За последнее время следует отметить несколько наиболее значимых факторов, оказавших влияние на формирование социально-политической обстановки в европейских государствах: - - мировой финансовый кризис, повлекший рост социально-экономической напряженности в европейском сообществе;
- - преодоление институциональных проблем в Евросоюзе;
- - рост политической нестабильности в государствах Восточной Европы;
- - новая стратегия действий США и НАТО в Афганистане;
- - ослабление западным сообществом антироссийской информационной кампании вследствие некоторого улучшения отношений между Россией, США и ЕС.
В целом, население поддерживало военно-политический курс своего государственного руководства. При этом следует отметить, что одним из критериев оценки деятельности собственных правительств жители США и Европы считают социально-экономические достижения, а также политику безопасности и отношение к международным кризисам. Основной тенденцией, оказавшей влияние на восприятие политики США в Европе, стало определенное улучшение российско-американских отношений. При этом в самих США изменение позиций администрации президента не всегда воспринимается положительно. Некоторые политологи сходятся во мнении, что Обама пошел на серьезные уступки, в результате ослабив позиции Вашингтона в отношениях с РФ. Отмечается неспособность американского лидера оказать давление на Москву в вопросе поддержки новых санкций в отношении Ирана и КНДР, а также подготовке невыгодного для США рамочного соглашения по СНВ. Кроме того, решение по отсрочке размещения ПРО в Восточной Европе, принятое в обмен на предоставление Россией военного транзита в Афганистан, расценивается как ограничение суверенитета восточноевропейских членов НАТО. По мнению консервативных американских политиков, это подорвет доверие к Америке и станет очередным шагом к отходу США от глобального стратегического лидерства. Однако в заслугу Обаме все же ставят тот факт, что в обмен на отказ от ПРО в Европе он сумел добиться от России некоторых уступок по Ирану. Таким образом, администрация пытается минимизировать ущерб для своей репутации от якобы "предательства союзников в Восточной Европе". Кроме того, Вашингтон намерен препятствовать попыткам Москвы создать "сферу влияния" и по-прежнему не признает Абхазию и Южную Осетию. США также полностью не отказываются и от восточноевропейских элементов системы ПРО. Альтернативные варианты уже обсуждались военным руководством. Министерство обороны изучает вопрос о переносе базы перехватчиков в Израиль, Турцию, на Балканы либо на корабли ВМС в Средиземном море. В то же время, несмотря на некоторые разногласия, европейцы отмечают примирительный тон в диалоге между Россией и США. Президент Франции Н.Саркози и канцлер Германии А.Меркель высказались за развитие отношений с РФ и ведении конструктивного диалога во всех сферах экономики и политики. Активизируется афганская политика администрации президента Б.Обамы в надежде, что ее примеру последуют и другие члены Североатлантического альянса. В Белом доме объявили о намерении направить в Афганистан дополнительный контингент американских военнослужащих. Как отмечают наблюдатели, Вашингтон усиливает давление на партнеров по НАТО, заставляя их также расширять свое присутствие в Афганистане. Кроме того, президент Б.Обама обнародовал планы окончания войны в Ираке. Боевые операции планируется прекратить к августу 2010 года. Президент заявил, что намерен вывести из Ирака все американские войска к концу 2011 года. Администрация США в стремлении преодолеть последствия кризиса объявила о широкомасштабной программе экономических реформ, но эти проекты пока не встретили одобрения у большей части населения страны. Опросы общественного мнения показывают значительное падение рейтинга доверия к президенту. В настоящее время деятельность Б.Обамы на посту главы Белого дома одобряют менее 50 проц. жителей страны. А доля тех американцев, кто не доверяет своему президенту, выросла за полгода в три раза. Основное недовольство американцев вызывает экономическая политика администрации. Жители США также серьезно обеспокоены положением дел в области здравоохранения и медицинского страхования. Либеральные общественные группы критикуют президента за эскалацию боевых действий в Афганистане и за направление туда дополнительно свыше 20 тыс. американских военнослужащих. Социально-политическая активность населения в европейском регионе в целом обусловлена как внутри-, так и внешнеполитическим курсами национального руководства. Наиболее серьезными факторами, оказавшими влияние на социальную обстановку в Европе, являются процессы евроинтеграции и мировой финансовый кризис. Проявляются тенденции к оживлению политической активности населения европейских государств, которые наиболее заметны во время избирательных кампаний. Так результатом парламентских выборов в Германии стал переход власти от коалиции ХДС/ХСС и СдПГ к правительству с участием правоцентристского блока партии ХДС/ХСС и либеральной Партии свободных демократов. В западных столицах с удовлетворением восприняли победу А.Меркель. По мнению зарубежных корреспондентов, умеренное центристское правление канцлера пошло на благо Германии, Европы и трансатлантических отношений в целом. Меркель считают самым стабильным и уважаемым лидером Евросоюза. От Германии ожидают результативных мер по стимулированию экономики. Более половины немцев по-прежнему хотели бы видеть А.Меркель на посту федерального канцлера. В целом в Германии одобряют ее внешнеполитическую линию, а также программу выхода из экономического кризиса. В Европе также отмечают значительное улучшение отношений между Россией и Германией, произошедшее за последний год. Для зависимой от экспорта экономики ФРГ, российский рынок в период кризиса важнее, чем когда бы то ни было. Критическая позиция канцлера в отношении кавказского конфликта не встречает поддержки среди населения. Опросы показывают, что большинство немцев опасается новой "холодной войны" и высказывается за добрососедские отношения с Россией. За истекший период отмечается угроза резкого роста политической нестабильности в государствах Восточной Европы. В Румынии в результате правительственного кризиса распался кабинет министров страны. Теперь эксперты опасаются, что государство не сможет провести необходимые реформы, что не лучшим образом скажется на состоянии экономики. Похожим образом обстоят дела и в ряде других восточноевропейских государств, которые очень сильно зависят от кредитов международных организаций. Чешские политики, например, до сих пор пытаются разрешить правительственный кризис, возникший почти полгода назад после отставки кабинета министров под руководством М.Тополанека. Межпартийные противоречия привели к отказу от уже объявленных досрочных выборов и длительному выяснению спорных вопросов в конституционном суде. Схожая ситуация сложилась и в Венгрии, премьер-министр которой грозится уйти в отставку, если парламент не займет конструктивную позицию по вопросам экономических реформ. Однако тяжелее других в последнее время пришлось Латвии, которая переживает сильнейший экономический кризис и находится на первом месте в Евросоюзе по темпам снижения экономики. В I квартале 2009 г. ВВП страны сократился на 18 проц. Обстановка на Украине и в Молдавии по-прежнему остается напряженной. На Украине началась предвыборная кампания, сопровождающаяся противостоянием руководителей страны, власти и оппозиции, а также падением производства и курса национальной валюты. Эксперты отмечают, что большинство избирателей надеются на завершение пятилетнего политического противоборства, парализовавшего реформы в государстве. Опросы общественного мнения показывают, что наиболее вероятными претендентами на должность президента Украины вместо В.Ющенко являются действующий премьер-министр Ю.Тимошенко и лидер Партии регионов В.Янукович. С приходом к власти в Молдавии бывших оппозиционных партий, в стране проходит радикальная смена политического курса. Считается, что оппозиция стремится провести радикальные изменения в пользу рыночной экономики и свободы информации, а также обеспечить более тесные связи с Европой и соседней Румынией. Сейчас на Западе полагают, что политическая элита в Кишиневе слишком разрознена и не ясно, в чьих руках будет находиться управление государством. Президент страны В.Воронин объявил о своей отставке и переходе в оппозицию. Однако парламентскому большинству пока не удается набрать необходимое число голосов, чтобы избрать нового президента страны. При этом главной тенденцией на Западе считают "отход Кишинева от Москвы" в сторону Евросоюза. Доверие населения к внешнеполитическому курсу политического руководства европейских стран обусловлено отношением к интеграционному развитию Евросоюза и роли НАТО в вопросах международной безопасности. Одним из важнейших факторов, повлиявшим на европейскую политику, следует считать завершение процесса принятия Лиссабонского договора. Документ предусматривает ещё более тесную интеграцию стран-членов организации. После ратификации договора на референдуме в Ирландии и одобрении правительством и парламентом Чехии прошел саммит ЕС, на котором впервые были избраны министр иностранных дел и постоянный председатель (президент) Совета Евросоюза. В результате компромиссных решений пост президента ЕС занял премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей. Главой европейской внешнеполитической службы была избрана комиссар ЕС по торговле британка Кэтрин Эштон. Создание должностей президента и министра иностранных дел ЕС должно было стать знаком роста Евросоюза как мировой силы. Однако малоизвестные политики не будут серьезно восприниматься в Париже и Берлине. Они не получат достаточно внимания ни в Европе, ни за границей, чтобы произвести большие перемены. Этот компромисс отражает истинную неопределенность в вопросе о том, что должен делать и говорить Брюссель от лица полумиллиардного населения ЕС. В странах Прибалтики и Польше не только евроскептики, но и сторонники членства в ЕС традиционно критикуют нарастающую десуверенизацию этих стран в составе НАТО и ЕС в области политики, экономики и общественных отношений. Теперь этим странам предстоит новый опыт пребывания в составе государственной структуры с жёсткой внутренней дисциплиной и высокой степенью регламентации внутренней жизни. Варшава опасается, что точка зрения ведущих европейских держав, в частности Германии, будет преобладать в новых структурах ЕС. Эти опасения разделяет также и население Польши. Все больше поляков оценивают польско-германские отношения как плохие. Согласно результатам исследования, в настоящее время этого мнения придерживаются 26 проц. респондентов. В 2005 году таких было 15 проц., в 2008 году – 21 проц. Серьезное влияние на мнение поляков оказали споры вокруг газопровода "Северный поток", активное участие в строительстве которого принимает Германия, а также широко ведущаяся в ФРГ дискуссия о депортации немцев с территории Польши после Второй мировой войны. В последнее время в Европе отмечено обострение разногласий между союзниками по НАТО относительно стратегии действий в Афганистане. Это является одной из центральных тем для обсуждения в европейских столицах. Критические замечания в адрес действий в Афганистане выражают представители Великобритании, Германии, Франции и других стран-членов НАТО. Недостаточно эффективное сотрудничество и отсутствие мотиваций международного сообщества, а также некомпетентность афганской стороны являются причиной медленного и нестабильного прогресса в деле восстановления государства. Европейская общественность начинает сомневаться в целесообразности продолжительных и дорогостоящих операций альянса. Нестабильность финансовых рынков по-прежнему оказывает негативное влияние на экономическую систему Европы. Крах крупных европейских банков и проблемы с ипотечной системой вызывают озабоченность значительной части граждан европейских стран и, безусловно, негативно сказываются на уровне жизни населения. Основной темой в европейской политике продолжает оставаться глобальный финансовый кризис. За истекший период страны Евросоюза предприняли целый ряд шагов с целью предотвращения дальнейшего падения экономик. Эксперты отмечают, что наметившаяся тенденция к росту экономики вызвана, в основном, многомиллиардными государственными программами по оживлению конъюнктуры. По мнению Европейской комиссии, Германия преодолела рецессию. В последнем прогнозе развития конъюнктуры говорится, что до конца текущего года крупнейшая экономика в Европе будет продолжать расти, хотя и медленными темпами. Европейская комиссия полагает, что небольшой экономический рост в объеме 0,2 проц. в текущем квартале будет зафиксирован и по Евросоюзу в целом. Тем не менее, ожидается дальнейший рост безработицы. Падение экономических показателей негативно отражается на общественных настроениях в целом. Во Франции, Германии, Греции, странах Балтии прошли массовые волнения рабочих и служащих недовольных ростом безработицы и снижением уровня жизни. По данным экспертов, оздоровления европейской экономики следует ожидать не ранее середины 2010 года. Национальные, религиозные и расовые проблемы в европейских странах нашли свое выражение, в первую очередь, в дальнейшем усилении общих тенденций по радикализации политической жизни общества. В регионе усиливается влияние консервативной политической линии, как ответ на возрастание террористических угроз. В Европе нарастает напряженность, связанная с проблемами этнических меньшинств. За истекший период отмечается усиление негативных тенденций в отношениях между Польшей и Украиной. Противоречия обострились из-за различий в трактовках событий общей истории двух государств. Польша обвиняет ОУН и УПА в этнических чистках на Волыни во время Второй мировой войны. В свою очередь националистические организации в западной Украине требуют официальных извинений от польского руководства за "этнические чистки на украинских землях". По мнению украинских политологов, в нагнетании напряженности между двумя странами заинтересована, прежде всего, Россия. В Европе также обеспокоены обострением радикальных настроений и ксенофобии по отношению к национальным меньшинствам в Венгрии. В ситуации мирового финансового кризиса в тех странах Европейского союза, где цыгане являются одним из главных национальных меньшинств, все чаще можно наблюдать конфликтные ситуации. За последнее время в Венгрии зарегистрирован рост числа убийств мужчин, женщин и детей цыганской национальности. По данным опросов общественного мнения, 80 проц. венгерского населения убеждены, что цыгане приносят вред. Таким образом, в условиях экономической нестабильности, используя националистические лозунги, ультраправые партии страны завоевывают все большую популярность в обществе. В Словакии вступил в силу новый закон, предусматривающий повсеместное использование словацкого языка. Этнические венгры, составляющие около 10 проц. населения Словакии, и правительство Венгрии полагают, что этот закон нарушает международные соглашения и способствует созданию "обстановки страха". Венгрия и Словакия являются партнерами по Евросоюзу и НАТО, но в последние годы обмениваются взаимными обвинениями в притеснении национальных меньшинств, проживающих на территории двух государств. За последние месяцы отношение к России и её Вооруженным Силам в государствах Западной и Центральной Европы в целом значительных изменений не претерпело. При этом следует отметить, что некоторое улучшение отношений между российским руководством, США и ЕС положительно не отразилось на восприятии России населением зарубежных стран. Аудитория продолжает считать агрессивной проводимую в последнее время внешнюю политику России. Западные СМИ продолжают использовать любые информационные поводы для критики действий властей РФ и обстановки в стране. Негативная информация используется заинтересованными сторонами как инструмент психологического давления на население европейских государств. Как формирование антироссийских настроений следует расценивать информационную кампанию по освещению ситуации на Северном Кавказе. Руководство Чечни, Ингушетии и Дагестана обвиняют в подавлении инакомыслия и ущемлении прав и свобод человека. Значительный рост количества информационных поводов, во время которых озвучивается российская точка зрения на события Второй мировой войны, вызывает резко негативную реакцию на Западе. В частности, в странах Восточной Европы дают субъективную политическую и моральную оценку событиям, которые стали причиной начала войны, а также послевоенным итогам в целом. В свете обсуждения новой российской военной доктрины, которая должна быть представлена до конца текущего года, в Европе опасаются, что для своей защиты Россия готова к нанесению превентивного ядерного удара. По мнению экспертов, из-за непрерывно ухудшающегося состояния обычных вооруженных сил Москва полагается только на свой ядерный потенциал. Если сегодня российская армия еще может подавить такого слабого противника, как Грузия, то противостоять массированному нападению с применением традиционного оружия она не в состоянии, считают западные военные эксперты. Таким образом, в целом обстановка в европейском регионе характеризуется некоторым снижением напряженности между Россией и западным сообществом. В то же время, активизация внешней политики России в Европе, позиция Москвы по ситуации на Южном Кавказе вызывают негативную реакцию у представителей американской и европейской общественности. Информационная политика Запада по-прежнему сводится к давлению на аудиторию с целью формирования негативного "проимперского" образа России, которая использует методы энергетического и военного шантажа для достижения своих целей. Европейцам намеренно рисуют образ тоталитарного режима, где подавляются свобода прессы и другие права гражданина, принятые в демократических странах. Анализ социально-политической обстановки в Европе позволяет обозначить ряд тенденций, среди которых наиболее важными являются следующие: рост протестных настроений среди населения на фоне углубления финансово-экономического кризиса в государствах Восточной Европы; радикализация политических взглядов, поддержка правых партий населением в странах Европы, усиление межэтнического отчуждения, внутренних религиозных и расовых противоречий; стагнация процессов политического урегулирования в региональных конфликтах на фоне сохраняющейся военной напряженности в Афганистане; положительные изменения по отношению к планам дальнейшей интеграции европейских государств со стороны большинства населения Евросоюза; медленный рост экономических показателей в ведущих странах Западной Европы; сохранение негативного мнения о политике России, провоцируемого отрицательными установками и субъективным освещением событий в регионе европейскими средствами массовой информации.
|