Вторая мировая война стала могильщиком классического колониализма. Ее окончание дало толчок национально- освободительным движениям всем некогда порабощенным народам по всему миру. Одна за другой страны начали провозглашать себя независимыми и суверенными, вольными по своему усмотрению вести государственную политику и распоряжаться имеющимися природными ресурсами. Но, как оказалось, последнее требование представляет угрозу национальным интересам США. Позволить допустить это они себе не могли.Прецедентом нового вида установления контроля над ресурсами суверенного государства стала операция "Аякс", проведенная в 1953 году в Иране Центральным Разведывательным Управлением США по просьбе британского правительства и при поддержке МИ-6. Демократически выбранное правительство Ирана во главе с премьер-министром Моххамедом Моссадыком, провозгласив курс на национализацию нефтяной промышленности, контролируемой Лондоном по договорам времен Первой мировой войны, автоматически стали врагом номер один западного мира. Свержение премьер-министра, названного Times человеком года в 1951, было оформлено спецслужбами как борьба народа против тиранического правительства. На Моссдыка лились обвинения во всех смертных грехах: от антиисламизма и коррупции до скрытой поддержки коммунизма. Эта операция стала бабушкой современных "цветных революций".
После окончания кампании все вернулось "на круги своя". Транснациональные корпорации получили иранскую нефть, а США - новый инструмент подчинения неугодных.
В течение следующих 60 лет подобные операции были проведены по всему земному шару. Любая странна, представляющая хоть какую-то ценность, была подвержена неизбежному подчинению США по доброй воли, или же с помощью спецслужбистских переворотов. Латинская Америка, Ближний Восток, страны Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона были охвачены волной подобных революций.Каждый правитель, решившийся проводить политику в интересах своего государства, становился очередной мишенью мирового блюстителя и гаранта независимости, прав и свобод. Но нужно отдать должное правительству США, в первую очередь они использовали механизмы "мягкой силы", менее затратные и более действенные. Сначала на страны обрушивались политические и экономические санкции, "уговоры" специалистов вступить на правильную тропу и заманчивые международные кредиты, сулящие огромные прибыли, но на самом деле призванные взять в оборот очередное государство, у которого на этом этапе уже нет никакой возможности избежать уготованной ему участи.
Международные финансовые, банковские и торговые организации используются США, как инструмент, позволяющий загнать белку в колесо, от работы которого пожинают прибыли финансово-правительственные круги Вашингтонско-Нью-Йоркского картеля. Вгоняя очередную жертву третьего мира в капкан свободной торговли, составляются прогнозы на развитие промышленности и инфраструктуры страны, делаются акценты на увеличение объема рынка после открытия границ и предоставляются всевозможные оптимистические надежды на преодоление отставания и индустриализацию. И это в то же время, когда США очень тщательно ограничивают свой внутренний рынок и оказывают огромную поддержку аграрному сектору.
Но теория, подкрепленная огромным числом практических примеров, говорит совсем о другом. Отсталые страны, не обладающие развитой промышленностью, с сырьевой экономикой не имеют ни малейшего шанса на индустриализацию при либертарианской модели торговых отношений и "честной конкуренции" на мировом рынке. В первую очередь потому, что сырье не может составлять конкуренцию товарам, требующих для изготовления специальных навыков и материально-технической базы. Государства попадают в ресурсную орбиту западного мира, чаще всего даже начиная закупать готовую продукцию, произведенную на западе из их же полезных ископаемых, но, уже оставаясь в минусе. Эффективность сырьевой экономики не может противопоставлять себя эффективности производительной экономики на условиях свободного рынка. Единственное, к чему это может привести, - обнищание.Для иллюстрации возможности достижения успеха в такой ситуации необходимо обратить свой взгляд на юго-восточные страны, такие как Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Китай и т.д., которые открывали свои рынки только после перехода на индустриальные рельсы, осуществляемый в условиях протекционизма. А некоторые и до сих пор пользуются регулированием экономики государством, вступая в международные торговые организации лишь на определенных, выгодных для государства условиях.
Но, к сожалению, как мы можем видеть в ретроспективе, XX век стал не только концом колониального строя, но и его началом.
|