Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Китай принимает вызов: в Пекине заявили, что в торговой войне с США пойдут до конца
Глава РФПИ рассказал об итогах визита в Вашингтон
Рекордные цифры. Мишустин отчитался о работе правительства
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Единый подход к истории задается либо государством, либо кем ни попадя
22.05.12 09:10 История: факты и документы

Единство отечественной истории, ее нравственный стержень — важнейшая составляющая культурной политики. Об этом говорит историк, политик и писатель Владимир МЕДИНСКИЙ в интервью Андрею Сорокину.

В одной из своих предвыборных статей Путин легализовал такие понятия, как "общие культурные коды", "единство истории", "культурная политика". Впрочем, вы в своих работах и без всякого Путина этими понятиями руководствовались. У этих понятий в целом какое прикладное значение?

— Собственно, государство может стоять либо на насилии, либо на добровольном объединении общества вокруг системы общепринятых и общепонятных абстрактных ценностей. Понятно, что мы говорим не в категориях "или — или", а в категориях сочетания этих принципов с теми или иными приоритетами. В мирное время это, может быть, проявляется не так ярко, но в моменты кризисов, войн имеет решающее значение. Сила режима определяется не количеством штыков, готовых убивать за деньги, а количеством людей, готовых умереть за этот режим бесплатно. А готовность умереть за абстрактную идею — что, кстати, является главным отличием человека от животного — определяется только идеологией. Как формируется идеология? Она стоит на многих китах, главный из которых — культурный код, а в его рамках — исторический код.

Можно сказать, что исторический код — это часть культурного кода. Культура — это просто более широкое понятие, можно назвать это цивилизационными ценностями.

Как, по-вашему, должна строиться история в связи с идеологией? Не заузит ли идеология исторический спектр?

— История — самая политизированная из гуманитарных наук. История — политика, опрокинутая в прошлое, как говорил академик Покровский, основоположник большевистской историографии. Она объективно политизирована.

Конечно, государство может ей просто не заниматься — тогда историей будет заниматься кто угодно под любым углом. А у школьника будет в голове либо вакуум, либо мусор. Потому что когда тебе в одно ухо говорят, что Александр Невский — герой, а в другое — что он коллаборационист, то, учась в 6-м классе, очень трудно сделать сознательный вывод.

Так что лучше уж государство политизирует историю, чем кто попало или чужое государство. Нельзя это пускать на самотек. Понимаете, ведь русскому языку тоже можно не учить — как-нибудь, мол, на улице научатся. Или литература. Вот мы учим сейчас в школе Толстого, Пушкина, Шолохова, но не учим Баркова, Веничку Ерофеева, Лимонова… Это цензура? В какой-то степени да: признано, что вот этих писателей школьникам знать полезно, а остальных — как повезет. Это и есть программа.

Я считаю, что и с историей подход должен быть такой. Должна быть программа — пантеон героев, реперные точки, аксиомы, которые вы должны знать. Причем знать не по датам — в чем порочность принципа ЕГЭ, который сводится к заучиванию цифр, дат, фамилий, — а знать и понимать логику событий, их закономерности, нравственные основы. Ведь не страшно путаться в точной дате Ледового побоища, но важно понимать, чем оно важно для нашей истории, для нашего народа, в чем был исторический выбор Александра Невского. И в таких вещах ЕГЭ не обойдешься.

Что такое в вашем понимании "единство отечественной истории"?

— У нас принято "искать историческую правду" только в чем-то одном, частном: то это времена Алексея Михайловича Тишайшего, то правда — это Петр Первый, то правда — это большевики, либо правда — это белогвардейцы. Я склонен говорить, что это все — правда в какой-то степени. Где-то мы ошибались, где-то заблуждались, где-то пошли не по тому пути… Но надо перестать оценивать историю по идеологемам — надо оценивать историю по нравственному критерию, по нравственному служению.

Мы не знаем, почему Михаил Фрунзе, служа красным, проявлял большую порядочность, больший гуманизм, чем многие другие красные командиры. Ну вот решил он почему-то, что служить красным — благое дело, и в своих действиях при этом руководствовался привычными нравственными ценностями. А из таких действий история и складывается. Точно так же мы можем найти в тот же период огромное количество извергов-белогвардейцев, равно как и огромное количество белогвардейцев с высокими нравственными принципами.

Поэтому надо все-таки людей различать не по идеологическому, временному, преходящему принципу, не по погонам, а по тому нравственному стержню, который ими двигал. И вот если мы с точки зрения нравственного стержня будем свою историю оценивать, тогда она будет для нас единой, а не рваной. Да, будут какие-то пограничные ситуации, но это будет единая Россия.

То есть именно нравственный стержень? А, допустим, такой стержень, как интерес государства Российского?

— Это производная от нравственного. Возьмем историю Отечественной войны 1812 года — она уже далеко, поэтому проще уйти от преходящих идеологем. Каков был интерес правящей, скажем так, элиты государства? Побить Наполеона, не отдать власть и собственность. Интерес духовенства и подавляющего числа верующих — сохранить православие, потому что армия Наполеона шла как армия безбожников. Ну и известен лозунг Французской революции: повесить последнего короля на кишке последнего попа. Вот с чем они шли к нам. И вот в этом отношении нравственные цели — защита своего уклада, Родины, веры — совпали у народа и элиты, и получилась синергия, получилась Отечественная война.

Есть примеры, когда эти вещи идут в разные стороны. Казалось бы, есть государственный интерес проложить железнодорожную ветку от Транссиба до Порт-Артура через Маньчжурию, через китайскую территорию.

И дешевле, и эффективнее, и торговать так удобнее — очевидный государственный интерес и интерес крупного капитала. Но никто не удосужился объяснить народу, зачем это нужно, чего русскому мужику там делать, под Порт-Артуром, и насколько нравственна эта война с Японией. Японец что — под Рязанью стоит и вере православной угрожает? Нет вроде. Ага, мы тут, оказывается, государственный интерес на чужой земле защищаем. А на поверку даже не государственный, а интерес концессионеров околопридворных.

Так вот и государственный интерес был логичный и правильный, и политика Николая Второго в движении на Восток была совершенно разумной и отвечала государственным интересам. Но эта политика и порожденная ей война не отвечали интересам народа, не имели нравственного стержня, и войну эту мы с треском проиграли даже не столько в военном, сколько в нравственном смысле. Военный неуспех сейчас вообще ставится под сомнение, и в любом случае он был незначителен на фоне нравственного неуспеха. Когда полураспущенная армия перла в эшелонах обратно на Запад и солдаты, мобилизованные крестьяне, демонстративно не подчинялись офицерам и могли даже об офицерский орденок цигарку затушить на глазах у всех — вот когда Февраль начинался, вот откуда пресловутый "приказ №1" Временного правительства взялся. Это было гораздо страшнее, чем усеянные трупами сопки Маньчжурии и заросли кустарника в окрестностях Мукдена. Это было предвестие апокалипсиса Российской империи.

Та картинка русской истории, которую вы продвигаете, перпендикулярна "устоявшемуся и общеизвестному", то есть тем самым расхожим мифам, разоблачению которых вы посвящаете свои книги. По сути, сейчас у наших сограждан мозги набекрень с точки зрения понимания собственной истории. Почему? В чем проблема: плохое образование, недоверие официальным версиям истории — тем более что в них и запутаться недолго — и, наоборот, безоглядное доверие всему альтернативному или пресловутое "преклонение перед Западом" как черта русской интеллигенции, а то и вообще русского менталитета?

— Нет у меня ответа на ваш вопрос. Всего по чуть-чуть, и все оказывает свое воздействие. Пару месяцев назад, когда только-только вышла книжка "Стена", я задал вопрос третьекурсникам МГИМО — ну казалось бы, не самая гуманитарно необразованная аудитория: как звали трех мушкетеров, ну хотя бы "партийные" клички? Все, естественно, в курсе. Хорошо. А как звали кардинала? А следующего за ним кардинала? А герцога, который первый министр при королеве Англии? А королеву Франции? А короля? Оказалось, более или менее знают, только в номере Людовика путаются. Ладно, простительно. А теперь следующий вопрос: назовите имя и фамилию одного российского исторического деятеля — военного, церковного, государственного — той же эпохи. Сколько правильных ответов? Правильно — ноль. Даже не то что правильных — вообще ноль понимания, о каком времени хотя бы идет речь. У нас же в школах до сих пор история России и остального мира идут параллельными потоками, которые не пересекаются. Хорошо, даю подсказку: Ми-нин… Ах, да, конечно, тогда еще и Пожарский. Хорошо — еще одну фамилию? Все. Больше ничего. Какой там Филарет, Гермоген, Шуйский, Лжедмитрий, Скопин…

Это к качеству образования. А на таком качестве образования цветут буйным цветом и воспроизводятся чудовищные фантомы. Я недавно в твиттере выложил забавы ради реальные цифры потерь участников Второй мировой войны — так там изумление. Да не может быть! А как же "семь к одному"? А как же "трупами завалили"? А были и возмущенные: да что вы, мол, тут агитпроп разводите! Мы же знаем, что трупами завалили, у Солженицына так написано, а вот у Бориса Соколова написано, что мы вообще 40 миллионов положили, а еще один самодеятельный историк подсчитал, что якобы большинство мирных граждан погибло не в нацистской оккупации, не в концлагерях и Хатынях, а на нашей территории, потому что советские власти их сами голодом заморили.

Я даже не хочу в этой ахинее разбираться, не хочу уточнять, откуда что взялось, — я хочу эту ахинею сжечь. Даже не потому, что это антинаучно, а потому, что эта ложь обрушивает фундамент, на котором стоит наше государство: обрушивает нашу уверенность в том, что предки жили и погибали не зря. Есть вещи, которые нельзя ставить под сомнение — просто в целях самосохранения. Тем более что эти вещи — просто правда.

Хорошо. Имеем факт: мозги набекрень, а нам нужно их еще раз набекрень поставить — в другую сторону. Как вы себе это практически представляете?

— Технически — государственная политика в области культуры и истории. Я считаю, что министерство культуры должно быть одним из главных в России. Потому что соотношение культуры и экономики — это соотношение такое: что первично, материя или сознание? Мы должны понимать, что они равнопервичны. И когда мы ставим культуру на 25-е место, когда мы сводим нашу культурную политику к проведению "дней Франции в Италии", чем у нас любит наша культурная элита успешно и эффективно побаловаться, это все, финиш. У нас же сейчас Год российской истории, вы не забыли? Вот год провозглашен, и ничего не происходит.

У нас же историческая политика в государстве отсутствует как данность. И культурной политики нет — есть некие акции в области культуры, а политики нет. А историческая политика — слов таких не понимают. Не понимают, что история есть мощнейший фундамент национального самосознания, мощнейший источник патриотизма. Вот как у нас была историческая политика при Сталине, так потом про нее и забыли. Можно как угодно оценивать историческую политику Сталина, но она была. Человек знал в этом толк. А мы к этому относимся просто никак.

У нас в итоге вместо исторической политики одна госкомиссия по поводу 200-летия Отечественной войны — что-то там она делает. И, по-моему, все уходит на ремонт Бородинской панорамы и Триумфальной арки. А что ее ремонтировать? 44 года всего простояла на новом месте после воссоздания — достаточно было просто помыть. Другая комиссия — 400-летие преодоления Смуты, вообще не знаю, чем она занимается. Третья комиссия будет, очевидно, к 400-летию дома Романовых, и тоже не понимаю, что она будет делать, как и зачем. Еще есть 150-летие Столыпина — его кое-как отметили, да и то в первую очередь за счет энтузиазма Михалкова. Так у нас на каждую дату не наберется Михалковых с его таранными способностями. Вот Сталинградской битве — 70 лет. Кто о ней вспоминает? Ну хотя бы Бондарчук в формате 3D…

Ну и как венец всему — в связи с Годом российской истории закрыли комиссию по противодействию фальсификации истории. Не могу сказать, что она как-то сильно себя проявила, но это была чуть ли не единственная инстанция, которая хоть как-то занималась идеологией в государстве в рамках своего участка. У нее было неудачное название, и в условиях отсутствия аппарата, без копейки денег она мало что могла сделать. Но хотя бы как-то она задавала вектор в обсуждении тех или иных тем. Сейчас нет и этого. Пакт Молотова — Риббентропа: была целая хорошо организованная кампания на Западе, призванная узаконить принцип равной виновности нацистской Германии и СССР, абсолютно политическая акция, и вот здесь комиссия поработала. И фильмы были, и книги, я сам ездил с лекциями по странам СНГ, у меня книжка вышла "Война" как результат всей этой работы. Второй вектор — Нюрнбергский трибунал: не так широко, но многое было сделано, по крайней мере, в академических кругах.

Сейчас все это затухнет, и будем вместо государственной политики в области истории Триумфальную арку ремонтировать.

А что, на ваш взгляд, можно было бы сделать?

— На месте гостиницы "Россия" в Зарядье, насколько я знаю, планируется разбить парк. Там было бы логично открыть памятник Гермогену, о котором сейчас говорят. Но почему бы на этом месте вообще не сделать уникальный исторический парк? Эта площадка ведь одним краем упирается в уникальный, чудом сохранившийся историко-архитектурный памятник — палаты Романовых.

Но такой тематический парк в самом центре можно было бы посвятить не только династии Романовых, а вообще истории России. Открыть там памятники историческим личностям разных эпох, проводить там выставки под открытым небом, показывать отрывки из фильмов, давать спектакли, проводить мероприятия исторических клубов. Чтобы это было не просто, стандартно говоря, "любимое место отдыха москвичей", куда можно прийти и ненапряжно выпить пару баночек пива, а чтобы это было такое место отдыха москвичей, где они сами и их дети могли бы каждый раз узнать что-то новое об истории России, посмотреть ее, прикоснуться к ней. Я даже не знаю, есть где-нибудь еще такой тематический парк, но почему бы нам не перенять чей-то опыт, если есть, или не быть первыми, если нет? Такая идея очень уместна, я считаю, в Год истории, раз уж мы его провозгласили.

Вот, к примеру, представим себе: открытие прямо сейчас в Москве памятника Сталину и премьера фильма про Берию — про настоящего Берию, про "прораба империи", — это какой эффект будет иметь? Восстановление справедливости, шаг к единству истории, провокация раскола в обществе?

— Я не считаю, что любая позитивизация тех или иных исторических деятелей может вести к расколу. Даже если до этого приучили думать об этих деятелях плохое, а мы найдем хорошее и вытащим это на первый план, хуже не будет. Гораздо хуже, когда в человеке, который уже икона, начинают искать червоточинку. Вот вы порезались. Есть два подхода. Первый — мазнуть йодом, прилепить пластырь и забыть навсегда. Второй подход — взять ржавый гвоздик, начать себе порез расковыривать и приговаривать: "Как же это меня угораздило! Какой же я неаккуратный! Какой я идиот! Какая я скотина! Вот никто не порезался — один я порезался, потому что неполноценный". Вот так и доковыряешься до ампутации.

Наше общепринятое отношение к собственному прошлому, к собственным героям — ровно по второму сценарию. Да заканчивайте вы в прошлом ковыряться — оно уже прожито. В нем не ковыряться надо — им гордиться надо. И не обходить стыдливым молчанием очевидные успехи и заслуги.

Я уже упоминал историю с пактом Молотова — Риббентропа. Я тогда по телевизору отстаивал перпендикулярное общепринятому мнение — ну вы знаете, принято считать, что это очередное кровавое преступление кровавого сталинизма. На самом деле, понятно — наоборот: это очень своевременное решение, благодаря которому мы обскакали всех на полкорпуса на вираже. Сурков тогда смеялся: мол, Мединский так защищает пакт, будто сам его подписывал. Так вот как раз так оно и есть: именно мы, наша страна, его и подписывали. Это наша страна и наша история.

Нет ли противоречия между единством истории и противоречивостью, неоднозначностью тех или иных событий и их оценок? Демократично ли это — вести дискуссии в академических кругах, а для широкого пользования предоставлять какую-то отобранную версию или трактовку?

— Никакой тут нет недемократичности.

Во-первых, есть вопрос образования. На уровне образования обязательно должны предлагаться канонические версии — максимально взвешенные, максимально выверенные, максимально бесспорные. Не все выпускники общеобразовательной школы станут профессиональными историками и будут рыться в деталях. Но они должны иметь базовый набор знаний, который является самоценностью, тем самым нравственным стержнем. То же самое — русский язык, литература. Не все будут писать стихи и даже не все будут в дальнейшем читать что-то, кроме Донцовой и Марининой. Но все должны знать Пушкина и Гоголя. Это канон, который дается обязательно. Этот гуманитарный канон и закладывает обязательную систему ценностей, на которых и базируется культурный код.

И вот, во-вторых, когда из таких качественных людей путем отбора формируется научное сообщество — в нашем случае историческое, — то пускай внутри него и идут споры, ищутся новые факты. И если в результате этих споров будут убедительно установлены факты, которые противоречат канону, — да, тогда мы подправим канон.

Вот сейчас мы знаем, что за весь период сталинских репрессий с 1921 по 1953 год было вынесено около 800 тысяч смертных приговоров. Предположим, будет научно установлено, что их было больше — только научно, по документам, а не так, что "я прочитал Солженицына и пришел к выводу, что никак не меньше ста миллионов", — тогда мы в каноне к этой цифре добавим новую, доказанную, понимание масштаба трагедии у нас от этого не изменится. Но не надо на этой трагедии спекулировать и бесконечно самоистязаться.

Мифы и контрмифы. Так или иначе, отражение истории в произведениях искусства — это вопрос трактовок и даже домыслов. Есть же разница между мифом о 28 героях-панфиловцах и художественным вымыслом о штурме некой "цитадели" гражданскими лицами с черенками от лопат? Какой вы здесь предложите критерий — как отличить "полезный" миф от "вредительского"?

— Я думаю, по тому же нравственному стержню, о котором мы с вами уже говорили.

Во-первых, домысел или миф не должны противоречить большой исторической правде, логике событий. Во-вторых, они не должны противоречить базовым цивилизационным ценностям, включающим в себя и гордость за свою историю, за свою страну. С этой точки зрения какая разница — было героев-панфиловцев 28, 50 или 130? Хотя, кстати, есть данные, что тот плакатный образ, запущенный в советскую пропаганду в 1941 году, имел вполне реальные основания. Но, как бы то ни было, независимо от цифры образ 28 героев-панфиловцев более чем правдиво, объективно и исторично отражает героизм наших воинов в битве за Москву. Что касается "черенков от лопат", вы знаете по этому поводу позицию Михалкова: снимал не документальное кино, а "военную сказку-притчу". Здесь работают законы другого жанра.

Но меня с этой точки зрения еще больше разочаровал недавний фильм "Шпион". Там тоже объясняют, что снимали "сказку". Обидно, ведь и актеры замечательные, и отработали хорошо, и режиссерские и технические решения, на мой вкус, интересные. Но все впечатление портит ложный "историзм", когда в угоду "сказочному сюжету" искажаются реальные события, их логика, тем более такое трагическое и определяющее для нашего культурного кода событие, как Великая Отечественная война.

Хочу обратиться к деятелям искусств. Если вы делаете "сказку", то не привязывайте ее к реальным, но искаженным вами историческим личностям, замените их такими же вымышленными персонажами, хотя бы как у Абуладзе в "Покаянии" или у Захарова в "Убить дракона". Поверьте, ваши аллегории выглядят гораздо более органично, когда в них задействованы орки и гоблины, эльфы и гномики или уж совсем канонические Чеширский кот и Мартовский заяц. Во всяком случае, это более естественно, чем когда на сюжет в стиле фэнтези наложены конкретные исторические персонажи, и вписан этот сюжет в знакомый исторический контекст.

Как вам представляется практическая реализация культурной политики? Какие эффективные политические инструменты вы видите между цензурой сусловского образца и безынициативностью государства?

— Цензура — ни в коем случае. Это омертвляет культуру. В конце концов, мы это уже пробовали, и плохо закончилось. Государство должно сформировать идеологию, элиты должны сформировать идеологию. И дальше в рамках этой идеологии оказывать системную поддержку. Для этого нужно сформулировать свои стратегические цели, а наше государство не хочет или просто боится свои стратегические цели формулировать.

Цель должна быть понятна: допустим, восстановление единого союзного пространства хотя бы на базе экономического союза с максимальной политической интеграцией РФ, Украины, Белоруссии и Казахстана. Вот понятная цель хотя бы, допустим, на ближайшие десять лет. Дальше просто. Все, что идет в рамках этого, — единая история, общие учебники, строительство домов дружбы, — все во благо. И так каждый день, тысячу раз по тысяче разных важнейших системообразующих вопросов.

Иначе тогда… зачем? Зачем жить? От чемпионата до чемпионата Европы по футболу? Это не масштаб России. Чтобы всенародно мечтать о втором месте на ЧЕ после четвертого, такая огромная, сложная, многомерная страна не нужна. Тогда лучше разделиться и существовать в своих бельгиях. Иначе будет несоответствие формы и содержания. Страна такой формы, как Россия, должна иметь соответствующее содержание.

*** "Стена", на которой сшивается русская история

В начале 2012 года Владимир Мединский дебютировал в жанре художественного литературного произведения — вышел его роман "Стена" об обороне Смоленска во время первой русской Смуты. По сути, Мединский-писатель просто исполнил пожелания Мединскогопублициста: упаковал в литературный сюжет свои представления о позитивной мифологизации русской истории.

Роман характеризуется словом "нормальность": нормальность сюжета, нормальность героев, нормальность эмоций, которые требуются от читателя. На нас идет враг, мы всем народом с ним сражаемся за родную землю — это нормально. Воины на крепостной стене — бесспорные герои, их верные женщины — бесспорные героини, их враги — бесспорно несимпатичные персонажи, а предатели — вообще отбросы. Это тоже нормально. Читатель переживает за наших, которые бьются с чужими, — это совсем уж нормально.

В книге нетрудно найти идеологемы, прямолинейно перенесенные из "Мифов", — о русских национальных нравах и ценностях, да еще в сравнении с нравами и ценностями европейскими; об очевидной вредоносности безалаберного и некритичного смешения одного и другого, а также о смертельной опасности подмены первых вторыми (обратите внимание на типажи смоленских "олигархов").

Отдельное огромное спасибо за уважительно выписанный и без всяких полутонов и оговорок положительный образ Лаврентия. Да, того самого — он у нас в истории один такой. С этим образом Мединский вообще стал первопроходцем. Наконец-то уже.

Конечно, даже при всей масштабности своей фигуры Лаврентий Берия не служил особистом-сокольничим при воеводе Шеине и не участвовал в обороне Смоленска в начале XVII века. Как не участвовали в ней гренадеры Кутузова, красноармейцы Буденного и Рокоссовского. И песню "…нерушимой стеной, обороной стальной разгромим, уничтожим врага" смоленские стрельцы не слыхали. И не шли на Русь в войске короля Сигизмунда III Вазы танки Гудериана и юнкерсы Геринга (а, к слову, единственный Фриц в романе и вовсе положительный герой).

А это, не побоюсь этого слова, такой авторский художественный прием: вот так, без изысков, влобовую Мединский навязывает картину единого и непрерывного характера русской истории, ее вечных ценностей и закономерностей. Он же политик, напоминаю, а осознание нашим обществом такой простой и очевидной истины — это есть насущная и безотлагательная политическая потребность. Грубо и безыскусно? Может быть. Но после многих десятилетий, когда русскую историю изящ но, креативно и искусно дробили, переламывая кости и разрывая живые ткани, я очень рад, что кто-то взялся вот такими грубыми и очевидными стежками сшивать ее обратно на смоленской "Стене".

Андрей СОРОКИН

 

12Х18Н10Т22.05.12 12:22
Про задающих подходы к истории: ссылка
blik22.05.12 13:01

Хочу обратиться к деятелям искусств. Если вы делаете "сказку", то не привязывайте ее к реальным, но искаженным вами историческим личностям, замените их такими же вымышленными персонажами, хотя бы как у Абуладзе в "Покаянии" или у Захарова в "Убить дракона". Поверьте, ваши аллегории выглядят гораздо более органично, когда в них задействованы орки и гоблины, эльфы и гномики или уж совсем канонические Чеширский кот и Мартовский заяц. Во всяком случае, это более естественно, чем когда на сюжет в стиле фэнтези наложены конкретные исторические персонажи, и вписан этот сюжет в знакомый исторический контекст.


Толково. "Ох уж эти сказочки... Ох уж эти сказочники!"

agl22.05.12 13:04
Мединский молодец. Однако, есть у меня к нему и серьезная претензия. Заключается она в том, что он, борясь с мифами, продвигает другие мифы. Да, патриотические и полезные, но мифы. А тот, кто будет копать, неизбежно докопается пусть не до истины, но, хотя бы, до несоответствий и нестыковок в официальной мифологии.
Вот, например, на сайте минобороны новая книга, которую писал, в том числе, и наш новый министр культуры.

ссылка

Чрезвычайно политизированное и популярное издание. Позиционируется как фундаментальная работа, но где она фундаментальная? Минимум цифр и свидетельств очевидцев, и очень много пропаганды.
Аббе22.05.12 15:36
А ведь начинать лесоповал придётся как минимум с Карамзина и Соловьёва. Такие дубы стоят, а рубить придётся.
Хорошо это или плохо, но наша история - смята и начата с Ивана Грозного, который злодей и преужасен. Но хотя бы кто ни будь, европеоиды или русофилы, взял да сравнил его с аналогичной фигурой. Например с Вильгельмом ЗАвоевателем. Незаконорожденный сын, отец которого оставил власть ему в возрасте ВОСЬМИ лет. И целых ДВЕНАДЦАТЬ лет у него не было управы на буйных баронов. Спит рядом с ним его доверенный человек, а утром - у того человека ПЕРЕРЕЗАНО ГОРЛО. и много ещё чего.
Только в 20 лет он смог собрать войска и провести первую в своей жизни битву. И победил мятежников. И гнал их пока были силы у коней. И догонял и УБИВАЛ кучами, как свиней. Потом - прошёлся по герцогству и провёл операцию "Зачистка". Поверьте, это было страшно.
Но эффективно.
И только ПОСЛЕ зачистки и приведения государства в управляемое состояние он смог атаковать Англию и основать новое государство, которое было в разы больше его Нормандии.
Вот МАТРИЦА, вот предшественник, вот ЭТАЛОН, с которым нужно сравнивать деяния Иванов.
Не с соплежуйством мирно проживающих бумагомарак, а с реальным бытием реального главы государства. Коим норманы ГОРДЯТСЯ.
Наши омерзительные человеколюбы требуют от Ивана Четвёртого (в прозвании Грозный - ВТОРОГО), что бы он соответствовал ИХ миропониманию. А их кто ни будь ТАК унижал? Не писак (коим цена известна), а мальчика в чине главы государства.
Кто они такие? Судители по СВОИМ канонам? Так и засуньте эти каноны в ТО время. А после - явитесь людям того времени, да прочтите лекции о СВОЁМ видении мира.
Я заплачу половину ВСЕХ своих денег, какие только есть, только бы снять ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ фильм о том, КАК их там вылечат.
Не надо обращаться к Ивану Четвёртому, мне достатночно его деда - Ивана Третьего, первого из Грозных. Хотя...Не откажусь от исследования реакции Петра Первого. Для такого дела сам изготовлю стеклопластиковую трость, ибо дубовая может и сломаться. Хотя....ЛУчше всего - дюймовая цельнотянуьая труба из нержавейки. Лично прослежу за изготовлением и проверю рентгеном каждую точку шва. Для важного дела инструмент должен быть надёжным.
Честь и слава Медынскому. Но это - капля в море демократического безумия и гуманизма, победившего в отдельно взятой стране.
Позарез необходима дезинфекция и как минимум - введение ИСТОРИИ на уровень важнейших предметов.
Для справки. Детский журнал Мурзилка своим названием цитирует имя Хеттского ЦАРЯ. Так его и звали - Мурзилис. Мы столько забыли, от столького отказались в угоду чужому и ВРАЖЕСКОМУ в своей основе миропониманию, что непонятно, как до сих пор не забыли имя своё.
Aijy22.05.12 17:08

История дико искажена, История России и мира, действительно, должна быть одним из основных предметов для изучения в школе.

Поскольку нам есть чем гордиться, история может быть одним из столбов патриотического воспитания, причём без какой либо лжи и без передёргиваний.

Заодно необходимо ознакамливать учащихся с "историческим" бредом наших соседей (украинцев, прибалтов, англичан) и давать доказательства лживости их официальной истории. Это нужно делать в 7-8-9 классах, в рамках обязательного для всех среднего образования.

breaker-1123.05.12 01:22

Заодно необходимо ознакамливать учащихся с "историческим" бредом наших соседей (украинцев, прибалтов, англичан) и давать доказательства лживости их официальной истории.

Начинать нужно с себя. Сталина прекратить обсуждать вовсе. Как и репрессии. Здесь в чём-то с Мединским соглашусь. Вообще любая антисоветчина - сам по себе миф и злостное враньё. Предлагаю следующее

Революция? Да. ЭЛИТА ЗАЖРАЛАСЬ, ОТОРВАЛАСЬ ОТ НАРОДА, ВТЯНУЛА НАРОД РОССИИ В ДВЕ БЕЗДАРНЫЕ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ.

Гражданская война? Да. ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ. ВЕРХИ НЕ МОГЛИ - НИЗЫ НЕ ХОТЕЛИ. А был ли там Ленин в ПЛОМБИРном вагоне :))), Троцкий в Смольном - предревкома или Коба с Розенфельдом в "Правде" - какая разница? Не будь ПРЕДПОСЫЛОК - не приехал бы никто "революциОнить". Керенский с Красновым, Каледин с Крымовым, Корнилов (сплошь КаКи) и прочая - с одной стороны. И с другой - тоже. Неизбежна была война.

Потом бесконечные стычки на съездах. А как же? Всем хотелось - "в белых штанах". За что, типа, боролись?

Отсюда - репрессии. Саботаж, как следствие - неудачи в первые годы войны с Гитлером.

Далее - Фултон, Хиросима, Корея. Внутри страны националисты. Сталин видел, как катится в пропасть ИНТЕРНАЦИОНАЛЬОЕ ГОСУДАРСТВО (достаточно посмотреть на его последние кадры кинохроники - челядь взбунтовалась, и мрачен ыл "диктатор"). Что предпринять? Тост за русский народ, и тут же "русское дело" в Питере, "еврейский антифашистский", "мингрельские" докуки. Космополиты, вейсманисты-морганисты, кибернетика, идолопоклонство перед Западом, языкознание и экономические проблемы социализма. Сталин вновь обращается к коммунистам всего мира, чувствует, что дело плохо - разгромив нацистов заразились сами. Да и враги (Даллес к примеру) сделали выводы из только что закончившейся войны - СССР можно уничтожить лишь распоров национальные швы.

А значит эпоха Брежнева-Андропова-Черненко - прелюдия к горбачёвским переменам. И стране конец.

Дмитрий К.23.05.12 12:13
Надоело уже слушать "врут - не врут".

Лучше читайте Ферро М. "Как рассказывают историю детям в разных странах мира".

ссылка

Еще что-нибудь вроде этого:

"Стереотипы в языке, коммуникации и культуре" ссылка (в цифре не нашел)

"Стереотипизация как метод пропаганды" ссылка

Marketolog_s23.05.12 12:35
".....У нас принято "искать историческую правду" только в чем-то одном, частном: то это времена Алексея Михайловича Тишайшего, то правда — это Петр Первый, то правда — это большевики, либо правда — это белогвардейцы. Я склонен говорить, что это все — правда в какой-то степени. Где-то мы ошибались, где-то заблуждались, где-то пошли не по тому пути… Но надо перестать оценивать историю по идеологемам — надо оценивать историю по нравственному критерию, по нравственному служению.
Мы не знаем, почему Михаил Фрунзе, служа красным, проявлял большую порядочность, больший гуманизм, чем многие другие красные командиры. Ну вот решил он почему-то, что служить красным — благое дело, и в своих действиях при этом руководствовался привычными нравственными ценностями. А из таких действий история и складывается. Точно так же мы можем найти в тот же период огромное количество извергов-белогвардейцев, равно как и огромное количество белогвардейцев с высокими нравственными принципами.
Поэтому надо все-таки людей различать не по идеологическому, временному, преходящему принципу, не по погонам, а по тому нравственному стержню, который ими двигал. И вот если мы с точки зрения нравственного стержня будем свою историю оценивать, тогда она будет для нас единой, а не рваной. Да, будут какие-то пограничные ситуации, но это будет единая Россия...."
-------------------------------
Вооооот! Отлично. Медленными шажочками подходим к единой русской национальной идее, приемлемой для всех русских. К идее, которая в крови, тому самому "культурному коду", который дал возможность укорениться коммунизму, который сплотил народ и во время ВОВ, и в Смутное время, и при вторжении Наполеона. Который сплотил народы разных религий и жизненных ценностей и породил наше уникальное общество - общество не фальшивой "толерантности", а искренней любви к ближнему, если этот ближний не нацист.

А именно - стремление к справедливости, помноженное на впитанное с молоком матери понимание легкости коллективного выживания ("гуртом и батьку бить легче" (тм)).
Дмитрий К.23.05.12 12:54
Оно конечно хорошо... но ведь и нравственность вещь относительная и со временем меняющаяся. :)
fugu23.05.12 13:17
> agl
-skip-
Чрезвычайно политизированное и популярное издание. Позиционируется как фундаментальная работа, но где она фундаментальная? Минимум цифр и свидетельств очевидцев, и очень много пропаганды.
Первый том всё-таки "галопом по Европам", и действительно задаёт некий пропагандистский курс (имхо правильный). Будем надеяться что следующие тома позволят считать издание фундаментальным и вооружающим знаниями и аргументами для дискуссий с резунопоклонниками и свонидзоидами.

Настасья23.05.12 13:57

"Единый подход к истории задается либо государством, либо кем ни попадя" - это он о себе?

Процитируем:

"если твой родной прадед – почетный гражданин города Н-ска или просто безвестный герой войны 1812 года, который смотрит с прищуром с портрета в твоей гостиной, он-то все видит. С того света за тобой наблюдает – не предашь ли, не опорочишь ли честь семьи. Только портрет этот воображаемый, поскольку нет больше портрета. На месте, где он должен бы висеть, – черная дыра. А раз предков нет, то и Бога нет. Значит, все можно… А мы удивляемся: почему у нас – удивительных "хомо советикус", этаких айтматовских "манкуртов" – нет ничего святого!"

"Н.Г. Чернышевский. Русский писатель-революционер. Не любил русских" - Подпись под фотографией.

"В отличие от своего большого поклонника Иосифа Джугашвили, царь Иоанн Васильевич среди собственных опричников регулярных "чисток" не устраивал"

"Ольга мстила за мужа Игоря с неменьшей жестокостью, чем спустя почти тысячу лет будет, согласно грустной шутке, мстить Владимир за смерть брата Александра"

"Будем объективны: то, что Россия в 1920-е годы оказалась "с сохой", с полностью разрушенной экономикой, транспортной системой, энергетикой и инфраструктурой – заслуга не в последнюю очередь самих большевиков, в том числе Джугашвили и сотоварищи".

"В октябре 1917 года власть в стране захватили большевики – Российская социал-демократическая партия во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным). В результате он – в Мавзолее, население – в нищете, а окружающие – в недоумении."

"в стране победившего социализма поколения школьников изучали на уроках: "…В СССР произведено зерна… по сравнению с 1913 годом, выращено свиней… по сравнению с 1913 годом, чугуна… стали…" и так по всем жизненно важным для страны показателям. Даже тотальная, многолетняя коммунистическая пропаганда не смогла полностью оболгать удивительных, объективных достижений дореволюционной России"

"Пётр так боялся Карла XII, что имея подавляющее преимущество накануне Полтавы, не решился сам атаковать шведов и был так обрадован лёгкостью победы, что забыл отдать приказ преследовать Карла."

"Лично я уверен, что уничтожение авторитета церкви – одна из важнейших причин, по которым не сложилось в России настоящего гражданского общества. Такого, при котором нельзя войти в парламент и арестовать депутатов. При котором власть монарха ограничена, а личность обладает неотъемлемыми правами. При первых Романовых к такому открытому обществу медленно, но неуклонно шла Россия. При Петре движение в сторону гражданского общества остановилось…Во многом именно идиотское, если не сказать сатанинское, это решение (обязанность священников открывать органам дознания тайну исповеди – Т.К.) подготовило настроения общества к 1917 году".

"Советская власть тоже финансировала село. Но гораздо больше денег и ресурсов были отданы братским компартиям, друзьям в Африке, СЭВе, Варшавском договоре, республикам Прибалтики, Средней Азии, Украине.

Если бы не наши собственные мифы недавнего прошлого – о счастье и справедливости для всех во всем мире – мифы, перечеркнутые и опровергнутые нашей собственной кровью, – то, вероятнее всего, дороги где-нибудь в Тверской или Орловской области были бы ничуть не хуже тех, что мы оставили на память о совместной жизни латышам и эстонцам".

О Карле Марксе: "Мало кто знает, что великий бунтарь, экономист и философ страдал настолько тяжёлой формой геморроя, что половину "капитала" был вынужден написать… стоя за конторкой. Вот откуда проистекает классовая ненависть".

"Кому и за что был СССР "должен", объяснить не удосужились, но платили самой твердой валютой в мире – кровью наших 18–20-летних парней-срочников и офицеров. В обмен на кровь выжившие получали щедрую компенсацию от государства в виде "чеков Внешпосылторга", на которую можно было купить кроссовки и "видак" в "Березке", а можно и поменять у "фарцы" на "деревянные" 2, а то 3 рубля за один "чек".

Одним словом, все периоды нашей истории, в которые страна была вынуждена сплотиться, жёстко встать на борьбу с врагом, чтобы победить или погибнуть, и побеждала, пусть и ценой больших жертв, Мединский объявляет худшими в нашей истории. Будь-то время Петра Первого, Александра Невского, Сталина или Ивана Грозного, настолько больного, что согласно Мединскому "пароксизм душегубства всегда завершался у него пароксизмом истерического покаяния".

Даже князья XII в. резали у него друг друга очень по-доброму и цивилизовано. По крайней мере, куда добрее, чем их западные современники. Плохие во всей русской истории только Иван Грозный, Сталин и Пётр I. В древней Руси была вечевая демократия, а князь был всего лишь наёмным работником. Но злобные большевики вымарали память об этом из учебников истории. А демократический Новгород – тот вообще рай. Город, оказывается, практически без помощи Александра Невского выигрывал противостояние с тевтонами, да и вообще в князьях не шибко нуждался.

Отюдова ссылка

А с мифами он борется создавая другие мифы - результат предсказуем.

g00925.05.12 14:03
Спасибо за публикацию, успокоили. Мединский, конечно, лопух, но мыслит в верном направлении. Писатель из него никакой, а вот министр культуры может получиться. Новых мифов у него не заметил - только исторические факты, изложенные в (может быть излишне) популярной форме.
g00925.05.12 14:23
> breaker-11

Начинать нужно с себя. Сталина прекратить обсуждать вовсе. Как и репрессии. Здесь в чём-то с Мединским соглашусь. .

Нормальному здоровому государству нужна историческая правда, а не историческая ложь. Запрет обсуждения сталинской эпохи - историческая ложь и историческая глупость. Сталина и сталинизм обсуждать можно и нужно, но исключительно в рамках исторических фактов, и исключительно взвешенно учитывая привнесенный им вред для страны в совокупности с привнесенной пользой (чего он привнес больше, судить крайне трудно, следовательно здесь каждый для себя должен решать сам).
Немец 0625.05.12 16:31
> Мелкотравчатый
историк, политик и писатель Владимир МЕДИНСКИЙ - мыслит верно.
За что и поставлен Министром. Давно пора навести порядок в "культурном" дурдоме.
_Александр_25.05.12 17:47
Настасье
"А с мифами он борется создавая другие мифы - результат предсказуем." - сказали одни из главных мифотворцев.
breaker-1125.05.12 18:58

Сталина и сталинизм обсуждать можно и нужно, но исключительно в рамках исторических фактов, и исключительно взвешенно учитывая привнесенный им вред для страны в совокупности с привнесенной пользой (чего он привнес больше, судить крайне трудно, следовательно здесь каждый для себя должен решать сам).

Прошу прощения...

РЕчь-то вроде об ОТНОШЕНИИ К ИСТОРИИ. Начиная со школьных парт. Нет? Тут уже "каждый пусть решает за себя" не годится.

Во-первых - НЕ ТАКОГО ЗВЕРЯ - "СТАЛИНИЗМ". Есть ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА В ОТДЕЛЬН ВЗЯТОЙ СТРАНЕ. Точнее - ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ

Во-вторых - СТАЛИН - это не просто какой-то там усатый с трубкой, растолкавший окружающих и взгромоздившийся на престол. Это, если хотите - ЖЕЛАНИЕ НАРОДА. Выборы были - сперва из первичек, потом из регионов, потом уже на Пленуме.

КАК И ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - ЖЕЛАНИЕ НАРОДА.

А как же иначе? Батюшек расстреливали (и не одни комиссары - что бы они смогли без поддержки комбедов?), вождей расстреливали (а за ними и не шёл никто), кулаков ссылали (крестьянские восстания? Были. Так то - не революция...). И прочая, и прочая.

Почему Гитлер рискнул на пасть на нас? А Геббельс ему в ухи нашёптывал - "ткни и развалится!", причём по национальным швам - ну, как в 1991 году примерно). Расколотив в сжатые сроки наши части на Западе СССР в "тысячелетнем" ждали "парада суверенитетов". И были крайне удивлены разгрому под Москвой.

Кстати - справедливости для заметим, что и фашисты бились с нами до конца.

Мединский - историк? Мгм... "Сегодня на Патриарших будет интереснейшая история" (с)

Мединский, конечно, лопух, но мыслит в верном направлении. Писатель из него никакой, а вот министр культуры может получиться.

Правильно - так и раньше делали. "Лопухов-неудачников" - в министры. В крайнем случае - в брандмейстеры

artyom25.05.12 19:20
Эта ссылка ( ссылка уже появлялась на ВИМе. Но достойна регулярного копирования во все статьи, где осуждают тех, кто пытается хоть что-то изменить: "...Надо понимать: это – свои. Такие свои, какие есть – несовершенные и не построенные в красивые колонны для победного марша на усладу проницательным наблюдателям. Других своих у нас нет. И эти свои уже на передовой. Они – умело или неумело, добровольно или вынужденно – делают что-то реальное. Если ты там же – то надо просто выучить свой манёвр. И не бросать своих. Если не там – то надо понимать, что у фронта только две стороны."
Аббе25.05.12 21:22
НАРОД, типа - ДУРАК? Миф это, или кто-то чего-то не понимает?
.
Предоставляю Вам возможность кинуть в меня камень. (Или уж что найдёте нужным). В чём проблема Медынского? Точнее - в чём НАША проблема с Медынским?
Он, извините - публицист. Хороший или плохой - уже не важно. Практически все книги последних пяти лет я скачиваю из интернета. Но вот ЕГО книгу я купил вживую. Для публициста - прекрасно.
Но нужен НЕ публицист, а человек специалист по МИРОПОНИМАНИЮ. Не понимаете разницы? Попробую объяснить в меру своего понимания.
Вот она. Медынский ловит глюки враждебных источников. Но этого - МАЛО. Нужна полноценная раскладка вообще по народам.
Как они ВОЗНИКАЮТ.
Как они ИЗМЕНЯЮТСЯ и меняется их миропонимание.
Где, когда и при каких обстоятельствах возник народ русов а впоследствии - русский.
Какие народы, племена, группы людей, кланы и так далее оказались вовлечены в процесс возникновения руского народа.
Как изменялось миропонимание русского народа.
В каком состоянии сегодня находится миропонимание русского народа и как оно соотносится с миропониманием народов известных нам через исторические источники в разные периоды их возникновения, расцвета и угасания.
По каждому из народов России весьма важно провести исследование по ровно той же программе.
Вот на кой пёс нам нужен Михалков с его разухабистым прославлением себя любимого? Беда в том, что иных, хотя бы относительно приемлемых, у нас сегодня не видно. Посмотрите работы разных авторов типа Сокурова, Муратовой и им подобных. Меня с души воротит. По сути - воспевают смерть.
Штука в том, что культура может быть успешной на мощном подстилающем пласте миропонимания. А его то у нас и не наблюдается.
Можно ли строить нечто великое на болоте? Можно. Но только в двух случаях.
Первый случай - когда в болоте создано ОСНОВАНИЕ. (сваи, засыпка непучинистым прочным грунтом, плавающий кессон типа баржи в зыбуне). Тогда - возводите РАССЧИТАННОЕ сооружение.
Второй случай - когда Вы заведомо решились создать ПРОВАЛ сооружения. Годами зарабатывали себе репутацию лучшего строителя, раздавали в кредит взятки для получения этой работы (развивая методы Горбачёва) именно расчёте всё уничтожить.
Хотя....Возможно я пропустил и третий вариант. Человек взялся за дело ВООБЩЕ не понимая его сути. Тогда это самовлюблённый чудак.
Человек, работавший на Северах рассказывал, что когда тяжёлая машина проходит по бетонной дороге, положеннной по болоту - от неё идут ощутимые волны. Это - расчётный режим такой дороги.
У нас, в России - болото миропонимания есть, а вот ДОРОГИ, построенной поверх болота - пока не видно. Основание дороги - миропонимание. И только покрытие дороги бетонными плитами может служить культурой. Плиты без основания - либо пенопластовые как бульварные романы, либо скоро утонут.
И в ЭТОМ и состоит проблема. Не министра культуры, а России как таковой.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Индия открыта к снижению пошлин на импорт автомобилей из ЕС, пишет Reuters
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы

 Новостивсе статьи rss

» «Вокруг много плохих сил» — Трамп объявил о гигантском оборонном бюджете в $ 1 трлн
» "Союз МС-27" пристыковался к МКС
» Япония сохранит участие в энергопроектах на Сахалине для энергобезопасности
» В "Ростехе" рассказали об огнеметных системах из России
» ВС России освободили Гуево в Курской области
» Посол КНР назвал США самой большой "хакерской империей" в мире
» «Ведомости»: Свобода от нефти и газа из России обошлась Евросоюзу в триллион евро
» Глава МИД Ирана подтвердил встречу с делегацией США в Омане

 Репортаживсе статьи rss

» База и уровень: Судан ждет от Москвы помощи в восстановлении страны
» "Не надо преувеличивать силу документа". Глава Росархива Андрей Артизов - о борьбе за правду
» В США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
» Первый совет президента
» Полученные этическим путем «запасные» человеческие тела могут произвести революцию в медицине
» Историк раскрыл детали юности начальника внешней разведки СССР Фитина
» «Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
» «Решающий фактор на поле боя»: глава ЦКБР — о новых FPV-решениях и методах применения воздушных камикадзе

 Комментариивсе статьи rss

» Война США с Ираном грозит большими последствиями и для России
» Эксперты: Реакция Гретцки на рекорд Овечкина показала главную силу русских
» Не только хуситы. В борьбе за Красное море перелом наступает в Африке
» Профессор Сакс: Тарифы Трампа приведут не к снижению торгового дефицита США, а к росту цен
» Многополярный мир спас Европу от новой войны
» Почему сегодня нельзя рассчитывать на справедливость в Международном уголовном суде
» Немецкая армия в катастрофическом состоянии: для бундесвера настал поворотный момент
» Лесной индустрии Дальнего Востока необходимы новые ориентиры

 Аналитикавсе статьи rss

» Bank of America предлагает кредиторам Его Величества сливать всё немедленно, «пока не началось»
» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
» Где, кому и для чего нужны редкоземельные материалы и кто владеет ценными ресурсами
» Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
» Долгий XX век, Возвращение богов и Открытие нового мира
» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"