С 30 мая по 1 июня в Сингапуре проходит очередной саммит с участием глав военных ведомств государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), получивший название "Шангри-Ла Диалог". Ожидается, что на этом мероприятии ключевые игроки региона (и противники) – Китай и Япония – представят конкурирующие модели безопасности АТР. Как отмечает влиятельное издание The Wall Street Journal, саммит будет первым крупным мероприятием с участием американских, японских и китайских военных после того, как Китай "взбудоражил регион, развернув строительство нефтяной платформы в водах, на которые претендует Вьетнам". Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже успел изложить в прессе так называемую "доктрину Абэ" - взгляды Японии на усиление обороны во взаимодействии с партнерами, в том числе США, для поддержания безопасности в АТР. Предполагается, что Япония предложит Китаю и ассоциации южно-азиатских государств "Кодекс морского поведения". Кроме того, премьер-министр Синдзо Абэ может обратиться с инициативой к азиатским странам, имеющим напряженные отношения с Пекином, объединить морские силы безопасности. Минобороны Китая во главе с генерал-лейтенантом Вонгом Гуанжонгом также представит свою "новую концепцию азиатской безопасности", главным лейтмотивом которой станет мысль о том, что азиатские страны должны сами решать региональные проблемы, без вмешательства США. Как пишут китайские СМИ, на мероприятии возможны провокации со стороны японской делегации. Ранее были разговоры, что Китай будет бойкотировать саммит в знак протеста против участия в нем Абэ (из-за его националистических заявлений), но в итоге решено было отправить большую делегацию. Интересы Вашингтона в Сингапуре будет представлять глава Пентагона Чак Хейгл, которому, как сообщают СМИ, предстоит подтвердить приверженность США объявленной президентом Бараком Обамой стратегии сближения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Россию в Сингапуре представит заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов. Известно, что он выступит в рамках пленарного заседания, посвященного анализу подходов ведущих держав к обеспечению мира и безопасности в регионе. Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов рассказал "СП" о сложившейся обстановке в регионе, о ключевых вопросах, волнующих страны АТР, а также о том, как они затрагивают интересы России. - Сейчас самая горячая тема в Азиатско-Тихоокеанском регионе - это территориальный спор между Китаем и Японией вокруг необитаемых островов, которые по-японски называются Сенкаку, а по-китайски – Дяоюйдао. Ситуация обострилась с 2012 года после того, как японское правительство выкупило часть островов у частного владельца. Для Китая это послужило толчком к развертыванию активных действий, потому как он считает эти острова своими, и намерен вернуть их под свой суверенитет. Япония этому, конечно, противится, считая, что никакого спора не существует, а острова исторически и юридически принадлежат ей. Вот отсюда тянется ниточка, которая и приводит к расширению сфер обострения Японии с Китаем. Другая точка напряженности, связанна с тем, что Китай относительно недавно ввел так называемую опознавательную зону ПВО, когда все иностранные самолеты (военные и гражданские) должны сообщать китайским наземным властям о целях входа в нее, маршрут и прочее. Дело в том, что зона захватывает воздушное пространство над спорными островами и накладывается на японскую зону ПВО. Понятно, что это очень опасный момент. Причем, если американцы дали указания своей гражданской авиации связываться с китайцами в целях предотвращения каких-либо ЧП, то Япония этого не сделала. О том, что это довольно взрывоопасная проблема, свидетельствует тот факт, что недавно именно здесь произошел инцидент, который взбудоражил всю Японию. По версии японцев, произошло это 24 мая над Восточно-Китайским морем, когда китайский истребитель Су-27 без предупреждения приблизился на расстояние около 50 м к японскому противолодочному самолету Lockheed OP-3S, а спустя час после этого другой истребитель китайских ВВС пролетел всего в 30 м от одного из японских самолетов электронной разведки. При этом каждая сторона утверждала, что действовала строго в соответствии с международными правилами... Ситуация осложняется тем, что китайские суда регулярно заходят в воды (вокруг этих островов), которые Япония считает территориальными. Если раньше туда заходили суда, принадлежащие океанографическим и рыболовным ведомствам Китая, то теперь - суда полицейской морской службы. И несколько раз в том районе происходили весьма неприятные инциденты… В общем, игра в кошки-мышки вокруг этих остров очень опасна, может привести к непредсказуемым последствиям. Конечно, обе страны это понимают, поэтому постоянно предлагают какие-то меры. Скажем, японцы выступают за то, чтобы установить с китайским военным ведомством линию "горячей связи", чтобы можно было предотвратить какие-то неспровоцированные инциденты, но Китай пока отказывается от этого и т.д. Если брать северо-восточную Азию, то для Японии болевой точкой является ракетно-ядерная проблема Пхеньяна. Японцы считают, что это - самая главная угроза для Токио и для страны вообще. Они говорят: Северная Корея находится близко от Японии, дипломатических отношений между странами нет, и вообще - северокорейский режим непредсказуем, а это значит, что Япония может быть в любой момент атакована ракетами с ядерными зарядами. Насколько эта угроза реальна – другой вопрос, но если посмотреть японские аналитические материалы по безопасности, то на первом месте находится именно ракетно-ядерная программа Пхеньяна. На втором – усиление военной мощи Китая. Кстати, в японских отчетах теперь начала мелькать и Россия, как страна, которая может представлять военную угрозу. Их беспокоит деятельность наших вооруженных сил на Дальнем Востоке, в частности – тот факт, что возросло количество вылетов российских самолетов, которые приближаются и облетают японский архипелаг… "СП": - На ваш взгляд, какова вероятность того, что будет принят "Кодекс морского поведения"? И возможно ли в нынешних условиях объединение морских сил региона, чтобы противостоять Пекину? - Думаю, в нынешних условиях это невозможно. Да, Япония действительно хочет мобилизовать страны Юго-Восточной Азии, подтянуть их к противостоянию с Китаем. Так, в Южно-Китайском море существует серьезные территориальные противоречия между Китаем и группой стран, среди которых Филиппины, Вьетнам, Малайзия и др. С ними Япония и старается объединить силы, чтобы противостоять так называемой китайской территориальной военно-морской экспансии. Это видно и по визитам японских деятелей в Манилу, в Ханой, и по тем договорам и соглашениям, которые заключаются. Так, Япония обещала поставить Филиппинам десять огромных патрульных кораблей. Но! Япония хочет, чтобы все страны АСЕАН присоединились к ней и создали общий антикитайский фронт. Но пока у нее это не получается. В рамках АСЕАН регулярно проводятся форумы, на которых Япония пытается ставить вопрос единства, однако из этого пока ничего не выходит. Думаю, идея принятия "Кодекса" так же вряд ли будет реализована. АСЕАН – организация неоднородная: к примеру, Филиппины и Вьетнам готовы сотрудничать с Японией, но тот же Таиланд, где сильно влияние китайской диаспоры, в этом плане очень осторожен, и он не желает обострять отношения с Китаем, идя навстречу стремлениям Японии. К тому же АСЕАН хоть и является ареной экономического противоборства между Японией и Китаем, однако сильно зависит от Пекина в экономическом плане. "СП": - Как пишет зарубежная пресса, китайская сторона на саммите выступит с инициативой - решать проблемы в регионе без участия США. Это возможно? И действительно Япония в будущем может перехватить у США роль ведущей державы в АТР? - Обеспечивать безопасность в регионе силами самих азиатов – идея, конечно, хорошая, правильная, но малоосуществимая. Америка - мощнейшая экономическая и военная держава, и она никогда из региона не уйдет. Потому что в глобальных масштабах он становится номером один. Неслучайно же Обама провозгласил "pivot", то есть поворот Америки в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, и, прежде всего, - в военном отношении. США – это не та страна, которую можно так запросто выпихнуть оттуда, чтобы создать коалицию стран сугубо азиатской направленности. Тем более что США имеют договоры о коллективной безопасности с рядом стран – с той же Японией, с Южной Кореей. В свете китайской угрозы Штаты собираются развивать сотрудничество с Филиппинами, говорят, что там чуть ли не морские пехотинцы будут размещены… То есть многие страны рассматривают США как козырь, как гарант против господства китайской гегемонии. К примеру, Вьетнам: он также активно сближается со Штатами, несмотря на прошлый военный конфликт… Что касается усиления роли Японии, то действительно: японцы потихоньку начинают терять доверие к своему главному политическому союзнику. К примеру, их огорчает, что, несмотря на то, что спорные острова входят в сферу деятельности американо-китайского договора безопасности, США им говорят: этот вопрос вы должны решать самостоятельно. К тому же японцев настораживает тот факт, что США подозрительно быстро смирились с введением Китаем опознавательной зоны ПВО. В целом японцы опасаются, что американцы в обход Токио могут попытаться установить с Пекином какие-то двусторонние отношения, создать что-то вроде G2: это идея то реанимируется, то исчезает, но окончательно пока никуда не уходила… В свою очередь, вряд ли США допустят, чтобы Япония вышла из-под их контроля и превратилась в самостоятельную державу. Тем более что тут же встает вопрос о ее выходе из-под американского "ядерного зонтика". Япония тогда будет вынуждена ставить вопрос о создании собственных ядерных сил. Тогда заволнуется весь регион, тут же "ядерную" идею подхватит Южная Корея, которая в свое время так же пыталась создать ядерное оружие, но под давлением американцев отказалась продолжать работы. Американцы, кстати, начинают оказывать сдерживающее влияние на Японию, им не все нравится в том курсе, который проводит Абэ. Например, он говорит, что США – главный союзник Японии, но при этом делает ряд националистических заявлений о том, что нужно пересмотреть оценки Второй мировой войны и т.д. Американцы это осуждают, потому во время той войны США и Япония были противниками... Или когда Абэ посетил храм Ясукуни, в котором поклоняются душам 2,5 тыс. японских солдат, отдавших жизни за императора и великую Японию, в том числе и 14 военных преступников "класса А", которые были казнены по приговору Токийского трибунала, первым о своем недовольстве той поездкой заявило именно американское посольство. США не заинтересованы в том, чтобы Япония возрождалась как военная держава. Хотя с другой стороны американцы выступают за то, чтобы Япония пересмотрела нынешнюю трактовку своей мирной Конституции, которая предполагает отказ от права на коллективную самооборону. А что такое коллективная самооборона? Если Япония, скажем, будет атакована внешним противником, то США обязаны прийти ей на помощь, однако, если атака будет совершена на американцев, то Япония это делать не обязана. Абэ выступил за принятие другой трактовки, которая бы разрешила японским вооруженным силам помогать американцам в случае военной угрозы. Но тогда Япония получит право сбивать северокорейские ракеты, которые будут лететь через японское пространство в сторону США. То есть американцы, под видом обеспечения безопасности в регионе, лоббируют свои национальные интересы. Таким образом, можно отметить две тенденции: с одной стороны, японо-американское сотрудничество усиливается, с другой – Япония (конечно, не на официальном уровне) сомневается в надежности американцев. "СП": - Как такая сложная ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе влияет на Россию? - Россия эта напряженность невыгодна. Не дай бог, если между Японией и Китаем разразится "горячая война", то она будет происходить возле наших границ. В военном отношении мы вряд ли будет втянуты в этот конфликт по той простой причине, что не имеем с Китаем договора о военной помощи, как это было в 1950-е годы, а вопрос о военном союзе с Китаем не ставит ни российская, ни китайская стороны. Однако если начнется "заваруха", то США будут вынуждены там участвовать, а это приведет к их прямому столкновению с Китаем. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы у нас на границе был мир и спокойствие, а сегодняшние спорные моменты между Китаем и рядом стран был улажены. Это не тот случай, когда мы должны следовать принципу "разделяй - и властвуй". Хотя в условиях обострения отношений между Россией и Западом, имея точки соприкосновения с Пекином, получается, что мы оказываемся с Китаем по одну сторону баррикад. Поэтому можно сказать, что прорисовывается некая линия противостояния: США и Японии с одной стороны, а с другой – Россия и Китай. Хотя эта линия слабая, но игнорировать ее не стоит. "СП": - В рамках саммита можно урегулировать какие-то спорные вопросы? - Конкретные споры вряд ли там могут быть решены. Но в целом, хорошо, когда есть площадка для диалога, где стороны пытаются достичь каких-то компромиссных решений в сотрудничестве. Подобные форумы сглаживают атмосферу общения, препятствуя обострению обстановки, однако территориальные проблемы на саммите решены не будут. |