Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

ООН потребовала от Израиля покинуть Палестину
Путин постановил увеличить штатную численность Вооруженных сил
В Россию вернулись более ста военных, захваченных в плен в Курской области
НАТО решает, вовлекаться ли в конфликт на Украине напрямую, заявил Путин
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
"Саудовской Аравии и за 10 лет не избавиться от зависимости Ормузского пролива"
21.07.12 00:04 Ближний Восток

Накануне западные СМИ сообщили о том, что в ОАЭ открылся новый нефтепровод, позволяющий отгружать нефть на танкеры в обход Ормузского пролива, перекрыть который Иран активно угрожает с декабря прошлого года. Речь идет о нефтепроводе из провинции Абу-Даби к порту Эль-Фуджейра, длиной около 400 километров. Несмотря на то, что строительство и завершение проекта откладывалось несколько раз, власти ОАЭ, наконец, провели официальную церемонию открытия. Стоимость нефтепровода оценивается в $3,5 млрд, но уже в ближайшие недели он сможет пропускать около 1,5 млн баррелей в сутки или 65% экспортных объемов Эмиратов. Параллельно Саудовская Аравия заявила о том, что модернизировала трубопровод от месторождения углеводородов в Восточной провинции до терминала Янбу в Красном море, через который можно будет перекачивать до 2 млн. баррелей в сутки.

Представители этих стран пояснили, что наращивание мощности транзитных трубопроводов не является ответом на угрозы Тегерана о перекрытии Ормузского пролива в случае военной агрессии. В то же время, стоимость проектов и форсированное завершение говорит о противоположном. Ведь, в случае, если пролив, все-таки, будет перекрыт, глобальный рынок нефти не досчитается 17 млн баррелей в сутки, что спровоцирует очень тяжелые последствия для глобальной экономики, не говоря уже об экономике самих стран залива, которые потеряют основную экспортную магистраль углеводородов.

В определенном смысле, строительство нефтепроводов и диверсификация экспортных маршрутов нефти для стран Персидского залива вызваны опасениями конфликта с Ираном и его угрозами по перекрытию Ормузского пролива. В то же время, они не являются конъюнктурными, поскольку нестабильной ситуация вокруг иранской ядерной программы остается уже минимум 10 лет. Тем не менее, странам Персидского залива не удастся избавиться от зависимости Ормузского пролива еще, по крайней мере, десятилетие. Таким мнением поделился с Накануне.RU руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Вопрос: Вчера заработал на экспорт нефтепровод из Абу-Даби в Эль-Фуджейра, в ОАЭ, в обход Ормузского пролива на полтора миллиона баррелей в сутки. Сообщается о том, что и Саудовская Аравия модернизировала свои нефтепроводы, чтобы избежать зависимости от Ормузского пролива. На Ваш взгляд, связаны ли это проекты с угрозами Ирана по перекрытию пролива, либо речь идет о собственных, долгосрочных самодостаточных проектах?

Константин Симонов: В Вашем вопросе нет противоречия. Дело в том, что иранская тема муссируется на протяжении достаточно большого количества времени. Фактически, около 10 лет уже стоит вопрос про иранскую ядерную программу. Поэтому, безусловно, решение Саудовской Аравии напрямую связано с угрозой со стороны Ирана перекрыть Ормузский пролив, но это не противоречит второй части Вашего вопроса, о долгосрочных стратегических планах. Безусловно, это решение не конъюнктурно, оно давно уже принято, потому что там прекрасно понимают тот колоссальный риск, который содержит угроза Ирана перекрыть Ормузский пролив. Естественно, что вся экспортная политика Саудовской Аравии строится, как раз, на попытках перекинуть часть экспорта в Красное море и ровно то же самое делают остальные государства Залива, например, Катар.

Вопрос: А какие проекты у Катара в Красном море?

Константин Симонов: Не секрет, почему Катар агрессивно выступает за ликвидацию режима Асада в Сирии – потому что Катар планирует построить с Саудовской Аравией газопровод через территорию Сирии в Турцию. А весь экспорт со стороны Катара тоже идет через Ормузский пролив. Все государства Персидского залива прекрасно понимают, что военная операция в Иране, если она начнется, неизбежно затронет Саудовскую Аравию, отношения сейчас между Ираном и Саудовской Аравией крайне тяжелые, они усугубляются противостоянием суннитского режима саудитов и шиитского в Иране. Я абсолютно убежден, что Иран, если будет акт агрессии со стороны либо США, либо Израиля, нанесет удар и по Саудовской Аравии.

Нефтепроводы в обход Ормузского пролива, Саудовская Аравия, ОАЭ|Фото: Накануне.RU

Нефтепроводы в обход Ормузского пролива

Вопрос: Все говорят о том, что минировать Ормузский пролив довольно опасно, потому что сложно будет его разминировать, когда такая необходимость возникнет. Иран, на Ваш взгляд, пойдет на такой рискованный шаг?

Константин Симонов: Первым делом он перекроет Ормузский пролив, сделать это крайне просто, с учетом того, что там идут танкеры с нефтью, там достаточно несколько танкеров поджечь - и пролив будет перекрыт. Саудовская Аравия это прекрасно понимает и пытается минимизировать эти риски, занимается сейчас "апгрейдом" этой системы, перекидывает нефтепроводы в Красное море, откуда можно уже и в Средиземное море выходить, и другие пути там существуют. Поэтому, все это давняя стратегическая политика стран залива. Но здесь речь идет только о частичных поставках, и мы прекрасно понимаем, что если будет перекрыт Ормузский пролив, то все объемы в Красное море пока не перекинуть. И вопрос здесь очень простой встает: что раньше – война начнется или Саудовская Аравия и остальные страны Персидского залива сумеют построить трубопроводные маршруты, чтобы нагрузку на Ормузский пролив сократить.

Вопрос: Можно сказать, что вот такая диверсификация существенно снижает возможности влияния Ирана на ситуацию?

Константин Симонов: Диверсификация, конечно, происходит, но Вы не забывайте, что сегодня, если Саудовская Аравия выпадет из добычи, то все вот эти варианты обходного экспорта, конечно, хороши, но недостаточны. Даже если просто на цифры посмотреть – в 2011 году через Ормузский пролив проходило 17 млн баррелей в сутки – это очень серьезная цифра. При этом, Саудовская Аравия всего добывала 11,2 млн баррелей в сутки. Посудите сами, какой объем там нужно перекинуть – все, что добывает Саудовская Аравия и еще половину этого. На сегодняшний день таких мощностей нет. Все эти нефтепроводы – это хорошо, но обеспечить транзит 17 млн баррелей в сутки они просто не в состоянии. И больше на рынке такой объем нефти взять просто негде. Саудовская Аравия в прошлом году обогнала Россию, а тут, я повторю, нужно "полторы Саудовские Аравии" перекинуть – это просто невозможно. Поэтому, невзирая на все эти обходные пути, в случае перекрытия Ормузского пролива мировой рынок нефти рухнет вне всякого сомнения.

Вопрос: А сам по себе ввод таких транзитных путей оказывает какое-то влияние на стоимость нефти, пусть чисто психологическое?

Константин Симонов: Да все люди, которые этим профессионально занимаются, они все это знают. Цифры я Вам назвал – какой тут психологический эффект? Представьте, Вам отрубят голову, но волосы на ней оставят – окажет это какой-то психологический эффект? Думаю, не особо. На каких-то обывателей, может быть, это и окажет некое позитивное воздействие, но, мне кажется, цифры лучше всего говорят, что это все, как мертвому припарка.

Вопрос: А существуют дополнительные проекты по нефтепроводам в этом регионе?

Константин Симонов: Существуют и по нефти и по газу, я Вам уже говорил о некоторых из них. Но все упирается в объем и сроки. Ведь вопрос Ирана – вопрос нескольких ближайших лет. За это время столько труб физически не построить, поэтому полностью снять угрозу Ормузского пролива Саудовская Аравия в ближайшие лет десять точно не сможет.
 

sherdan21.07.12 13:00
Конкурентные преимущества РФ.
Труба (пока 2 ветки) Nord Streamа проходит по дну, где температура +4 Ц. Наши наземные газопроводы и нефтепроводы (не имеющие проблем с водой для насосных станций перекачки, чай не в пустыне) зимой при хорошем минусе, что хорошо для повышения плотности природного газа и не очень для нефти из-за повышения вязкости, но препятствует газификации легкокипящих компонентов нефти.
Этот солнцепек в широтах Аравийского полуострова и близость к экватору- громадный минус в производстве и транспорте СПГ (Залив мелок и вода для охлаждения теплая, никакого сравнения с Арктикой, даже с глубинами в 150 м для труб водозабора в морях поглубже, напр. Средиземном) и перекачке по стальным трубопроводам. Вся эта масса трубопровода (сталь + содержимое перекачки- газ, нефть) нагревается на солнцепеке и за ночь особо и не остывает. Танкеры, хоть и металлические, находятся в воде, хоть и теплой, но не горячей же, и имеют возможности для создания термоизоляции (это не сотни км трубопроводов изолировать) и отвода продуктов газификации на работу двигателей танкера.
Мега-ГНКС в Катаре типа КС "Береговой" тоже схожа с производством СПГ и также требует холодной воды для охлаждения, с чем в Заливе проблемы.
Воздух днем также горячий и менее плотный, с чем хорошо знакомы автомобилисты в летнюю жару. С наступлением же ночной прохлады тяга мотора возрастает (плотность воздуха возросла и кислорода в двигатель стало поступать больше).
artyom22.07.12 21:07
> sherdan

Этот солнцепек в широтах Аравийского полуострова и близость к экватору- громадный минус в производстве и транспорте СПГ (Залив мелок и вода для охлаждения теплая, никакого сравнения с Арктикой, даже с глубинами в 150 м для труб водозабора в морях поглубже, напр. Средиземном) и перекачке по стальным трубопроводам. Вся эта масса трубопровода (сталь + содержимое перекачки- газ, нефть) нагревается на солнцепеке и за ночь особо и не остывает. Танкеры, хоть и металлические, находятся в воде, хоть и теплой, но не горячей же, и имеют возможности для создания термоизоляции (это не сотни км трубопроводов изолировать) и отвода продуктов газификации на работу двигателей танкера.

Мега-ГНКС в Катаре типа КС "Береговой" тоже схожа с производством СПГ и также требует холодной воды для охлаждения, с чем в Заливе проблемы.

Воздух днем также горячий и менее плотный, с чем хорошо знакомы автомобилисты в летнюю жару. С наступлением же ночной прохлады тяга мотора возрастает (плотность воздуха возросла и кислорода в двигатель стало поступать больше).

Зря Вы так недооцениваете арабов и их заокеанских хозяев. Подавляющее большинство описанных Вами проблем становятся совершенно ничтожными если принимать во внимание горизонтальное бурение. Достаточно бурить скважину не от поверхности НАД залежами, а от нефтеналивного терминала. Или даже непосредственно от НПЗ. В итоге: солнцепёка - нет, стали на трубопроводы нужно меньше (породы помогают, кое-где в прочных породах труба не нужна вообще), воздух - не мешает, воды на охлаждение - не надо, сжижать газ - не надо (давление и так большое, достаточно не снижать его). И многое другое. Включая недоступность для посторонних. Единственный минус - сложность бурения таких сверхдлинных горизонтальных скважин. Ну так и решают же её: вся эпопея с добычей сланцевого газа по всему Миру изначально задумывалась именно для разработки, внедрения и улучшения таких технологий горизонтального бурения в ЛЮБЫХ геологических условиях и на любых расстояниях (НИИ ЛАЗа ссылка Технология стала считаться работоспособной после того, как в Польше неожиданно изчезли залежи газа ( ссылка В то время, как в США (исключительно из внутриамериканских скважин) его стали добывать всё больше и больше.

Так что светлое будущее ПОДсредиземноморских газо- и нефтепроводов не за горами! Никто не позволит тоталитарному и нерукопожатному Ирану взяться за арабские *йца!

artyom22.07.12 21:11
Тянуть трубы из Персидского Залива в Красное море - верх идиотизма. Или, наоборот, знание какой-то засекреченной информации о Планах сильных Мира сего... Или надо тянуть трубы к Средиземному морю (и дальше), или к Арабскому морю.
ti-robot24.07.12 08:53
Тянуть трубы из Персидского Залива в Красное море - верх идиотизма

Стоимость нефтепровода оценивается в $3,5 млрд,

Ребята могут 100 трубопроводов прокинуть вдоль и поперек. Наполнение этих труб - проблема арабов, а стоят зайчики типа Бектал.
главный добродей25.07.12 16:50
> artyom
Тянуть трубы из Персидского Залива в Красное море - верх идиотизма.
Если будет война в Иране - с плаваньем танкеров по персидскому заливу могут быть проблемы. А терминал в Красном море - спокойно будет работать.
artyom25.07.12 20:18
> главный добродей
> artyom Тянуть трубы из Персидского Залива в Красное море - верх идиотизма.
Если будет война в Иране - с плаваньем танкеров по персидскому заливу могут быть проблемы. А терминал в Красном море - спокойно будет работать.
1. Война в Иране (или в Персидском заливе) без прямого участия и поддержки Саудовской Аравии невозможна. И её уязвимые точки обязательно подвергнутся атаке. Где бы не находились. Руки у иранцев достаточной длины и силы, чтобы дотянутся и до Красного моря.
2. Верх идиотизма - по причине наличия ДВУХ узких мест для транспортировки из терминалов в Красном море: Суэцкий канал и Баб-Эль-Мандебский пролив. Так что терминалы работать будут, а вот танкеры - вряд ли...
главный добродей25.07.12 20:39
> artyom
> главный добродей
> artyom Тянуть трубы из Персидского Залива в Красное море - верх идиотизма.
Если будет война в Иране - с плаваньем танкеров по персидскому заливу могут быть проблемы. А терминал в Красном море - спокойно будет работать.
1. Война в Иране (или в Персидском заливе) без прямого участия и поддержки Саудовской Аравии невозможна. И её уязвимые точки обязательно подвергнутся атаке. Где бы не находились. Руки у иранцев достаточной длины и силы, чтобы дотянутся и до Красного моря.
2. Верх идиотизма - по причине наличия ДВУХ узких мест для транспортировки из терминалов в Красном море: Суэцкий канал и Баб-Эль-Мандебский пролив. Так что терминалы работать будут, а вот танкеры - вряд ли...
Иран дотянется до Красного моря ? или до Суецкого канала ? ой. я щас его боятся буду..... это иранскому самолету нужно лететь над всей СА причем расстояние по прямой 1500 километров....
artyom25.07.12 22:09
> главный добродей Иран дотянется до Красного моря ? или до Суецкого канала ? ой. я щас его боятся буду..... это иранскому самолету нужно лететь над всей СА причем расстояние по прямой 1500 километров....
1. Подозреваю, что никто никуда не полетит. Ибо достаточно серии терактов. А если не орать о своём авторстве, то свалить вину можно хоть на памирских тюленей, хоть на слонов о.Пасхи...
2. Бояться Ирана не надо. Тем, кто ему не гадил...

главный добродей25.07.12 23:54
> artyom
> главный добродей Иран дотянется до Красного моря ? или до Суецкого канала ? ой. я щас его боятся буду..... это иранскому самолету нужно лететь над всей СА причем расстояние по прямой 1500 километров....
1. Подозреваю, что никто никуда не полетит. Ибо достаточно серии терактов. А если не орать о своём авторстве, то свалить вину можно хоть на памирских тюленей, хоть на слонов о.Пасхи...
2. Бояться Ирана не надо. Тем, кто ему не гадил...

достаточно серии терактов, чтобы Иран остался без нефти и завтра начались голодные бунты. Это оружие обоюдоострое и сауды им тоже владеют.
Иран поддерживает Хизбаллу. это террористы и фанатики. это раз. И это многое говорит об Иране. Ну и фактор 2 - Иран может быть и не виноват. Просто заварушка в Персидском заливе так или иначе повлияет на движение танкеров (даже если все что плавает под флагом Ирана потопят в первый день) Саудам хочется иметь терминал в стороне от этого клоповника. При их деньгах - они могут себе это позволить....
Главный Злодей26.07.12 00:22

достаточно серии терактов, чтобы Иран остался без нефти и завтра начались голодные бунты. Это оружие обоюдоострое и сауды им тоже владеют.

Феерическая, с причмокиванием, подпиндосная фантазия нижайшего пошиба. Особенно смешная, что у саудовцев как раз стрельбы и волнения.

это иранскому самолету нужно лететь над всей СА причем расстояние по прямой 1500 километров....

Зачем самолёт? У них баллистические ракеты есть. И много ещё чего интересного, причём имеет склонность появляться на вооружении неожиданно.

Иран поддерживает Хизбаллу. это террористы и фанатики. это раз. И это многое говорит об Иране.

А саудовцы поддерживают(ли) чеченских ваххабитов. Это о них ничего не говорит?

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем

 Новостивсе статьи rss

» "Высокоточные комплексы" досрочно поставили партию ПЗРК "Верба"
» Взрывы пейджеров и раций в Ливане унесли жизни 37 человек
» ЕП принял резолюцию с призывом разрешить удары Киева вглубь России
» Россия нарастила выпуск особо востребованных вооружений, заявил Путин
» Израиль создал подставную компанию для производства пейджеров, пишут СМИ
» Дмитрий Патрушев: благодаря инвестквотам построены 29 промысловых судов
» Главком ВМФ оценил готовность применить "самое мощное" оружие подлодок ТОФ
» Объем вложений России в гособлигации США упал до рекордного значения

 Репортаживсе статьи rss

» Историк рассказал о крушении польского государства в сентябре 1939 года
» Российские алмазы обложили санкциями. После этого мировой ювелирный рынок начал рушиться
» Многовекторный Вьетнам
» Искусство элегантной коррупции
» "Общаться напрямую и рассказывать правду": в Москве открылся Медиасаммит БРИКС
» В Литве «верхи» озаботились скорым «цивилизованным расчленением России»
» Другая эпоха. Куда смотрят Сахалин и Курилы
» «На бочке с порохом»: прекратили ли США финансировать лабораторию Лугара в Грузии?

 Комментариивсе статьи rss

» Перезапуск экономик: что снижение ставки ФРС США означает для России и мира
» Долгая трудовая жизнь
» Спектры интересов: российские ученые разрабатывают новые космические обсерватории
» Георгий Бовт: При сокращении поставок титана "недружественным странам" Россия сможет найти спрос внутри
» Раздражённый дракон. Бессмысленный конфликт с Китаем ведёт Литву к нищете
» Рынок цифровых активов вырастет в пять раз
» Армения и Грузия успели заключить союз против России, Абхазии и Южной Осетии
» Биологическое оружие: о новых задачах американских лабораторий в Центральной Азии и не только

 Аналитикавсе статьи rss

» Цена мирового господства: в США размышляют о тотальной милитаризации на несколько поколений вперёд
» О старых заветах Маккиндера и пользе вспоминания основ геополитики
» Дмитрий Некрасов, экономист. О состоянии российской экономики и искажаемой СМИ реальности
» "Ситуация в экономике складывается лучше ожиданий": Эксперты - об обновленном макроэкономическом прогнозе Минэка до 2027 года
» Геополитика Эрдогана: как Турция намерена доминировать на Черном море
» Кровавый Кантар: как США готовили войну в Казахстане
» Чтобы поддержать стареющие ВМС США, пора вернуть каперов
» Пол Крейг Робертс: экономическое положение Запада
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"