После вступления Литвы в Североатлантический альянс ее специализация внутри НАТО вырисовывалась достаточно определенно. С точки зрения оперативного искусства, в силу небольших географических размеров Литвы и ее близости к России, оборона этого региона даже при должном инженерном оборудовании территории и при заблаговременном развертывании соответствующих группировок войск представляется задачей крайне сложной. Поэтому изначально, помимо использования военной инфраструктуры Литвы в интересах НАТО, основной задачей литовских военных являлось наблюдение за Россией, особенно ее северо-западной частью, и Белоруссией с помощью технических средств.
Для этой цели при финансовой поддержке США Балтийскую систему радиолокационного наблюдения и контроля БАЛТНЕТ планируется пополнить мощными американскими радарами кругового обзора TPS-117. В этом году, несмотря на резкий экономический спад и сокращение военного бюджета на 20 проц., по сравнению с прошлым годом, министерство обороны Литвы рассчитывает подписать контракты о закупке радаров, а к 2015 году смонтировать их и обучить персонал. По официальным данным, радиус действия этих станций составляет 460 км. По мнению российских военных, возможности РЛС этого типа намного шире. Они способны обнаруживать скоростные, малоразмерные воздушные цели, в том числе боеголовки ракет различных типов, на дальности около 1000 км и с высотой полета более 20 км, а также атакующие цели на пассивном участке баллистической траектории полета. Радары будут сведены в единую сеть, по которой информация о состоянии воздушного пространства будет передаваться военному руководству НАТО в режиме реального времени.
Однако недавно у Литвы появился еще один аргумент, с помощью которого она доказывает свою полезность альянсу: это силы специальных операций, которые официально были созданы уже после вступления страны в НАТО. Силы специальных операций Литвы имеют отдельный бюджет, и напрямую подчиняются главнокомандующему вооруженными силами Литвы. Общая численность ССО составляет около 300 военнослужащих.
В состав сил специальных операций Литвы входят эскадроны "Айтварас" ("Воздушный змей"), один из которых в настоящее время выполняет задачи в составе военной миссии НАТО в Афганистане. Эскадрон в составе около 60 человек действует на юге страны, в провинции Кандагар и участвует в специальных разведывательных операциях, идентификации членов террористических групп, задержании и нейтрализации боевиков,
Подразделение оснащено новейшим вооружением и оборудованием, предоставленным им американцами. В частности, речь идет о комплектах спутниковой связи, приборах лазерного наведения ракет и авиабомб, приборах ночного видения и другой аппаратуре. Вооружены литовцы автоматами Калашникова болгарского производства (под патрон "натовского" калибра 5,56 миллиметра), а также 12,7-миллиметровыми пулеметами, которые устанавливаются на армейских джипах.
Главной задачей подразделений специальных операций Литвы является тактическая разведка в тылу врага. Они могут вести специальную разведку стратегических объектов, кратковременные боевые действия в тылу врага, осуществлять целеуказание для наведения высокоточных авиационных боеприпасов и крылатых ракет. Подразделения "Айтварас" способны заниматься освобождением заложников, и выполнять другие боевые задачи высокой интенсивности.
До развязывания войны подразделения специального назначения, как правило, обеспечивают подготовку крупномасштабных действий своих войск на глубине до 2000 километров на территории противника. В рамках такой подготовки подразделения специального назначения выполняют следующие задачи:
дезорганизация управления (действия направленные на повреждение или уничтожение средств и каналов связи противника; организация дезинформации путем, например, подключения к каналам связи противника и т.д.; устранение или подкуп ключевых фигур системы государственного управления и т.п.);
разведка важных объектов противника (поиск и наблюдение за военными объектами: пусковыми шахтами ядерных ракет, оборонительными сооружениями, военными гарнизонами и т.д.; а также важными невоенными объектами, имеющими стратегическое значение: больницы, заводы, фабрики, теле и радиостанции и т.д.)
совершение диверсий (в качестве целей диверсии могут выступать: промышленные предприятия стратегического значения, электростанции, плотины, нефтехранилища, мосты и т.д.);
применение в тылу противника оружия массового поражения (в качестве ОМП могут выступать: носимые ядерные боеприпасы небольшой мощности, различные химические отравляющие вещества, насекомые и животные, зараженные различными опасными заболеваниями, бактериальные средства и т.д. Массовое поражение может достигаться не только собственными средствами, но и умелым проведением диверсий: взрывы на химических предприятиях, предприятиях использующих ядовитые химические вещества, взрывы различных ёмкостей с ядовитыми химическими веществами);
деморализация войск и населения (достигается как вышеперечисленными методами, так и путем распространения различной негативной информации, пропагандистских материалов, слухов и т.д.);
По оценкам специалистов НАТО, подразделения сил специальных операций Литвы являются одними из наиболее подготовленных не только среди новых, но и среди старых членов Альянса. При этом литовские спецназовцы интенсивно совершенствуют свое боевое мастерство. На состоявшихся в прошлом году учениях Dvigubas kirtis 08 несколько эскадронов ПСО "Айтварас" осуществляли подготовку к двум различным операциям под командованием НАТО: один эскадрон ССО готовился к операции Международных сил поддержки безопасности на юге Афганистана, а второй - к выполнению задач сил быстрого реагирования НАТО. В ходе учений, проходивших на различных военных полигонах с участием сразу нескольких эскадронов ССО, подразделения "Айтварас" отрабатывали вопросы ведения специальной разведки, а недавно вернувшиеся из Афганистана литовские спецназовцы делились приобретенным боевым опытом.
Таким образом, помимо технической разведки, вооруженные силы стран Балтии и, в частности Литвы, сосредоточили свои усилия на подготовке профессиональных диверсантов высокого класса, оснащенных современным вооружением и разведывательным оборудованием, имеющих боевой опыт и дислоцирующихся в непосредственной близости от российских границ. Хорошо подготовленные диверсанты представляют гораздо большую опасность для России и ее вооруженных сил, чем такие атрибуты "сильной армии", как тяжелое вооружение и техника. Действия подобных подразделений спецназа, особенно во взаимодействии с авиацией, могут в критический момент парализовать систему управления войсками и нанести невосполнимый урон боеспособности соединений и частей ВС РФ, дислоцирующихся в регионе.
|