Осталось всего несколько часов, до того момента как дипломаты шести стран и Ирана должны прийти к какому-либо соглашению по иранской ядерной программе. Шансы на успех достаточно велики, но это также обрушит цены на нефть.
Министр иностранных дел Сергей Лавров считает, что шансы на достижение соглашения хорошие.
"Перспективы у этого раунда переговоров неплохие, я бы даже сказал, хорошие. Шансы велики. Они, наверное, не стопроцентные, и никогда не бывает стопроцентной уверенности в чем-то, но эти шансы вполне реализуемы, если никто из участников переговоров не будет завышать ставки в последний момент в надежде "на флажке", под занавес, что-то получить дополнительно вместо стремления сохранить баланс интересов, — сказал он. — Пока он формируется, и мне кажется, перспективы весьма и весьма неплохие".
Достижение соглашения сейчас действительно важно сторонам, поскольку дальнейшее затягивание процесса может стать катастрофой. Односторонние санкции США против Тегерана были введены еще при президенте Билле Клинтоне в 1995 г. и с тех пор постоянно продлеваются. Как отмечают эксперты, продление санкций является попыткой Белого дома урегулировать спорные моменты с конгрессом, призывающим к введению новых санкций в отношении Ирана.
При этом ряд американских чиновников пытаются воспрепятствовать достижению соглашения с Ираном, полагают эксперты. Так, они изучили открытое письмо группы американских сенаторов иранским властям, в котором подчеркивается, что потенциальное соглашение по атому может потерять силу после ухода Обамы с поста президента в 2017 г.
Эксперты говорят, что Иран сейчас готов идти на сильные уступки, поскольку отмена режима санкций жизненно важна для экономики страны.
Что касается США, то, учитывая обострение ситуации в регионе, американские политики надеются использовать часть ресурсов Ирана для решения геополитических вопросов. Вряд ли Тегеран пойдет на сильное сближение с Америкой, но выгодные предложения могут несколько изменить ситуацию.
Участники переговоров еще не договорились о конкретных положениях соглашения, поэтому до завершения переговоров сложно сказать, на какие уступки пойдет каждая из сторон.
В любом случае дипломаты сейчас настроены оптимистично. Министр иностранных дел Китая Ван И заметил, что разногласий сейчас стало заметно меньше, а госсекретарь США Джон Керри уклонился от прогноза, что можно считать хорошим знаком.
31 марта – это крайний срок для достижения основного соглашения, тогда как полностью договор, включая технические дополнения, должен быть подготовлен до 30 июня. То есть переговоры будут идти еще несколько месяцев, хотя они уже не будут такими напряженными.
Есть три очень важных момента, которые могут прояснить нынешние переговоры:
- когда Иран сможет развивать свои ядерные технологии,
- как быстро будут сняты санкции,
- могут ли санкции быть вновь введены, если Иран нарушит договор.
Иран намерен добиться полного отмена ограничений, хотя переговорщики настаивают на их приостановке, поскольку это можно было бы использовать в качестве давления на Иран. Судя по всему, эти три пункта являются ключевыми, и если удастся договориться по ним, то остальные препятствия могут быть преодолены.
Односторонние санкции в области торговли, поставок нефти и банковском секторе могут быть отменены весьма быстро, но ограничения, введенные ООН, являются более сложными.
Многие из них связаны с распространением и передачей ракетных технологий и привязаны к сертификации Международного агентства по атомной энергетике. Для их отмены необходимо подтверждение специалистов того, что программа Ирана носит исключительно мирный характер.
Представители США ранее заявляли, что все стороны, включая Иран, согласны с постепенным снятием санкций в несколько этапов в течение долгого времени, по мере того как Иран будет подтверждать свою приверженность достигнутым договоренностям. Но разногласия есть по точным срокам и ограничениям.
Иран намерен получить возможность разрабатывать и использовать более совершенное оборудование, которое будет обогащать уран заметно быстрее.
Но американские и европейские чиновники опасаются, что в этом случае Иран сможет быстро произвести достаточно обогащенного урана для создания ядерного оружия. Дипломаты отмечают, что первые 10 лет в рамках 15-летнего соглашения будут характеризоваться самыми строгими ограничениями, которые будут смягчаться в последние пять лет.
По сути, сейчас стороны должны выработать рамочное соглашение, то есть политическое понимание основных принципов окончательного соглашения. Здесь, кстати, кроется еще одна сложность. США хотели бы заключить какое-либо письменное соглашение, чтобы потом отправить его в Конгресс США на одобрение. Но Иран намерен воздержаться от подписания бумаг, до тех пор пока не будет готова комплексная сделка.
Судя по всему, даже успех на этих переговорах не станет гарантией завершения этой истории.
Экономические перспективы Ирана и рынок нефти Выгода Ирана от снятия санкций В том случае если сделка все же будет заключена, а Ирану наконец-то удастся добиться отмены санкций ЕС и США, это позволит вывести на рынок дополнительно миллион баррелей нефти в сутки.
"Если санкции будут сняты, мы можем увеличить экспорт на 1 млн баррелей в сутки за несколько месяцев", - заявил министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане.
По данным Международного энергетического агентства, в феврале поставки нефти из Ирана составляли около 1,2 млн баррелей в сутки.
В 2011 г. Иран продавал около 2,5 млн баррелей нефти и конденсата в сутки.
За прошлый год страна в среднем продавала всего 1,1 млн баррелей в сутки.
Такое снижение произошло в основном в результате санкций, которые ввели страны Европейского союза.
Европейские страны перестали покупать иранскую нефть, в то время как раньше они покупали до 600 тыс. баррелей в сутки.
Объемы экспорта нефти Ирана Тегеран уже провел предварительные переговоры о наращивании поставок в некоторые страны Азии, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на двух иранских чиновников.
"Мы сказали своим азиатским клиентам, что готовы увеличить поставки, когда санкции будут сняты", - отметил один из источников.
Руководитель отдела исследований нефтяного рынка в нью-йоркском филиале Societe Generale Майк Уиттнер ожидает "медвежьей" тенденции на рынке, если рамочное соглашение по Ирану будет объявлено в ближайшие пару недель. Цены на нефть могут оказаться под серьезным давлением, наметившееся ралли может так и не произойти.
Однако стоит отметить, что Ирану потребуется порядка шести месяцев, чтобы увеличить поставки на 1 млн б/с. По данным Bloomberg, в феврале Иран добывал около 2,78 млн б/с нефти, что выводит его на пятое место среди членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Самое интересное, что отменен запрет на поставки нефти, судя по всему, может быть не ранее 1 июня, то есть только к концу года Иран сможет нарастить поставки до максимума. И все это время цены могут быть под давлением, если только другие факторы не окажутся важнее.
Иран и Россия Для России также важно достижение соглашения, поскольку Россия сможет активнее действовать в регионе и усиливать отношения с Ираном.
Сейчас объем торговли не очень большой, и есть серьезные перспективы для его роста.
В целом в прошлом году (по иранскому летоисчислению - ред.) Иран поставил в Россию товары на $600 млн, в то время как импорт из России составил $1,2 млрд, отмечает Ирано-российская торгово-промышленная палата.
По предварительным оценкам, в нынешнем году объем иранского экспорта в Россию увеличится до $800 млн.
В случае отмены санкций и даже просто наличия рамочного соглашения товарооборот должен расти.
Кроме того, Иран и Россия согласны, что для расширения внешнеэкономических связей необходимо развивать железнодорожное сообщение между двумя странами, поэтому здесь также можно ожидать каких-то соглашений и проектов.
Эксперты отмечают, что увеличение товарооборота может очень большим, поскольку при отмене санкций Ирану потребуются дорогостоящее оборудование, машины и т. п. В этом случае объемы торговли, включая сотрудничество в военно-технической сфере, могут достигнуть $10 млрд в перспективе нескольких лет. |