Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Подполье сообщило о массовом перемещении техники НАТО в Польше
Армения законопроектом о ЕС начала выход из ЕАЭС, заявил Оверчук
Индонезия вступила в БРИКС в качестве полноправного члена
С Новым Годом!
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Банкиров загоняют в рамки дозволенного
15.06.12 22:44 Экономика и Финансы

Регуляторы крупнейших стран пытаются установить новые правила игры в финансовом секторе. Цель – исключить повторение кошмара, пережитого мировой экономикой после краха Lehman Brothers.

Финансовый кризис и его последствия в очередной раз станут одной из главных тем саммита G20 в мексиканском Лос-Кабосе. Хотя угроза скатывания в повторную рецессию еще не ликвидирована (особенно для Европы), постепенно фокус дискуссии сдвигается от средств экстренного "пожаротушения" к превентивным мерам. Здесь "большой двадцатке" пора подводить промежуточные итоги, ведь обязательство усилить регулирование финансового сектора она взяла на себя еще в сентябре 2009 года на саммите в Питтсбурге.

По сути, все прилагаемые усилия направлены на решение двух масштабных задач. Во-первых, нейтрализовать угрозу, исходящую от крупнейших игроков рынка, банкротство которых может подорвать стабильность финансовой системы в целом (проблема "too big to fail"). Во-вторых, по сути, с нуля создать правила игры для многочисленных посредников, образовавших теневой сегмент банковской системы (shadow banking). По оценкам экономистов Федерального банка Нью-Йорка, незадолго до кризиса объем пассивов у таких посредников достигал $22 трлн против $14 трлн у обычных банков. Тем не менее эти компании выпадали из поля зрения регуляторов и по большому счету работали без всякого контроля.

Подушки безопасности
С самого начала было ясно, что реформа потребует немалой политической воли и интеллектуальных усилий лучших экспертов. Главными участниками "мозгового штурма" стали Базельский комитет по банковскому надзору и, естественно, американцы. Их усилиями были разработаны основные документы, направленные на решение проблемы "too big to fail".

В первую очередь речь идет о Законе Додда-Фрэнка, принятом в США в 2010 году. Президент США Барак Обама подписывал его со словами: "Благодаря реформам простые налогоплательщики больше никогда не будут платить из своего кармана за ошибки банкиров". Удобный случай проверить правдивость этого обещания пока не представился, но первый практический результат уже есть: в Америке заработал Совет по надзору за финансовой стабильностью  (Financial Stability Oversight Council). На него возложена задача отслеживать уровень рисков в финансовом секторе США. Кроме того, закон предусматривает создание нового механизма "организованной ликвидации", который должен сработать, если угроза банкротства какой-либо финансовой компании – банковской или небанковской – поставит под удар всю систему. Ключевая идея здесь в том, что государство получит контроль над такой компанией и возложит все потери на акционеров, кредиторов, а при самом неблагоприятном исходе – на других участников рынка.

В том же году Базельский комитет обнародовал пакет реформ в сфере банковского регулирования, который получил название "Базель III". Он предусматривает повышение требований к качеству и достаточности капитала кредитных организаций, а также к покрытию рисков, введение двух стандартов ликвидности, "буферов" капитала, позволяющих абсорбировать убытки в периоды стресса, и простого показателя левереджа. В США этот пакет дополнен положениями Закона Додда-Фрэнка, которые делают обязательными стресс-тестирование, уже опробованное ФРС в ходе кризиса. Наконец, и в "Базеле III", и в Законе Додда-Фрэнка говорится о введении повышенных требований к капиталу для 29 крупнейших банков, чьи глобальные масштабы бизнеса предопределяют особую уязвимость мировой финансовой системы в случае возникновения у такого игрока серьезных проблем. Регуляторы надеются, что эта мера не только уменьшит риск банкротства "супергигантов", но и заставит их топ-менеджмент лишний раз взвешивать возможную цену принимаемых решений.

Бой с тенью
Гораздо меньше законодатели продвинулись в борьбе с опасностями, таящимися в теневой банковской системе. Частично на их обезвреживание направлены положения "Базеля III". Принимаются и дополнительные меры. Так, Комиссия по ценным бумагам и биржам США ввела более высокие требования к уровню ликвидных активов у фондов денежного рынка. Однако даже самые ярые сторонники "жесткой руки" осознают, что все это напоминает битву с мифической гидрой: финансовая система постоянно развивается – и даже успешное купирование старых рисков не предотвращает появление новых. "Побочным эффектом новых правил неизбежно станет адаптация: риск будет в очередной раз выдавлен из более регулируемых сфер в менее регулируемые, что увеличит необходимость тщательного мониторинга и надзора за системой в целом", – констатировал в одном из недавних выступлений председатель ФРС Бен Бернанке. К тому же участники теневой банковской системы могут создавать посреднические цепочки, с легкостью преодолевающие национальные границы. Поэтому попытки обложить ее сводом даже самых жестких правил в отдельных странах могут оказаться малоэффективными. 

Впрочем, даже на национальном уровне ужесточение правил игры для финансистов идет очень медленно: сроки появления нормативных документов постоянно сдвигаются. Да и сами правила постепенно размываются всевозможными оговорками, появляющимися под напором банковского лобби. Насколько это может быть опасно, показала история, произошедшая минувшей весной с банком JP Morgan Chase. Размер убытков, которые он понес на операциях с деривативами, поверг всех в шок – $2 млрд всего за каких-то шесть недель. Примечательно, что это произошло именно с JP Morgan Chase – банком, который относительно неплохо пережил кризис, поскольку прежде не слишком увлекался инвестициями в новомодные инструменты. Для банкиров история особенно неприятна еще и тем, что она дает сильный аргумент сторонникам закручивания гаек. И надо же, как раз в тот момент, когда США готовы ввести в действие "правило Волкера", которое ограничивает торговые операции банков на собственные средства. Между тем для регуляторов это вполне отчетливый сигнал: возможно, времени на раскачку и препирательства с обитателями Уолл-стрит у них не так уж много.

Текст: Анна Ким

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны

 Новостивсе статьи rss

» Посол в Москве раскрыл детали договора о сотрудничестве России и Ирана
» Лондон пошел на поклон к Пекину: Британия пытается удержать падающую экономику
» Косиняк-Камыш: Страны НАТО повысят расходы на оборону до 5% ВВП лишь через 10 лет
» Число банкротств в Германии обновило десятилетний максимум
» Действующий президент Хорватии провозгласил победу на выборах
» Партия "Альтернатива для Германии" создает новую молодежную организацию
» Геополитический шторм: жители Гренландии не хотят в США — Financia
» Швеция направит три корабля и самолет для защиты подводной инфраструктуры

 Репортаживсе статьи rss

» ИИ вместо пилота, дуэль истребителей, опасные маневры: летчик-испытатель Сергей Богдан рассказал "РГ" о нюансах профессии и современных самолетах
» Японский историк написал книгу о геноциде в Донбассе
» "Короли неба" встают в строй: За счет чего российский истребитель Су-57 превосходит всех западных конкурентов
» Спад в китайско-индийских отношениях из-за новых территориальных и водных споров
» Луна должна подешеветь
» Технологический порыв: главные изобретения 2024 года
» Встать в строй: как в 2024 году усилился ВМФ РФ
» Кто придумал Новый год: история и традиции праздника

 Комментариивсе статьи rss

» Эстония и Финляндия хотят бороться с российским «теневым флотом»
» Пакт Шакалиене-Писториуса и другие военные приготовления Литвы
» Нельзя взять и “запретить” разговоры о стойкости России к санкциям
» Алиев потребовал разоружения Армении: мирный договор неуклонно отдаляется
» Политический кризис в Канаде. Что пишут СМИ
» Армения тщетно ищет нового гаранта безопасности: «Терпите, мы на вашей стороне»
» «Битва гигантов» за каналы: Нужны ли они России, если есть Северный морской путь?
» Как Белоусов меняет российскую военную машину

 Аналитикавсе статьи rss

» Мир на краю ловушки ликвидности
» Минутка преодоления трудностей
» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"