Закон "Об очищении власти" - настоящий механизм люстрации или метод передела должностей и коррупционных схем? Как авторы закона спасают соратников Януковича, выводя из-под удара Двуликая люстрация
Выступая зимой с трибуны на Майдане Независимости, нынешние первые лица Украины, обещали народу провести "очищение власти". 16 сентября Верховная Рада проголосовала "за" закон "об очищении власти", подготовленный группой народных депутатов из разных фракций. Справедливости ради, надо сразу признать, что по своей сути люстрация – это противоречие принципам права. Например, в советские времена быть мелким начальником в Коммунистической партии было почетно и выгодно. И в те времена законодательство не считало такие случаи ни правонарушением, ни тем более преступлением. А один из основоположных принципов права гласит, что закон обратной силы не имеет. В общем, можно долго спорить о законности люстрации, однако, в посткоммунистических Польше, Венгрии, Чехии и т.д. она выполнила две важные задачи, предопределившие развитие этих стран на десятки лет вперед. Из того, что на поверхности - коммунистическая номенклатура и сотрудники репрессивных органов в своей основной массе потеряли возможность занимать государственные должности и участвовать в политике. Но гораздо более важную задачу люстрация выполнила в экономической плоскости, предопределив судьбу Польши, Чехии и других стран на десятилетия. Дело в том, что бывшая партийная номенклатура и силовики имели самые выгодные позиции для приватизации государственных предприятий. Поэтому люстрация не позволила бывшим коммунистам поучаствовать в перераспределении собственности и, пользуясь своими связями и полномочиями, переоформить государственную собственность в свои частные активы. Сравним с нынешней Украиной, где бывшие коммунисты и комсомольцы остались при власти, а потому использовали приватизацию для создания собственных бизнес-империй. Примеры к размышлению – еще до старта официальной приватизации начала 90-х коммунистическая номенклатура приватизировала "кусок" банковской системы УССР. Например, такой крупнейший банк как Проминвестбанк – это просто новое название Промстройбанка УССР после перехода в частные руки. Обанкротившийся в этом году "Брокбизнесбанк" был создан не без использования ресурсов Арендкоопбанка УССР. Как итог, сегодня Украина представляет собой страну олигархического капитализма, где олигархи к тому же напрямую участвуют в политике и занимают государственные должности. А судьи кто? Если по сути, то закон о люстрации предлагает следующие методы "очищения власти". Отныне весь руководящий состав Украины и рядовые чиновники будут проходить проверку. Закон охватывает всех государственных чиновников и выборных лиц, а также судей и армейских начальников. Начиная с президента, главы Кабинета Министров и председателя Верховной Рады, и заканчивая последним чиновником. По своей сути такая проверка – это дублирование норм пакета антикоррупционных законов, принятых Верховной Радой в апреле и подписанных президентом Януковичем в июне 2011 года. Механизм прост – если проверка установит, что чиновник подал неправдивые данные о своих доходах, имуществе, расходах и финансовых обязательствах, а также данные о своих родных и близких, такие выводы становятся поводом для увольнения с должности. А механизм люстрации заключается в том, что теперь каждый политик или чиновник, занимавший свой пост в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, автоматически считается непрошедшим проверку, а потому подлежит увольнению. Авторы закона, демонстрируя глубокое знание предмета, постарались максимально детально очертить круг таких лиц. Если перевести с юридического на человеческий, круг таких лиц включает президента Виктора Януковича, премьера Николая Азарова, всех министров и высших чиновников администрации Януковича. А также прокуроров областей, Киева и Севастополя и дальше вниз до уровня руководителя и заместителя районной / городской прокуратуры. Кстати, под данную норму подпадает и нынешний президент Петр Порошенко, ведь в указанный период (а именно, с марта по декабрь 2012 года) он трудился министром экономики в правительстве Николая Азарова. Казалось бы, все просто – "зачистить" из власти всех, кто работал на государственных должностях при "антинародном режиме" и все. Ан нет. Авторы закона вплели в его текст достаточно странную на первый взгляд норму. Итак, люстрация не распространяется на высших чиновников, которые служили при администрации Януковича, но в период протестов на Майдане (закон определяет конкретные рамки с 1 декабря 2013 по 22 февраля 2014 года) подали в отставку по собственному желанию. Когда накладываешь юридические формулировки на политические реалии, становится понятно, что, к примеру, "чистка" не касается Сергея Левочкина -бессменного главу АП Виктора Януковича и фактического вице-президента Украины с 2010 по январь 2014 года. Кстати, экс-премьер Николай Азаров тоже подал в отставку в период Майдана, однако на него такое исключение не распространяется. Где же справедливость? А еще под "чистку" попадают рядовые и руководящие милиционеры, "беркутовцы" и солдаты внутренних войск. Попадают как те, чья вина в нанесении ущерба жизни и здоровью участникам протестов на Майдане доказана, так и все, принимавшие участие в задержании демонстрантов и митингующих за весь период пребывания Януковича и Партии регионов у власти с 2010 по 2014 годы. Говоря блатным языком, "паровозом" вместе с ними идут прокуроры и следователи. А еще - чиновники и служащие местных советов, "которые любыми действиями или бездеятельностью пытались помешать или помешали реализации конституционного права граждан Украины собираться мирно и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года включительно". Разве что доказать вину каждого конкретного "душителя свободы" требуется еще в судебном порядке. И, наконец, закон предлагает "зачистить" тех чиновников и политиков, кто до 19 августа 1991 года работал на руководящих должностях в Коммунистической партии и комсомоле, являлся негласным агентом или штатным сотрудником / входил в руководящий состав КГБ, трудился начальником политического отдела в Вооруженных силах или МВД советской Украины etc . Закон о переделе должностей Складывается впечатление, что закон о люстрации имеет своей целью не очищение власти, а передел существующих государственных должностей. Например, пришедшая к власти благодаря Майдану вчерашняя оппозиция давно хотела уволить уполномоченного по правам человека Валерию Лутковскую, но не могла собрать для этого 226 голосов депутатов Верховной Рады. Поэтому вопрос освобождения должности омбудсмена нынешняя администрация пытается решить через закон "об очищении власти" - теперь омбудсмена можно спокойно уволить. А главное - назначить на эту публичную должность "своего человека". То же самое можно сказать и в отношении нынешнего главы Центральной избирательной комиссии Михаила Охендовского. Да и вообще передел касается всех других государственных чиновников, кого нельзя уволить по политическим мотивам с применением нынешнего законодательства Украины. А как же судьба президента Петра Порошенко? Неужели его тоже уволят за причастность к "преступному режиму"? Оказывается, нет. Глава Верховной Рады Александр Турчинов он уверен, что на Порошенко и Юлию Тимошенкотребование о люстрации не распространяется. "Те, кто избирается на должность путем всенародного голосования проходят люстрацию во время этого голосования, и они не являются субъектами этого закона. Он в первую очередь касается чиновников всех уровней, госслужащих, то есть это закон, который очищает властную вертикаль в Украине", - заявил он на брифинге в Верховной Раде в день голосования. Кстати, если по справедливости, то спикер Турчинов - в первых рядах тех, кого ждет "очищение". С 1987 по 1990 годы он последовательно занимал пост секретаря райкома комсомола, а затем завотделом агитации и пропаганды Днепропетровского областного комитета ВЛКСМ. В общем, на словах "очищение власти" звучит красиво. А вот на деле выходит, начальник отдела в министерстве, руководитель управления в областной администрации и рядовой следователь из РОВД будут проходить проверку. Да еще с риском получить по ее итогам "волчий билет". А вот на экс-министра экономики Петра Порошенко, бывшего главу Администрации президента Сергея Левочкина, бывшего комсомольского активиста Александра Турчинова, а также всех тех, кто сообразил вовремя "спрыгнуть" с тонущего корабля капитана Януковича, "очищение" не распространяется. Выходит, образно говоря, коммунистические и комсомольские волки приняли закон об очищении власти, чтобы теперь на законных основаниях люстрировать ягнят. |