По сусекам фондов разных По сусекам фондов разных-2 По сусекам фондов разных-3 По сусекам фондов разных-4 По сусекам фондов разных-5 По сусекам фондов разных-6 Когда встречаешь названия типа "Всемирный Банк", "Международная финансовая корпорация", "Международный валютный фонд", и т.п. – то как-то создаётся впечатление, что речь идёт о неких структурах наподобие ООН. Оно ложное, это впечатление. Ибо речь идёт о производных Бреттон-Вудской системы, то бишь о группе волков, некогда договорившихся о путях к господству над миром. Сайт Всемирного Банка на русском языке сообщает нам следующее: "Всемирный банк является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира. Наше предназначение – бороться с бедностью с энтузиазмом и профессионализмом, стремясь к достижению устойчивых результатов, и помогать людям улучшать условия своей жизни и состояние окружающей среды, предоставляя им ресурсы, делясь знаниями, способствуя наращиванию потенциала и укреплению партнерских отношений в государственном и частном секторах. Мы не являемся банком в обычном значении этого слова. Наша организация состоит из двух уникальных организаций развития, принадлежащих 187 странам-членам – Meждународного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР). Эти два учреждения действуют сообща, но каждое из них играет особую роль в процессе воплощения в жизнь идей всеобъемлющей и устойчивой глобализации. Цель МБРР – сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем дохода и в кредитоспособных странах с низким уровнем дохода, в то время как внимание МАР сосредоточено на беднейших странах мира. Их деятельность дополняется работой Международной финансовой корпорации (IFC), Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (MIGA) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Совместно эти учреждения предоставляют развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты, помогая им решать стоящие перед ними задачи в самых разных областях деятельности, таких как образование, здравоохранение, государственное управление, инфраструктура, развитие финансового и частного секторов, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и управление природными ресурсами Штаб-квартира основанного в 1944 Всемирного банка расположена в г. Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия). В нашей организации, имеющей более 100 представительств по всему миру, работают более 10 000 человек". По логичному стечению обстоятельств кандидатуру президента этой замечательной структуры, чьими прогнозами, оценками и прочими эскападами наши уши постоянно забивают экономические блоки новостей, совету директоров ВБ представляет президент Соединённых Штатов Америки. Из описания последнего раза, когда главой ВБ был единогласно избран предложенный Джорджем Бушем-младшим Роберт Зеллик (Robert Bruce Zoellick),
можно об этом последнем почерпнуть и следующее: "Бесспорным плюсом Роберта Зеллика в глазах стран–членов ВБ стали его достижения на дипломатическом поприще. В 1989-1992 годах он был помощником госсекретаря, и, как рассказывают люди из его окружения, именно он убедил тогдашнего президента США Джорджа Буша-старшего поддержать объединение Германии, вначале вызывавшее скепсис у большинства американских союзников. В преддверии президентских выборов 2000 года Роберт Зеллик стал членом неформальной группы "Вулканы", созданной Кондолизой Райс для консультаций по вопросам международной политики Джорджа Буша-младшего, только собиравшегося стать главой Белого дома. Расцвет дипломатической карьеры Роберта Зеллика пришелся на начало 2005 года – после переизбрания Джорджа Буша на второй президентский срок господин Зеллик был назначен первым заместителем госсекретаря Кондолизы Райс. Правда, по слухам, он рассчитывал на совсем другую, более важную должность – говорили, что господин Зеллик метил в кресло главы ВБ, которое тогда, два года назад, досталась Полу Вулфовицу. В госдепе Роберт Зеллик проработал чуть более года, прошлым летом перейдя на руководящую должность в инвестбанк Goldman Sachs. Его решение покинуть госслужбу, как считается, было продиктовано обидой на то, что после отставки в мае 2006 года Джона Сноу с поста главы минфина США президент Буш, в команде которого Роберт Зеллик к тому моменту проработал шесть лет, не предложил ему освободившуюся должность. Любопытно, что в 1998 году Роберт Зеллик наряду с Полом Вулфовицем и экс-главой Пентагона Дональдом Рамсфельдом стал одним из 18 человек, написавших тогдашнему президенту Биллу Клинтону письмо с призывом положить конец правлению в Ираке Саддама Хусейна. Но годы спустя имя Роберта Зеллика оказалось никак не связанным с иракской войной, в отличие от Пола Вулфовица, ставшего одним из ее архитекторов и апологетов. На этом фоне господина Зеллика выгодно отличает не только его незапятнанность Ираком, но и, как отметил на днях один из его бывших коллег, "умение решать споры силой интеллекта, а не грубой политической силой США". Хорошей новостью для совета директоров банка можно считать и то, что супруга Роберта Зеллика Шерри в структурах ВБ не работает. Напомним, что покидающий вскоре кресло главы ВБ господин Вулфовиц погорел на том, что необоснованно повысил зарплату своей подчиненной и любовнице Шахе Резе". Работа г-на Зеллика "на руководящей должности" в Goldman Sachs как-то особо не интересует, похоже, СМИ в свете недавно предъявленных Федеральной Комиссией США по ценным бумагам и биржам высшему менеджменту этого финансового монстра обвинений. Конечно, ведь Роберт работает ныне под лозунгом "Наша цель – мир без бедности". Как можно подозревать его в причастности к попыткам корыстной наживы. Он ведь даже наверно от всей своей предыдущей геополитической "верности интересам США" отказался, чтобы это не сказывалось на его бескорыстии в деле служения развивающимся странам. Хотя, разве благополучие каких-либо стран противоречит интересам США? Нисколько, разумеется. Ничуть. Что же касается совета директоров, столь единодушно признавшего этого достойного во всех отношениях господина руководить всемирным инструментом благодетели, то тут уже не так всё просто. Постепенно, тихой сапой, в порождённые Бреттон-Вудом структуры пробиваются тенденции превратить этот спрутообразный клубок в нечто более адекватное названию в смысле репрезентативности. Поэтому Россия, например, представлена собственным исполнительным директором – заместителем министра финансов страны, и по своей сингулярности равна скажем ФРГ, США или Великобритании, в отличие большинства остальных стран, комбинируемых в причудливые, но видимо не без геополитического смысла составленные группы для осуществления проектов, курируемых исполнительными директорами из числа транснационального корпоративного менеджмента подобного г-ну Зеллику. Жаль, что пока ростки изменений в духе многополярности сильно затруднены весьма закомплексованной схемой управления "группой Всемирного Банка", привязанной к размерам донорства и напоминающей, во-первых, "имущественный ценз" (странам БРИК лишь недавно удалось добиться некоторых пропорциональных изменений в распределении влияния на принятие решений, во-вторых – цепи ухода от прозрачности и подконтрольности теневой экономики, когда те, кто определяет ключевые направления и содержание деятельности структур, подотчётны лишь избранным товарищам из избранных стран. При этом выбора у мира нет. Та же ООН вынуждена признавать "международную инструментальность" "группы Всемирного Банка", дав ей статус "специализированного института". "Всемирный Банк" имеет дело со всеми и мало кто может сегодня достаточно подкреплять свои ему возражения. Между тем, "Комиссия, образованная Конгрессом США для оценки результатов деятельности международных финансовых организаций, в 2001 году пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили "бедные" государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился (но, отнюдь, не только из-за помощи ВБ). Подобных успехов добились государства, которые практически не получали финансовой поддержки от Всемирного Банка; получатели же основных пакетов помощи не только не преуспели в борьбе с бедностью, а ситуация в них даже ухудшилась". И такая критика звучит не только от каких-нибудь леваков или Джозефа Стиглица, но и от такого далёкого от идеалов многополярности или социализма американского учреждения как Heritage Foundation. Непрозрачность исследовательских методов ВБ стала притчей во языцех. Между тем, они по-прежнему служат прикрытием для наступления "благоденствия" на наших соседей, не имеющих пока в отличие от России возможности иметь собственный контроль над развитием активности структур группы ВБ в своём направлении. В одной из проектных комбинаций Всемирного Банка Украина, Молдова и Белоруссия стоят рядом и имеют одного направленца-куратора, коим является сегодня Мартин Райзер (Martin Raiser), выходец из ФРГ, старший экономист ЕБРР, с 1992 года целенаправленно подготавливавшийся к "работе" с "переходными экономиками" на постсоветском пространстве (в дополнение к трём названным странам он интересуется, например, и Узбекистаном). После своего назначения г-н Райзер первым делом поехал представляться в Минск, который наименее из трёх указанных стран склонен к бездумному следованию рекомендациям "самых умных финансистов" и по странной логике из всех трёх удостаивается наибольших похвал "за самостоятельные успехи". Молдова же с Украиной повинны "плохим следованиям" указаниям ВБ, МВФ и т.д. и нецелевыми освоениями полученных средств. В этом корень всех бед, следующих за принятием условий "группы Всемирного Банка" о структурных реформах где бы то ни было, и только в этом. Сами же структурные реформы по-прежнему остаются теми же по рецепту (как можно видеть хотя бы здесь) и навязываются с деликатностью танка. В частности, как отметил, комментируя назначение Райзера, министр по вопросам ЖКХ Украины Алексей Кучеренко (это был ещё период правления Ющенко), "существует вероятность, что ряд муниципалитетов последует примеру Донецка, который отказался от кредита ВБ, рассчитывая получить эти деньги из госбюджета. "Надеюсь, что местные власти уже пожалели о таком решении и такой тенденции не будет",- сказал министр. "Для решения этих проблем Всемирному банку более выгоден человек, который уже наладил личное знакомство с украинскими чиновниками и политиками",- уверен директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин". В Прибалтике заслуги "группы Всемирного Банка" ей самой никак не признаны. Специалисты ВБ честно предупреждали прибалтийские страны о грядущем для них ударе, все условия для тяжести которого сами же структуры "группы ВБ" навязанными прибалтийским странам обязательствами и предуготовили. В Таджикистане, помимо прочего, "группа ВБ" способствует дружественным фондам Ага-ханов "изымать" стратегический регион Бадахшана. О Грузии же можно особо и не упоминать. Пока там столь верные идеалам демократии власти, никакой кризис этой стране не страшен – у своих налогоплательщиков заберут, но в грузинский карман лишний миллиард закачают. При такой активности "благодетелей" в такой близи от наших границ стоит присмотреться к "шести стратегическим направлениям" деятельности структур "группы Всемирного Банка". "Беднейшие страны: сокращение масштабов бедности и содействие экономическому росту (с особым вниманием к Африке к югу от Сахары)". На практике это означает дальнейшие разорение и закабаление африканских стран. "Страны, пострадавшие от вооружённых конфликтов, и нестабильные страны: решение особых проблем". Вспоминая карьеру господ Вулфовица и Зеллика, а также бурные в плане потрясений и выступлений социально-экономические последствия структурных преобразований по рецептам ВБ и МВФ, можно констатировать, что сначала господа из "группы ВБ" конфликты и нестабильность создают, а затем творчески с ними разбираются. "Страны со средним уровнем дохода: страны со средним уровнем дохода: поиск оптимальных вариантов развития, обеспечивающих конкурентоспособность". Что это значит на практике, можно видеть на примере социально-экономического состояния тех же прибалтийских стран и Украины. "Глобальные общественные блага: действуя в интересах развивающихся стран". Смотри выше. Также интересно, что упоминаются "изменения климата" и "необходимость "зелёной революции". Что наводит на тревожные размышления. "Арабский мир: способствуя эффективному управлению, развитию социальных услуг и росту частного сектора" Можно долго рассуждать почему арабский мир удостоился отдельной чести, и лучше это делать, чтобы видеть то, что видят "благодетели". "Знания и обучение: использование опыта работы Банка для достижения более высоких результатов в процессе развития". И этим можно подвести черту. Потому как выбор у России и нас прост: быть такими как эти "благодетели" (хотя на большинство из нас у них места не найдётся) или потеснить их у пульта таких инструментов, чтобы постараться направить их деятельность в более конструктивное русло. |