие отрасли и отрасли первичной переработки, вырос в два раза, до 6.504 млрд долларов. Из центрально-американских стран по показателям направленных за рубеж инвестиций (всего 119 млн долларов США, после нулевых показателей 2009 года) лидирует Сальвадор, затем идут Коста-Рика и Гватемала. По Панаме аворы конкретикой не располагают, но констатируют рост её зарубежного инвестирования в сектора финансовых и транспортных услуг. Анализируя показатели прямых зарубежных инвестиций в страны Центральной Америки, Панаму и Доминиканскую Республику (всех их авторы доклада объединяют в "субрегион"), доклад указывает на "фундаментальную" роль FDI в развитии этого субрегиона, особенно в последние 20 лет. Благодаря политической стабилизации в ряде прежде конфликтных стран, росту спроса, приватизации энергетического и телекоммуникационного секторов, формированию свободных экономических зон, облегчению налогового и финансового режимов, развитию механизмов доступа на рынки США, включая Инициативу для стран Карибского бассейна (Caribbean Basin Initiative), Централизованную систему преференций (the Generalized System of Preferences), Соглашение о торговом партнёрстве США и стран Карибского бассейна (the United States-Caribbean Basin Trade Partnership Act (CBTPA) и более свежем Соглашении о торговом партнёрстве Доминиканской Республики, стран Центральной Америки и США (the Dominican Republic-Central America-United States Free Trade Agreement (CAFTA-DR). Всё это вызывает, по мнению авторов доклада, рост интеграционных процессов в регионе и повышение роли прямых зарубежных инвестиций в местных ВВП. В докладе отмечается сохранение курса транснациональных компаний на формирование в странах региона "платформ" для дешёвого экспорта, и при этом переориентация интересов зарубежных инвесторов с производства и экспорта текстиля на call-центры и аутсорсинг бизнес-процессов (?). В целом за прошедшие 20 лет основная доля FDI в субрегионе переместилась из сферы производства в сферу услуг, особенно туризма, недвижимости и бизнес-аутсорсинга. Экспорт товаров и услуг составляет бОльшую часть экспорта стран субрегиона и в основном идёт через режимы свободных экономических зон и другие особого благоприятствования, обеспеченные в рамках упомянутых выше соглашений с США. Основной инвестор в регионе за 20 лет – США (38%), затем Испания (8%), Канада (6%) и Мексика (4%). Структурная роль зарубежных инвестиций в субрегионе будет только расти, полагают авторы доклада. Его отличие от Южной Америки они видят в развивающейся специализации в производстве товаров и услуг в ориентации на рынки США, в то время как основной показатель экономического роста, экспорта и интереса зарубежных инвесторов в Южной Америке – сектор добычи и первичной переработки сырьевых ресурсов. Для стран Южной Америки прямые зарубежные инвестиции не имеют такого существенного значения для ВВП, хотя и составляют как правило от 1 до 5% в зависимости от страны. В Южную Америку в 2010 году пришло на 56% больше прямых зарубежных инвестиций чем в 2009, 85.143 млрд долларов. Наибольшее количество – в Бразилию, Чили и Перу, много –в Колумбию и Аргентину. FDI в Бразилии, на фоне её общего экономического роста в 7%, превысили 48 млрд долларов, это на 87% больше чем в 2009 году. В основном инвестиции были направлены в сферы добычи и переработки ресурсов (39%) и производства (374%). Сфера услуг привлекла 24%. В сфере ресурсов 22% инвестиций пришлись на нефть и газ, 14% - на добычу железной руды. В производстве больше всего вкладывали в продовольственное и металлургическое - по 9%, в химию – 7%, в нефтепродукты – 3%. 15% инвестиций пришлись на долю Китая, 13% - Швейцарии, 10% - США. В Чили рост инвестиций составил 17%, в 2010 году они достигли 15.095 млрд долларов США. Основные источники – транснациональные компании, прежде всего из Соединённых Штатов, Канады, Испании и Великобритании, как и обычно для этой страны. Их инвестиции были направлены в сферы добычи ресурсов и услуг, и лишь 2% - в производство. Отдельно авторы доклада отмечают произошедшее в 2010 году слияние чилийской авиакомпании LAN с бразильской TAM Airlines, что должно привести к появлению крупнейшего регионального авиаперевозчика. Однако трансграничные слияния в этой области в целом характерны для всей Латинской Америки в последние годы, отмечается в докладе. В Перу приток прямых инвестиций из-за рубежа вырос на 31%, достигнув 7.328 млрд долларов. Это составило 9% от общих южноамериканских показателей. Основные отрасли инвестирования те же, что и в Чили, место Великобритании и Испании среди источников занимают Мексика, Швейцария и Австралия. В Колумбии рост FDI составил 5%, объём - 6.76 млрд долларов. Активность в сырьевом секторе проявляли Канада, Великобритания и Мексика, а в целом, прежде всего в сферу услуг и развития инфструктуры, вкладывались деньги из Панамы (более 50%), но как упоминалось в докладе выше, Панама зачастую является лишь транзитёром зарубежного капитала и вложений. В Аргентине прирост прямых зарубежных инвестиций составил 51%, объём их - 6.193 млрд долларов. Основная "конкуренция" в инвестициях – между США и Китаем, в основном в сфере естественных ресурсов. В Уругвае рост FDI составил 29%, объём - 1.627 млрд долларов США. Основным объектом инвестиций была важная для страны бумажная промышленность, в которой происходили процессы слияний и поглощений и усиления позиций зарубежных компаний. В Боливии объём прямых инвестиций из-за рубежа составил всего 651 млн долларов, но это на 57% больше чем в 2009 году. Большая их часть была направлена в добывающие сектора, некоторое количество в сферы услуг – туризм, недвижимость – коммуникаций и развития транспортных сетей. Значительна доля китайских инвестиций, притом что до 2008 года основным инвестором выступали США. (В целом происхождение FDI в Боливии в докладе не раскрыто). В Парагвае объём инвестиций невелик, 268 млн долларов, но это большой рост по сравнению с 2009 годом – 171%. В Парагвае средства направлялись в производство и сферу услуг, преимущественно от компаний из США, Бразилии, Испании и Панамы. В то же время в парагвайской добывающей индустрии значительно усилились позиции Latin American Minerals из Канады. В Эквадоре же объём инвестиций из-за рубежа составил 164 млн долларов и это на 49% меньше, ем в 2009 году. Авторы доклада связывают это с продолжающейся политикой национализации: в 2010 году правительство Эквадора пересмотрело контракты с ведущими нефтедобывающими компаниями и из страны ушли бразильская Petrobras, южнокорейская Canada Grande, американская EDC, сократилось присутствие китайской CNPC. Но продолжают работу Repsol-YPF (Испания), Agip (Италия), Synopec (Китaй) и ENAP (Чили). (По новой модели отношений, властям Эквадора принадлежит выкачанная нефть, а компании получают пеню за её добычу, за каждый баррель). Кроме того, второй по масштабам в Латинской Америке дистрибьютор "Кока-Колы" Embotelladoras Arca из Мексики приобрёл бутылочное производство в Эквадоре. В 2011 году правительство планирует объявить план по привлечению зарубежных инвестиций, включая сферу туризма. Пока основными источниками FDI для Эквадора остаются Панама, Китай и Канада. В Венесуэле, как уже было отмечено, баланс иностранных инвестиций негативен, на фоне продолжающейся национализации иностранных активов, особенно американских. Но при этом китайская Great Wall Motors собирается строить новый автомобильный завод, а в 2010 году консорциум из Indian Oil и Oil India, Petronas из Малайзии и Repsol-YPF из Испании приобрёл за 4.848 млрд долларов государственную нефтяную компанию Carabobo. В то время как государственная Petróleos de Venezuela (PDVSA) объявила о новых контрактах по добыче и переработки нефти с итальянской Eni S.p.A. Что касается Мексики, то здесь зарубежные инвестиции были направлены как ив Центральной Америке – на захват внутренних рынков и развитие экспортных производств. Мексика получила 17.726 млрд, на 17% больше чем в 2009. Более 60% было направлено в производственную сферу, где более половины FDI пришлось на производство алкоголя, табака и продовольствия. В сфере услуг, привлёкшей 37% от общего объёма инвестиций, наиболее популярны были розничная торговля и финансовые услуги – по 14%. НА первом месте по объёму вложений – Нидерланды, далее США и Испания. Страны перешейка получили в целом 5.847 млрд, на 16% больше чем в 2009 году. Из них 40; пришлось на долю Панамы, 24% - Коста-Рики. На 52% увеличился приток прямых зарубежных инвестиций в Гондурас, на 18% - в Гватемалу, на 17% - в Никарагуа. В Сальвадор же приток FDI сократился на 79%. В докладе отмечается, что объём прямых иностранных инвестиций на Кубе колеблется в последние годы между 30-35 млн долларов. Основные торговые и инвестиционные партнёры Кубы – Венесуэла и Бразилия. Совместно с Венесуэлой в настоящее время осуществляется 60-млн проект по прокладке оптико-волоконного кабеля по морскому дну на Кубу, подрядчиком выступает франко-китайская Alcatel Shanghai Bell. Национальный банк экономического и социального развития Бразилии вложил 400 млн долларов США в модернизацию кубинского порта Мариэль. В 2011 году должны начаться до 13 совместных проектов Кубы с Китаем, отчасти под гарантии венесуэльской Petróleos de Venezuela, но в большей степени – Экспортно-импортного банка Китая. Проекты в сфере развития туриндустрии, энергетики, переработки сахарного тростника тянут на 6 млрд долларов США сроком в ближайшие несколько лет. Подводя итог общему характеру инвестиций из-за рубежа в латиноамериканские страны, авторы доклада отмечают, что в сферах добычи и переработки ресурсов и высокотехнологичных услуг речь чаще идёт о приобретении контрольных пакетов либо поглощении, иногда – о начале новых проектов, в сфере же производства больше займов и кредитоподобных инвестиций (хотя в Мексике и Центральной Америке ориентированная на экспорт производственная сфера является объектом прямого интереса зарубежных компаний). Отдельно в докладе рассматриваются сферы телекоммуникаций и IT- индустрии, где особенно активизируются компании из Северной Америки и Западной Европы. Отчасти из Индии и Китая, Латинской Америки. В соответствующем разделе авторы доклада рассматривают прямые зарубежные инвестиции и деятельность транснациональных компаний как прямых агентов инновационного развития латиноамериканских экономики, "ключевые" каналы передачи и получения знаний, технологий, опыта. В этом контексте они отмечают "позитивную динамику"в соотношении FDI, инвестированных в средне- и долгосрочные проекты, но показывают, что зарубежные инвестиции в высокотехнологичные производства и проекты – минимальны, для всей Латинской Америки. Некоторое исключение составляют отрасли, направленные на обслуживание интересующих зарубежные компании ресурсов. Например, обеспечение добычи полезных ископаемых в Чили или производства сельхозтехники и удобрений в Мексике. Наибольшее количество инвестиций в научно-технические изыскания и развитие приходится на долю Бразилии. При этом авторы доклада не анализируют и не приводят данных о политике государств Латинской Америке по привлечению инвестиций в инновационное развитие, о том, имеют ли место попытки взаимоувязать вложения зарубежных капиталов в интересующие их отрасли с вложением средств или дивидендов с сферы, более выгодные для развития национальных экономик в стратегическом отношении. Коротко они упоминают о стремлении правительств Чили, Бразилии, Мексики и Колумбии привлекать инвестиции в экономическую деятельность, ориентированную на местные рынки и констатируют, что "там где растёт покупательная способность, снижается негативный эффект перепадов валютных курсов на подобные инвестиции из-за рубежа". Однако по сути они указывают, что валютные разнообразие и нестабильность курсов большинства латиноамериканских стран способствуют большему интересу зарубежных инвесторов к ресурсному сектору и экспорту в третьи страны. Делая теоретическое отступление о параметрах исследования эффекта прямых зарубежных инвестиций на национальные экономики, авторы доклада выделяют два основных – стратегии зарубежных (транснациональных) компаний и местные "абсорбационные" способности. Уделив несколько абзацев позитивному эффекту присутствия транснациональных компаний в любом случае, авторы констатируют, что уровень и важность этого эффекта для национальных экономик будет определяться их "абсорбационной" способностью. Однако возможных механизмов последней не раскрывают конкретно не раскрывают, приведя лишь несколько общетеоретических примеров и никак иначе, кроме наличия созданных самими национальными правительствами благоприятных условий, не комментируя факторы выбора транснациональными компаниями тех или иных стратегий. Нестабильность и неопределённость мировой ситуации в свете, в частности, кризиса затрудняет для авторов доклада прогноз на 2011 год, но всё же они полагают, что может наблюдаться подъём в FDI от 15% до 25%. Table I.2 LATIN AMERICA AND THE CARIBBEAN: FOREIGN DIRECT INVESTMENT INFLOWS BY RECEIVING COUNTRY OR TERRITORY, 2000-2010 (Millions of dollars and percentages) Country | 2000-2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | South America | 37 969 | 43 410 | 71 227 | 91 329 | 54 550 | 85 143 | Brazil | 19 197 | 18 822 | 34 585 | 45 058 | 25 949 | 48 462 | Chile | 5 012 | 7 298 | 12 534 | 15 150 | 12 874 | 15 095 | Peru | 1 604 | 3 467 | 5 491 | 6 924 | 5 576 | 7 328 | Colombia | 3 683 | 6 656 | 9 049 | 10 596 | 7 137 | 6 760 | Argentina | 4 296 | 5 537 | 6 473 | 9 726 | 4 017 | 6 193 | Uruguay | 393 | 1 494 | 1 329 | 1 809 | 1 258 | 1 627 | Bolivia (Plurinational State of) | 350 | 278 | 362 | 508 | 426 | 651 | Paraguay | 48 | 95 | 202 | 209 | 99 | 268 | Ecuador | 839 | 271 | 194 | 1 001 | 319 | 164 | Venezuela (Bolivarian Republic of) | 2 546 | 508 | 1 008 | 349 | 105 | 1 404 | Mexico | 22 722 | 19 779 | 29 714 | 25 864 | 15 206 | 17 726 | Central American Isthmus | 2 549 | 5 756 | 7 235 | 7 593 | 5057 | 5 847 | Panama | 656 | 2 498 | 1 777 | 2 402 | 1 773 | 2 363 | Costa Rica | 597 | 1 469 | 1 896 | 2 021 | 1 323 | 1 412 | Honduras | 418 | 669 | 928 | 1 006 | 523 | 798 | Guatemala b | 334 | 592 | 745 | 754 | 574 | 678 | Nicaragua | 219 | 287 | 382 | 626 | 434 | 508 | El Salvador | 325 | 241 | 1 508 | 784 | 431 | 89 | The Caribbean d | 3 557 | 6 043 | 6 187 | 735 | 5 563 | 3 917 | Dominican Republic | 932 | 1 085 | 1 667 | 2 870 | 2 165 | 1 626 | Trinidad and Tobago | 842 | 883 | 830 | 2 801 | 709 | 549 | Bahamas | 383 | 1 159 | 746 | 839 | 664 | 499 | Suriname | 143 | 323 | 179 | 124 | 242 | 213 | Guyana | 50 | 102 | 110 | 179 | 222 | 198 | Haiti | 12 | 160 | 75 | 34 | 37 | 150 | Saint Kitts and Nevis | 84 | 115 | 141 | 184 | 136 | 128 | Antigua and Barbuda | 127 | 361 | 341 | 176 | 121 | 108 | Saint Lucia | 76 | 238 | 277 | 166 | 152 | 105 | Belize | 56 | 109 | 143 | 180 | 112 | 100 | Saint Vincent and the Grenadines | 43 | 110 | 132 | 159 | 107 | 93 | Grenada | 65 | 96 | 167 | 148 | 104 | 90 | Dominica | 26 | 29 | 48 | 57 | 42 | 31 | Anguilla | 60 | 143 | 120 | 101 | 46 | 25 | Montserrat | 2 | 4 | 7 | 13 | 3 | 2 | Jamaica | 595 | 882 | 867 | 1 437 | 541 | … | Barbados | 63 | 245 | 338 | 267 | 160 | … | Total | 66 796 | 74 987 | 114 363 | 134 521 | 80 376 | 112 634 | Source: Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC) 15 April 2011. Table I.3 LATIN AMERICA AND THE CARIBBEAN: трансграничные приобретения компаний или активов на сумму более 100 млн долларов, 2010 (Millions of dollars) Company or asset acquired | Country | Sector | Buyer | Country | Value | Vivo (Brasilcel NV) | Brazil | Telecommunications | Telefónica SA | Spain | 9 742.79 | FEMSA-Operación cervecera | Mexico | Beverages/liquors | Heineken | Netherlands | 7 325.02 | Repsol YPF Brasil SA | Brazil | Oil/gas | Sinopec Group | China | 7 111.00 | State oil company Carabobo | Venezuela | Oil/gas | Indian Oil, Oil India, Petronas y Repsol-YPF | India | 4 848.00 | Bridas Corp | Argentina | Oil/gas | CNOOC Ltd | China | 3 100.00 | Moema Group Mills and Usina Moema Açúcar e Álcool Ltda | Brazil | Agroindustry | Bunge Ltd | United States | 2 359.74 | Mineração Usiminas | Brazil | Mining | Sumitomo Corp | Japan | 1 930.00 | BAC Credomatic GECF Inc | Panama | Financial services | Grupo Aval Acciones y Valores | Colombia | 1 920.00 | GVT | Brazil | Telecommunications | Vivendi SA | France | 1 777.43 | Expansión Transmissão Itumbiar | Brazil | Services | State Grid | Brazil | 1 701.55 | Gas Natural-Combined Cycle Power | Mexico | Oil/gas | MT Falcon Hldg Co SAPI de CV | Mexico | 1 465.00 | Wal-Mart Centroamérica | Guatemala | Commerce | Wal-Mart de México SAB de CV | United States | 1 347.34 | Compañía Minera del Pacifico SA | Chile | Mining | Mitsubishi Corp | Japan | 924.00 | BAHIA Minerals BV | Brazil | Mining | Eurasian Natural Resources | United Kingdom | 735.00 | Autopista Central SA | Chile | Infrastructure | Alberta Investment Mgmt Corp | Canada | 735.00 | MMX Mineração e Metálicos | Brazil | Mining | SK Networks Co Ltd | Republic of Korea | 698.28 | Bayovar Phosphate Mine Project | Peru | Mining | Investor Group | United States | 660.00 | Autostrade per il Cile-APC | Chile | Infrastructure | Autostrade Sud America Srl | Italia | 659.70 | DECA II | Guatemala | Energy | EPM | Colombia | 605.00 | Sky Brasil | Brazil | Telecommunications | DirecTV Latin America LLC | Mexico | 604.80 | Farmacias Ahumada | Chile | Commerce | Grupo Casa Saba SAB de CV | Mexico | 604.24 | Cia Industrial de Vidros | Brazil | Manufacturing | Owens-Illinois Inc | United States | 603.00 | Dufry South America Ltd | Brazil | Commerce | Dufry AG | Switzerland | 527.04 | LQ Inversiones Financieras SA | Chile | Financial services | Citigroup Inc | United States | 519.70 | Goldcorp (San Dimas) | Mexico | Mining | Mala Noche Resources Corp | Canada | 510.00 | Goldcorp (Escobal) | Guatemala | Mining | Tahoe Resources Inc | United States | 505.00 | YPF SA | Argentina | Oil/gas | Investor Group | United States | 499.99 | Cintra Concesiones de Infraestructuras de Transporte | Chile | Infrastructure | Interconexión Eléctrica SA (ISA) | Colombia | 499.02 | Sistema Educacional Brasileiro | Brazil | Education services | Pearson PLC | United Kingdom | 498.74 | Tivit Terceirização de Processos, Serviços e Tecnologia S.A. | Brazil | Business services | Apax Partners LP | United States | 475.81 | Kinross Gold Corp-Cerro Casale | Chile | Mining | Barrick Gold Corp | Canada | 474.00 | El Morro Copper-Gold Project | Chile | Mining | New Gold Inc | Canada | 463.00 | Tivit Terceirização de Processos, Serviços e Tecnologia S.A. | Brazil | Business services | Apax Partners LP | United States | 422.56 | Cia Minera Milpo SAA | Peru | Mining | Votorantim Metais Ltda | Brazil | 418.90 | CVC Brasil Operadora e Agência de Viagens | Brazil | Tourism | Carlyle Group LLC | United States | 401.01 | Odebrecht Óleo e Gás | Brazil | Construction/ engineering | Temasek Holdings(Pte)Ltd | Singapore | 400.00 | Sul Americana de Metais SA | Brazil | Mining | Honbridge Holdings Ltd | Hong Kong (SAR of China | 390.00 | Vale SA, Mitsui Co Ltd-Bayovar | Peru | Mining | The Mosaic Co | United States | 385.00 | Ecuador Bottling Co Corp | Ecuador | Beverages | Embotelladoras Arca SAB de CV | Mexico | 345.00 | Equipav SA Açúcar e Álcool | Brazil | Agroindustry | Shree Renuka Sugars Ltd | India | 331.40 | Mineração Minas Bahia | Brazil | Mining | Eurasian Natural Resources | United Kingdom | 304.00 | El Paso Corp-Mexican Pipeline | Mexico | Energy | Sempra Pipelines & Storage Inc | United States | 300.00 | CPM Braxis SA | Brazil | Business services | Capgemini SA | France | 298.91 | Laboratorios Phoenix SACyF | Argentina | Pharmaceuticals | GlaxoSmithKline PLC | United Kingdom | 253.00 | Yamana Gold Inc-Gold Mines(2) | Brazil | Mining | Aura Minerals Inc | Canada | 240.00 | Vale Do Ivai SA | Brazil | Agroindustry | Shree Renuka Sugars Ltd | India | 239.99 | Laboratorio Teuto Brasileiro | Brazil | Pharmaceuticals | Pfizer Inc | United States | 238.71 | Rumo Logistica SA | Brazil | Logistics | Investor Group | United States | 225.38 | Almacenes Éxito SA | Colombia | Commerce | Citigroup Global Markets Ltd | United Kingdom | 216.26 | HydroChile SA | Chile | Energy | Eton Park Capital Mgmt LP | United States | 200.00 | Frontino Gold Mines Ltd | Colombia | Mining | Medoro Resources Ltd | Canada | 198.36 | Viñedos Errázuriz – Atacama | Chile | Mining | Investor Group | Republic of Korea | 190.00 | MOP-Iquique Highway Access | Chile | Infrastructure | Sacyr Concesiones SL | Spain | 188.60 | IBI México | Mexico | Financial services | Banco Bradesco SA | Brazil | 163.74 | Scalina | Brazil | Manufacturing | Carlyle Group LLC | United States | 162.57 | Red de Televisión Chilevisión | Chile | Telecommunications | Turner Intl (Turner Bdcstg) | United States | 150.99 | MMX Mineração e Metálicos | Brazil | Mining /metallurgy | Wuhan Iron & Steel Co Ltd | China | 120.00 | Inmaculada Gold Silver Project | Peru | Mining | Hochschild Mining PLC | United Kingdom | 115.00 | Compañía Carbones del Cesar S.A. | Colombia | Mining | Goldman Sachs Group Inc | United States | 100.20 | Источник: Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC), на основе сведений Thomson Reuters Справка об авторах доклада: Alicia Bárcena (Алисия Барчена) – исполнительный секретарь ECLAC Исполняет должность с 1 июля 2008 года. До этого занимала пост заместителя Генерального секретаря по менеджменту в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, с марта 2006 по январь 2007 года руководила кабинетом предыдущего Генсека ООН Кофи Аннана. В 2003-2006 годах работала заместителем председателя ECLAC, в которой ранее занимала должность главы подразделения по окружающей среде и человеческим поселениям (Environment and Human Settlements Division). До прихода в ECLAC г-жа Барчена работала координатором программы ООН по устойчивому развитию стран Латинской Америки и Карибского бассейна в рамках the United Nations Development Programme (UNDP), координатором Программы ООН по окружающей среде (the United Nations Environment Program (UNEP), где отвечала за проект энвайроменталистского гражданства (Environmental Citizenship Project.). По образованию биолог, заканчивала National Autonomous University в Мехико, проходила курсы Public Administration в Гарвардском университете в США. Занимала руководящие должности в министерстве экологии Мексики при президенте Мигуэле де ла Мадриде, возглавляла Национальный институт рыболовства. Участвовала в создании ряда коста-риканских, мексиканских и международных энвайроменталистских организаций, вовлечённых в реализацию курса Конференции ООН по вопросам окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 году, консультант Межамериканского банка развития (Inter-American Development Bank (IDB). Её заместитель Антонио Прадо (Antonio Prado), бразильский экономист. Высокопоставленный сотрудник Национального банка Бразилии в 2005-2009 годах, представитель правительства в бразильском сенате в 2003-2004 годах. Входил в состав советов директоров бразильских агентств по развитию экспорта, по индустриальному развитию, в 1990-е координировал исследовательские программы Национального совета по науке и технологиям. Профессор Католического университета Сан-Паулу и Института Рио-Бранко Министерства иностранных дел Бразилии Марио Чимоли (Mario Cimoli) – ведущий научный специалист руководил группой, готовившей доклад Перевод: Лим Хат, специально для сайта "Война и Мир" |