Провозглашая превращение НАТО из военно-политического в политический союз и свои исключительно «миротворческие намерения», североатлантический альянс продолжает предпринимать шаги, идущие вразрез с подобными заявлениями. НАТО наращивает гонку вооружений, предпринимает попытки дестабилизации ситуации в близлежащих России государствах, проводит экспансию на Восток, окружая при этом Россию кольцом своих военных баз, и даже пытается диктовать РФ политический курс. Обеспечение этих действий осуществляется различными способами, от открытой материальной и идеологической поддержки «цветных» революций в различных государствах, до информационного обоснования в СМИ стратегических интересов в альянса в Восточной Европе и Центральной Азии. Сегодня основной задачей политтехнологов США и Запада становится вовлечение в альянс Украины. Для этого в стране развернута широкомасштабная информационная кампания по созданию позитивного имиджа альянса и формированию положительного отношения к вступлению в НАТО у украинского населения. Как заявил посол США в Украине В.Тейлор на одном из брифингов для журналистов, «в стране необходима расширенная информационная кампания относительно членства в НАТО». Озабоченность американских политиков и нынешнего украинского руководства вызвана тем, что сегодня рост числа сторонников вступления в НАТО на Украине остается на уровне 2006 года и составляет около 24 проц. Исключение составляет лишь украинский политический истеблишмент, большинство представителей которого уже давно «интегрировались» в НАТО в том смысле, что будущее их детей и капиталов связано именно со странами-членами альянса. В этой связи правительство Украины приняло новую программу по информированию населения о пользе вступления страны в НАТО до 2011 года. Авторы программы предлагают дополнительно выделить на пропаганду около 6 млн. долларов, а для более эффективной реализации этих средств в стране уже создана специальная государственная структура, отвечающая за пропаганду членства в НАТО – «государственный Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции Украины». Акцент в тексте программы сделан на то, что в соответствии законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины», курс на вступление в НАТО является одним из основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности. Авторы утверждают, что членство в НАТО поднимет «жизненный уровень людей» и даст Украине «внешние гарантии национальной безопасности, независимости и территориальной целостности». В рамках данной программы в областных центрах Украины специально подготовленные лекторы проводят семинары и лекции на тему преимуществ евроатлантической интеграции, устанавливаются специальные рекламные стенды о пользе вступления страны в НАТО, распространяются «пособия» с пропагандистскими материалами о преимуществах евроатлантической интеграции Украины. Так, в Харьковской области распространено около 20 тыс. таких пособий, в Запорожской – около 15 тыс., Полтавской – около 16 тыс. экземпляров. Несмотря на это, эффективность новой программы невысоко оценивают даже ее создатели, которые понимают, что сегодня серьезных аргументов в поддержку вступления Украины в НАТО практически нет, а без этого пропаганда зачастую оказывает обратное действие. В этой связи украинское руководство делает ставку на формирование антироссийских настроений путем распространения мифов о голодоморе, возведения в ранг национальных героев предателей-власовцев, пропаганду националистических идей, в том числе, установками памятников идейному лидеру организации украинских националистов Степану Бандере, всяческие попытки вытеснения русского языка в стране. Расчет делается на то, что если подобные мифы породят в украинцах такой же страх перед русскими, как Катынь - в поляках, тогда, может быть, число сторонников вступления страны в НАТО среди украинцев возрастет. В стране фактически вводится цензура. Так в 2006 году в Украине был создан так называемый «Независимый экспертный совет», который дает «экспертную» оценку различным медиа материалам и рекомендует Национальному совету по телевидению и радиовещанию принимать те или иные решения на основании этой оценки. Если украинскому руководству необходим мотив для запрета какого-то видеоматериала, он обращается в Совет, якобы представляющий общественное мнение. Поскольку большинство участников этого так называемого независимого экспертного совета являются руководителями негосударственных организаций, существующих, в основном, на американские деньги, тенденциозность отбора материалов не вызывает сомнений. При этом основные украинские телепрограммы сегодня курируют Национальный демократический институт США, Республиканский институт, Фонд Сороса, другие аналогичные организации заокеанской окраски. В рамках программы евроатлантической интеграции и активных попыток всеобщей «европеизации» Украины ужесточается политика, которая несет в себе две определяющие тенденции: дерусификацию украинской нации и культуры на всех уровнях и тенденцию к выстраиванию новой истории украинского государства. В этой связи украинским руководством предпринимаются попытки полного вытеснения русского языка. Прежде всего, это проявляется в сокращении школ с русским языком обучения, которое, по сравнению с 1990 годом составило более 65 проц. В настоящее время русских школ в стране осталось менее 10 проц., а в значительной части школ с украинским языком обучения русский язык, как предмет обучения, полностью отсутствует. Сегодня в Украине запрещено судопроизводство на русском языке, и большая часть граждан не имеет возможности отстаивать свои интересы в судах. В стране запрещен прокат фильмов на русском языке, что практически означает, что в украинские кинотеатры, а особенно на юго-востоке и в центре страны, просто перестанут ходить зрители. Язык вещания телеканалов и радиостанций также украинский. И цинизм этой ситуации состоит в том, что, целенаправленное увеличение доли украинского эфира и перевод на украинский язык всего кинопроката власть аргументирует стремлением защищать Украину от иностранного влияния. С другой стороны, в стране активизируется деятельность западных пропагандистских структур. Стремясь полностью овладеть сознанием украинских обывателей, с 2006 года НАТО начала финансирование некоторых образовательных и научных программ в Украине. На информатизацию университетов страны и поддержку некоторых программ при участии Министерства образования и науки Украины альянс выделил около 2 млн. евро. Кроме того, на протяжении уже нескольких лет НАТО финансирует языковую переподготовку 200 бывших украинских военнослужащих, на каждого из которых выделяется около одной тысячи евро в год. При этом главными врагами НАТО в Украине объявлены пророссийские СМИ и общественные организации. По мнению украинских чиновников, именно пророссийские и российские СМИ в Украине подают информацию о НАТО в негативном аспекте, что, по их утверждениям, выходит за рамки журналистской этики и является основной причиной большого количества противников североатлантической интеграции среди населения страны. В то же время вхождение Украины в НАТО мало отвечает интересам самой страны, и вполне согласуется со стратегическими целями блока. В частности, вступление Украины в НАТО и переход на стандарты альянса может обернуться окончательной катастрофой для ее оборонно-промышленного комплекса, у которого до сих пор существуют очень тесные связи с российскими предприятиями. А это крайне негативно скажется на состоянии всей украинской экономики. Официальной версией втягивания Украины в североатлантический альянс является миротворческая деятельность и национальная безопасность страны. Однако за этим скрываются более глубокие геополитические причины. В первую очередь, заинтересованность НАТО в подчинении своим интересам таких государств как Румыния, Молдова и Украина, обусловлена стремлением альянса расширить зону своего абсолютного влияния вглубь материковой Евразии, на регионы Черного и Каспийского морей и Центральную Азию. В этой связи членство Украины в НАТО может рассматриваться как важный элемент в этой новой доктрине «азиатизации» альянса. Украина важна для НАТО и с точки зрения упрочения позиций альянса в Европейском регионе. Сегодня заинтересованность альянса в Польше и Украине обусловлена его стремлением оказывать давление на ведущие европейские страны, прежде всего, Францию и Германию, а также контролировать страны новой Восточной Европы. Кроме того, вступление Украины в НАТО создаст условия для более тесных связей Украины со странами Балтии и Польшей, что будет способствовать усилению влияния альянса в странах Балтии, Черноморском и Каспийском регионах. Членство Украины в североатлантическом альянсе значительно облегчит формирование полноценного контроля над Восточной Европой и может служить альянсу в качестве своеобразной гарантии ослабления, мягкого сдерживания повышающейся военной и военно-морской мощи России в регионе Черного моря и Восточной Европе. В этой связи, важнейшим геостратегическим объектом для США и НАТО сегодня становится Крым, географическое положение которого является очень выгодным для контроля над всей акваторией Черного моря, части территории России и сопредельных государств. Учитывая, что НАТО уже имеет свои базы в Румынии и Болгарии, присоединение альянсу Грузии и Украины позволит альянсу существенно расширить свои возможности по контролю не только над южной и юго-западной, но и над центральной частью территории России. Таким образом, сегодня североатлантический альянс становится своеобразным проводником американской политики в мире, которая заключается в глобальном лидерстве США и непримиримой позиции по отношению к потенциальным конкурентам России и Китаю, способным воспрепятствовать формированию однополярного мира. Стремясь укрепить свои доминирующие позиции, Вашингтон, используя возможности североатлантического альянса, пытается создать вокруг России «санитарный» кордон, обеспечивающий контроль над ее территорией, и привлечь к этому Украину. Для достижения своих целей и оказания давления на конкурентов США вполне успешно используют экономические и информационно-психологические рычаги воздействия, постоянно наращивая истерию массовой проатлантической пропаганды в СМИ. Но сколько бы руководители США и НАТО ни говорили о борьбе с «мировым терроризмом», антиевразийская и антироссийская направленность действий североатлантического альянса пока остается очевидной. © Александр Сорокин |