1. Израильско-палестинский конфликт: факты и мифы древней истории. Этот цикл очерков задуман как введение в израильско-палестинский конфликт, в помощь тем, кто интересуется событиями, происходящими в Израиле и Палестинской Автономии (ПА), независимо от занимаемой позиции. Заранее предупреждаю, что я не претендую на истину в последней инстанции и даже подозреваю, что её просто нет. Почему-то считается, что любого человека, проявляющего интерес к этому конфликту, можно классифицировать как симпатизирующего либо Израилю, либо палестинцам. Такой упрощённый подход вреден для объективного анализа ситуации. В этом столкновении есть жертвы среди всех его участников, но те, кто поддерживает только одну из сторон, часто видят пострадавших этой стороны и не видят бедствия другой . Я верю, что мой подход более объективен, потому что я сочувствую всем жертвам и радуюсь любым знакам перемирия и мирного сосуществования, не отдавая никому предпочтения. Но находятся люди, которые считают меня необъективной. Что ж, всем не угодишь, поэтому я просто буду писать о том, что знаю, надеясь, что этим вызову в людях желание узнать больше самостоятельно и докопаться до истины, там где это возможно. Но главная моя цель -- показать, что разрешение этого конфликта реально, несмотря на различия позиций его участников. Слишком много людей в этом заинтересованы, чтобы не пытаться рассмотреть все возможные пути к миру. Одной из причин, побудившей меня написать эти очерки, явилось постоянное «зацикливание» обсуждений на этом сайте(статья была написана в 2003 году для сайта об иракской войне www.iraqwar.ru — прим.ред.) на израильско-палестинской конфронтации. Под большинством новостей и других статей обязательно найдутся комментарии, упоминающие эту захватывающую воображение тему или вечную тему евреев. Как правило, дискуссия быстро сходит на взаимные персональные оскорбления и призывы к уничтожению одной из вовлечённых национальностей. Конструктивного разговора до сих пор не получалось. Я не тешу себя иллюзиями, что мои очерки вызовут положительный диалог, но надеюсь, что они хотя бы создадут для него условия. А время для этого давно пришло, поэтому-то эта тема не уходит из комментариев и создала рекордно длинную ветку на форуме (более 5000 сообщений). Многие правильно чувствуют, что этот конфликт как-то связан с войной в Ираке и другими затрагивающими россиян событиями. Но замечается недостаток знаний, а иногда избыток искажённых представлений, мешающих многим взглянуть на ситуацию объективно. Давайте же попробуем разобраться вместе в сущности этой проблемы, взглянув на неё с общечеловеческих позиций, абстрагируясь на время от наших личных предпочтений и неприязней. В каждом очерке я рассмотрю один из промежутков времени или какой-то фактор конфликта, стараясь осветить ту его сторону, которая менее известна российскому читателю. Я буду использовать англоязычные материалы, опубликованные на Западе или в Израиле. Ваше «поле боя» -- в комментариях. Надеюсь на конструктивные идеи и обоснованные поправки. Я планировала начать этот цикл с краткого введения в древнюю историю региона, с начала его освоения и до того момента, когда римляне жестоко подавили последнее из восстаний евреев, рассеяв их по свету. Но тут я натолкнулась на некоторую дилемму. Многие, как объективные, так и не очень объективные наблюдатели и эксперты основывают свои экскурсы в историю этого региона на Библии. Я собиралась следовать их примеру и уже открыла внушающую трепет книгу, как вдруг обнаружила, что этот путь никуда не ведёт, потому что историки в самом Израиле уже практически развенчали библейскую версию событий, как противоречащую археологическим находкам. Дело в том, что немедленно после основания современного государства Израиль, были предприняты широкомасштабные раскопки для подтверждения всем известных библейских событий. К большому удивлению и даже огорчению многочисленных археологов, как профессиональных так и добровольцев-любителей, результаты были разочаровывающими. Не только такие подтверждения не были найдены, а наоборот, были сделаны открытия, которые развенчали многие мифы о могуществе древних еврейских царств и грандиозности их завоеваний. Первым вынес эту сенсацию за пределы академического сообщества профессор Тель-Авивского университета Зеев Герцог, опубликовав статью в израильской газете «Хаарец» в 1999 г., где он смело написал, что «израильтяне никогда не были в Египте, не бродили по пустыне, не завоёвывали землю войной, и не передавали её двенадцати израильским племенам. Более того, объединённое царство Давида и Соломона, описанное в Библии как региональная сила, было не более чем маленькое удельное княжество». На основании раскопок Герцог заключает, что евреи были одной из местных народностей среди многих, населяющих регион в те далёкие времена. Более того, несмотря на то, что в Библии речь идёт только об одном Боге, раскопки показали, что у Бога Яхве был спутник, вернее спутница. Библейская история Давида, который с огромной армией завоевал Иерусалим и объединил еврейскую империю в Палестине, и его сына Соломона, построившего первый Иерусалимский Храм и множество других великолепных сооружений, описывает объединённое царство как золотой век Израиля. Основатели современного государства Израиль часто упоминают это царство, утверждая, что они призваны его «реставрировать». Даже нерелигиозные евреи с гордостью думают о тех блистательных временах своего народа. Проблема в том, что это не более, чем красивый миф. В своей книге «Библия раскопана: новое представление археологии о древнем Израиле и источниках Священного писания», Исраэль Финкельштейн, заведующий факультетом археологии при Тель-Авивском университете, и археолог-историк Нил Ашер Зильберман утверждают, что такой империи не существовало во время Давида и Соломона, а Ветхий Завет был написан, а точнее скомпилирован, позже. Авторы книги считают, что один из потомков Давида, правивший Иерусалимом примерно 300 лет после него, приказал составить этот текст для того, чтобы сцементировать строго монотеистическую религиозную ортодоксию и распространить точку зрения, по которой только потомок царя Давида сможет объединить потерянную империю. То есть, Ветхий Завет был попросту заказан для создания национальной идентификации евреев. И надо заметить, эту задачу он успешно выполнил. «В ранние годы после формирования государства Израиль, -- писал Герцог, --интерес к библейской археологии был огромным. Он превратился в национальное хобби. Добровольцы со всей страны участвовали в раскопках. Израильская современная светская культура была построена на библейских символах, на исторической связи, дополняющей новую национальную идентичность. Это был тот клей, который скрепил общество иммигрантов от Австралии до Ирака в современную нацию». Клей этот не выдержал простой научной проверки. Оказалось, что ни Моисея, ни Авраама, ни Исаака, ни Якова, ни Содома, ни Гоморры, ни исхода из Египта, ни рабства в Египте, ни покорения Ханаана не было. Также не было осады Иерихона, стены которого не пали от рёва труб перед еврейским войском под предводительством Иисуса Навина. Археологические находки ничему этому не соответствуют. «По существу, эти события не произошли на национальном уровне. Некоторые из них могли быть локальным опытом нескольких семей, который позже был национализирован в едином связном описании», -- писал Герцог. Раскопки показали, что Палестина была заселена с древнейших времён. Для более детального ознакомления с историей рекомендую сайт кругосвет.ру. Советую читать критически, учитывая недавние археологические поправки, о которых я тут писала. Судя по всему, евреи были одним из многочисленных племён, населявших землю Ханаанскую, как тогда называлась Палестина. Всю территорию, на которую они претендуют сейчас, они никогда не контролировали. Расцвет их царствования пришёлся на время правления Давида и Соломона (менее ста лет), чья власть распространялась не намного дальше окрестностей Иерусалима. После смерти Соломона это небольшое царство распалось на ещё более мелкие княжества, одно из которых, Иудейское, кое-как просуществовало до 586 г до н.э, когда оно было разгромлено вавилонянами. С тех пор территория Палестины переходила от одного правителя к другому. Даже если считать еврейское правление от начала царствования Давида до завоевания вавилонянами непрерывным, независимое еврейское государство просуществовало 414 лет. При этом размер его был намного меньше, чем описывает Библия. То есть преимущественное право евреев на Святую Землю не имеет никакого основания в исторических фактах. Сама идея использования религиозного текста для обоснования военного захвата территории должна вызывать скептицизм у современного цивилизованног человека. Не только Израиль пользуется Священным писанием как основанием для политических, культурных и религиозных проектов. Возьмём, например, историю покорения Ханаана, когда «правомочная» нация, отбирает землю у народа, не заслуживающего её. Этой легендой сионисты воспользовались для оправдания создания современного государства Израиль на территории более тысячелетия занимаемой арабизированым народом, преимущественно мусульманского вероисповедания. Европейские колонисты, осваивая Америку, не скрывали, что они были мотивированы этим мифом. Американские правые христиане убеждены, что Бог дал им эту землю, как до этого он дал евреям землю Палестины. Археологические раскопки развенчали не только исторические мифы, но и саму идею об исключительности еврейской нации. Похоже, единственное чем выделились евреи из окружающих их народов Ханаана -- это составлением своей версии событий, призванной объединить их вокруг монотеистической религии и идеи о своей исключительности. Не знаю, как вы, а я считаю, что человек ценен сам по себе, а не как член какой-то группы (будь то евреи, американцы, или русские). Только когда мы все это поймём, будет возможен мир без войн за контроль над народами и территориями. Источники: http://dir.salon.com/books/feature/2001/02/07/solomon/index.html http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/middle_east/575168.stm http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/0684869128/saloncom-buybooktext/104-7828073-2688704 http://www.tau.ac.il/humanities/archaeology/faculty/finkelcv.html http://www.krugosvet.ru/articles/14/1001477/1001477a1.htm 2. Израильско-палестинский конфликт: арабо-мусульманская экспансия Этот очерк продолжит краткий обзор истории Палестины. Напомню, что в первом мы бегло рассмотрели историю древней Палестины, отметив, что этот регион был заселён разными племенами с незапамятных времён. Евреи были одним таким народом, объединённым монотеистической верой и религиозными текстами, составленными самими евреями для обоснования их богоизбранности и исключительного права на владение землёй Палестины [1]. Независимое еврейское царство на территории вокруг Иерусалима, просуществовавшее около 400 лет, было завоевано Вавилоном в 586 г. до н. э. С тех пор все попытки евреев вернуть себе независимость были неудачны. В 70 г. н. э. римляне разрушили Иерусалим и храм, имеющий огромное значение для иудейской религии. Историк Иосиф Флавий писал, что ожесточённое войско истребляло всё беспощадно. Когда уже некого было убивать и нечего было грабить, Тит приказал весь город и храм снести, оставив только некоторые башни, возвышавшиеся над всеми другими -- для образования лагеря римского гарнизона. Остальные стены города римляне сравняли с поверхностью земли так, что это место выглядело необитаемым [2]. В 132 г. последнее восстание иудеев под предводительством Бар-Кохбы было подавлено римлянами самым беспощадным образом. Иерусалим был снова полностью разрушен. Много евреев было убито, продано в рабство и умерло от голода и эпидемий. Императорским указом иудеям было запрещено селиться в Иерусалиме и даже входить в город. Перед тем как продолжить, поясню, что информация для этого исторического очерка взята в основном из цикла книг, опубликованных Библиотекой Конгресса США в программе «Исследования стран. Региональные руководства» (Country Studies/Area Handbook Program), заказанного армией США [3]. Ссылка на электронную версию внизу. Искать информацию надо отдельно по каждой стране, следуя оглавлению книги. Для тех, кто не знает английского, рекомендую сайт кругосвет.ру [4], который, при некоторых недостатках, информативен и во многом совпадает с «Исследованиями стран» Библиотеки Конгресса США. Итак, ко времени появления в Палестине мусульманских арабов, евреи не имели никакого политического, военного или культурного значения в регионе. Палестина была провинцией Византии -- наследницы расколовшейся Римской империи. Население региона было как всегда смешанное, в большинстве христианского вероисповедания, среди которых было много евреев, перешедших в христианство. В начале арабо-мусульманской экспансии слова «арабский» и «мусульманский» были почти синонимами. Ко времени возникновения ислама язычество в Аравии переживало упадок. Житель Мекки Мухаммед под влиянием иудаизма и христианства основал ислам и стал первым его проповедником. В 7 веке среди аравийских племён начался процесс становления государственности. Распространение ислама способствовало политическому объединению Аравии и образованию арабской нации. Первые арабские завоевания после смерти Мухаммеда были мотивированы религией. Они были движением одной народности, говорящей на сходных диалектах. С их помощью цементировалась нация и укреплялась верность кочевников новой религии. Эти набеги прославлялись как священная война (джихад), а погибших в ней считали мучениками. Успехи нашествий объяснялись слабостью Персии и Византии и тем, что христианское население Сирии, Ирака и Египта, следующее монофизистскому учению, признанным ересью на Халкидонском соборе в 451 г., не поддерживалось остальными христианами. Мусульманские завоеватели следовали религиозному закону джихада, который строго запрещал изнасилование и убийство женщин, детей, представителей религии и вообще тех, кто не был вовлечён в военные действия. Более того, так как арабы собирались жить на завоёванной земле, бессмысленный грабёж и разрушение не были в их интересах. В 637 г. Халид ибн эль Валид предъявил жителям Ирака такой ультиматум: «Примите веру и вы в безопасности; иначе платите дань. Если вы откажетесь, то вините в этом только себя. Перед вами народ, который любит смерть так, как вы любите жизнь». Племена Ирака предпочли остаться христианами, заплатив дань. Попытка персов отвоевать Ирак не увенчалась успехом. В 641 г. арабская армия овладела Египтом. По приказу своих епископов египтяне, исповедовавшие монофизитство, не оказали сопротивления и в ряде районов даже поднялись против византийцев. Перед арабами был открыт путь для экспансии на запад в Северную Африку и на юг в Верхний Египет и христианское царство Нубию. С 633 по 640 гг. арабы-мусульмане покорили Сирию и Палестину. Иерусалим был завоёван в 638 н.э. без кровопролития [5]. По местному поверью патриарх Софрониус сдал город Омару, предводителю арабской армии. Взамен патриарх получил важные привилегии для христиан, позволяющие им сохранить все святые места и следовать своим обычаям. К концу 7 века Иерусалим был признан третьим по значению городом для ислама, после Мекки и Медины. В первом столетии исламского правления династия Омейядов управляла Палестиной. При них были построена мечети «Купола камня» и эль Акса. После того как к власти пришли Аббасиды, в Палестине был установлен фанатичный режим, очень отличающийся от просвещённого правления Омейядов. Тем не менее важность Иерусалима как религиозного центра не уменьшилась. Арабы позволили евреям жить в городе, и еврейская община быстро увеличилась и приобрела центральное место среди других жителей Иерусалима. Со временем ограничения в правах немусульман привели к тому, что многие из них обратились в Ислам. Эти обращения и постоянный приток арабов изменили религиозный характер Палестины, превратив её из христианской преимущественно в мусульманскую страну. С того времени и до недавних пор, христиане составляли примерно 10% населения. В продолжение 89 лет правления Омейядов большинство сирийцев тоже перешло в мусульманство, и арабский язык заменил арамейский. Омейяды чеканили монеты, строили больницы и сооружали подземные каналы для обеспечения городов водой. Сирия переживала экономический и культурный расцвет. Торговля расширилась. Образованные евреи и христиане, многие из них греки, работали при дворе халифов, где они изучали и практиковали медицину, алхимию и философию. В 711 г. армия исламизированных берберов переправилась из Африки в Испанию через пролив Гибралтар и разбила войска вестготского короля Родерика. Предпочтя терпимость мусульман жестокости вестготов, евреи помогли мусульманам взять укрепленные города Испании, открыв им городские ворота в Кордове и Толедо. В 762 г. халиф эль Мансур, Аббасид, построил новую столицу, Багдад, на реке Тигр, неподалеку от старой персидской столицы и устроил свой двор на персидский манер. О великолепии придворной жизни Аббасидов наиболее ярко говорят годы правления самого выдающегося халифа этой династии, Харуна ар-Рашида (786–809), известного по сказкам «Тысяча и одна ночь». После завоевания королевства вестготов в Испании арабо-мусульманская империя достигла своих максимальных размеров. Но к этому времени уже произошёл переход от арабского государства к обширной мусульманской империи, населенной десятками народов. Арабский язык оставался языком религии и администрации, постепенно вытесняя местные языки и процесс смешения арабов с местным населением шел все быстрее там, где не преобладал кочевой образ жизни. Если сначала завоёванным народам было предоставлено право свободного вероисповедания, при условии выплаты дани, более поздние правители оказывали разного рода давление, чтобы поощрить переход в мусульманство. Обращение в ислам давало человеку важные политические и финансовые преимущества и было несложным. Достаточно было произнести слова исламского свидетельства – Шахаду -- на арабском или даже любом другом языке. Новообращенные принимали ислам в его самой общей интерпретации и даже пытались усовершенствовать его учение и практику. В отличие от германских племен, разграбивших западную часть Римской империи, арабы не уничтожали наследие покоренных ими народов. В 8 и 9 вв. исламская цивилизация переживала поразительный взлёт культуры, в процессе которого было освоено научное и философское наследие эллинистического мира -- медицина, естествознание, астрономия, этика, метафизика, философия, и алхимия. Труды эллинистических авторов переводились на арабский язык в специально созданных переводческих коллегиях, и внимательно изучались. При эмире Абд ар-Рахмане II, правившем Испанией с 822 по 852 гг., она стала родиной блестящей и самобытной исламской цивилизации, уходящей корнями в Восток. Когда в Европе пробудился интерес к эллинистической науке и философии, учёным пригодилось наследие испанского ислама, а также научные традиции сицилийских мусульман. Источники: [1] http://www.iraqwar.ru/iraq-read_article.php?articleId=26932〈=ru [2] http://www.krotov.org/acts/01/joseph/voyna07.html [3] http://memory.loc.gov/frd/cs/cshome.html [4] http://www.krugosvet.ru [5] http://jeru.huji.ac.il/ee1.htm
3. Израильско-палестинский конфликт: на задворках мусульманских империй В предыдущем очерке мы остановились на времени подъёма арабо-мусульманской цивилизации. Менее чем за сто лет из диких кочевых племён аравийской пустыни возникла многочисленная нация, создавшая одну из крупнейших и могущественнейших империй мира, объединённую религией и языком и состоящую из десятков народов, живущих на трёх континентах. Так как экспансия произошла слишком быстро, до того, как единая нация полностью сформировалась, империя почти сразу же начала расходиться по швам. Разные интерпретации ислама, оспариваемые права наследования власти, несовместимые стили правления, и многие другие противоречия способствовали тому, что очень скоро арабо-мусульманский мир состоял из нескольких халифатов или султанатов, только символически связанных друг с другом. Несмотря на то, что на всей этой обширной территории использовались одна религия и язык, между населением отдельных территориальных единиц имелись существенные этнические и культурные различия, потому что в каждом регионе завоеватели перемешивались с коренным населением так, что было трудно провести грань между культурой и обычаями, принесёнными арабами и существовавшими до них. Ислам распространился и за пределы арабской империи. К 1200 г. мусульмане установили своё правление на землях от Атлантического океана до Бенгальского залива, от центральной России до Аденского залива. Первые четыре века ислама можно назвать классическим периодом: в это время сложились основные нормы исламской цивилизации. Были написаны многие выдающиеся произведения средневековой арабской литературы, построены великолепные здания, составлен шариат -- свод исламского права. В управлении арабы следовали эллинистическим и римским традициям. Закон победителя -- в этом случае шариат --распротранялся только на людей той же веры или национальности, что и завоеватели. Немусульмане подчинялись законам своей религиозной общины -- миллета. Эта система существует в мусульманском мире до сих пор. Внутреннее трение, вызванное религиозными разногласиями и борьбой за власть, и беспрерывные атаки внешних врагов привели арабо-мусульманскую империю в состояние упадка. В начале 11 в. сельджуки – среднеазиатские полукочевые тюркские племена -- двинулись в Восточную Персию и начали проникать в подвластные арабам области, где их использовали как наемников. Кочевники сами не имели письменности, но охотно перенимали культуру оседлого населения. Постепенно они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран. Аббасидский халиф женился на сельджукской княжне. В 1050-е г. сельджуки пришли к власти в Ираке, а в 1070-е г. -- в Сирии, Палестине и Малой Азии. Рост могущества турок-сельджуков совпал с общим религиозным возрождением Западной Европы в 10-11 вв. Падение Иерусалима в 1072 г. обеспокоило христианский мир. Византийский император Алексей обратился за помощью к западным христианам, послав другу письмо, красноречиво описывающие издевательства турок над христианскими пилигримами. Письмо это попало к папе Урбану II, который воспользовался им в своём призыве к священной войне за освобождение Святой земли. Папа пообещал небесные и земные награды тем, кто будет участвовать в этом богоугодном деле. Среди людей, принимавших обет крестоносца, одни стремились обогатиться, другие искали приключений, а третьи были движимы исключительно религиозными чувствами. В походах участвовали все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Первый крестовый поход начался в 1096 г. В 1098 г. династия Фатимидов, правившая из Египта, освободила Иерусалим от сельджуков, но к этому времени крестоносцы уже захватили значительную часть сирийского побережья Средиземного моря. В 1099 г. они стояли у стен Иерусалима. После 5-недельной осады 460 лет мусульманского правления закончилось переходом власти в руки христиан, которые немедленно приступили к грабежу и уничтожению всего живого. Мусульмане, пытавшиеся найти спасение в мечете «Купола камня», были в ней перебиты. Евреи были сожжены в синагоге, где они прятались. Даже христиане, не успевшие покинуть Иерусалим до начала осады, не получили пощады. Убийства прекратились только тогда, когда уже некого было убивать. Город был объявлен столицей Иерусалимского королевства и заселён европейскими и восточными христианами. Когда в 1167 г. войска крестоносцев подошли к воротам Каира, Фатимиды запросили помощи у сельджукского атабека из Сирии Нур-ад-Дина, прославившегося своим умением сплотить сирийских мусульман против крестоносцев. Он направил в Каир военную миссию, в состав которой входил молодой курдский военачальник Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (Саладин), правоверный суннит. К 1169 г. Саладин занял пост визиря при Фатимидском дворе, а в 1171 г., после смерти последнего египетского халифа, вернул Египет без всякого насилия под власть Аббасидов (багдадских халифов). Когда Нур-ад-Дин умер, Саладин присоединил Сирию к Египту и посвятил все свои действия освобождению мусульманских земель. В 1187 г. после девятидневной осады Иерусалим сдался Саладину, проявившему милосердие по отношению к жителям города. Во время его правления город был постепенно восстановлен и украсился новыми великолепными постройками. Евреи вернулись в Иерусалим, а позже к ним присоединились иммигранты из Магриба, Франции и Йемена. Крестоносцы удержали за собой лишь узкую полоску прибрежной земли, которую они утратили в 1291 г. Саладин, освободив и заново объединив мусульманские территории, прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь своим великодушием к побеждённым, честностью во всех поступках, благородством по отношению к женщинам, и любовью к детям. Во время своего правления он восстановил чувство гордости и самоуважения у мусульман, установив между ними гармоничные отношения. После смерти Саладина от малярии в 1192 г. основанная им династия Айюбидов не смогла удержать единства мусульман. Его преемники поделили владения на несколько султанатов, из которых самым крупным и сильным в военном отношении был Египет. МОНГОЛЬСКИЕ НАШЕСТВИЯ В начале 13 в. монгольский хан Темучин объединил языческие племена в северо-восточной Монголии и напал на империю Цзинь в Северном Китае, захватив почти всю территорию, кроме нескольких укрепленных городов. Примерно в это же время он изменил своё имя на Чингисхан, что значит в переводе с монгольского «завоеватель мира». В 1219 г. он повернул свою 700-тысячную армию на Запад и вторгся в Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи), где после распада державы Сельджукидов правил Султан Ала ад-Дин Мухаммед Хорезмшах. У султана была по тем временам огромная армия, но он не пользовался популярностью в войсках. В течение двух лет главные города Мавераннахра, Хорасана и Афганистана, в том числе Бухара и Самарканд, были завоеваны и опустошены. Там, где монголам оказывалось сопротивление, города стирались с лица земли, а жители вырезались. Из Хорасана часть монгольской армии двинулась через Северный Иран на Кавказ, разорила христианскую Грузию, разбила весной 1223 г. войска русских князей и половцев на реке Калке, совершила набег на генуэзские торговые поселения в Крыму и вернулась обратно на восток. После смерти Чингисхана в 1227 г. каждый из его четырех сыновей получил по царству, а третий, Угэдэй, считался верховным ханом. Воины старшего сына Джучи вторглись на территорию Руси и в Восточную Европу, и в 1243 г. вдова Угэдэя послала войска в Малую Азию, где сельджукский султан Анатолии и царь Армении были вынуждены признать себя вассалами Монголии. В 1251 г. верховное ханство перешло от дома Угэдэя к дому Толуя, младшего сына Чингисхана, сын которого, Хулагу, отправился завоевывать себе царство в исламских землях. В феврале 1258 г. Хулагу захватил Багдад, казнил последнего аббасидского халифа и упразднил Багдадский халифат. После взятия столицы победитель приказал сложить пирамиду из черепов багдадских учёных, мулл и поэтов. Научное наследие и произведения искусства систематически уничтожались. Ирак и Иран до самой Амударьи вошли в состав ханства Хулагу, который принял титул ильхана. Основанная им династия получила название Хулагуидов (Ильханов). Остановить монгольское нашествие на мусульманский мир смогли мамлюки -- особая гвардия, состоящая из молодых, обращённых в мусульманство невольников-тюрок, взятых в плен во время боевых действий на восточных границах халифата. Когда в 1249 г. умер египетский султан ас-Салих Айюб, его вдова вышла замуж за предводителя мамлюков, который стал первым мамлюкским султаном Египта. После завоевания Ирака Хулагу повел наступление на Айюбидов в Сирии, захватив сначала Алеппо, затем Дамаск. Завоеватели уничтожали всё перед собой, щадя только христиан. Союзником Хулагу в этой кампании был царь Армении. Когда монголы повернули обратно на восток, оставив на завоеванных землях оккупационную армию, мамлюки вторглись в Сирию и в сентябре 1260 г. в решающей битве в Галилее разбили монголов. В 1265 г. мамлюки завоевали всю мусульманскую Сирию и несколько укреплений крестоносцев. Хулагуиды удержали за собой территорию приблизительно до Евфрата. В 1269 г. мамлюки покорили Палестину. При них Иерусалим оставался важным религиозным центром, но не имел никакого политического значения. Многие великолепные мечети, медресе и мавзолеи были построены при мамлюках в Иерусалиме, Каире и других городах. Искусство и литература процветали. Первые монгольские правители поклонялись шаманам, но к христианам относились терпимо, потому что многие из них женились на среднеазиатских княжнах -- христианках несторианского толка. Поэтому к завоёванным христианам в Средней Азии и на Ближнем Востоке монголы относились более милосердно, чем к мусульманам. Там, где мамлюки изгнали монголов, вернувшиеся мусульмане мстили христианам. В Египте и Сирии мамлюки преследовали христиан, опасаясь их возможных связей с крестоносцами и монголами. Газан-хан (правил в 1295-1304 гг.) и его преемник Олджайдухан (1304-1317 гг.) были первыми Хулагуидами, принявшими ислам и ставшими покровителями мусульманской культуры. Монгольская Золотая Орда на Волге стала мусульманской до них, и ислам распространился по степям Руси и Средней Азии. После смерти в 1335 г. последнего Хулагуида, в Ираке наступило время смут до тех пор, пока наконец не установилась местная династия, правившая до начала 15 в., когда ещё один тюркский завоеватель снова разорил страну. Тамерлан («Хромой Тимур») захватил власть в Мавераннахре около 1370 г., откуда он начинал свои военные кампании и куда свозил награбленные богатства и лучших мастеров. Список городов, которые он разграбил и сжег, зачастую истребляя все население, включает мусульманские культурные центры Персии, Средней Азии, Индии, Анатолии, Ирака и Сирии. В 1401 г. Тамерлан разрушил Багдад и перебил его жителей. Как Хулагу до него, он имел склонность строить пирамилы из черепов. Его набеги практически уничтожили мусульманское искусство и науки везде кроме его столицы --Самарканда. Тамерлан фактически истребил несториан в Средней Азии, последовательно проводя специальную политику истребления христиан во всех своих завоевательных походах. Монгольские вторжения, набеги Тамерлана и последовавший за ними политический хаос вызвали в Ираке экономический упадок и распад общества. Багдад потерял своё значение важного торгового центра. Когда-то знаменитая на весь арабский мир обширная система орошения впала в состояние забвения, от чего вокруг дельты рек образовались болота, а дальше от них -- степи и пустыни. Быстрая дезинтеграция сельского хозяйства привела к распространению племенного пастбищного скотоводства. Депортация и массовые убийства людей, уничтожение культурных центров и особенно разгром исторической столицы халифата -- Багдада -- нанесли тяжелые удары по традициям мусульманской общины. Аббасидская культура крупных городов пришла в упадок, уступив культуре скотоводческих племён. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ От распавшегося сельджукского султаната в Анатолии остались отдельные эмираты -- бейлики. Ближние к Византии бейлики стали расширяться за счёт империи, ослабленной крестоносцами во время 4-го крестового похода в 1204 г., когда был разграблен Константинополь. Один из этих бейликов, населённый тюркским племенем османов, в начале 13 в. начал быстро увеличивать свои владения. К 1354 г. османы, поглотив большую часть азиатской территории Византии, пересекли Дарданеллы и захватили Галлипольский полуостров. В 1389 г., после победами над сербами и их союзниками в Косово, они закрепились на Балканском полуострове. Присоединив остальные бейлики Анатолии, в 1453 османы завоевали Константинополь и переименовали его в Стамбул. Византийская империя перестала существовать, а ислам распространился на Балканы. Когда в 1517 г. османы победили в бою мамлюков, Палестина стала провинцией новой империи, которой предстояло доминировать на Ближнем Востоке следующие 400 лет. Сначала, особенно во время правления султана Сулеймана Великолепного, Иерусалим процветал. Стены и ворота, лежащие в руинах со времён Айюбидов, были перестроены. Древний акведук был восстановлен. Английский поэт Георгий Сандис написал о Палестине после путешествия в 1610 г.: «земля, источающая молоко и мёд; посреди обитаемого мира; с умеренным климатом; украшенная красивыми горами и роскошными долинами; скалы, производящие превосходные воды; и ни одна сторона её не имеющая недостатка в восхитительном или в благосостоянии». Наступивший после смерти Сулеймана культурный и экономический застой привёл к тому, что Иерусалим постепенно превратился в малочисленный, захолустный городок, население которого почти не увеличилось в следующие 300 лет. В первые 300 лет османского правления Палестина была относительно изолирована от внешнего мира. Наконец западные державы начали снова проявлять интерес к этому региону. Попытка Наполеона в конце 18 в. завоевать Палестину окончилась неудачей. В 1811 г. в Египте пришёл к власти паша Мухаммед Али, почитаемый как великий преобразователь страны. Он реорганизовал египетскую армию по европейскому образцу, поощрял образование, расширил торговый и военный флот, национализировал большую часть земель, ввел государственную монополию на производимые в стране основные продукты и товары, основал национальную промышленность, способную конкурировать с европейской (при сопротивлении Великобитании, не заинтересованной в уменьшении своего экспорта на Ближний Восток). По приказу Али были расчищены старые и построены новые оросительные каналы, в стране внедрялись достижения европейского научно-технического прогресса. В то же время он остерегался делать крупные займы, чтобы не попасть в зависимость от Европы. Первое время Али признавал себя вассалом Турции и исправно посылал дань в Стамбул, но в 1832 г. его сын Ибрагим-паша разбил в Сирии войска Османской империи, вторгся в Малую Азию и вынудил султана отдать Сирию. К 1833 г. под властью Али находилась огромная территория, простиравшаяся от современного Судана до Тавра (в Турции), включая Палестину. Франция и Великобритания не были заинтересованы в независимом и мощном египетском государстве и, при поддержке России и Пруссии, помогли Турции разбить армию Али в сражении в 1840 г. А в 1841 г. он был вынужден принять такие условия капитуляции, которые означали его отказ от претензий на создание сильного египетского государства с мощной армией и развитой промышленностью. Правление Али было ограничено Египтом и Суданом, вернувшимися под юрисдикцию Османской империи. Едва успевший начаться при Али прогресс в Палестине был остановлен после возвращения Османов к власти, и она вернулась в прежнее состояние аграрной окраины, бедной, но самодостаточной, изолированной от внешнего мира. Подавляющее большинство населения было арабским (а точнее, арабизированным с конца 7 в.), преимущественно мусульманского вероисповедания, но со значительной христианской общиной. Еврейское население Палестины до 1880 г. не превышало 25 тысяч человек, из которых две трети жили в Иерусалиме, где они составляли половину жителей. Это были ортодоксальные евреи, приехавшие, чтобы быть похороненными в Палестине, и живущие за счёт милостыни, собранной мировым еврейством. Они не интересовались политикой и не беспокоились о создании еврейского государства. Источники: Израильско-палестинский конфликт: факты и мифы древней истории. http://www.iraqwar.ru/iraq-read_article.php?articleId=26932〈=ru Израильско-палестинский конфликт: арабо-мусульманская экспансия http://www.iraqwar.ru/iraq-read_article.php?articleId=27563〈=ru "Исследования стран. Региональные руководства" (Country Studies/Area Handbook Program). Библиотека Конгресса США. http://memory.loc.gov/frd/cs/cshome.html Энциклопендия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru «Иерусалимская мозаика» http://jeru.huji.ac.il Sandys, George. Relation of A Journey begun in 1610 http://www.folger.edu/institute/jamestown/images/INS0035.htm Продолжение следует. |