Оригинал: "L’America di Obama imiti Bisanzio" Пять часов вечера. "Увидимся в Риме. На встрече в "Аспен Институт". Но сначала прочитай мою книгу". И о чём будем говорить? "О Византии, конечно".Эдвард Люттвак говорит, что Америка Обамы и того, кто придёт после него, должна смотреть на старый Константинополь. Именно на этом примере можно научиться выжить и избежать собственной судьбы. Абсурдный город, странный город. В старой песне (итальянского "барда" - прим. перев.) Гуччини о Византии поётся о "неизмеримом плебсе, лабиринтах безбожия, варварах, которые уже, наверное, знают правду". Византия пережила Рим на более чем 800 лет. Она не была сильнее, а её границы было трудно защищать. Она выжила благодаря дипломатии, секретным службам и армии, которые сумели подстроиться под новые времена. Византия - рецепт для будущего Америки. Люттвак держит в руках "Великую стратегию Византийской империи". Это его последняя книга и понятно, как он её любит. Византия - наваждение этого американца-идиш, родившегося в Трансильвании. Когда он говорит о прошлом Василия II или короля Гундара, о гуннах или Абасидских халифах, он ищет ключ к прочтению этого века, двадцать первого после рождения Христа, идущего с трудом, без карт и секстантов. Феодосий I Великий* перед смертью разделил свою империю надвое и оставил ее детям. Запад Гонорию**, а Восток - его брату Аркадию. В книге есть штриховая линия, которая разделяет два мира: отделяет Апулию от Албании, Рим от Афин, Карфаген от Египта, горы от степей, Запад от Востока. Невидимая стена, которую не могут разрушить даже годы. И две судьбы, два характера, два способа интерпретации мира. Восток против Запада. Всегда.
Начнём с конца. Магомет II в 1453 году завоёвывает Византию. Это конец Восточной Римской империи и победа Ислама. Вы уверены, что это правильный путь? "Уверен. Когда Магомет II вошёл в Византию, империя была уже мертва. Ислам завоёвывает греческий мир. Убийцы старого Константинополя — не они". Кто? "Католические армии Четвёртого крестового похода. Восточную Римскую империю убила Европа с той необычайной энергией, которая позволила завоевать Мексику, Перу, Индию. Но сейчас эта энергия закончилась. Её единственное беспокойство — убрать любого харизматического лидера, чтобы подмять себя под посредственных бюрократов".
Почему Америка должна поучиться у Византии? "Чтобы выжить. Если она поступит, как Византия, её империя ещё продлится долго".
Меньше оружия и больше дипломатии? "После того, как Аттила походил по двум империям, византийцы поняли одно: невозможно защитить все границы. Стоит дорого и является бессмысленным". Альтернатива? "Натрави своих врагов друг на друга. Используй их. Византийская дипломатия укротила вражеские силы, собрав подробные досье и добившись выгодных условий на всех столах переговоров. Она никогда не начинала дорогостоящих войн. Не обескровливала себя. Она никогда не пошла бы в Ирак, как американцы". Даже по экономическим причинам? "Если бы Америка пошла в Ирак только из-за нефти. Это имело бы смысл, логику. Они пошли туда из-за идеализма, чтобы доказать, что демократия совместима даже с исламской страной".
Что бы сделали византийцы Аль-Каиде? "Они никогда не пошли бы в Афганистан. Они бы использовали другие местные этнические общности, чтобы воевать с талибами. Никаких морпехов, они заплатили бы другим, чтобы те воевали. Но беда Америки вот в чём: она всегда нерешительная".
Это комплекс неполноценности бывшей колонии, ставшей империей. "Правильно. Америка не умеет колонизировать. Она не такая, как англичане. Она упрямая. Слишком много чувства вины. Как в Ираке — не выбирает прямое управление, а доверяется коррумпированным и неспособным лицам. Просто беда".
Византия - это ориентир. Этот век, который после идеологий двадцатого века нуждается в картографах, в тех, кто в состоянии начертить новые карты. "Идеологии всегда дают искажённые карты. Не стоит их извлекать на свет. Единственно возможная карта сегодня — стратегия. Мы должны суметь интерпретировать и предусматривать возможные сценарии. Мы знаем, что Европа находится в шаге от демографического краха и является конечным пунктом сильной иммиграции. Возможно, вполне вероятно, что старый континент подвергнется исламизации. Мы знаем, что китайская экономика растёт быстрее американской. Соединённые Штаты не могут больше быть первыми в мире, но никогда не согласятся быть вторыми. Эти два сценария должны обуславливать любой наш выбор".
Исламизация Европы и китайский обгон. Это и есть будущее? "Одно из возможных. Запад должен сделать так, чтобы это не произошло". Примечания *Феодосий I Великий (346-395 гг.) - последний император единой Римской империи . **Флавий Гонорий Август (384—423), первый западно-римский император после окончательного разделения империи на Западную и Восточную, сын императора Феодосия I. Его правление — период торжества варваров, усиливающегося распада Западной Римской империи. При нём готы захватили и разграбили Рим (410) Перевод: Italia, специально для сайта "Война и Мир" |