Военно-политическая обстановка в Германии характеризуется стремлением всех общественных и государственных институтов страны сохранить основные направления внешне- и внутриполитического курса ФРГ, укрепить ведущее положение государства на Европейском континенте и усилить влияние Германии на решение ключевых проблем международной политики. На внешнеполитическом уровне руководство страны добивается утверждения статуса "мировой державы", связывает западноевропейскую интеграцию с трансформацией НАТО и упрочением своего положения в альянсе, отводит Евросоюзу место "европейской опоры" блока и рассчитывает на стратегическое партнерство с Вашингтоном в конкуренции с Великобританией и Францией. В то же время руководство ФРГ поддерживает усилия Франции, направленные на противодействие попыткам Вашингтона расширить участие европейских стран в операциях в удаленных регионах. При этом Берлин выступает одной из главных движущих сил в процессе реформирования Евросоюза, основной целью которого является достижение большей независимости объединенной Европы от США в экономической, политической и военной областях. В достижении своих целей кабинет министров во главе с канцлером ФРГ А. Меркель рассчитывает на поддержку союзников, и в первую очередь Франции. Однако со стороны США, Великобритании и других европейских государств планы ФРГ воспринимаются с настороженностью. По мнению военно-политического руководства страны, членство ФРГ в НАТО считается обязательным условием обеспечения национальной безопасности и достижения внешнеполитических целей. ФРГ, являющаяся одним из наиболее активных членов НАТО, стремиться к усилению своей роли в этой организации. Основными направлениями внутриблоковой деятельности ФРГ являются: совершенствование структуры и системы управления ОВС НАТО; повышение коалиционных возможностей по реагированию на нетрадиционные угрозы (в первую очередь связанные с международным терроризмом и распространением ОМП); содействие дальнейшей интеграции с альянсом вновь принятых стран. В целях усиления своих позиций в НАТО Германия добивается повышения роли возглавляемых ею комитетов и сохранения на прежнем уровне своего значительного по численности военного компонента в составе объединенных вооруженных сил блока. Правительство Германии продолжает политику расширения своего влияния в странах Восточной Европы, считая этот регион одной из важных зон национальных интересов. Используя широкий арсенал политических и экономических средств, руководство ФРГ всемерно способствует проникновению германского капитала в государства этого региона. Отношения ФРГ с новыми восточными членами НАТО перешли на более серьезный уровень, характеризующийся обязательным согласованием планов двустороннего сотрудничества с планами блока. Вместе с тем, существуют определенные разногласия между ФРГ, Польшей, Чехией и Венгрией по вопросам энергетической безопасности, будущего европейской интеграции, а также размещению элементов американской системы ПРО. Германия последовательно выступает за расширение двустороннего сотрудничества с Россией в области энергетических проектов, в частности, строительства газопровода "Северный поток", что вызывает активное сопротивление Польши, которая стремиться добиться единой жесткой позиции Евросоюза по вопросам энергетического сотрудничества с Россией. Берлин также недоволен намерениями Польши и Чехии разместить на своей территории элементы американской ПРО. Канцлер А.Меркель надеется убедить США отложить реализацию этих планов и не вступать в конфронтацию с Россией. За последний период между Германией и Россией продолжилось стабильное расширение политических, экономических и культурных контактов. В отношениях с Россией руководство ФРГ выступает за более глубокое вовлечение восточного соседа в процесс выработки и принятия решений по наиболее актуальным проблемам международной и европейской политики в рамках евроатлантических институтов безопасности. Канцлер ФРГ А.Меркель неоднократно встречалась с президентом России Д.Медведевым. В ходе переговоров были достигнуты перспективные договоренности во всех сферах межгосударственного общения. Вместе с тем представители ведущих партий германского бундестага выступали с резкой критикой политики президента России в связи с конфликтом в Южной Осетии и Абхазии. Германия по-прежнему считает эти территории неотъемлемой частью Грузии и намерена добиваться от России отказа от признания их независимости. Также расходятся взгляды Москвы и Берлина на проблемы урегулирования ситуации в Косово. Уполномоченный правительства ФРГ по правам человека не раз высказывался, что в России продолжают нарушаться права человека и демократические принципы построения правового государства. На германскую внутриполитическую обстановку наибольшее влияние оказывает мировой экономический кризис. Крах крупных европейских банков и проблемы с ипотечной системой вызывают озабоченность значительной части граждан Германии и, безусловно, негативно сказываются на уровне жизни населения. В целях преодоления кризиса ФРГ готова пойти на беспрецедентные общеевропейские меры по контролю над финансовыми рынками. Под давлением кризиса правительство А.Меркель постепенно отходит от идеи свободного финансового рынка в пользу усиления контроля со стороны государственных регулирующих структур. Более того, Германия намерена начать процесс передачи с национального на общеевропейский уровень функций по контролю финансового рынка. Все это может еще больше усилить институты Европейского союза по сравнению с полномочиями национальных правительств государств - членов сообщества. В целом в Германии поддерживаются сравнительно высокие жизненные стандарты. В то же время, на уровень жизни населения и состояние экономики существенное влияние оказывает резкое замедление темпов роста экономики. В связи с этим в Германии продолжает ухудшаться социально-экономическое положение служащих государственного сектора экономики. В прошлом году правительство ФРГ прилагало усилия для прекращения крупнейших забастовок профсоюзов. Информационные ресурсы государственного аппарата были направлены на разъяснение целей социальной политики кабинета А.Меркель. Стороны с трудом смогли достичь компромиссного решения и прекратить забастовки, которые парализовали экономику. У жителей Германии вызывают беспокойство проблемы безработицы и инфляции, повышение цен на предметы первой необходимости, забастовки работников сферы услуг, транспорта и государственных служащих. Национальные, религиозные и расовые проблемы в Германии нашли свое выражение, в первую очередь, в дальнейшем усилении общих тенденций по радикализации политической жизни общества. В регионе усиливается влияние консервативной политической линии, как ответ на возрастание террористических угроз. В стране нарастает напряженность, связанная с проблемами этнических меньшинств. По мнению экспертов, популяризация поликультурности приводит лишь к росту радикализма. Правительство не умеет решать проблемы ассимиляции иммигрантских общин, которые отказываются интегрироваться в немецкое общество. В Германии продолжают обостряться религиозные противоречия в связи с различными культурными и социальными ценностями коренных жителей страны и иммигрантов из мусульманских государств. Экономические и социальные трудности развития германского общества наложили свой отпечаток на реформирование и функционирование вооруженных сил страны, уровень морально-психологического состояния (МПС) военнослужащих бундесвера. Неотъемлемыми элементами, обеспечивающими необходимый морально-психологический климат в войсках, являются особенности национальной психологии. Из германского общества в армию привнесены такие качества, как практичность, обстоятельность, дисциплинированность и пунктуальность, которые помогают поддерживать обязательный в ходе несения службы порядок, регламентированный рядом уставов и наставлений. Немецкие военнослужащие склонны доверять официальной пропаганде, национальному телевидению и прессе, поддерживают позицию руководства страны по многим внешнеполитическим вопросам. У них, в целом, достаточно развито чувство коллективизма. При совместных действиях германские солдаты обладают достаточной психологической сплоченностью. Особенно это проявляется в критических ситуациях, когда возникает опасность для жизни. Данное свойство национального характера, способствующее подъему морально-боевого духа, может выражаться в форме упорных и стойких действий подразделений, что в значительной степени компенсирует слабые личные качества и недостаточную подготовку отдельных солдат. По оценке западных экспертов, насколько немецкие солдаты сильны в групповых действиях, настолько же они, как правило, психологически слабы и безынициативны каждый в отдельности. МПС немецких военнослужащих характеризуется стабильной уверенностью в силах и возможностях государства, достаточно глубоким осознанием мотивов воинского долга, эмоциональной уравновешенностью, прагматизмом, слабым проявлением инициативы, сочетанием довольно развитого чувства коллективизма в служебных вопросах с эгоцентризмом в частной жизни. Военно-политическое руководство Германии придает первостепенное значение поддержанию морально-психологического состояния солдат и офицеров на должном уровне как необходимому условию высокой степени боеготовности бундесвера. В то же время, бундесвер находится под жестким контролем гражданского руководства страны, вследствие чего на военнослужащих оказывают сильное воздействие противоречия в политической жизни общества.
В настоящее время в немецком обществе стремительно растет число противников участия страны в международной миссии НАТО в Афганистане. Цели и задачи операции для большинства немцев продолжают оставаться неясными даже после нескольких лет участия бундесвера в этой кампании. Результаты последнего опроса общественного мнения показали, что против участия солдат бундесвера в боевых действиях в Афганистане выступает уже 86 проц. немцев. Кроме того, немецкое общество особенно болезненно воспринимает регулярную гибель военнослужащих бундесвера в ходе афганской миссии. Потери вооруженных сил ФРГ в Афганистане с момента получения миротворческого мандата в 2002 году до настоящего времени составили уже 28 человек. С ростом потерь бундесвера в ходе миссии ИСАФ связано резкое сокращение числа немцев, желающих сделать профессиональную военную карьеру. В первой половине 2008 года число кандидатов на контрактную службу в немецкой армии уменьшилось более чем на 50 проц.Анализ военно-политической обстановки в Германии позволяет обозначить ряд тенденций, среди которых наиболее важными являются следующие: усиление международного влияния Германии на общественно-политические процессы в Европейском регионе, повышение роли ФРГ в деятельности НАТО и Евросоюза; радикализация политических взглядов, поддержка правых и националистских партий населением и военнослужащими, усиление межэтнического отчуждения, внутренних религиозных и расовых противоречий в связи с ростом влияния исламского фактора; рост социально-политической активности населения на фоне экономического кризиса, неверие в эффективность институтов Европейского союза и протестное сопротивление интеграционным процессам; сохранение негативного мнения о политике России, провоцируемого отрицательными стереотипами и субъективным освещением событий в регионе европейскими средствами массовой информации; - некоторое снижение уровня морально-психологического состояния личного состава миротворческих и коалиционных войск, вызванное стагнацией процессов политического урегулирования региональных конфликтов на фоне военной напряженности в Афганистане.
|