У Центрального совета евреев в Германии новый председатель. Факт избрания Дитера Граумана, родившегося уже в послевоенное время - это значительное событие для еврейской диаспоры. До настоящего времени Совет возглавлялся людьми, испытавшими все ужасы антисемитизма - "хрустальную ночь" 1938 года (масштабные еврейские погромы национал-социалистами третьего рейха) и массовое уничтожение евреев в годы Второй мировой войны. Совет, с одной стороны, является центром охраны памяти о Холокосте и о нацистском прошлом Германии, с другой стороны - фактически объединяет представителей еврейской национальности, как и любая диаспора. Поэтому на плечи Граумана, кроме обычных председательских обязанностей ложится и ответственность за продолжение и укрепление традиций Совета молодым поколением немецких евреев. По статистическим данным спустя всего пять лет после окончания страшной войны в Германии проживало менее 15 тысяч евреев. До Холокоста эта цифра превышала 600 тысяч. Многие из выживших эмигрировали в послевоенные годы в США, Латинскую Америку, Палестину. В 1950 году в ФРГ был учрежден Центральный совет евреев Германии с штаб-квартирой в Бонне. Его главной политической целью стала борьба с дискриминацией, а также всесторонняя помощь оставшимся евреям. (С 1999 года штаб-квартира располагается в Берлине в Доме имени Лео Бека - выдающегося еврейского теолога и общественного деятеля первой половины 20 века. До 1942 г. в здании размещалась Высшая научная школа иудаизма). Новая страница в жизни немецких евреев началась в годы, когда канцлером ФРГ стал Гельмут Коль. Свой первый зарубежный визит он совершил в Израиль. Выступая перед депутатами Кнессета, глава западногерманского правительства произнес свою знаменитую фразу: "Мы должны быть благодарны судьбе за милость позднего рождения", имея в виду, что принадлежит к поколению, не причастному к преступлениям нацизма. Тогда численность еврейской диаспоры составляла менее 30 тысяч человек. Правительством Коля при активном участии тогдашнего председателя Центрального совета евреев Хайнца Галински официально было положено начало еврейской эмиграции в Германию из СССР. По статистике с 1989 по 2009 годы в Германию приехали почти 200 тысяч евреев из бывших советских республик. Сколько граждан еврейского происхождения проживает сегодня? Точные цифры назвать трудно, поскольку в немецких паспортах нет графы "национальность". Традиционно человека считают евреем по матери. Однако здесь и состоит главная трудность - в противоречии между идентичностью религиозной и этнической. Многие евреи из бывшего Советского Союза никогда не считали себя верующими. Местные еврейские общины отказывались признавать их евреями, если они не посещали синагогу, не умели молиться и проч. Сама процедура перехода в иудаизм (гиюр) в условиях Германии очень проблематична. В большинстве случаев "германский" гиюр не будет признан ортодоксальным раввинатом Израиля, имеющим монополию в этом вопросе. Поэтому многие контингентные беженцы из бывшего СССР, "отвергнутые" еврейскими общинами, стали активно посещать различные русские и христианско-иудейские общества (в Мюльгейме существует даже некая “Служба евангелизации Израиля”). В результате их дети, возможно, даже не знают о своем еврейском происхождении. При этом предоставленный социально-правовой статус "контингентного беженца", а это - бессрочный вид на жительство, разрешение на трудовую деятельность, бесплатные курсы немецкого языка, курсы по переквалификации, страховка, право на жилище и пособие на детей, пособие по безработице, давал возможность достаточно быстро освоиться в немецком обществе и без поддержки общин. Для немецких политиков "интеграция" - это в первую очередь владение немецким языком, участие в трудовой, общественной, политической и культурной жизни ФРГ. Для Центрального совета евреев Германии "интеграция" означает соблюдение еврейских религиозных обычаев и традиций культуры. Поэтому во главу угла своей деятельности Совет всегда ставил помощь мигрантам в обретении самоидентификации и интеграцию в еврейскую общину. Признавая свою ответственность за историческое прошлое, представители правительства Германии регулярно посещают мемориалы памяти, участвуют в различных акциях примирения, а пострадавшим в годы войны евреям выплачивается компенсация. Жертвы Холокоста и их потомки до третьего поколения освобождены от несения воинской обязанности. Само упоминание о еврейской национальности в общественных дискуссиях традиционно является табу. Однако в последнее время, в связи с постоянно поднимающимся вопросом о нежелании многих национальных меньшинств (и в первую очередь мусульман) интегрироваться в немецкое, да и в целом в европейское общество, "еврейский" вопрос стал всё чаще обсуждаем. Этим летом один из руководителей Центрального совета евреев Штефан Крамер обвинил целый ряд немецких газет в том, что они "позволяют себе антисемитский тон". В СМИ шли дебаты о палестино - израильском конфликте. (За многие десятилетия эта ближневосточная проблема стала казаться неразрешимой. Правительства всех крупнейших государств мира периодически предлагают свои миротворческие услуги, посредничество и различные варианты выхода из тупика. Не секрет, что любое государство, которое сумеет сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, несомненно, поднимет свой международный статус. Германия, стратегически претендующая на роль мирового лидера, периодически возвращается к проблеме палестинцев и израильтян не только из гуманных соображений). Крамер высказался беспрецедентно резко: "Я предпочитаю, чтобы мне прямо в лицо говорили, что я грязный еврей, а не делали это за спиной. Ведь тогда есть возможность защищаться". Он выразил сожаление, что "старые добрые времена, когда евреев в ходе дебатов избавляли от нападок уже за только то, что они, евреи, прошли". По опросам социологов, в частности, по данным Лейпцигского университета, около 30 % немцев считают, что "евреи более, чем другие нации склонны к разного рода уловкам для получения собственной выгоды". Большинство респондентов согласны с утверждением, что "евреи эксплуатируют чувство вины немцев за убийство 6 млн. евреев в годы второй мировой войны". Заявление Крамера "утонуло" в волне общественной дискуссии о месте и роли мусульманских общин в Германии. Федеральный канцлер Меркель фактически "поставила точку" в дебатах об интеграции мусульман, заявив, что "пора привыкнуть к тому, что мечети чаще, чем прежде, будут становиться частью городского ландшафта". По данным скандального интернет-портала "WikiLeaks" дипломаты США считают Меркель "нетворческой и избегающей рисков". В случае с вопросом об интеграцией мусульман она действительно не рисковала – в стране проживает 4 млн мусульман, из которых 45 процентов имеют гражданство, т.е. почти 2 млн избирателей. Хороший задел на будущие выборы. Если провести сравнительный анализ, то заметно, что Центральный совет евреев Германии получает от государства больше возможностей для развития, чем мусульманские общины. Например, 5 млн евро ежегодно. А также, обладая статусом "корпорации общественного права", возможность проводить преподавание религии в школах (этот статус имеют также евангелическая и католическая церкви, в некоторых федеральных землях православная церковь и секта "Свидетелей Иеговы"). Тем не менее, в мечетях Германии служит более 2 тысяч имамов, курсы исламоведения открыты во многих университетах страны, работает также множество центров исследования исламской теологии. Раввины же могут получить образование лишь в двух учебных заведениях в Германии – в финансируемых Фондом имени Лео Бека Колледже Авраама Гейгера при Потсдамском университете и раввинской семинарии в Берлине. Выпускников было всего 5(!) - трое в 2006 г. и двое в 2009 г. В начале 2009 года внимание немецких СМИ привлек организованный берлинским "Центром изучения проблемы антисемитизма" симпозиум под девизом "Образ врага "мусульманин" - образ врага "еврей", что само по себе беспрецедентный случай для немецкого общества, т.е. приравнивание проявлений антисемитизма к ксенофобии. Общий вывод всех докладов и научных работ на симпозиуме, конечно, в итоге свёлся к тому, что "нагнетание ксенофобских и расистских чувств на руку антидемократическим силам". Проще говоря, ксенофобия и расизм – это недемократично. Однако, разве можно упрекнуть в отсутствии демократии Швейцарию, где 57,5 процентов граждан поддержали инициативу движения "Против строительства минаретов", а сейчас идет сбор голосов, для проведения референдума о возобновлении смертной казни? Швейцария была и остается центром встреч мировой дипломатии и разумно сочетает международную солидарность и собственные интересы. При этом членом ЕС Швейцария не является и становиться не собирается. Новому председателю Центрального совета евреев Германии предстоит сделать многое. В стране растёт новое поколение немецких евреев, и, чтобы и далее сохранять национальную идентичность, нельзя ограничивать деятельность Совета лишь ролью мрачного траурного общества памяти и бесконечно продолжать эксплуатировать тезис исторического греха немцев. |