Видео(от лат. "video" - смотрю, вижу) - электронная технология формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения, основанная на принципах телевидения. Видеозапись- электронная технология записи визуальной информации, представленной в форме видеосигнала или цифрового потока видеоданных, на физический носительс целью сохранения этой информации и возможности последующего её воспроизведения и отображения наустройстве вывода (монитора, экрана илидисплея). Фейк (от англ. "fake"-ложь) - информационная мистификация или намеренное распространение дезинформационных материалов в социальных медиа и традиционных СМИ. Вред от информационных фейков Ложные сообщения и видеоматериалы способствуют: -- формированию негативного восприятия без привязки к действительности; -- закреплению противоречащих логике и здравому смыслу стереотипов; -- затрате ресурсов на опровержение недостоверной информации, имиджевым потерям; -- дезинформированию общественности и информационному прикрытию собственных действий. Факторы, способствующие распространению фейков Среди основных причин можно выделить следующие: -- недостаточный уровень осведомленности населения в вопросах, затрагиваемых подобными материалами; -- отсутствие возможности фильтрации подобных материалов в поисковых системах на предмет недостоверности; -- большая восприимчивость обывателей к так называемым "шоковым" новостям по сравнению с обыденными информационными сводками; -- благоприятствующий позитивному восприятию фейков информационный фон в медиа-мейнстриме. Организационно-технические рекомендации по распознанию фейков: В первую очередь необходимо проверить канал (страницу, пользователя), являющийся первоисточником видео или сообщения. Если он создан недавно, значит велика вероятность того, что это было сделано с целью размещения данной публикации. Количество подписчиков здесь не играет особой роли. Данный показатель легко "накрутить" с помощью специальных сервисов. Поэтому необходимо удостовериться в том, что подписчики "живые". Для этого достаточно проверить комментарии: в редких случаях автор будет отвечать на них. Держатели "левых" каналов (аккаунтов) не будут обременять себя общением с подписчиками. Однако, при наличии хорошо оплачиваемого заказа, дело может обстоять иначе: автор канала или "сочувствующие" будут активно постить комментарии и рекламировать ту или иную публикацию, привлекая тем самым дополнительную аудиторию. После ознакомления с информацией о канале в поисковых системах следует осуществить поиск по ключевым словам. Это наиболее простой способ выявления недостоверной информации или даже полного разоблачения фейка. Сегодня существует множество программ для собственной озвучки видеоматериалов, либо внесения в них необходимых поправок и изменений. Поиск по ключевым словам выдаст полный список аналогичных видео. Далее следует проверить каждое из них: самое первое по дате публикаций и есть оригинал, а все остальное либо копирайт, либо переделанная "под себя" версия. Также, на оригинале, используя все те же комментарии, мы сможем определить страну создания изначального видео, а при определенной доле везения пообщаться напрямую с автором, если он пойдет "на контакт". Для того, чтобы придать ложному материалу внушительности, авторы прибегают к методу полного копирования сайтов знаменитых новостных агентств с одной лишь отличительной чертой – они меняют какую-то незначительную деталь, которую 90% обычных пользователей не вскроют. Например, в названии новостного агентства "The Guardian"можно заменить "U" на схожую с ней "V". В результате получим "The Gvardian", что останется незамеченным для большинства читателей. Поэтому следует внимательно пересматривать название источника. Также, следует хорошо изучить ранее опубликованные материалы на данном ресурсе – скорее всего они будут пестрить сомнительным содержимым. Очень часто опубликованные материалы ссылаются на "очевидцев" или "пожелавших остаться инкогнито" инсайдеров. Такое видео сразу же стоит отправлять в раздел "фейки". Подобное размещение информации подразумевает под собой возможность владельца канала представлять материал в таком свете, в котором ему это необходимо. Доверие к материалу будет ниже, если он не будет растиражирован большинством новостных агентств. Этим активно пользуются на Западе. Любой материал, заказанный в политических целях, активно "растаскивается" информационными гигантами. Это привело к тому, что сейчас слишком активное распространение с большой долей вероятности будет свидетельствовать о том, что это спланированная акция. Первые фейковые информационные сообщения и видеоматериалы на тему жертв ударов Воздушно-космическихсил России среди мирного населения Сирии появились сразу после начала операции ВС РФ в Сирийской Арабской Республике. Рами Абдуррахман, проживающий в Великобритании сириец, глава спонсируемого британскими властями проекта "Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека (SOHR)", со ссылкой на местные источники обвинил российских летчиков в уничтожении госпиталя в провинции Хама 1 октября 2015 года. Дебютный вброс моментально подхватили западные информагентства. При этом никаких доказательств аудитории предоставлено не было. Раздувание этой истории в зарубежных СМИ было призвано отвлечь внимание мировой общественности от удара ВВС США, нанесенного 2 октября 2015 года по госпиталю международной организации "Врачи без границ" в афганском городе Кундуз. Так для индустрии фейков, созданной в Сирии совместными усилиями оппозиции, радикальных исламистов и зарубежных спецслужб, начался новый этап информационной войны – теперь против российской авиации, удары которой остановили захват страны террористами. Вашему вниманию предлагается подготовленный на основании характерных примеров перечень рекомендаций, позволяющий разоблачать столь популярные у западных политиков и СМИ информационные вбросы. Методическая рекомендация 1 – уточните аудиторию. Целевая аудитория создаваемых в Сирии фейков – это активные сторонники антиправительственных сил, а также политики и средства массовой информации тех стран, руководство которых оказывает данным силам поддержку (Саудовская Аравия, Катар, Турция, США, Великобритания, Канада и др.). Именно СМИ и политики используют в своих выступлениях непроверенный материал, созданный индустрией фейков. Руководство стран Запада приняло решение нанести удар крылатыми ракетами по Сирии после распространения в Интернете фейковых "свидетельств" применения отравляющих веществ правительственными войсками в городе Дума под Дамаском. Методическая рекомендация 2 – выявите систему создания и распространения фейков. Для придания объективности и правдоподобности фейкам создается кластер военных псевдоэкспертов, журналистов и медиаактивистов, которые ссылаются на неправительственные организации, работающие на территории подконтрольной "умеренной" оппозиции. Такой НПО в Сирии стала небезызвестная псевдогуманитарная организация "Белые каски". Действующая на подконтрольных боевикам территориях организация "Сирийская гражданская оборона", известная как "Белые каски", позиционирует себя в качестве "безоружных добровольцев, трех тысяч женщин и мужчин из разных уголков Сирии, оставивших свою работу булочниками, инженерами, школьными преподавателями". На самом деле организация была создана в 2013 году британским офицером Джеймсом Ле Мезюрье, военным разведчиком, выпускником Королевской военной академии в Сандхёрсте, выполнявшим задания в Боснии и Косове, а также в Ираке, Ливане и Палестине. Перед началом сирийского конфликта Ле Мезюрье формально вышел в отставку, но фактически перешел в частную компанию Oliva, британский аналог американской ЧВК BlackwaterAcademy, выполняющий специфические поручения спецслужб, правительства и крупных корпораций за рубежом. По официальным данным, средства на существование "Белых касок" дают правительственные структуры США, Британии, Дании, Нидерландов и Германии. Первый взнос был сделан в 2013 году. Тогда же "белокасочники" получили офис в Стамбуле, экипировку турецких спасателей и 300 тысяч долларов "подъемных". Вскоре на счета мошенников на людской беде поступило еще 13 миллионов долларов. Теперь ежегодно организации поступает только по официальным источникам около 30 миллионов долларов в основном из США, Британии и Нидерландов. Но вместе с анонимными спонсорами общий годовой бюджет организации составляет около 50 миллионов долларов. Официальная цель создания "Белых касок" проста: представить миру образ якобы благородных "безоружных добровольцев – спасателей", не щадящих свои жизни "под бомбами режима", спасая гражданское население от войны. "Бывшие булочники и преподаватели" изображают перед видеокамерами таких "спасателей". Наиболее "подготовленные" активисты принимают непосредственное участие в организации и проведении постановочных съемок и иных провокаций, предназначенных стать поводом для обвинений в адрес сирийских властей. Именно "Белые каски" имеют непосредственное отношение к инсценировкам применения отравляющих веществ в Восточной Гуте в 2013 году, в Алеппо в 2014 году, в Хан-Шейхуне в апреле 2017 года, в Идлибе и снова в Восточной Гуте уже в 2018 году. Фото 1 Обращает на себя внимание то, что на видео этой организации люди выполняют роль статистов. Фото 2, 3 Далеко не все примеры так же очевидны как этот бородатый улыбающийся "пострадавший", но роль "белокасочников", отвлекающих своим имиджем "спасателя" от нестыковок в сообщаемой или демонстрируемой информации еще будет показан ниже. В связке с "Белыми касками" работает ряд медиа-активистов, сетевых журналистов и самодеятельных правозащитников. Отличительной чертой их блогов в социальных сетях является односторонний характер освещения событий: "режим" и русские бомбят только мирных жителей, любое сообщение на эту тему правдиво и больше ничего о происходящем в Сирии знать не нужно. Циничным "ноу-хау" информационной войны на сирийском направлении (отработанном западными пропагандистами еще в 1990-е годы на теме Югославии и Ирака) стали псевдодетские аккаунты в Твиттере. Так, БанаАлабед, семилетняя девочка из Восточного Алеппо, стала известна в сентябре 2016 года. Она рассказывала о тяжелой жизни в "осажденном" городе - хотя до этого в осаде боевиков оппозиции и террористов "Нусры" и ИГИЛ был как раз Западный Алеппо, где под обстрелами джихадистов погибли тысячи мирных жителей - и призывала мировое сообщество оказать давление на Россию и президента Сирии Башара Асада. Девочка постила до 120 сообщений в день на хорошем английском языке из района, где не было ни электричества, ни Интернета. В начале 2017 года Бана с семьей (ее папа оказался одним из активистов организации "Братья-мусульмане") приехала в Турцию. В феврале с ней встретился президент РеджепТайипЭрдоган, а после она пообщалась с местными журналистами. Тогда и выяснилось, что девочка по-английски не может связать и двух слов. Или возьмем к примеру немецкого журналиста-русофоба, редактора политического отдела немецкого журнала Bild Джулиана Рёпке (JulianRöpcke). На своей странице в Twitter он публикует фейки о "преступлениях российских ВКС в Сирии", однако скромно умалчивает о последствиях ударов со стороны "повстанцев". Фото 4 В ходе боев за освобождение от террористов Восточного Алеппо Рёпке ежедневно размещал на своей странице душераздирающие сообщения о погибших там мирных жителях, безапелляционно заявляя, что в их смерти виновны правительственные войска Асада и российские ВКС. Фото 5 Однако, когда речь заходит об ударах "повстанцев" по жилым кварталам Западного Алеппо, у немецкого журналиста сразу пропадал доступ к фото- и видеодоказательствам. Например, 22 июля 2016 года он сухо сообщил об атаках на "силы Асада" в районе Халидия со стороны "повстанцев". Фото 6 Примечательно, что видео по ссылке оказывается заблокированным, а стартующая ракета не позволяет читателям оценить последствия удара. А посмотреть их западным обывателям стоило бы. Дело в том, что 22 июля удары этой "оппозиции" убили немалое количество мирных жителей в западных районах Алеппо, в том числе детей. И к сожалению, это был лишь очередной обстрел из тысяч других, которые устраивали боевики оппозиционно-террористических формирований на протяжении четырех лет. Фото 7 Фото 8 Только 22 июля 2016 года в Алеппо в результате ударов "повстанцев" погибли 5 человек, в том числе мать с ребенком, почти 30 человек были ранены. На следующий день, 23 июля 2016 года, боевикивновь нанесли удары по жилым кварталам Алеппо,убив одиннадцать и ранив более сорока мирных жителей. Но об этом в своем Твиттере объективный немецкий журналист Джулиан Рёпке не написал уже ни слова. Методическая рекомендация 3 – обратите внимание на стандарт изготовления и проанализируйте подачу информации, выявите ее проблемные места. Созданная Западом индустрия фейков требует красивых картинок и жалостных сцен. Это определяет необходимость заблаговременной подготовки каналов для вбросов, а также видеосюжетов и соответствующей режиссуры. Отсутствие картинки там, где она должна была быть по закону жанра и по содержанию самого фейка. Когда подводит качество исполнения, начинаются отсутствие логики и противоречивость сообщаемых сведений. Так, в Сирии необходимость компенсировать недостоверность информации видом крови вела к тому, что использовались фальшивые фото- и видеоматериалы. Так, начале октября 2015 года в мировой паутине распространялись видеоролики с комментариями: "Русские самолеты бьют по жилым кварталам Тель-Бисы". Причем это видео в свои выпуски включили и крупные западные телеканалы. Однако, как обнаружил российский блогер Антон Хащенко: "Эти видео на самом деле датированы 2011годом. Это все в открытом доступе. Можно увидеть, что видео со вчерашнего дня было перекодировано и выдано за актуальные. И размещено на канале, который был заведен за день до собственно событий". Во время операции по освобождению Восточного Алеппо в 2016 году от боевиков "Джабхат Ан-Нусры" и других радикальных группировок, российская авиация соблюдала мораторий на бомбардировки городских кварталов. Однако, чтобы давать картинку под сообщения "Аль-Джазиры" и западных телеканалов о разрушении города российской авиацией, боевики и сторонники исламистской оппозиции выкладывали в сеть постановочные ролики. Скандал произошел после того, как МВД Египта обнародовало видеозапись задержания участников постановочных фотосессий с "ранеными" сирийскими детьми. Полицейский наряд в египетском Порт-Саиде обратил внимание на девочку в окровавленном платье с медвежонком в руках, которую фотографировали на фоне развалин снесенного здания. Фото 9 Полицейские задержали фотографа и родителей детей, приглашенных для создания фейковых фото. Фотограф признался, что выкладывает свои "произведения" в Интернет как якобы сделанные в сирийском Алеппо. Кровь на платье и теле девочки оказалась краской. Другой пример. Сочувствующий радикалам сетевой журналист из Ливана Дима Садек (DimaSadek), живописуя "ужасы", якобы творимые сирийскими военными в Восточном Алеппо, проиллюстрировала их фотографией, сделанной девять лет назад в Пакистане. Фото10 Журналистка не постеснялась использовать знаменитый кадр фотографа Джона Мура, снятый 27 декабря 2007 года в пакистанском городе Равалпинди, где в результате атаки террориста-смертника погибли более 20 человек, в том числе экс-премьера Пакистана Беназир Бхутто. Фото 11 А вот другой, еще более циничный пример: в середине декабря 2016 года в соцсетях активно распространялась жалостливая фотография, на которой запечатлена бегущая девочка, "вся семья которой убита" (как утверждалось в подписи к снимку). "Это не Голливуд, это реальность в Сирии", - говорится в комментарии, который сопровождается хештегом #Save_Aleppo. Фото 12 Однако на самом деле это действительно Голливуд. Точнее, кадр из музыкального видеоклипа, вышедшего в 2014 году. Девочка-актриса, образ которой так приглянулся распространителям фейковых снимков, снималась в клипе "Al-RabihAl-Arabi" известной ливанской исполнительницы Хибы Таваджи (HibaTawaji), участницы четвертого сезона французской версии шоу "Голос". Еще один шокирующий кадр, распространявшийся в Facebook и Twitter с тем же хештегом: безутешный отец склонился над телом своего ребенка, погибшего в результате бомбардировки. Фото 13 Но и он был сделан не Алеппо. Это скрин с видео, снятого в палестинском Секторе Газа 10 июля 2014 года. Один из самых ярких примеров постановочных кадров - это история пятилетнего мальчика Омрана Дакниша из квартала Катарджи в Восточном Алеппо. Кадры с окровавленным ребенком в машине "Скорой помощи" осенью 2016 года обошли весь мир. Западные СМИ утверждали, что его дом разбомбили русские самолеты. Но через полгода выяснилось, что семья мальчика не покинула Восточное Алеппо вместе с боевиками, а осталась там после возвращения государственной власти. Отец вместе с сыном выступил в эфире сирийского телевидения, а затем по телемосту перед собранием дипломатов и журналистов на конференции в здании в Женеве. По его словам, медиа-команда подхватила ребенка на улице, после разрыва неизвестно кем выпущенного по жилому дому снаряда. У него было рассечение кожи на голове, но никто не оказывал ему помощи, его просто снимали. Фото 14 Интерес вызывает личность фотографа в ярко синей рубашке, который и сделал "историческое" фото Омрана Дакниша. Это некий Махмуд Руслан, дружеские связи которого с отрезавшими голову палестинскому подростку боевиками из "Нураддин Аз-Зенки" стали широко известны в Интернете. Фото 15 Примечательно, что это селфи было сделано 5 августа 2016 года, то есть уже после шокирующего эпизода с казнью мальчика. Впрочем, такая биография сирийского фотографа вовсе не смущает западных журналистов. Например, корреспондент британского издания The Telegraph Рэф Санчес (Raf Sanchez) оперативно размещал на своей странице в Twitter фотографии, сделанные Русланом, ссылаясь при этом, правда, не на него, а на абстрактного "доктора", который якобы передал ему эти фото. Фото 16 А затем The Telegraph опубликовал слезливый монолог самого Руслана, призванный вызвать у читателей праведный гнев в отношении жестоких убийц сирийских детей. О близком знакомстве фотографа с "умеренными террористами", режущими голову, в материале, разумеется, умолчали. Это типичный пример того, к чему может привести персонализация организатора-поставщика фейка. Поэтому западные СМИ, правозащитники или пресловутая "Сирийская обсерватория по правам человека" стараются не идентифицировать свои источники в рассчитанных на массовую аудиторию публикациях и сюжетах. Но даже поверхностный анализ выводит на авторов той или иной информации, фотографии или видеоролика. Дальнейшее – дело поиска в Интернете. Тогда, например, очень быстро можно обнаружить, что репортер, первым в 2017 году сообщивший о "применении сирийской авиацией химоружия" под Хан-Шейхуном (некий Мааз Аш-Шами) за полгода до этого снимал радостное селфи с эмиссаром "Аль-Каиды" Абдаллахом Аль-Мухайсини. Методическая рекомендация 4 - выявляйте первоисточник и анализируйте его исходя из доступной в Интернете информации. В качестве примера воспроизводится статья с Интернет-сайта "Русская весна" от 18.03.2018 г. 15 марта 2017 года ряд зарубежных информационных агентств поведал миру об "очередном преступлении российской военщины против сирийского народа". Со ссылкой на "Гражданскую самооборону" (так называемые "Белые каски") и "Сирийскую обсерваторию по правам человека" сообщалось, что самолеты ВКС России якобы нанесли два бомбовых удара по жилому дому в районе улицы Аль-Куссур в южной части города Идлиб. Число жертв, мол, "исчисляется десятками". Однако даже простой просмотр самих новостей по этой теме показал, насколько белы нитки, которыми шьется информационная война "на сирийском направлении". Вот сюжет на арабской версии телеканала "Аль-Джазира". https://youtu.be/aHIrMw7qu6Q Корреспондент стоит на фоне разрушенного дома и предоставляет слово одному из "Белых касок", который сообщает, что в доме жило 8 семей переселенцев из Алеппо, 14 человек погибло, в том числе женщины и дети. А вот видеосюжет на базирующемся в Турции арабоязычном медиа-ресурсе "Ориент-Ньюс". Здесь другой представитель "Белых касок" на том же месте говорит, что семей в доме жило всего пять, а погибло при этом не менее 25 человек. https://youtu.be/d92TAtYLlU8 Однако сами видеосюжеты не содержат ничего кроме техники, работающей на руинах небольшого трехэтажного дома. Никаких жертв, извлекаемых из развалин, никаких доставленных в госпиталь раненых. Это очень странно, так как практически всегда в таких сюжетах данные телеканалы любят демонстрировать подобные картинки. Тем более, что 15 марта 2017 года — это одновременно и "седьмая годовщина сирийской революции", а также день, когда завершился очередной раунд переговоров по сирийскому урегулированию в Астане, на который представители вооруженных группировок оппозиции тогда не прибыли. Новости об "ударе российской авиации по мирным жителям Идлиба" были бы им весьма на руку в качестве оправдания. Особенно, если бы они сопровождались кровавыми картинками. Но единственным, кто показал, что в разрушенном доме вообще были люди, оказался "медиа-активист" Мааз Аш-Шами (тот самый друг эмиссара "Аль-Каиды", отметившийся вскоре в Хан-Шейхуне). Он выложил на своем видеоканале в YouTube собственный сюжет, в котором очередной представитель "Белых касок" заявил уже только о десяти погибших — шести детях и четырех женщинах. https://youtu.be/7JxirYM5l58 Правда, само видео демонстрирует лишь двух мертвых мужчин и одного живого дородного бородача с ампутированной рукой. Понятно, что в представлении СМИ, поддерживающих в сирийском конфликте антиправительственные силы, ВВС Сирии и ВКС России не бомбят никого, кроме мирных жителей. Может сложиться впечатление, что главной целью расходования ресурса авиации является истребление женщин и детей. Враждебный Дамаску западный и ближневосточный медиа-мейнстрим ни разу не показал, чтобы под удары сирийской или российской авиации попал хоть кто-то из тысяч находящихся в Идлибе и окрестностях боевиков различных группировок. Наиболее многочисленной среди которых является "ХайатТахрираш-Шам" - объединение, созданное путем слияния отколовшейся от ИГИЛ и "Аль-Каиды" группировки "Джебхат Фатхаш-Шам"/"Джебхат ан-Нусра" с радикалами из других формирований. Но все же разумный человек может предположить, что если уж авиация наносит удар по какому-то строению, то попасть она стремится скорее в представляющего угрозу противника, чтобы собственные солдаты не встретили его потом на поле боя. Поэтому так важно для "аль-джазир" и "ориентов" показывать убитых и раненых женщин с детьми – чтобы аудитория не заподозрила как бы там на самом деле не боевиков ликвидировали. Но, как видно из рассматриваемого примера, картинку такую удается соорудить далеко не всегда. Отсутствие видео или фото подтверждений жертв среди мирногонаселения Идлиба в этот раз некий "энтузиаст" попытался компенсировать сообщением на известном арабоязычном оппозиционном ресурсе "Аль-Иттихад Пресс". Особенность такого рода сайтов в том, что они представляют собой своего рода агрегаторы. Доверенные источники с мест могут просто загружать сюда свою информацию, и она предоставляется миру в качестве достоверного репортажа. Таким же образом функционирует, к слову, и упоминавшаяся выше "Сирийская обсерватория по правам человека", сообщения которой используются как средствами массовой информации, так и структурами наподобие Amnesty International, Human Rights Watch или Международный уголовный суд. Насколько белыми нитками может быть шита в таких случаях информационная канва, наглядно демонстрирует история с ударом по Идлибу 15 марта 2017 года. Если на видео "Белые каски" никак не могут определиться с точным числом жильцов дома и количеством жертв, то сообщение "Аль-Иттихад Пресс" противоречит само себе. В первой же строке сообщается о 22 погибших, из которых 15 - это дети, а еще 5 - женщины. То есть мужчин в разрушенном доме должно было погибнуть максимум двое. Далее приводится список имен с указанием возраста жертв, причем написано, что это выходцы из восточной части провинции Алеппо, которые почему-то бежали от ИГИЛ не в Турцию или Дамаск, а именно в находящийся под контролем боевиков Идлиб. Но чтение этого списка вызывает недоумение - вместо двух взрослых мужчин в нем упомянуто минимум четверо. Такая небрежность наводит на подозрения, что кто-то просто взял известные ему данные погибших, например, под авиаударом западной коалиции жителей Эль-Баба - и выдал их за жертвы удара российской авиации в Идлибе. Впрочем, последний абзац сообщения объясняет, с какой стати "Аль-Иттихад Пресс" мог пойти на подобные махинации. Дело в том, что 15 марта 2017 года в столице Сирии Дамаске были совершены кровавые теракты. Ресурсы, подобные "Аль-Иттихад Пресс", не нашли ничего лучше, как вставлять короткие скупые сообщения об этом в конец "новостей" про "удары по Идлибу". Только вот, в отличие от окровавленных улиц Дамаска, любимцы западных СМИ смогли предъявить только липовый список погибших и видео разрушенного дома. Причем без тех боевиков, которые в нем, по-видимому, находились. Можно в связи с этой историей задаться и другими вопросами. Например, как журналисты установили, что дом в Идлибе был разрушен именно ударом авиации? Судя по первым видеокадрам от Мааза Шами, дом был разрушен еще затемно. Даже если это был авиаудар, разглядеть, чьи это были самолеты, никто бы однозначно не смог. К тому же, в Идлибе и до этого, и после не раз целые дома с проживавшими в них боевиками взрывались вследствие неосторожного обращения со взрывчаткой, которую они складировали в подвалах. Такие случаи хорошо известны в том числе от медиа-служб самих идлибских группировок. Или как пропагандисты определили, что Идлиб ночью бомбили именно ВКС РФ? Стоит напомнить, что в первые часы после разрушения мечети в населенном пункте Эль-Джина на границе провинций Алеппо и Идлиб ночью 16 марта 2017 года оппозиция и другие источники приписывали этот удар то ли российской, то сирийской авиации. Пока не выяснилось, что удар нанесли американцы. Можно заключить, что расчет при изготовлении подобных фейков делается исключительно на нехватку критического восприятия у аудитории. Запыленный человек в форме спасателя дает интервью и говорит о погибших - как ему не поверить? За кадром остается тот факт, что на территориях, захваченных оппозицией и террористами, отсутствуют привычные нам элементы государственной инфраструктуры. Например, органы судебно-медицинской экспертизы, несущие ответственность за идентификацию погибших, а также за фиксацию их имен и причин смерти. Поэтому "Белые каски" могут говорить и писать что угодно - кто их проверит, кроме полевых командиров и ангажированных СМИ, которые сами заинтересованы в фабрикации медиа-сюжетов? Методическая рекомендация 5 - ищите одинаковые лица. Стремясь отработать заказ и рассчитывая на поверхностность восприятия своей целевой аудитории, создатели фейков ради хорошего кадра нередко пренебрегают необходимостью создавать иллюзию достоверности. Так, фотографии представителя "Белых касок" с детьми на руках, разошедшиеся по арабским и западным ресурсам 28 августа 2016 года (Восточное Алеппо), направлены на то, чтобы вызывать у аудитории жалость и возмущение. Фото 17 Обратите внимание на раненую девочку: перепуганную, с взлохмаченными волосами, с кровью, запекшейся на лице. Фото 18 Однако ее "спасение" увековечено не только фотографией, приведенной выше: одного и того же ребенка несут на руках поочередно трое (!) "волонтеров". Вот девочка на руках другого мужчины, но снова на фоне машин "Белых касок": Фото 19 А вот — на руках у третьего "спасителя": Фото 20 Эти фотографии очень широко разошлись по западным СМИ и соцсетям. Снимал их, судя по подписи в израильском издании "Гаарец" (Haaretz), Абдельрахман Исмаил (Abdalrhman Ismail), фрилансер, работающий в том числе на Reuters и "Аль-Джазиру". Различные кадры он продал различным агентствам. А в феврале 2017 года получил от медиа-форума ЕС престижную премию в номинации "Свобода слова". Статья прислана по электронной почте |