Мнение обывателя отличается от анализа профессионала поверхностностью и не учитывает порой очень важных деталей. За что поругаем и побиваем обыватель высокомудрыми узкими специалистами за попытки высказаться о предмете, далеком от его области знаний. Но что не отнимешь у поверхностного взгляда на вещи, так это широту охвата проблемы. Какие кто из этих захватывающих перспектив делает выводы, дело второе, но профессионалы точно утонут в тонких деталях. Впрочем, достаточно реверансов. Я хочу порассуждать о механизме, который движет машину свободных масс-медиа. За рамками своего рассмотрения я оставлю так называемые несвободные или тоталитарные механизмы, те самые, в который каждый текст и каждый видеоряд проходят проверку в министерстве информации. Замечу лишь, что мне довольно трудно себе представить, где на планете еще сохранились такие медиа-динозавры в наш просвещенный век, но их наличие или отсутствие не помешает мне рассуждать. Итак, совершенно необходимым, но по слухам отнюдь не достаточным, условием существования в государстве свободных СМИ является наличие в Конституции строчки, закрепляющей право гражданина на свободу слова и свободу получения информации. Далее, очевидно, что в приложении к этой строчке есть еще ряд законов и подзаконных актов, регулирующих правила поведения субъектов медиа-пространства. А как вы думали? Даже с соседями по лестничной площадке приходится договариваться и устанавливать правила совместного общежития, а тут куда больше структур: газеты, журналы, ТВ, радио, Интернет, в конце концов. Следовательно, прежде чем явиться массовому читателю на ясные очи и реализовать свое конституционное право «жечь глаголом сердца людей», вы должны куда-то явиться, уяснить весь набор своих обязанностей перед обществом, расписаться в том, что вы ознакомились с правилами медиа-общежития, и вперед: вот она свобода слова! «Стоп!» - скажет мне ревнитель демократических свобод. - «Ведь государство может запросто мне отказать в регистрации. И это будет как раз нарушением свободы слова и признаком тоталитаризма!» Ну что я могу сказать? Разве что отослать вопрошающего регистрировать мелкотиражный листок «Наш Осама» со слоганом «Моджахеды вперед!» в любую выбранную им демократическую и свободную страну. Мне лично кажется, что больше всего шансов это сделать будет в Северной Корее… Впрочем, будем считать, что первый этап прошел все-таки успешно. В руках у вас есть внушительная бумага, утверждающая, что вы отныне можете «жечь глаголом». Что дальше? А дальше начинается экономика, куда без нее в нашем мире. Раз уж вы представляете свободную прессу, то государство не при делах, можно рассчитывать только на собственные силы. Рассмотрим варианты, откуда вы будете черпать эти силы, то бишь, деньги: - Вы получили наследство от тетушки из Бразилии.
- У вас есть влиятельный покровитель-меценат, в просторечии – папик.
- Вы получили грант от какой-либо неправительственной организации.
Других вариантов, на мой обывательский взгляд, как-то не просматривается. Опции «взять кредит», «издание при …» и проч. вполне помещаются в названные мной категории при наличии некоторой фантазии. Рассмотрим каждый вариант подробнее. В первом случае все риски, связанные с деятельностью в медиа-пространстве, вы берете целиком и полностью на себя. Опять же для простоты возьмем предельный случай, когда все тетушкино наследство вы вбухаете в эту авантюру. Глупость, конечно, но более разумное размещение активов, скорее всего, приведет вас ко второму варианту, а его мы будем рассматривать позже. Итак, деньги вложены, надо думать, как вернуть их назад в виде прибыли с этого вашего свободного и независимого издания. Потому как идеи идеями, а кушать хочется. На этом этапе вы выучиваете основной закон СМИ: «Самостоятельно пресса в любой ее форме может заработать деньги, только рекламируя реальные товары и услуги третьих организаций, это происходит вследствие единственного и неоспоримого достоинства СМИ, которое заложено в самой аббревиатуре - массовости». (Миф о том, что СМИ могут продавать потребителю информацию как товар, я обсуждать не буду). Уяснив эту истину, вы ставите перед собой задачу обеспечения массовых тиражей. Поскольку не вы один такой умный и свободный, и вокруг вас еще множество таких же, алчущих массовых тиражей, обратитесь к опыту своих предшественников на этом поприще. Ах, да, чуть не забыла! Разумеется, у вас есть некоторое время, чтобы убедиться в том, что ваши идеалы и установки, ради которых вы и затеяли всю эту авантюру, интересуют сотню человек в лучшем случае, и тиражей они не обеспечат. Наследство тетушки же постепенно тает… Посмотрели справочники, выбрали самые многотиражные издания, теперь будем читать и набираться опыта. Первый бросающийся в глаза вывод, что заголовок «Мать убила и съела свою дочь» больше влияет на тираж, чем скучное «Гуманитарный кризис в Дарфуре вызывает беспокойство ООН». При всем при том, что в обеих заметках речь идет об одном и том же, первый вариант вызовет большее оживление. Следующим шагом в заданном направлении будет подгонка содержимого заметок под выбранную манеру заголовков. Убираем лишние рассуждения, выкладки и цифры, и оп-ля! Тиражи начинают медленно, но верно расти. Кстати, хороши также темы «ниже пояса». Только учитывайте культурологический фон вашей аудитории: что пикантно и пошло в Китае, в другой стране может зацепить внимание лишь эстетствующей прослойки, не промахнитесь. И не говорите мне «Фи!», просто поищите хотя бы статистику самых посещаемых сайтов в сети. Наверняка на первой странице будут голые дамы… Убедились? Вот и славненько. Двинемся дальше. Следующее озарение приходит почти автоматически и не всегда осознается въявь, оно все-таки относится уже к теории СМИ, есть и такая. Следом за взлетом тиражей последует взлет количества заказов на размещение рекламы, а если все будет тип-топ, то и взлет ваших расценок. Скоро ваше издание будет разделено поровну между вашими материалами и рекламными блоками. И это естественно, поскольку реклама – это тоже новость по сути своей. Ее отличительная особенность заключается в том, что реклама может быть только позитивной новостью, поскольку обязана сподвигнуть читателя на конкретные действия. Эту-то позитивность вам и придется оттенять сугубо негативной окраской ваших материалов, дабы они не конкурировали с тем, что приносит вам реальный доход. Скандалы, разоблачения, критика – это ваш сегмент свободного медийного рынка, и никуда вы из него больше не денетесь. Все. Но поскольку в этой схеме полностью реализовано ваше право свободы слова (вы же сами выбрали этот вариант, не правда ли?), то констатируем следующее: «Масс-медиа, в которых нет массовой ‘желтой прессы’ не являются свободными». Это первый столп демократии в отдельно заданной стране. Во втором случае у вас есть папик. То есть деньгами рискуете не вы, а он. Идеальный случай для журналиста. Одно дело мыкаться случайными заработками и совсем другое – получать твердую зарплату. Не верьте независимым журналистам, что они этого не желают. С годами идеологический пыл и страсть подвергаются существенной эрозии, и возвышенное «жечь глаголом» оборачивается скучными «прижиганиями» по заказу. Среди папиков встречаются разные экземпляры. Разделим их условно на три наиболее общие категории: Папик 1 рассуждает примерно так: «У всех есть, пусть и у меня будет, супруге купил сапоги, а себе газетку». Папик 2 практичнее, он решает вложить деньги в сомнительное предприятие, пока есть лишние, но всегда помнит о нем и прикидывает, нельзя ли его использовать в своих целях при случае. Папик 3, скорее всего, из удачно распорядившихся тетушкиным наследством из первого варианта, он наконец-то воплотил свою юношескую мечту, и вы всегда будете работать только на его идеи и только под его надзором. Папик 1 почти идеален. Его не интересуют дела вашего медиа-бизнеса, если вы не превышаете бюджет. Причем нет смысла ссылаться на инфляцию, он только пожмет плечами. Его мало интересует тиражи и успехи, достаточно просто наличия подконтрольной прессы как такового. Но, увы и ах, он терпеть не может никакого беспокойства с вашей стороны. Малейший скандал или недовольство со стороны тех или иных лиц или инстанций прикроют ваш денежный ручеек. Удел вашего издания – благопристойность, основательность и малоинтересность. Что-то вроде благоверной супруги крупного политика. Вы меня поняли, я думаю. Если у вас еще осталось стремление «жечь глаголом сердца людей», то лучше поискать другие варианты. Хотя твердым, практически, пожизненным содержанием и спокойной жизнью рискнуть сможет не каждый. Да и кому они сдались, эти большие тиражи и громкие успехи? Папик 2 посложнее и поинтереснее во всех отношениях. Во-первых, у него тоже нет определенного мнения, чем должна заниматься это ваша свободная пресса, тут для вас полный творческий простор. Во-вторых, которое следует из «во-первых», тиражи вам все-таки понадобятся, поскольку это наиболее зримое свидетельство для папика 2, что он не зря тратит свои деньги. Не забывайте, что ваш папик заинтересованно следит за вами и все время прикидывает, как вас можно использовать в интересах своего основного бизнеса. Если не найдет способа, то скорее всего прихлопнет кормушку. Поэтому отрывайтесь на всю катушку, нанимайте перспективных сотрудников, делайте острые материалы в любом спектре: хотите, кормите читателей «желтеньким», хотите, разоблачайте второстепенных политиков, хотите, агитируйте за коммунистическую партию. Если папик 2 платит, то значит все в порядке. Только никогда не забывайте, что все эти деньги всего лишь аванс, и наступит тот момент, когда папик потребует от вас делать совершенно определенные вещи в интересах своего бизнеса. Забудьте про свои принципы в этот момент, и вы не потеряете свою работу. Хорошего в этом папике то, что он нечасто пользуется своей привилегией, в промежутках между авралами вы можете искренне считать, что ваше издание и есть та самая свободная пресса. Пожалуй, наличие в достаточном количестве таких папиков 2 и таких идеологически гибких главредов с журналистами является вторым столпом свободы слова в любой демократической стране. А вот папик 3 непременно организует вам тоталитаризм в отдельно взятом средстве массовой информации. Этакий Ким Чен Ир локального масштаба. Или тихая гавань для уставших «акул пера». К свободной прессе такие издания можно причислись только под грифом «свобода слова для папика». Но я не буду долго останавливаться на этом случае, поскольку уже оговорилась, что тоталитарные режимы оставлены вне рамок данной статьи. В третьем случае всегда присутствуют грант и НПО. Грант – это такая штука, которая выделяется безвозмездно с определенными целями на определенный промежуток времени и с возможностью продления оного. Огромный плюс варианта – деньги получаешь сразу. Сумеешь удачно пристроить (см. первый вариант), то сам себе хозяин и буратино. Нет, морковка в виде возможности продления всегда остается в запасе. Освоишь деньги для достижения поставленной грантодателем цели, отчитаешься по форме, чем и как «жег сердца людей», получишь следующий транш. Какая такая свобода слова? А разве грантодатели не люди? Это их деньги, они и платят за соответствующие «глаголы», а уж совпадают ли эти «глаголы» с вашими идеалами, это ваши проблемы. Не хотите, не берите, у нас свобода. И в этом святом праве грантодателей на свободу слова состоит третий столп, по которому определяется наличие свободной прессы в данной стране. Отдельно нужно заметить, что государство ни коим образом не должно входить в ряды грантодателей, которых мы можем для краткости называть НПО, в силу антимонопольных соображений. Хотя странно, опять некоторые равнее других… Но речь не об этом. В результате пространных рассуждений мы нашли три столпа свободной прессы в любой наперед заданной стране - «желтая пресса» - корпоративные издания - наличие сети НПО разного окраса и калибра Если теперь сверху приделать какую-нибудь крепкую дощечку, то у нас получится очень полезный предмет – такая трехногая, а потому очень устойчивая медиа-табуретка. Причем сделанная по всем демократическим канонам. Удобство пользования этой табуреткой зависит от того, какой высоты каждый столп, да и цель использования тоже немаловажный фактор. В общем, каждый читатель может теперь сам пофантазировать на тему устойчивых медиа-табуреток с разным углом наклона сиденья, а я чуть не забыла малотиражный Самиздат прошлого века и нынешнее Интернет-сообщество с его бесчисленными мало читаемыми блогами. Это же тоже явление информационное и имеет прямое отношение к проблеме свободы слова и получения информации. И вот что я вам уверенно скажу – это пятое колесо в телеге. Обычно валяется где-то поблизости с нашей медиа-табуреткой этаким амбивалентным аксессуаром. При случае его, это колесо, можно взять в руки как руль, усесться поплотнее на медиа-табуретку, громко сказать «Бз-з-з-дрым-дым-дым» и поехать. Скажем, на Северную Корею. Или на Россию. Или на Иран. Очень эффектно получается... © Наталья Лаваль a.k.a. Фыва специально для сайта "Война и мир". При полном или частичном цитировании гиперссылка на warandpeace.ru обязательна. |