The Militarization of Emergency Aid to Haiti: Is it a Humanitarian Operation or an Invasion?, Global Research, January 15, 2010 Мишель Чосудовски (Michel Chossudovsky) Гаити может похвастаться давней историей американского военного вмешательства и оккупации с начала 20 века. Интервенция США внесла немалый вклад в разрушение национальной экономики Гаити и обнищание населения. Разрушительное землетрясение представлено мировой общественности в качестве единственной причины тяжелейшего положения в стране. Страна разрушена, ее инфраструктура уничтожена. Население погрузилось в ужасную нищету и отчаяние. История Гаити и ее колониальное прошлое больше не существуют. Американские военные пришли на помощь бедной нации. Каков их мандат? Это гуманитарная операция или вторжение? Основными действующими лицами американской "гуманитарной операции", являются Министерство обороны, Государственный департамент и Агентство США по международному развитию (USAID). USAID также поручено распределение продовольственной помощи на Гаити, которая доставляется туда в рамках всемирной продовольственной программы. Военный компонент Миссии США, однако, превалирует над гражданскими функциями по спасению отчаявшегося и нуждающегося населения. Эта гуманитарная операция проводится не под руководством гражданских правительственных учреждений, таких как FEMA или USAID, а Пентагона. Доминирующая роль в принятии решений была возложена на Объединённое командование ВС США в зоне Центральной и Южной Америки (SOUTHCOM). Предполагается массовое развертывание военной техники и персонала. Председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен (Mike Mullen) подтвердил, что США отправят от девяти до десяти тысяч военнослужащих на Гаити, в том числе 2000 морских пехотинцев. (American Forces Press Service, 14 января 2010 года) Авианосец Carl Vinson и его сопровождение уже прибыли в Порт-о-Пренс. (15 января 2010 года). 2000 военнослужащих экспедиционного отряда морской пехоты и солдаты 82-й воздушно-десантной дивизии, армии США "проходят подготовку для участия в самых разнообразных миссиях, включая обеспечение безопасности и борьба с беспорядками в дополнение к гуманитарным задачам". В отличие от поисково-спасательных групп, направленных различными гражданскими организациями, гуманитарный мандат военных США ясно не определен: "Морские пехотинцы, безусловно, в первую очередь — солдаты, и именно в этом качестве их знает весь мир.., [но] мы столь же сострадательны, когда это необходимо, и мы хотели бы доказать, что сострадательный воин всегда протянет руку помощи тем, кто в ней нуждается. Мы очень рады этому". (представитель Морской пехоты, во время отправки морских пехотинцев на Гаити. Пресс-служба Вооруженных Сил, 14 января 2010) Хотя президенты Обама и Преваль (Préval) говорили по телефону, не было никаких сообщений о переговорах между правительствами двух стран в отношении въезда и развертывания американских войск на территории Гаити. Такое решение было принято Вашингтоном в одностороннем порядке. Полное отсутствие действующего правительства на Гаити было использовано для того, чтобы узаконить (прикрываясь гуманитарными соображениями) отправку мощной военной группировки, которая де-факто приняла на себя исполнение нескольких государственных функций. ТАБЛИЦА 1 Военные силы США, которые планируются к отправке на Гаити (по официальным объявлениям): десантный корабль USS Bataan (LHD 5) десантный транспорт-док USS Fort McHenry (LSD 43) десантный транспорт-док USS Carter Hall (LSD 50). 2000 военнослужащих экспедиционного отряда морской пехоты, и солдаты 82-й воздушно-десантной дивизии, армии США. 900 солдат должны появиться в Гаити 15 января. Авианосец USS Carl Vinson и его сопровождение (прибыли в Порт-о-Пренс 15 января 2010 года) в составе: USS Carl Vinson CVN 70 Госпитальное судно USNS Comfort Несколько американских судов береговой охраны и вертолетов.
На фотографии USS Carl Vinson Три десантных корабля присоединятся к авианосцу USS Carl Vinson, ракетному крейсеру Normandy и ракетному фрегату USS Underwood.
На фотографии USS Normandy Ведущая роль Объединённого командования ВС США в зоне Центральной и Южной Америки (SOUTHCOM) SOUTHCOM, штаб-квартира которого находится в Майами, является "ведущим ведомством" на Гаити. Его задачей как регионального военного командования является проведение современных боевых операций. Его официальной задачей в Латинской Америке и Карибском бассейне является "проведение военных операций и содействие сотрудничеству в области безопасности, для достижения стратегических целей США". (Наша миссия, USSOUTHCOM) Его офицерский состав подготовлен для того, чтобы контролировать театр военных действий, осуществлять полицейские функции и "операции подавления" в Латинской Америке и Карибском бассейне, в том числе они занимаются созданием новых военных баз США в Колумбии в непосредственной близости от венесуэльской границы. Генерал Дуглас Фрейзер (Douglas Fraser), командующий SOUTHCOM, определил, что экстренные действия на Гаити имеют следующие цели: командование, управление, связь. Задачей SOUTHCOM является контроль за массовым развертыванием военной техники, в том числе нескольких военных кораблей, авианосца, воздушно-десантных дивизий и т.д.: "Поэтому мы прилагаем все усилия для получения полного управления и контроля за связью для того, чтобы получить понимание, что происходит. Штаб-квартира MINUSTAH (Миссия ООН по стабилизации ситуации на Гаити) частично разрушена, много информации потеряно, и мы также действуем в их интересах. Мы высылаем оценочные группы в сотрудничестве с USAID, поддерживая их усилия. Кроме того, производим самостоятельные действия. Мы контролируем передвижения различных судов, которые имеются в регионе (это небольшие корабли – катера береговой охраны и эсминцы) с той целью, чтобы предоставить любую немедленную помощь, на которую будем способны. Кроме того, авианосец ВМС США Carl Vinson двигается в нашем направлении. Он находился в море неподалеку от Норфолка, и поэтому его прибытие займет пару дней. Нам будет необходимо пополнить его запасы, необходимые для поддержки наших действий на Гаити. Мы находимся в контакте с международными учреждениями, чтобы быть в курсе, как мы можем поддержать их усилия, а они — оказать нам содействие. Через пару дней после Carl Vinson мы ожидаем прибытие большого десантного корабля с экспедиционным отрядом морской пехоты. Это даст нам широкий спектр возможностей для распространения поставляемой помощи и оказания содействия общим усилиям. В общем, у нас сейчас нет четкой оценки ситуации на местах и потребностях Порт-о-Пренс. У нас есть команда, направленная в аэропорт. Насколько я понимаю, мой заместитель просто оказался на Гаити, был в ранее запланированной поездке, когда произошла эта ситуация. Он был в аэропорту. Он говорит, что взлетно-посадочная полоса исправна, вышка вышла из строя. Пассажирский терминал имеет структурные повреждения, поэтому мы не знаем в каком он состоянии. Так что эта группа должна убедиться, можем ли мы занять и охранять аэродром и действовать с него, поскольку это одно тех критичных мест, мы полагаем, которое будет необходимо для действий всех международных участников. После этого, мы выедем туда для проведения всех других оценок, которые будут сочтены необходимыми. На местах, мы координируем свои действия с MINUSTAH, с их парнями. Главный из MINUSTAH был в Майами, когда эта ситуация возникла, так что сейчас он едет обратно и может прибыть в Порт-о-Пренс в любое время. Это тоже поможет нам скоординировать наши усилия, потому что очевидно, что Организация Объединенных Наций понесла здесь значительные потери в связи с разрушением, по крайней мере, с частичным их штаб-квартиры. Так вот, это те первые шаги, которые мы сейчас предпринимаем, как только мы получим точную оценку ситуации, примем решение по мере необходимости. Министр обороны, президент все это оговорили. И мы предпринимаем значительные усилия, и мы собираем вместе все ресурсы в рамках Министерства обороны для поддержки этих усилий". (Стенограмма: брифинга с генералом Фрейзером (Fraser) из Пентагона, 13 января 2010 года) В докладе Heritage Foundation кратко описана цель миссии Америки на Гаити: "Землетрясение воздействует как на гуманитарную ситуацию, так и оказывает угрозу национальной безопасности США, поэтому [требует] быстрого реагирования, смелого и решительного, мобилизации американских военных, правительственных и гражданских ресурсов как для спасательной операции в краткосрочной перспективе, так и для оказания помощи, восстановления и программы реформирования Гаити в более длительный период времени". (Джеймс М. Робертс (James M. Roberts) и Рэй Волшер (Ray Walser), Американское лидерство необходимо для оказания помощи Гаити, после разрушительного землетрясения, Heritage Foundation, 14 января 2010 года). Прежде всего, военные силы будут участвовать в первой неотложной помощи, а также в обеспечении общественной безопасности и полицейской деятельности. ВВС США контролируют аэропорт ВВС США взяли на себя функции контроля за движением в воздухе, а также управление аэропортом Порт-о-Пренс. Иными словами, военные США регулирует потоки оказания чрезвычайной и гуманитарной помощи, которую привозят в страну на гражданских самолетах. ВВС США не подчиняются указаниям должностных лиц аэропорта Гаити. Эти чиновники отстранены от управления. Аэропорт находится в ведении ВВС США. (Интервью с послом Гаити в США Р. Джозефом (R. Joseph), PBS News, 15 января 2010 года) "Команда Федерального управления авиации США работает совместно с инспекторами Министерства обороны США для обеспечения воздушного потока в аэропорту. ВВС США вновь открыли аэропорт 14 января, а 15 января группа быстрого реагирования получила полномочия на управление аэродромом... полнота власти на аэродроме позволяет ВВС определять приоритеты, планировать и контролировать воздушное пространство аэропорта"... (flightglobal.com, 16 января, 2010, выделено автором). Госпитальное судно ВМС США USNS Comfort рассчитанное на 1000 койко-мест, количество медицинского и обслуживающего персонала, которого, составляет более 1000 человек, было отправлено на Гаити под юрисдикцию USSOUTHCOM. В момент землетрясения на Гаити находилось около 7 100 военнослужащих и свыше 2000 полицейских, всего иностранцев было свыше 9000 человек. Сравните с количеством международного гражданского персонала MINUSTAH — их было менее 500. (MINUSTAH Цифры и факты - миссия ООН по стабилизации ситуации на Гаити). ТАБЛИЦА 2 Миссия ООН по стабилизации ситуации на Гаити (MINUSTAH). Данные на 30 ноября 2009 года. Всего личный состав миссии: 9,065 человек. 7,031 военные 2,034 полицейские 488 международного гражданского персонала 1,212 местный гражданский персонал 214 волонтеры ООН (MINUSTAH, Цифры и факты - миссия ООН по стабилизации ситуации на Гаити) Приблизительное общее количество сил SOUTHCOM и MINUSTAH 19,095 человек*. *Исключая обязательства Франции (не подтверждены) и Канады (подтверждено 800 человек). США, Франция и Канада были "партнерами" в перевороте 29 февраля 2004 года. Гаити находится под иностранной военной оккупацией с того времени, как США спровоцировали переворот в феврале 2004 года. Общая численность иностранных войск (учитывая силы SOUTHCOM и MINUSTAH) составляет на Гаити почти 20 000 человек. И это в стране с населением 9 млн. человек. Для сравнения, в Афганистане до Обамовского увеличения контингента силы США и НАТО составляли 70 000 человек при населении в 28 миллионов. Иными словами, на Гаити на душу населения будет больше войск, чем в Афганистане. Последние военные вторжения на Гаити Новейшая история знает несколько военных интервенций, организованных США. В 1994 году, после трех лет правления военных, на Гаити был отправлен 20-ти тысячный контингент оккупационных войск и "миротворцев". Военное вмешательство США 1994 года "не было направлено на восстановление демократии. Напротив, оно было произведено, чтобы предотвратить народное восстание против военной хунты и ее неолиберальной когорты". (Michel Chossudovsky, Дестабилизация Гаити, Global Research, 28 февраля, 2004) США и союзные войска оставались в стране до 1999 года. Гаитянские вооруженные силы были распущены и Государственный департамент США нанял частную компанию "DynCorp" для обеспечения "технических консультаций" в перестройке гаитянской национальной полиции (ГНП). (Там же). Оккупация февраля 2004 года За несколько месяцев до государственного переворота 2004 года американские силы специального назначения и ЦРУ готовили эскадроны смерти, состоявшие из бывших членов личной гвардии диктатора Франсуа Дювалье. Мятежные военизированные части пересекли границу из Доминиканской Республики в начале февраля 2004 года. "Это были хорошо вооруженные, обученные и оснащенные военизированные подразделения, усиленные бывшими членами "Вооруженного революционного фронта за прогресс на Гаити" (FRAPH), эскадроны смерти "в штатском", участвовавшие в массовых убийствах мирных жителей и политических убийствах во время организованного ЦРУ военного переворота 1991 года, который привел к свержению демократически избранного правительства президента Жан-Бертрана Аристида". (см. Michel Chossudovsky, Дестабилизация Гаити: Global Research. 28 февраля 2004) Иностранные войска были направлены на Гаити. MINUSTAH была создана сразу после организованного США государственного переворота в феврале 2004 года и похищения и депортации демократически избранного президента Жана-Бертрана Аристида. Переворот было организован США при поддержке Франции и Канады. Подразделения FRAPH впоследствии были интегрированы в полицейские силы страны, которые находились под контролем MINUSTAH. В условиях политического и социального беспорядка, вызванного землетрясением, бывшая вооруженная милиция и тон-тон макуты будут играть новую роль. Скрытый замысел Негласная задача SOUTHCOM со штаб-квартирой в Майами и американских военных объектов по всей Латинской Америке состоит в сохранении подчинения национальных режимов правительству США, решениям, принимаемым в Вашингтоне, и неолиберальной политике. Пока американские военные будут активно участвовать в устранении чрезвычайной ситуации и последствий стихийного бедствия, новое американское военное присутствие на Гаити будет использовано для создания в стране плацдарма с целью реения американских стратегических и геополитических задач в Карибском бассейне, которые в основном направлены против Кубы и Венесуэлы. Цель заключается не в восстановлении национального правительства, президента, парламента, всего, что было уничтожено в результате землетрясения. После падения диктатуры Дювалье планом Америки был постепенный демонтаж государства Гаити, восстановление колониальной структуры и затруднение функционирования демократического правительства. В данном контексте цель стоит не только покончить с правительством, но также обновить мандат Миссии ООН по стабилизации в Гаити (MINUSTAH), штаб-квартира которой была уничтожена. "Задача возглавить действия по оказанию помощи и управлению в условиях кризиса, оказалась в руках Соединенных Штатов, из-за отсутствия, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, любого другого дееспособного игрока". (США берет на себя обязанности по помощи Гаити войсками и помощью - NYTimes.com, 14 января, 2009) До землетрясения на Гаити, по словам американских военных источников, находилось около 60 военнослужащих США. За один-два дня произошел огромный рост количества военных, их число достигло 10,000 человек, морские пехотинцы, спецназ, оперативная разведка и т.д., не говоря уже о частных наемниках, работающих по контракту с Пентагоном. По всей вероятности, гуманитарная операция будет использована как повод и оправдание для создания постоянной военной группировки США на Гаити. Мы имеем дело с массовым развертыванием военного персонала под прикрытием чрезвычайной ситуации. Первой задачей SOUTHCOM будет взять под контроль то, что осталось от систем связи и транспорта и энергетической инфраструктуры страны. Аэропорт уже де-факто находится под контролем США. По всей вероятности, деятельность MINUSTAH, которая с самого начала организации в 2004 году служила интересам американской внешней политики, в дальнейшем будет координироваться с деятельностью SOUTHCOM, а именно: миссия ООН будет поставлена под фактический контроль вооруженных сил США. Милитаризация гражданских благотворительных организаций Американские военные на Гаити, стремятся осуществлять контроль над деятельностью аккредитованных гуманитарных организаций. Они также хотят следить за гуманитарной деятельностью Венесуэлы и Кубы: "Правительство под руководством президента Рене Преваля (René Préval) очень слабо и ничего сейчас сделать не может. Куба и Венесуэла уже пытаются минимизировать влияние США в регионе и, вероятно, воспользуются этой возможностью для повышения своего имиджа и влияния..." (Джеймс М. Робертс (James M. Roberts) и Рэй Волшер (Ray Walser), Американское лидерство необходимо для оказания помощи Гаити, после разрушительного землетрясения, Heritage Foundation, 14 января 2010 года). В США военизация операций по борьбе с чрезвычайными ситуациями была опробована в ходе ликвидации последствий урагана "Катрина", когда американские военные были призваны играть ведущую роль. Модель чрезвычайного вмешательства для SOUTHCOM является калькой с обязанностей NORTHCOM, которому был предоставлен мандат стать "ведущим учреждением" в процессе борьбы с чрезвычайными ситуациями в США. Во время урагана "Рита" в 2005 году была создана основа для подобной "милитаризации оказания помощи в чрезвычайной ситуации", где ведущую роль играл NORTHCOM. В этой связи Буш дал понять, что центральная роль при оказании помощи в чрезвычайных ситуациях будет отдана военным: "Есть ли природные катастрофы определенного масштаба, где министерство обороны, могло бы стать ведущим учреждением с точки зрения координации и принятия ответных мер? Это может стать очень важным вопросом, над которым Конгрессу нужно подумать". (Заявление президента Буша на пресс-конференции, washingtonpost.com, 26 сентября, 2005). "Борьба с катастрофой национального масштаба не будет координироваться местными гражданскими властями Техаса. Управление будет осуществлено в удаленном режиме и в соответствии с военным критериями. Непосредственно Генеральный штаб северного военного округа будет управлять передвижениями людских ресурсов и оборудования в Мексиканском заливе. Как и в случае с "Катриной", он будет иметь главенство над действиями гражданских органов. Однако в этом случае вся операция находится в ведении военных, а не FEMA". (Michel Chossudovsky, Командование северного военного округа США и ураган "Рита", Global Research, 24 сентября, 2005). Заключение. Гаити является страной, находящейся в условиях военной оккупации после спровоцированного США в феврале 2004 года переворота. Ввод десяти тысяч хорошо вооруженных американских солдат вместе с деятельностью местной милиции потенциально может погрузить страну в социальный хаос. Эти иностранные войска вошли в страну для оказания поддержки "миротворцам" из MINUSTAH и гаитянской полиции (состоящей из бывших тонтон-макутов), которая с 2004 года является ответственной за военные преступления, совершенные против народа Гаити, в том числе массовые убийства гражданских лиц. Эти войска призваны укрепить существующие оккупационные силы, действующие в соответствии с мандатом ООН. Двадцатитысячный контингент иностранных войск под руководством SOUTHCOM и MINUSTAH будет присутствовать в стране. Гаитянский народ проявил высокую степень солидарности, мужества и социальной ответственности. Помогая друг другу и сознательно действуя в очень трудных условиях – сразу же после катастрофы, были созданы стихийные спасательные группы граждан. Военизация операций по оказанию помощи ослабит организационные возможности гаитян в восстановлении институтов гражданского правительства, которые были уничтожены. Она также будет мешать усилиям международных медицинских бригад и гражданских организаций, оказывающих помощь. Крайне важно, что гаитянский народ по-прежнему решительно выступает против присутствия иностранных войск в своей стране, в частности, в деятельности по обеспечению общественной безопасности. Важно, что американцы по всей стране решительно выступали против решения администрации Обамы послать войска США для борьбы бедствием на Гаити. Может случиться так, что не произойдет никакой реальной реконструкции или развития страны в условиях иностранной военной оккупации. Перевод: Арвид Хоглунд, специально для сайта "Война и Мир" |