Asia Times Online (Гонконг) М. К. Бхадракумар 16.05.2012Туманный занавес софистики, скрывающий в последние годы индийскую политику в отношении Ирана, во вторник был поднят: правительство в парламенте признало, что приняло решение снизить импорт нефти из Ирана.Откровенное признание появилось в день, когда эмиссар Вашингтона, специальный посланник по вопросам энергетики госдепартамента США Карлос Паскуаль прибыл с заявленным намерением об отлучении Нью-Дели от тегеранского топлива. Администрация Барака Обамы будет в восторге от того, что продолжительное дипломатическое и политическое давление на Индию оказалось в итоге плодотворным. Тегеран, со своей стороны, станет рассматривать это, как самую жестокую рану из всех, нанесённых Нью-Дели за прошедшие пять лет. В то же время в восторге главное действующее лицо, прячущееся в тени, – Саудовская Аравия. Тайна остаётся. Что же такое пообещала администрация Обамы правительству Манмохана Сингха в качестве компенсации? Наиболее вероятно, что Манмохан во время недавнего спешного визита госсекретаря США Хиллари Клинтон по проведению консультаций лично с ним (до стратегического диалога США-Индия, который должен пройти в Вашингтона при её со-председательстве), воспринял "список пожеланий" для Индии. Не столь рутинно, как кажется Дели находится под огромным давлением Вашингтона, стремящегося заставить того следовать букве и духу санкций США по Ирану из-за его ядерной программы и срезать поставки сырой нефти из Ирана. До сих пор позиция правительства Индии была – и остаётся – оно связано лишь поддерживаемыми ООН санкциями. Однако, прикрываясь видимостью принципиальной позиции, Индия тихо и неуклонно отступает. Во вторник заместителем министра нефти Р.П.Н Сингхом было озвучено откровенное признание: "В 2010 г./2011 г. и в 2011 г./2012 г. общий импорт сырой нефти из Ирана индийскими компаниями составил соответственно 18,50 миллионов тонн и 17,44 миллиона тонн. На 2012 г./2013 г. плановые цифры импорта сырой нефти из Ирана составляют около 15,5 миллионов тонн". Он сделал вид, что это нормально, но холодная статистика показывает, что в текущем финансовом году Индия урежет нефтяной импорт из Ирана на 11%. Индийская бюрократия никогда не теряется в словах и Сингх добавил: "Чтобы снизить зависимость от любого отдельного региона мира, Индия сознательно пытается диверсифицировать свои источники импорта сырой нефти, что усилит энергетическую безопасность страны". Это взвешенное политическое решение, поддержанное детальным стратегическим исследованием, основано на указании о гармонизации политики индийского нефтяного импорта с вашингтонскими санкциями по Ирану. Нет сомнения, что это в основном политическое решение, если учесть, что сейчас Индия импортирует 80% сырой нефти из более чем 30 стран, и лишь 12% этого импорта – вклад Ирана. Любопытно, что огромным "участвующим" выгодополучателем станет влиятельная индийская корпорация Reliance. Паскуаль внёс предложение о поставках шельфового газа в сжиженной форме для замещения иранской нефти. Reliance удерживает монополию на технологии добычи шельфового газа в Индии и мощно инвестировал в американскую индустрию шельфового газа. Предложение США основывается на великолепном совпадении политических нужд Обамы по изоляции Ирана с индийской энергетической стратегией и огромными потенциальными возможностями Reliance. Американское предложение настолько лукаво, что правительство Манмохана не может его с лёгкостью проигнорировать. Одновременно, краткосрочные выгоды получит Саудовская Аравия, где Индия надеется восполнить недостачу нефтяного потока из Ирана. Рияд получает удовольствие от того, что традиционные связи Индии с Ираном на спаде, и что недавнее "притяжение" Индии к геополитическому полюсу Совета по сотрудничеству государств Персидского залива получило ускорение. Во внутренней политике Индии есть провалы, а Саудовская Аравия и другие мусульманские монархии Персидского залива оказывают сказочное давление, щедро опекая суннитское мусульманское лобби, связанное с различными политическими партиями. Но саудовское влияние в Индии сегодня выходит за пределы суннитского мусульманского электората. Саудиты успешно следуют примеру дипломатии США и Израиля в отношениях с Нью-Дели, раскидывая свои сети в стратегических общинах. В геополитике индийские специалисты поддерживают сторону Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. Идёт постоянный поток визитов руководителей "арабских стран Залива" в Нью-Дели – последним по времени явился колоритный эмир Катара. Индия поучаствовала в первой сессии "Друзей Сирии", собиравшихся в Тунисе. Тегеран не будет счастлив оттого, что Манмохан в очередной раз уступил давлению США и вернул на более низкий уровень отношения с Ираном. Проще говоря, Индия стала экспертом в использовании "иранской карты" ради получения выгод от США. Нью-Дели завлёк Тегеран в круг прагматичных связей, которые совсем не соответствуют индийским обещаниям или иранским ожиданиям, но Иран остаётся в затруднительном положении, не понимая, какой уровень отношений выбирает Индия. Крайне вовремя Индия ловко пользуется нынешней уязвимостью Ирана. Так, воспользовавшись препятствиями, введёнными США в механизм оплат Азиатского клирингового союза в индийско-иранской торговле, Нью-Дели уговорил Тегеран принять систему бартерной торговли (на 45% нефтяного импорта), которая будет эффективно работать в качестве поддержки экспорта индийских компаний на иранском рынке. Иран неохотно, но принял эту сделку, поскольку в нынешнее сложное время склонен поддерживать – так или иначе – свои давние отношения с Индией по нефти. Суть дела в том, что если убрать нефть из ирано-индийских отношений, то они ослабнут практически до нуля. Очевидно, Нью-Дели оценил, что на данный момент отношения представляют большую ценность для Ирана, чем для Индии. В понедельник иранский президент Махмуд Ахмадинежад звонил Манмохану, пытаясь поддержать отношения. Он подчеркнул, что Тегеран не накладывает ограничений на расширение связей с Индией, что традиционные, исторические связи носили "братский" характер, и уверял в "многообещающем будущем". Манмохан ответил осторожно: Индия придаёт значение связям с Ираном и приветствует их расширение "на основе национальных интересов". Существуют некоторые доказательства и того, что Тегеран готовится к понижению уровня отношений. Он парировал повторные попытки Индии запланировать визит генерального секретаря иранского Высшего совета национальной безопасности Саида Джалили в Нью-Дели. Тегеран считает, что консультации лучше проводить тогда, когда Нью-Дели искренне открыт для стратегического взаимодействия с Ираном. Остаётся большой вопрос: что же такое Индия надеется получить от администрации Обамы в обмен на импульсивное решение о соответствии санкциям США против Ирана? Индийская дипломатия работает в поте лица. Начиная с 2006 г., когда в МАГАТЭ Индия стала голосовать против Ирана, тот стал фактором в индийско-американском стратегическом партнёрстве, и Нью-Дели способно им управлять, поскольку Вашингтон крайне чувствителен к региональному положению Ирана. Расчёт времени Манмоханом – великолепен. Хотя Обаме надо принять решение только в июле – исключив Индию из списка стран, не поддерживающих санкции против иранского режима – Манмохан сейчас принял решение срезать индийский нефтяной импорт из Ирана. Ясно, что Нью-Дели присматривается к приближающемуся стратегическому диалогу США-Индия в начале июня. После обсуждения с Клинтон – во время её недавнего визита – будущих направлений стратегического партнёрства, Нью-Дели ожидает ответных действий. Политический престиж Обамы оказался под вопросом из-за иранской ядерной проблемы, особенно в коварный год перевыборов. Манмохан преподносит ему главное "достижение" во внешней политике, заставляя Тегеран выглядеть более изолированным в регионе именно тогда, когда переговоры по иранскому ядерному досье входят в решающую фазу. Если индийские дипломаты не зря получают деньги, то они подкрадываются к стратегическому диалогу США-Индия с прицелом на успех – они не станут работать ради двухгрошовой выгоды. Посол М.К. Бхадракумар был дипломатом индийского министерства внешних отношений. Его назначения включали Советский Союз, Южную Корею, Шри-Ланку, Германию, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турцию. Комментарии: Girish Mishra • Zila school motihari Пожалуйста, вспомните и сравните позицию Индиры Ганди во время освобождения Бангладеш при американских угрозах с позицией нынешнего правительства – и вы увидите, что индийский суверенитет, как государства, снизился. Aakash Kumar • Nazareth Academy, Gaya Очень верно. Больно видеть нашего министра в Лок Сабха во время решительного часа. Его отношение показывает серьёзность намерений правительства в отношении государства и народа. avatar_singh (signed in using yahoo) как заговорщик Манмохан Сингх давал взятки членам парламента за голосование по ядерному вопросу с помощью американских и индийских промышленных денег, Амар Сингх был посредником, это Манмохан Сингх был замешан во взятках в министерстве в 1993 г., когда они едва ушли от падения правительства. Он ещё и совал нос в индийские дела по тестированию ядерной бомбы в 1994 г., и информировал своих американских хозяев так, что американцы давили на Наршина Рао, чтобы тот отказался от ядерных тестов – вот такой заговорщик этот неизбранный премьер-министр! Justin· Top Commenter (signed in using Hotmail) Вот потому Индия, вероятно, никогда не станет независимым полюсом в грядущем многополярном мире. Индия просто сваливается к знакомой роли, которую играла в холодной войне, как член движения неприсоединения. Ещё во времена холодной войны, говоря о своей нейтральной роли, Индия получала выгоды и от Советского Союза, и от США, пока они боролись за влияние в мире. Думаю, этот эпизод показывает, что Индия снова занимается тем же. Хотя не могу сказать ничего уничижительного о подобных сделках в краткосрочном плане, но, кажется, это – единственное, что Индия запланировала и в долгосрочном плане, нечто несоответствующее её внутреннему образу растущей сверхдержавы в ближайшие 20-30 лет. Нет сомнений, такие сделки хороши для компаний и их персонала, а вот что это даст Индии, как национальному государству или простым людям – весьма неясно. Думаю, у Индии нет прагматичного взгляда на то, каково её место в мире и чего бы она хотела. И средний класс, и правительство более фокусируют внимание на престиже, а не на том, как стать сильнее в сложной геополитической обстановке. avatar_singh (signed in using yahoo) считаете, Индия должна стать ещё одним трофеем англов и лучше всего в качестве раба? На самом деле Индия должна присоединиться к Китаю, России и Ирану и уничтожить как можно больше британских и американских войск в короткий срок в грядущей третьей мировой войне, которую начнут Англия и её миньон США.Начало формы calmdaysky (signed in using yahoo) дело в том, что Индия даже после такого снижения останется большим покупателем нефти, чем Китай. В прошлом году она купила больше Китая. Кто знает, сколько она купит через год. Индия не может полностью заменить иранскую нефть. У Ирана её слишком много, и его не убрать с рынка, на него можно давить, но это не смертельно. Justin· Top Commenter (signed in using Hotmail) 22% иранской нефти экспортирует Китай, 14% – Япония, 13% – Индия. Теперь что назвать "большим покупателем, чем Китай"… Оригинал |