Наступил июнь и определённые круги в Литве, Латвии и Эстонии озабочены тем, как "достойнее" отметить 70-летие "оккупации" Прибалтики войсками СССР и "насильственного установления" там советской власти. Уже в течение долгих лет представители СССР, а ныне России говорят о несоответствии этих терминов действительности, но приверженцам термина "оккупация", хоть кол на голове теши, всё неймётся.
В Прибалтике до сих пор прославляют пособников германских фашистов, рассказывают о своей борьбе за независимость и уничтожают символы советской власти. Недавно президент Литвы Д.Грибаускайте прямо сказала о "лесных братьях": "Партизаны доказали миру, что добровольное вступление Литвы в СССР было мифом". Хотя Сейм Литвы официально запретил использование на территории республики фашистской и советской символики, литовский суд реабилитировал свастику, так как этот символ "родился в стародавние времена". Но пятиконечную звезду, серп и молот не реабилитировали. Видимо, по мнению литовцев, они были придуманы в Советском Союзе после 1917 года.
В современных энциклопедиях и справочниках, в том числе и российских, лаконично сообщается, что в 1940 году СССР "под предлогом нарушения прибалтийскими государствами положений договоров о взаимопомощи" ввёл на их территории свои войска, то есть "оккупировал" эти страны, и "установил" там советскую власть. Но так ли это? Были нарушения или нет? Были ли "оккупация" и "установление" советской власти?
Как известно, согласно "Договору о ненападении" между СССР и Германией от 23 августа, "Договору о дружбе и границе" от 28 сентября и секретным протоколам к ним 1939 года, территория стран Прибалтики была включена в сферу интересов Советского Союза. Согласно этим же документам, г.Вильнюс и Виленский край передавались Литве в обмен на включение польских Люблинского воеводства и части Варшавского воеводства в сферу интересов Германии.
Все три государства имели с СССР мирные договоры, подписанные после окончания гражданской войны и образования этих государств. В 1939 году СССР заключил Пакты о взаимопомощи – 28 сентября с Эстонией, 5 октября с Латвией и 10 октября с Литвой. Учитывая предыдущую про-германскую политику правительств стран Прибалтики, эти пакты выглядели парадоксом, так как "вероятный агрессор", против которого они были направлены, просчитывался очень легко – фашистская Германия. На основании этих пактов на территорию Прибалтики были введены контингенты советских войск, численность которых и места дислокации оговаривались с каждым государством отдельно. Все три договора не содержали никаких положений, представлявших угрозу действовавшим органам власти и капиталистическому строю в этих странах. Более того, советским войскам строго запрещалось вмешиваться во внутренние дела этих стран и вести какую-либо просоветскую пропаганду. Например, во время прибытия советских войск в Эстонию представители местных коммунистов направились в представительство СССР для передачи послания Сталину. Полпредство же попросило эстонскую полицию вмешаться и арестовать их. В телеграмме полпреду К.Никитину нарком иностранных дел СССР В.Молотов указывал: "Вы должны заботиться только о том, чтобы наши люди, и в том числе наши военные в Эстонии, в точности и добросовестно выполняли Пакт о взаимопомощи и принцип невмешательства в дела Эстонии, и обеспечить такое же отношение к Пакту со стороны Эстонии. … Главное, о чём Вы должны помнить, - это не допускать никакого вмешательства в дела Эстонии". Подобные же указания рассылались и советским представительствам в Латвии и Литве.
Итак, советские войска вступили на территории трёх прибалтийских государств осенью 1939 года, а не в июне 1940-го, и на существовавшую власть не покушались.
Как же реагировали власти стран Прибалтики на присутствие советских войск? Опасаясь "красной заразы", правительства Латвии, Литвы и Эстонии запрещали местному населению вести любые разговоры с советскими людьми, читать советские газеты и слушать советское радио. Нарушители подвергались административным наказаниям. Политическое руководство этих стран смирилось с заключёнными договорами только под влиянием немцев и в надежде на скорую войну между Германией и СССР, в которой они будут союзниками Рейха. Советские войска находились в окружении войск страны пребывания, за советскими военнослужащими постоянно следили, даже похищая офицеров с целью добыть разведывательные данные. Снабжение и обеспечение советских войск саботировалось. Зато поддерживались активные контакты с германской разведкой, руководители которой инкогнито посещали эти страны, вели переговоры с военными и политическими деятелями, руководили действовавшими резидентурами.
Ещё в начале 1939 года у военно-политического руководства Прибалтийских стран были планы начать войну против СССР самостоятельно, даже предпринимались шаги по созданию военного союза между тремя прибалтийскими странами, Польшей и Финляндией. Но Польша никак не могла договориться с Литвой относительно Вильнюса и Виленского края, а потом перестала существовать, да и финнов скоро разгромили. (Кстати, в вопросе о Виленском крае и Польша, и Литва надеялись на помощь Германии.) Поэтому, трезво оценивая свои силы, от этой идеи в Прибалтике отказались, но продолжили активные связи с Германией, чуть ли не требуя, чтобы она установила над ними протекторат. С таким предложением в ноябре 1939 и в конце февраля 1940 гг. ездил в Берлин директор департамента безопасности МВД Литвы А.Повилайтис. В ноябре 1939-го, а затем в июне 1940 гг., в Германии с аналогичной просьбой побывал эмиссар Эстонии. Берлин дал прибалтийским правительствам установку готовиться к войне с Советским Союзом, чем они и занимались.
Военная разведка собирала и уточняла данные о советских войсках, политическая полиция выявляла неблагонадёжных граждан. Предпринимались меры по организации военной коалиции против СССР. В декабре 1939 года в Таллине в обстановке строжайшей секретности прошли конференция министров иностранных дел стран Прибалтики, а также совещание главнокомандующих и начальников отделов снабжения латвийской, литовской и эстонской армий. К марту 1940 года оформился военный союз этих стран против СССР. Впоследствии командующий литовской армии генерал С.Ракшис сообщил, что в 1940 году генеральные штабы армий прибалтийских государств разрабатывали оперативные планы на случай совместных с Германией боевых действий против Советского Союза.
По данным советского руководства, решающим шагом в подготовке к участию в будущей войне на стороне Германии против СССР должна была стать "Прибалтийская конференция", на которой планировалось подписать соответствующее соглашение. Конференция открылась 15 июня 1940 года в Таллине под видом "Балтийской недели", а 16 июня представители стран Прибалтики в СССР получили ноты протеста. В этих нотах СССР потребовал формирования новых правительств, способных честно выполнять условия пактов о взаимопомощи с СССР, а также ввода на территорию Прибалтики дополнительных советских войск, которые и вошли туда в тот же день. Одновременно Москва прекратила сдерживать действия местных коммунистов и просоветски настроенных лиц, а предоставила им "карт-бланш".
И устанавливать советскую власть силой не потребовалось. Правитель Литвы А.Сметона с другими руководителями 16 июня бежал за границу. В крупных литовских городах прошли митинги и манифестации с требованиями сформировать народное демократическое правительство, что и было сделано уже 17 июня. По предложению ЦК Компартии Литвы его возглавил известный антифашист Ю.Палецкис.
В Латвии 17 июня К.Ульманис ввёл военное положение и приказал силой оружия разогнать антиправительственную демонстрацию, но уже вечером решил пойти на уступки и изменить состав правительства. Однако это не помогло. 20 июня было сформировано новое правительство во главе с известным деятелем культуры А.Кирхенштейном.
Аналогичная картина произошла и в Эстонии, где 21 июня демонстранты освободили политических заключённых и заняли резиденцию правительства. В тот же день было сформировано новое правительство во главе с известным общественным деятелем И.Варесом.
14-15 июля во всех трёх республиках состоялись выборы в законодательные органы власти на основе всеобщего тайного голосования. Население приняло в выборах активнейшее участие, например, в Эстонии – 84% избирателей. Везде победили кандидаты, выдвинутые коммунистами и демократами, а правившие партии потерпели сокрушительное поражение. 21-22 июля депутаты вновь избранных парламентов Латвии, Литвы и Эстонии приняли решение об установлении в этих странах советской власти, а также о присоединении к Советскому Союзу. Насильственной смены власти не было. Были решения законно избранных парламентов и о форме власти, и о вступлении в СССР. Раздающиеся голоса о подтасовке результатов выборов не проходят. Слишком мало времени было в распоряжении "агентов Кремля" для подготовки столь масштабных фальсификаций. Конечно, присутствие советских войск оказало какое-то влияние на избирателей, но фактов о фальсификации итогов выборов до сих пор не обнаружено, да и существовавшие власти, видимо, себя слишком скомпрометировали.
Выражаясь по научному, в 1940 году произошла аннексия Прибалтики Советским Союзом. Но прибалтийские политики твердят об оккупации. Почему? Да потому, что они открыли, что согласно международному праву аннексированная территория через 50 лет становится частью страны "захватчика". Получается, что к 1991 году, когда Эстония, Латвия и Литва провозгласили независимость, прошёл 51 год и юридически они были неотъемлемой частью СССР. Именно поэтому их правители стали говорить об "оккупации", которая, по международному праву, продолжается до тех пор, пока чужие войска не покинут территорию страны. Вот поэтому лидеры современной Прибалтики считают, что Вторая мировая война закончилась в 1994 году с выводом советских войск. Им так удобнее и можно выдвигать требования о "компенсации ущерба". Недаром же о Пактах о взаимопомощи, на основании которых войска в Прибалтику вводились в 1939-1949 гг., не упоминается ни в провозглашённых лидерами этих стран "Декларациях о независимости", ни в "Декларациях об оккупации".
Что касается "лесных братьев" в странах Прибалтики, то они не боролись за независимость, а занимались терроризмом, что всегда и везде было и осталось уголовным преступлением. Недавно за независимость боролись с оружием в руках народы Абхазии и Южной Осетии, но вот уже 1 июня с.г. литовский парламент, правда, 55-ю голосами из 141-го, почему-то осудил Россию за признание суверенитета этих республик. Двойные стандарты, однако.
|