Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

"Орешник" — лишь начало. Путин представил ракетное "меню" для Киева
"Орешник" сможет доставлять ядерные заряды до 900 килотонн
Британского дипломата выдворят из России за шпионаж
ВСУ попытались повторить в Селидово провокацию в Буче, заявил Мирошник
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Интервью генерал-полковника Зелина
18.03.12 00:54 Армия, ВПК, спецслужбы
"Независимое военное обозрение" продолжает подводить промежуточные итоги реформы Вооруженных сил, что идет в нашей армии и на флоте в последние три года. Главные вопросы, которые мы задаем своим собеседникам, что изменилось за это время в подчиненных им войсках, какие остались нерешенные проблемы, что надо сделать, чтобы реализовать задуманное.

На вопросы ответственного редактора "НВО" отвечает заслуженный военный летчик, главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр ЗЕЛИН.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПОЛЕТЫ

– Хочу начать наш разговор, Александр Николаевич, с сообщения, которое поступило на информационные ленты накануне нашей встречи. Оно о том, что министр обороны России Анатолий Сердюков подписал с генеральным директором компании "Сухой" Игорем Озаром контракт на поставку в ВВС до 2020 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Какие еще самолеты и вертолеты и в каких количествах поступят на вооружение нашей авиации до двадцатого года?

– Я не буду называть количество, но это до сотни.

– До сотни каждого вида?

– Да, по Су-34 цифра уже озвучена – это 92 машины. Но в общей сложности в составе ВВС будет 124 таких летательных аппарата, а в последующем и до 140 машин. В принципе, если говорить о Су-34, президентское лицо этого самолета мы получили, но вместе с тем мы продолжаем наращивать боевые возможности этого бомбардировщика. Оно заключается в чем? Мы ставим мощный бортовой комплекс самообороны, разрабатываем новое оружие, с новыми, расширенными боевыми возможностями. Главным образом "воздух–поверхность", "воздух–РЛС", "воздух–корабль" и планируем, что он станет у нас носителем других ракет большой дальности. Такая работа идет, и я считаю, что это та платформа, которая способна решить эту задачу – то есть нарастить силы ядерного сдерживания в составе стратегической авиации ВВС.

Несмотря на то что контракт на поставку заключен, я подписал технические условия на этот контракт, где указал возможность проводить дальнейшую модернизацию по повышению боевых возможностей данного летательного комплекса.

– По его эффективности?

– По его эффективности и боевым возможностям в единой системе вооруженной борьбы, которую строит сейчас Генеральный штаб, связанный с вопросом модного понятия сетецентрические системы управления. Чтобы в этом контуре управления с уже установленными средствами связи и средствами АСУ мы решали данную задачу.

Я недавно прибыл из Питера, где под моим руководством проходило заседание межведомственной комиссии по созданию самолета А-100, это продолжение темы А-50У и далее. Будет машина с такими боевыми возможностями, которая создаст возможность не только управлять экипажами в воздухе, но и наведения на все радиоконтрастные и другие цели на земле, но и предполагается управление беспилотной авиацией с этого летательного аппарата.

Такое масштабное планирование. С задачами за 30-е годы. Что касается других закупок, которые предполагается получить ВВС. Это самолет Су-35…

– Контракт по нему, как я помню, был подписан на МАКСе на 48 машин.

– Да, на такое количество, но еще будем закупать. Где-то до ста единиц. Я этот самолет рассматриваю в совокупности с самолетом Су-30СМ. Мы сейчас не закупаем и не планируем закупать, пусть это не покажется вам неожиданным, учебно-боевые самолеты. Покупаем боевые самолеты со способностью машины проводить обучение летного состава. Требования к учебно-боевому самолету предусматривают ряд задач, которые летчик отрабатывает в воздухе. К примеру, систему отказов, другие проблемы…

Но сейчас кабина самолета так изменилась, что все эти действия мы можем отработать на земле. На тренажерах. Поскольку несколько многофункциональных индикаторов могут заменять друг друга. И говорить об отказе каких-то приборов и заниматься обучением летчика обходиться без них в воздухе – эта задача сама по себе уходит. Мы ее будем отрабатывать на комплексных процедурных тренажерах на земле. Понимая, что летчика нужно учить летать с отказавшими приборами, но для этой цели создавать самолет и заниматься этим в воздухе мы не будем. Это экономически нецелесообразно, так как у нас много взаимозаменяемых многофункциональных индикаторов. Один отказал, можно перейти на другой и получать всю необходимую информацию.

Могут, конечно, отказать несколько многофункциональных индикаторов в случае, если обесточиться самолет, но это требует от летчика уже совсем других действий, связанных с пилотированием.

– Если я вас правильно понял, Як-130 вы покупать не будете?

– Нет, Як-130 – это самолет повышенной подготовки, предназначенный для обучения курсантов. Это та учебно-боевая машина, которая позволит, закончив подготовку курсанта в училище, в строевой части перевести его сразу на боевой самолет. Потому что кабина Як-130 идентифицирована с боевым самолетом. Там тоже стоят многофункциональные индикаторы. По сути, кабина Як-130-го, МиГ-29-го и Су-27-го, они похожи. И боевые возможности этого самолета тоже очень приличные. Это современный высокоманевренный летательный аппарат с оружием, которое курсанты на пятом курсе, на завершающем этапе своего обучения, особенно в оперативно-тактической авиации, будут применять. Мы реально будем их этому обучать.

Предполагается даже создание учебных центров, где молодые лейтенанты будут проходить переподготовку. А на базе Як-130 есть задумка создать легкий ударный самолет, который в последующем, чтобы повысить классную квалификацию от третьего класса до второго, будет находиться в Липецком учебном центре. И с его помощью мы будем решать эту задачу. По крайней мере, такой вариант мы сейчас прорабатываем с заместителем начальника Государственного центра, чтобы подготовить летчиков для полетов на самолетах Су-34 и Су-35.

А для того, чтобы реализовывать задачи с высокоманевренным самолетом Су-35, в последующем с Т-50, мы планируем закупать самолеты Су-30СМ. Это самолет такой же высокоманевренный, двухкабинный, но боевой, способный выполнять любые боевые задачи, но в составе экипажа из двух человек.

Почему так? Потому, что у нас коэффициент укомплектованности летного состава – полтора. А для того, чтобы дать возможность летать всем при нынешней штатной численности, двухкабинная машина позволяет выполнять боевые полеты всему летному составу. Тренироваться и тем, и другим. Тем самым все будут постоянно в тренинге, и мы выполним указание начальника Генерального штаба, чтобы налет у нас был больше 130 часов. Это вполне реальная задача. При смене самолетного парка в тактической авиации мы эту задачу будем решать легко, имея двухкабинные машины в боевом варианте.

– Я хотел вас спросить про налетанность, но сделаю это чуть позже. Пока хотелось бы узнать у вас, что будет с другими самолетами? Например, с МиГ-31.

– МиГ-31 – прекрасный самолет. У него большое будущее. Мы сейчас определились. По списку у нас около 300 таких самолетов, точнее, 252 в составе ВВС. Мы планируем иметь в боевом составе до 100 таких самолетов. Определились с его модернизацией под новые задачи в варианте МиГ-31БМ. Решили, что мы модернизируем МиГ-31БС, и у нас есть, кроме МиГ-31Б, серия ДЗ и серия БС. Мы решили, что серия БС останется без дозаправки в воздухе, ДЗ – с дозаправкой и Б – тоже с дозаправкой в воздухе. При этом серия ДЗ будет выполнять свои специальные задачи. И в нашем составе будет до 100 самолетов. С новым вооружением ракетой "воздух–воздух" большой дальности, по сути, реализовывать боевые возможности бортового комплекса, далее сочетание старого и современного оружия и новая система навигации.

Мы переходим сегодня всей авиацией в другой диапазон. Из дециметрового переходим в метровый. На этот диапазон будет переходить вся наша ближняя навигация. Это связанно, в первую очередь, с решением правительства о переходе всего телевидения на цифровую связь. И мы в этом случае с дециметрового диапазона уйдем. Но в этом случае станем реализовывать возможность посадки на любой гражданский аэродром. А с 2014 года такая возможность будет закреплена законодательно. Сейчас не из бюджета, но выделяются средства на аэронавигационное обслуживание. А с 14-го года мы будем освобождены от оплаты за аэродромное обслуживание – за стоянку и аэропортовое обслуживание.

Мы сможем спокойно летать по всей территории Российской Федерации, используя всю аэродромную сеть, как военной, так и гражданской авиации. И МиГ-31 – один из первых самолетов, который получит такую возможность. Ему приходится летать и в высоких широтах. Это самолет, который практически предназначен для автономных действий вне радиолокационного поля – такие возможности у него есть. Поэтому он должен использовать любой аэродром, который ему понадобится. Как за Полярным кругом, так и на юге страны. На Камчатке, Чукотке, на Дальнем Востоке – везде, где потребуется.

Система АСУ на нем достаточно продвинутая, она позволяет самолету заходить на посадку при границе 50 метров облачности и видимости порядка 800 метров. Оборудование самолета все это позволяет, оборудование аэродрома – тоже. И он очень хорошо решит все поставленные перед ним задачи.

– Мы говорили о Су-34. Но по идее он должен в перспективе заменить бомбардировщик Су-24.

– Не по идее, а он реально идет ему на смену.

– А какова будет судьба Су-24, пока не придут все Су-34?

– Мы провели модернизацию самолета Су-24. И у нас уже есть две эскадрильи новых модернизированных вариантов этой машины. Это ОКР "Гусар" – 24 единицы у нас есть на Дальнем Востоке. И непосредственно в европейской части и на Урале в Шуголе идет непосредственно модернизация по ОКРу "Метроном". Проводит ее компания известного Александра Николаевича Панина.

Можно сказать, что те результаты, которые мы получили на этой машине, нас полностью устраивают. И мы будем заниматься и модернизацией, и сокращением простых Су-24, которые у нас еще есть на вооружении. Они, естественно, дослуживают свой жизненный цикл, это прекрасный самолет-солдат, который решал свои задачи. И будем поставлять в войска самолеты высоких серий. Пока к 2020 году не перейдем полностью на самолеты Су-34, которые мы будем иметь в своем составе более 120.

У нас, по сути, получается четыре командования, государственный центр – пять основных базовых точек, где будем создавать летающие группы по 24–28–30 самолетов Су-34. Дальний Восток – это Хурба, это Челябинск, это Крымск и Воронеж и Липецк.

– Вспоминаю, как мы с вами стояли рядом в Фарнборо и наблюдали, как летает F-22. Вы тогда не очень одобрительно о нем отозвались, заметив, что он не дотягивает до тех рекламных материалов, в которых расписывались его непревзойденные достоинства.

– Я вам тогда не так сказал. Я сказал: "Вы же видите, я улыбаюсь. Я очень доволен, что он так летает". Мы тогда стояли рядом с Погосяном Михаилом Аслановичем, поэтому, видимо, нам не показали всех тех возможностей, которыми обладает эта машина, но мы с Погосяном поняли, что наши партнеры тоже стараются перейти к тем высокоманевренным параметрам, которые есть у нас. Они этот факт очень долго отрицали, видимо, потому, что были какие-то технические проблемы с решением этой задачи. А второе – мы летаем не хуже, чем они. Вы в этом не раз убеждались на МАКСе. И в 2009 и в 2011 году, когда демонстрировали МиГ-29 с ОВТ, Су-35-й…

Я тогда Владимиру Владимировичу (Путину. – В.Л.) рассказывал, что тем маневрам, которые выполняет наш самолет, мы еще даже не нашли названия.

– Я вспомнил про F-22 в связи с Т-50. Он должен быть лучше, чем американский истребитель?

– Я уже говорил кому-то из иностранных корреспондентов: чтобы определить, лучше или хуже, надо посмотреть, как ведет себя машина в воздухе. В свое время нам говорили, что F-15 – это непревзойденный самолет. Когда я учился в нашей Академии имени Гагарина, нам повторяли, что это просто "суперсамолет". А когда мне судьба позволила полетать на последней модификации этой машины F-15Е, мы летали в Рамштейне с генералом Харчевским – он на одной машине, я – на другой, я тогда понял, что даже на МиГ-23МА в то время можно было спокойно драться с этим самолетом. Спокойно.

Все познается в сравнении. Тут срабатывает наша пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать".

– Но ведь Т-50 уже летает. Три машины, если я не ошибаюсь, проходят испытание.

– Т-50 летает. Облетываются летно-технические характеристики, переходим на испытание бортового комплекса, строится машина, которая пойдет на боевое применение. Все в рамках. Я это постоянно говорю. Есть технические проблемы. Понятно, что при создании такой машины все гладко не бывает. Но я главным конструктором Александром Николаевичем (Давиденко. – В.Л.) доволен. Когда бываю в Комсомольске-на-Амуре, никогда не прохожу мимо цеха, где собирают истребитель. Тема закрытая и все остальное, но мы с директором, уважаемым Александром Ивановичем (Пекарш. – В.Л.) регулярно обсуждаем ход работы над самолетом. Пока никаких принципиальных вопросов нет.

– То есть все идет по графику.

– Да, вот и недавно там был Владимир Владимирович (Путин. – В.Л.), мы ему все показывали, он много вопросов задавал. И когда мы начнем заниматься использованием Т-50 по предназначению, а он предназначен для завоевания господства в воздухе, это одна из главных его задач – завоевание района боевых действий, господства в воздухе (в ГПВ у нас где-то до 60 таких машин), я полагаю, что на этих самолетах будут летать только летчики первого класса.

Мы понимаем, что это будет особый самолет, мы знаем, где он будет дислоцироваться, для каких задач. И там будут летать уже, будем говорить, профессионалы высокого класса. Это будет элитное подразделение, которое станет выполнять самые ответственные и сложнейшие задачи и которое способно их выполнить. Речи о молодых летчиках тут не идет. Я даже себе такой задачи не ставлю.

ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ВТА

– Разговор у нас очень интересный, информационно насыщенный. Но вы еще ни слова не сказали о военно-транспортной авиации, о вертолетах. Какие планы нас ожидают здесь?

– Есть планы о создании перспективного авиационного комплекса Дальней авиации. Мы вернулись к этому вопросу.

– Об этом в своей статье говорил и Владимир Путин.

– Да. Где-то за 30-е годы мы должны иметь в составе ВВС новый самолет с боевыми возможностями, которые адекватно позволят играть ему одну из главных ролей в силах ядерного сдерживания ВВС в триаде СЯС всех Вооруженных сил.

Что касается военно-транспортной авиации. Тут я не могу не радоваться по поводу тех решений, что приняты. Тут и восстановление производства Ан-124-100 в варианте Ан-124-300, и большими семимильными шагами в соответствии с возможностями завода идет восстановление производства Ан-124-100.

В 2012 году будет завершена модернизация самолета Су-25 в вариант Су-25СМ3.

Фото с официального сайта Министерства обороны РФ – Это будет в Воронеже?

– Нет, это все в Ульяновске. Дальше, там же развернута линия по производству Ил-76МД-90А. Все, мы ушли из Ташкента, мы сами создали этот проект в цифровом виде, и в июле, я думаю, эта машина полетит.

Мы достаточно большое количество таких машин закупаем, и она будет у нас основным носителем для специальных задач, о которых я раньше говорил. Те же, к примеру, дозаправщики будут летать на этой машине, что позволит с двигателем Д-90 без изменения высоты полета выполнять задачи дозаправки. Сейчас нам по объективным причинам надо пониже спускаться для проведения такой операции. Из-за двигателя. А с новой экономикой эти задачи мы будем решать проще.

Дальше. Я являюсь председателем комиссии по завершению создания самолета Ан-70. Был в Киеве, мы сняли все противоречия, которые там были. Украинцы собирают машину, которая у них есть, и тоже в июне–июле они должны ее нам предъявить, и мы должны полететь. По всей видимости, все доводочные работы проведем на территории Украины, чтобы оперативно устранить все недостатки, которые, естественно, будут на этом этапе. А в последующем и на территории Украины, и на территории России мы завершим ОКРы по этому самолету.

– А собирать его будут в Омске?

– Пока предварительно в Воронеже. Антоновцы очень активно взаимодействуют с этим заводом по самолету Ан-148, есть и другие проекты по Ан-158, Ан-178 – там есть налаженные связи, инженерные, технические, организационно-технические, чисто организационные, там есть взаимопонимание. К тому же Воронеж не так далеко от Киева находится. И от Харькова в том числе. И я думаю, что небольшое расстояние позволит им оперативно решать все вопросы.

Теперь о легком военно-транспортном самолете. Мы пока остановились на варианте Ан-140-100. И такой военной задачи по переброске техники мы к нему не предъявляем. Этот самолет будет предназначен, в первую очередь, для перевозки личного состава и небольших грузов внутри округов, что позволит экономить и время, и топливо. И дальше у нас есть межправительственное соглашение и совместный проект с Индией о создании совместного самолета военно-транспортной авиации с полезной нагрузкой до 20 тонн – MTА. Мы готовы закупить таких машин до ста единиц.

Вопрос мобильности без военно-транспортных самолетов не решить. И я считаю, что самолетный парк для этих целей должен составить не меньше 300 самолетов различного класса. Сверхтяжелых, тяжелых, оперативно-тактических, легких, каждый для выполнения своей задачи.

Генеральный штаб нам поставил задачу: для тех войск, которые имеются в боевом составе Вооруженных сил, нужно иметь самолеты для переброски тяжелых бригад, средних и легких. Легкая должна моментально в любом уголке страны или за рубежом, в связи с нашими международными обязательствами решить свои задачи. Каким образом? Только используя военно-транспортную авиацию.

– А вертолеты?

– Моя любимая армейская авиация (говорят, что фронтовые летчики не любят армейской авиации – это глубокое заблуждение). Мы, как никто понимаем роль и место армейской авиации в современных вооруженных конфликтах, который происходят и будут происходить. И ее роль понимает руководство Министерства обороны. В том числе и министр, и начальник Генерального штаба.

Мы заявили, что до 20-го года закупаем тысячу вертолетов. В том числе тяжелые вертолеты Ми-26 в варианте Ми-26Т, это уже состоявшийся вертолет, у нас их более ста единиц. Совершенствуем и получили модифицированный вертолет Ми-8, последняя модификация АМТШ, МТВ-5. Дальше – мы делаем всепогодный, круглосуточный вертолет с расширенными боевыми возможностями. Опять же на базе Ми-8. Промышленность предлагает нам переходный вертолет, между тяжелым и средним – Ми-38. Эта машина тоже имеет под собой определенную перспективу.

– А какую роль будет играть Ми-38?

– Ми-38 это средний вертолет между Ми-26 и Ми-8. Это другие двигатели, другая полезная нагрузка. Некоторые государства говорят, что Ми-26 слишком тяжелая машина, она им не нужна. А вот с полезной нагрузкой 12 тонн, 15 тонн, 8 тонн очень пригодилась бы. Вот такого класса и будет этот вертолет.

"Вертолеты России" занимаются этой проблемой. Мы им сказали: вы сначала создайте этот продукт, а потом мы посмотрим, для каких целей и под какие задачи его использовать.

Теперь о боевых. Вы знаете, долго в прессе и среди экспертов шли споры, что лучше – Ми-28 или Ка-52. Принято, на мой взгляд, очень грамотное государственное решение делать обе машины. Они, по сути дела, друг друга дополняют. Ми-28 как линейный основной вертолет на поле боя.

В современных условиях, и тут я благодарен за поддержку министру обороны, что вся авиация, за исключением авиации флота и всего, что касается решения задач флота, все сосредоточено в Военно-воздушных силах. С одной стороны, задач стало больше, а с другой – ушли все местнические интересы, тем более что все управление теперь под руководством Генерального штаба. И планирование применения, и организация боевой подготовки. Я считаю, что это очень правильное решение, сделанное руководством Министерства обороны. Это мое личное убеждение. Хотя, как всегда, что-то нам нравится, что-то не нравится, но жизнь покажет.

РЕВОЛЮЦИЯ НА УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УРОВНЕ

– В связи с этим замечанием мы перешли к тому важному вопросу, который я хотел вам задать. Как сегодня проходит управление авиацией? Известно, что всю ее передали в округа или в оперативно-стратегические командование, создано 7 авиабаз, отремонтировано 28 аэродромов, проведены другие, прямо скажем, революционные преобразования. Чем теперь занимается главком ВВС и его штаб?

– Я бы сказал так. Если будет реализована задуманная система управления с приборами и системами, будет создана автоматизированная система управления (АСУ), то все выстроено правильно. Сейчас, на мой взгляд, мы несколько революционно поступили по многим вопросам. И эти революционные шаги остро ощущаются в плановой работе. Не завершив создания одного технически, организационно мы, может, и завершили это, приходится в ручном режиме что-то подстраивать, поправлять. Но мы не отказываемся от решения этих задач.

У меня здесь на пульте есть кнопки для звонка ко всем четырем командующим округов. Мы в режиме онлайн с ними часто разговариваем. И самое главное – боевая подготовка осталась за главным командованием ВВС. Строительство вида и боевая подготовка. А без боевой подготовки какое может быть применение?

Есть споры. Мы доказываем что-то друг другу. Я не думаю, что все вопросы решены. И министр об этом говорит. Да, мы завершили все организационные мероприятия. Давайте разберемся. Если кого-то что-то не устраивает, доказывайте, показывайте, рассказывайте. Будем поправлять. Либо соглашаетесь, либо приходите и доказываете, что что-то не так. Мы и сегодня совещание проводили по этому вопросу. Я не критикую те решения, которые приняты. Да, на этапе принятия решений я доказывал свою точку зрения, видение решения предстоящих проблем, где-то пришлось согласиться, где-то ко мне прислушались по некоторым вопросам, но, поскольку мы находимся на этапе уже принятых решений, надо их выполнять. Работать.

А в вопросах, связанных с проблемами технического обеспечения управления (создается система АСУ, которая пока в полной мере не заработала, а начинается она с Центрального командного пункта Генерального штаба), сейчас ошибки устраняются. Ликвидированы центральные командные пункты видов, но пока АСУ не заработала, мы пришли к выводу, что управление главкома организацией и контролем проведения боевой подготовки надо восстанавливать. Сейчас все решения приняты, согласованы и контроль восстанавливается. Начальник Генерального штаба нас поддержал. Но, я думаю, этот орган управления себя изживет, когда появятся другие технические средства, которые позволят мне, как главкому, в режиме онлайн заниматься главным вопросом – организацией боевой подготовки.

Ежедневно летает более 70–80 наших частей. Все это надо отслеживать, согласовывать, контролировать, ВВС – это тот вид, который постоянно находится в движении и постоянно требует контроля. Не просто поставил задачу и забыл, а поставил задачу, дальше контролируешь, как она выполняется и контролируешь ее результаты. По-другому нельзя.

– Потом их корректируешь.

– Да.

– В продолжение этой проблемы возникает вопрос и с ПВО. Вы передали в округа не только авиацию, но и в Воздушно-космическую оборону бригады ПВО.

– Мы не все бригады ПВО передали в Воздушно-космическую оборону. Мы передали ВКО только центральный промышленный район. Тот, который прикрывал когда-то Московский округ ПВО, потом командование Специального назначения, потом Оперативно-стратегическое командование в составе Военно-воздушных сил. В конце концов это ОСК мы передали в новый род войск ВКО. И, по сути дела, они сейчас занимаются противовоздушной и противоракетной обороной Центрального промышленного района. Москва и все то, что ее окружает.

Остальные задачи по ПВО возложены на командующих округов. Но опять же боевой подготовкой этих войск занимается главное командование. Мы готовим войска, мы готовим всю нормативную базу, методологическую базу, мы проводим учения, готовим войска к учениям и все остальное. А командующие округами принимают войска и используют их по предназначению. Вот такая тонкость.

– А боевую технику кто заказывает?

– Заказывающее управление. Но ее идеологию выстраивает Главкомат ВВС.

– То есть вы определяете, сколько нужно С-300, сколько С-400, С-500… Использовать С-300В или С-300ВМ?

– Пока эта идеология за Военно-воздушными силами. Пока. Но как будет дальше, посмотрим. Я еще раз подчеркиваю, войска ВКО занимаются проблемами Центрального промышленного района.

И все, что будет связанно со стратегической ПРО и ПРО ТВД, тоже, естественно, будет замыкаться на руководство этих войск. Они будут выстраивать здесь идеологию. Но в любом случае все решения будет принимать Генеральный штаб. Естественно, при активном участии всех видов и родов. Потому что нельзя говорить о ПВО, не понимая, какую роль здесь играет авиация, флот, особенно на приморских направлениях, где он играет главную роль, – это комплексная задача. А ее может решить только один орган управления – Генеральный штаб.

– Понятно. Но тут возникает вопрос с ПВО Сухопутных войск. Они тоже должны входить в эту систему или оставаться в ведении командиров общевойсковых бригад?

Вертолет Ка-52.

Фото Виктора Литовкина – Есть очень много мнений по этому поводу. Я считаю, что в современных условиях прикрытие войск на поле боя – задача ПВО Сухопутных войск. Но, помимо этого, нельзя не говорить о той органичности вписания их в другие системы. Надо посмотреть на нашу доктрину. Если мы планируем вести военные действия за пределами Российской Федерации, это один подход. Если говорим, что будем защищать себя, то это уже другой подход. Но они, войска ПВО и войска ПВО Сухопутных войск, взаимодополняют друг друга. По задачам. И нужно, естественно, создавать единую систему управления противовоздушной обороны территории России, чтобы устранить все эти разночтения.

На территории округа командует командующий, ради бога. Я очень долго спорил на эту тему, я доказывал и рассказывал, что это, по всей видимости, ошибка. Не хочу утверждать, прав я или нет, но у меня есть свое особое мнение. Но все решения приняты, и мы их обязаны выполнять.

При этом, хотим мы или не хотим, но с Центрального командного пункта Генерального штаба эта задача будет решаться, и она – одна из главных задач стратегических действий Вооруженных сил, сомнений нет. И прописано так, что основной исполнитель этой задачи – центральный орган военного управления в лице Генерального штаба. Как только полностью завершится техническое управление, то, о чем мы говорили, – создано сетецентрические управление, все тогда встанет на свои места. И система принятия решения и организация принятия решения всех стратегических действий естественно ляжет в другую плоскость. Это наше близкое будущее. Мы его видим, понимаем, но оно пока еще не подошло.

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ИДЕТ ПО ПЛАНУ

– Вы уже касались этого вопроса. Но я попросил вас поговорить о нем подробнее чуть позже. О налетанности летчиков. Помню историю с майором Трояновым, когда он заблудился в небе над Балтикой и вынужден был катапультироваться над Литвой. Оказалось, что налет его не превышал семи часов. Вы сказали, что поставлена задача налетать 130 часов. Как эту задачу решить? И еще. 130 часов – это только для истребительной и штурмовой авиации или для стратегической и военно-транспортной? Там тоже такие нормативы?

– Нет, существует приказ министра обороны о нормах налета. Они определены. И в зависимости от рода авиации, от должности летчика разные нормы налета. Например, у руководящего состава нормы вполовину или в полтора меньше, чем у остальных летчиков, командиру не нужен такой налет. Хотя за счет инструкторских полетов или полетов на обучение налет у руководящего состава будет намного больше, чем у рядового летчика, который занимается своим личным совершенствованием. А если говорить о Троянове, то я не столько винил бы летчика и вспоминал о его налете…

– Кстати, как сложилась его судьба?

– Он после того случая ушел с летной работы. По сути дела, никаких организационных или административных мер в его адрес не предпринималось. И летную квалификацию за ним сохранили. Хотя в принципе летчик 1-го класса так ошибаться не мог. Но я считаю, что основная ошибка там была в организации перелета и в неудовлетворительной организации управления. По сути дела, экипаж был потерян, и им никто не управлял. Это то, о чем мы с вами чуть раньше говорили, о системе управления.

Система управления и организация системы управления, некоторые этого не понимают, а по роду своей деятельности самолет просто так, поднявшись в воздух, не летает. Самолетом на всех этапах, от взлета до посадки, управляют люди на земле, управляют органы, которые непосредственно обязаны заниматься этим управлением. И летательный аппарат контролируется в трех точках измерения – высота, азимут и так далее. И если кто-то думает, что можно так просто взять и куда-то там полететь, он сильно ошибается и ничего не понимает. Тем более, сейчас весь мир перешел на зависимое автоматическое наблюдение.

Развернуты соответствующие средства в космосе, на земле, на летательных аппаратах – я это видел, к примеру, когда был в Японии, на пункте управления гражданской авиации. В главном аэропорту Токио видели самолеты, которые летели в небе над Австралией. Казалось бы, в этом Азиатско-Тихоокеанском пространстве нет никаких наземных средств наблюдения, тем не менее был виден по запросу летательный аппарат над пятым континентом. Это огромное расстояние. И весь мир сейчас переходит на такой способ контроля воздушного пространства.

Да, правильно, мы не отказываемся от радиолокации, от локации, мы будем видеть летательный аппарат, если летчик ее включит, если выключит, мы его не увидим. Но для надежной безопасности и четкого управления в мирное время такая система крайне необходима, чтобы качественно улучшить безопасность полетов и систему управления авиацией. В том числе и авиацией общего назначения.

Сейчас вся система управления авиацией в США, в Европе построена на том, что самолет еще рулит по земле, а на экранах локаторов уже появился сигнал, что прошла заявка, летательный аппарат утвержден, его полетное задание согласовано, что он может по уведомлению спокойно выполнять полет. По уведомлению – это совсем другой подход.

Но для надежной безопасности и четкого управления в мирное время такая система крайне необходима, чтобы качественно улучшить безопасность полетов и систему управления авиацией. В том числе и авиацией общего назначения.

Сейчас вся система авиации в США, в Европе построена на том, что самолет еще рулит по земле, а на экранах локаторов уже появился сигнал, что прошла заявка, летательный аппарат утвержден, его полетное задание согласованно, что он может по уведомлению спокойно выполнять полет. По уведомлению – это совсем другой подход.

– Ну а все-таки, если вернуться к проблеме налетанности.

– Что касается материального обеспечения, то тут вопросов нет. Меня беспокоит только ресурсное обеспечение самолетов и вертолетов, которое наряжено на решение этой задачи.

– То есть с керосином все в порядке?

– Наличие керосина, ГСМ и других средств меня абсолютно не волнует. Все есть, это не те годы. Аэродромы, горюче-смазочные материалы, мы даже заключили договора с ЗАО "Газпромнефть - Аэро", на 12 аэродромах у нас эта сеть развернута – так называемый аутсорсинг. Он уже в работе находится. Больше всего беспокоит исправность и ресурсное обеспечение. К сожалению, наша структура "Авиаремонт" не настолько прагматично реагирует на все те потребности, которые нам необходимы, как должно. Не могу до сих пор понять, в чем тут причина.

Деньги на ремонт и восстановление выделены. И немалые. Если сравнить с временем 90-х годов, то в разы. Финансовые возможности есть, обязанности определены, спецификация – тоже. Не хватает расторопности и ответственности должностных лиц, которые обязаны этим заниматься. К сожалению, за исправность боевой техники болеет душой только главкомат ВВС, который отвечает за боевую подготовку. Другие наши структуры почему-то отвечают только за финансовые потоки.

Отсюда проблемы. Но если в прошлом году мы налетали порядка 340 тысяч часов, дали налет более 90 часов на каждого летчика. Это разный налет – в зависимости от рода, типа самолета. Я в этом году поставил задачу, особенно по отношению к молодым летчикам, налетать не менее 100 часов.

В прошлом году 80% молодежи выполнили эти нормы. Провисли некоторые лейтенанты, но не по свей вине, а потому что не было ресурсного обеспечения. И самое главное, несвоевременно отреагировали на то, чтобы переправить их в другие части, где эту задачу можно было решить. В последующем мы эту проблему решили, но не 100 часов они получили, а чуть больше 50. Но это не пять, не семь, не два часа, которые были в 90-е годы.

– Но летают ваши пилоты не только для совершенствования индивидуальной подготовки, но и, видимо, для решения комплексных задач в рамках учений в округах? Вы принимаете участие в этих мероприятиях?

Полеты продолжаются день и ночь.

Фото Виктора Литовкина – Конечно, во всех масштабных учениях, если вы обратили внимание, не последнюю роль играет авиация. Если не главную. Все смотрят на то, что происходит в воздухе.

– А в каких важнейших учениях в этом году вы будете принимать участие?

– Во всех. Все, что спланировано, все связано с авиацией. У нас есть план авиационного обеспечения всех мероприятий. Он утвержден начальником Генерального штаба, и мы принимаем очень активное участие во всех учениях.

С ЗАБОТОЙ О ЛЮДЯХ

– Вопрос о социальных проблемах ВВС. Увеличили в два-три раза оклады для летчиков.

– Мы разбираемся с ними. Создан единый расчетный центр, пошел только второй месяц, как начали выплачивать повышенные оклады, что-то где-то не сработало. Мы разберемся и все поправим. Люди понимают: все, что заявлено, они получат. Не сейчас, так потом.

– А здорово выросло денежное содержание, например, командира эскадрильи?

– Это сопоставимо с теми выплатами, которые летчики получали по 400-му приказу. И это в разы больше, чем было до повышения. Конкретные цифры можно уточнить, чтобы не обмануть читателей.

– А по жилью?

– Жилья настроили очень много. Вы проезжали по Балашихе, видели, сколько его. Более 6 тысяч квартир. И еще в Подмосковье строят. Но этот наш учет загубленный, был в квартирно-эксплуатационных частях, сейчас сделали единый банк. У нас часто идут сбои. Каждую пятницу, вчера в том числе, Николай Егорович (Макаров. – В.Л.) проводит совещание по этому вопросу. Я не знаю, когда этот сбой пройдет, но я уже своим говорил, что если мы на местах не выправим ситуацию, начиная с подразделений и выше, не поймем, что у нас происходит, то что сверху ждать?! Надо самим разобраться на уровне части.

К сожалению, часть авиационных частей ушла в округа, о чем мы раньше говорили. Я, как главком, повлиять на положение дел там не могу. Но и мне незачем заниматься этой работой. Там есть территориальные органы, которые призваны решать эти проблемы. Но и нельзя не сказать, что некоторые офицеры тоже безответственно относятся к этим вопросам – извещение пришло, а они не оформляют документов. Специально или по недомыслию затягивают время. Не представляют в полном объеме те документы, которые должны быть.

Ситуации разные. Кто-то имеет жилье, но старается еще прихватить. Соблазнов много. Вооруженные силы сегодня единственная структура, где люди по закону получают жилье от государства.

Служебное жилье уже спланировано под основные базы, по сути дела, у нас будет семь базовых аэродромов самолетов и 14 базовых аэродромов армейской авиации, там будет создано служебное жилье. Все остальное, хотим мы или не хотим, перейдет в конце концов в муниципальное. Все городки мы передадим туда.

Другой вопрос, позволить офицерам – ну, не хочет он оставаться в Морозовске или Миллерове, где прекрасные квартиры построили по выводу из Западной группы войск, но нет никакой промышленности, – уехать в другое место. Я считаю, что такую возможность предоставить офицерам можно. Хотя, с другой стороны, жильем человек обеспечен.

Вот у нас есть поселок Заря, тоже очень много желающих получить жилье в Подмосковье. Нам разрешили перевести квартиры из служебных в муниципальные. И напряженность тут главным образом снята. При мне, как я стал главкомом, тут уже три дома построено. Осталось только оформить эти дома, и 100 человек в главном командовании обретут крышу над головой. Плюс части обеспечения, и я полностью снимаю задачу служебного жилья.

– Еще один острый вопрос – об образовании. В том числе и связанный со скандалом, который разразился из-за перевода Академии Жуковского и Гагарина в Воронеж. С чем это связано и что будет с прекрасным Музеем авиации, который находится в Монино?

– Музей как был, так и останется. Он войдет филиалом в Центральный музей Вооруженных сил, и никто на него никак не посягает.

Об академии. Я очень много отвечал на этот вопрос. Почему такая богатая страна, как Соединенные Штаты Америки, имеют всего три военных вуза. По подготовке офицерского состава. Кто-нибудь задавался этим вопросом? Почему они не могут раскинуть по всей стране сеть учебных заведений? Почему в Англии так? По поручению министра я со своими подчиненными, а это известные люди – генерал Харчевский, генерал Градусов, полковник Бареев, даст бог, будет вскоре генералом – это элита современных ВВС, поехали в командировку и практически неделю смотрели организацию боевой подготовки ВВС США. Были в Пентагоне, во всех командованиях, в том числе и на авиабазе в Нелисе. По советским меркам, его можно сравнить с базой в Марах, где я когда-то проходил службу.

Мы были также в Колорадо-Спрингс и в той академии, где одновременно обучается 4 тысячи курсантов на четырех курсах. И где ежегодно из 1 тысячи выпускников 500 становится летчиками. 500 они набирают из других вузов. Я очень подробно изучил их опыт, на удивление, мне коллеги еще и предоставили программу обучения, даже под грифом "Служебная литература", разговор был абсолютно открытый. И я согласен с тем, что все нужно сосредоточить в одном месте. В том числе и финансовые, и материальные средства.

Да, в чем мы проигрываем? В том, что, например, из Сибири нет возможности у всех ребят приехать и поступить в воронежский вуз, но это наша задача. Организовать выездные комиссии, провести конкурсные испытания и найти парней, которые не только из европейской части России, но и с Дальнего Востока будут у нас учиться. Это задача вида заняться отбором курсантов. В том числе и информационно-пропагандистской работой. Набрать здоровых, крепких ребят, а такие нужны в ВВС. Мы шутили когда-то: набирают по здоровью, а спрашивают по уму.

Это другая задача. Но иметь сеть и распылять деньги – не разумно.

Юрий Петрович Клишин, это бывший замглавкома по вооружению, когда попал в современный Воронеж, звонил оттуда и говорил: "Александр Николаевич, я никогда не ожидал, что там сделал за столь короткое время Василий Зибров со своим коллективом". И все равно этого еще мало. Мне министр говорит: "Ты поезжай в кадетские колледжи и посмотри, что там сделано. Какие там средства созданы, чтобы готовить мальчишек. И это вполне реально так сделать".

Еще один момент. Там рядом с Воронежем в 90 километрах Липецк, Липецкий учебный центр, который позволяет проводить стажировку и подготовку офицеров уже оперативно-тактического уровня. Вся передовая техника – там.

Я не хочу никого обидеть. Но за последние годы наша наука, в том числе и профессорско-преподавательская, очень здорово постарела и отстала от тех современных требований, которые предъявили нам прошедшие революционные пять лет. Особенно последние три года. А мы, как любит писать пресса, продолжаем воевать по опыту прошедших войн. А я не хочу воевать по опыту прошедших войн. Я с уважением отношусь к профессорско-преподавательскому составу, надо его действительно сохранить, надо создать какой-то центр – мы вышли с таким предложением на начальника Департамента образования Вооруженных сил, такие проработки идут. Но, если откровенно сказать, учебная база, за исключением корпуса "Т" (тренажерный корпус в Академии Гагарина. – В.Л.), стара как этот мир. Да и там все тренажеры самолетов, которые уходят из этой жизни.

Все новое создается в Воронеже. Все современные АСУ, современные тренажеры, современные… Вот я заканчивал училище, уже были МиГ-23 и МиГ-25, ракеты к ним и все остальное. А мы все летали на МиГ-21, изучали ракеты УС, РС2С, которой уже не было в войсках. Вот такой была та система. Вся техника, которая поступала тогда в училище, была той, что из войск ушла.

А мы говорим – нет. Мы должны учить тому, что есть и будет в войсках. Сейчас мы заканчиваем обучать в училище на самолете повышенной подготовки. Это не касается войск ПВО, там уже все современнейшее. Им летать не нужно, они должны прийти в войска и сразу сесть за пульты боевого расчета и начинать боевую работу.

У летчика система другая. Мы даем ему налет часов и машину повышенной боевой подготовки. Потом он приходит в государственный центр, где мы его учим воевать. А оттуда – в войска, где он уже всему обучен и научен. И на технике боевого применения начинает летать и выполнять боевую задачу.

Мне молодым летчиком посчастливилось слушать Павла Степановича Кутахова. Я запомнил его слова на всю жизнь. Я был в 3-й эскадрилье лейтенантом Зелиным. 1976 год. Маршал взял мел и начал рисовать на доске. "Вот такая задача, я посылаю ее выполнять летчика первого класса. Для решения другой задачи звено летчиков второго класса. А на эту мне нужно всю эскадрилью летчиков третьего класса послать". Уже тогда было понятно, что значит летчик того или другого класса, как надо стимулировать пилотов повышать свою классную квалификацию. Когда платили за классность, за облака, за то, за это…

А сейчас нам говорят: ребята, мы вам слишком много платим. За классность платить не будем. Я считаю, что это абсолютно не правильно. Мотивация у летно-подъемного состава в не последнюю очередь связана с оценкой его деятельности. Не думаю, что в советское время об этом не думали и просто так платили деньги.

– Это мы говорили о летчиках. Но у вас же есть и метеорологи, штурманы, специалисты по вооружению. Где их учить?

– Все – в одном Воронежском университете. Там планируется создать Военно-научный центр или Государственный университет по подготовке авиационных специалистов.

– А техников где? Специалистов ТЭЧ?

– И техников там. Все в Воронеже. В настоящее время там все и учатся. Все инженерные училища, которые были, в 2009 году начали там обучение. Иркутское, потом Ставропольское, потом Тамбовское училище связи… Все сосредоточили в одном месте. У нас единственное на правах филиала будет Краснодарское училище, которое станет готовить летчиков. Летный состав и офицеров боевого управления.

– И иностранцев?

– И иностранцев. У нас Воронеж готовит весь личный состав, который связан с вопросами всестороннего обеспечения авиационной деятельности. Тылового, технического. Всего, что с этим связано. Непосредственно летчиков мы готовим в Краснодаре.

А академическое образование, я не уточнил, которое мы получали в Академии Жуковского и Гагарина, оно упраздняется. Мы переходим на курсовую подготовку. Второго диплома мы выдавать не будем. Мы будем выдавать соответствующий документ по окончанию курсов. И дальше на каждую предстоящую должность офицер будет готовиться конкретно на таких курсах. Это будет происходить в Воронеже и Липецке на оперативно-тактическом уровне. И соответственно в Академии Генерального штаба.

– Самый последний вопрос. "Стрижи" и "Русские витязи" остаются?

– Их никто не трогает. Ни у кого и мысли такой никогда не было.

– А на Як-130 они будут летать?

– На Як-130, как только мы их получим, тоже создадим эскадрилью, чтобы летать с дымами красочно, как, предположим, "Патруль де Франс" или "Триче де Колор", другие.

Мы часто заявляем, что мы единственные, кто летает на боевых самолетах. Но по жизни это не так. Я поездил по миру, посмотрел. Американцы летают на F-16 ВВС, ВМС летает на F-18, показательные полеты. Раньше ВВС летали на Т-50, но после того как вся группа разбилась, такая была тяжелая трагедия, они все перешли на F-16. А морские летчики как летали на F-18, так и продолжают летать. Японцы тоже летают на боевых самолетах. Южнокорейцы летали на боевых, но сейчас они создали свой Т-50. Это практически прообраз F-16, они создали учебную машину под него. И у них покупают, если не ошибаюсь, итальянцы.Когда я был у них на юбилее, посвященном 60-летию, спросил их: почему вы не покупаете наши самолеты? Они взяли и написали, что мы выставили на тендер наш Т-50. Наши тут же отказались.

 

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
IwanIwanowichIwanow19.03.12 00:45
А на основной вопрос - усилится ли обороноспособность "реформированных ВС" в ответ тишина ... Рушить не строить. Но потом кровушкой русских людей будут "эксперименты" с армией заливать.
Сеня Горбунков19.03.12 02:10
Да это даже не кукарек, а злостный высер.
Видимо когда пятнадцать лет назад у лётчиков было по 7-10 часов, но было бесчисленное множество "гвардейских" академий, безусловно никто "кровушкой русских людей" не рисковал, всё было солнечно и ажурно.

Мин. обороны необходимо налаживать связи с общественностью, а то кукарекам регулярно в кормушку "звоночки" досыпают, а нормальные адекватные реальности интервью выходят раз в пол года, отчего у людей "не в теме" устойчивое мнение что "нас уже голыми руками можно взять".. чего только стоила статья про списание 20 тыс танков.

Вот актуальная страшилка про "базу НАТЫ в Дедушкаленинске" ссылка
Provt19.03.12 02:38
> IwanIwanowichIwanow
А на основной вопрос - усилится ли обороноспособность "реформированных ВС" в ответ тишина ... Рушить не строить. Но потом кровушкой русских людей будут "эксперименты" с армией заливать.

самое печальное, но что бы в итоге не заливать кровушкой, надо финансировать армию и вообще экономику переводить на военные рельсы. но вы же не захотите 10 лет служить, а остальное время по 18 часов в сутки вкалывать как проклятый?

другого варианта нету.

ДобрыйФей19.03.12 11:49
"Больше всего беспокоит исправность и ресурсное обеспечение. К сожалению, наша структура "Авиаремонт" не настолько прагматично реагирует на все те потребности, которые нам необходимы, как должно. Не могу до сих пор понять, в чем тут причина.

Деньги на ремонт и восстановление выделены. И немалые. Если сравнить с временем 90-х годов, то в разы. Финансовые возможности есть, обязанности определены, спецификация – тоже. Не хватает расторопности и ответственности должностных лиц, которые обязаны этим заниматься. К сожалению, за исправность боевой техники болеет душой только главкомат ВВС, который отвечает за боевую подготовку. Другие наши структуры почему-то отвечают только за финансовые потоки."

Как я понимаю, из этого интервью и из других, проблемма сейчас заключается не в деньгах даже, а в качестве комплектующих и качестве же обслуживания летной техники.

Генерал ошибочно что-то говорит про "не хватает расторопности и ответственности должностных лиц". Но от нагоняев начальству грамотные люди не появятся вдруг из ниоткуда.

Государство выделяет кучу денег, а на лицо дефицит техперсонала способного их освоить с качественной отдачей.

Эхо 90-ых :(

Tank19.03.12 13:39
> ЛЮЦИФЕР Мы реально сильны иначе РОССИЮ давно бы порвали в клочья.
Согласен. Пока у нас есть РВСН а у них нету работоспособной ПРО - никто в открытую не полезет.
весёлый20.03.12 10:47
Вот дядько много раз говорил по разным вопросам: был против, но решили так и теперь выполняю.
Хреново это, когда человек на таком уровне делает то во что не верит. В отставку бы ему надо уходить было раз доказать свою правоту не смог, а исполнять надо поручать тем кто идею обосновывал и принимал.

И ещё
Ликвидированы центральные командные пункты видов, но пока АСУ не заработала, мы пришли к выводу, что управление главкома организацией и контролем проведения боевой подготовки надо восстанавливать. Сейчас все решения приняты, согласованы и контроль восстанавливается. Начальник Генерального штаба нас поддержал.

Во бля так у нас контроля над боевой подговтокой ВВС нет однако. К стеночке за это реформаторов прислонять надо за вредительство и подрыв обороноспособности.
Kasper20.03.12 13:39
как забавно читать высеры интернет хомячков. :))

Если в статье напишут "у нас все плохо" хомячки радостно заорут - "Ага! а мы ведь говорили, что у нас все плохо!"

Ну а если в статье конструктивно описывается проблема и методы ее решения, которые уже дали положительный эфект, то хомячки начнут коверкать слова из статьи и орать - "не верьте им, у нас все плохо!"

Странные они животные, эти хомячки. :)
makkam20.03.12 14:39
Итог к 2020 году ВВС РФ будет состоять из
124-х СУ -34
48-си СУ-35
х ? СУ-30
менее 100 останется МИГ-31
60-ти Т-50
Т.е 200 самолетов истребительной авиации и 124 штурмовой.
У нас что к 2020 году ВВС будут уступать по численности ВВС Турции?
Поправьте если я что упустил...
Zmey20.03.12 16:09
Су-27, Су-25/39, Миг-29, Ту-22м3, Су-24. К 2020 году все не спишут.
makkam20.03.12 16:17
Су-24 спишут. об этом написано в статье.
Самые "молодые" из Су-27, Су-25/39, Миг-29, Ту-22м3 произведенные в СССР к 2020 году будут иметь возраст 30 лет. Так что быстрее всего их спишут до 2020 года. Но даже если и останутся пару десятков Су-27 и Миг-29 это сильно погоды не делает. Про Ту -22 М3 не слышал что бы они производились сейчас. Те же что стоят на вооружении неумолимо приходят в негодность.
ссылка
Zmey20.03.12 16:33
Загнули про 30 лет. И про спишут. И ссылка на видео тоже не показатель (ну, база отстоя стоит где-то, что теперь).
makkam20.03.12 16:39
Zmey

2020 - 30=1990

У нас разная арифметика?))

Есть такой показатель как усталость металла. Вы повезете свою семью на авто старше 30 лет? И будете ли уверены за их безопасность? А самолет на обочине в случае чего не запаркуешь. Цена разгильдяйства и жадности - человеческие жизни.

Ist9720.03.12 16:51
> makkam

Зелин сказал, что Су-35 планируется до 100 единиц. Плюс Су-30, Су-27СМ3 (которые фактически новые), при нормальном техническом обслуживании будут летать сколько-то Су-27СМ, 100 МиГ-31, 30 с чем-то МиГ-29СМ. 60 Т-50 к 2020 - это малореально, к 2025 г. в лучшем случае, масштаб пргораммы просто таков.
300-350 самолетов истребительной авиации - это очень немало для бедной страны, даже для такого количества обеспечить нормальную боеспособность - архидорогая задача. Нет смысла закупать для того "шоб було".
makkam20.03.12 17:06
Ist97
Ну так если дорого, так может вообще не закупать? ВВС страны должно строить для отражения агрессии вероятного противника.
Такие же ВВС к 2020 году будут являться приглашением к агрессии даже для таких титанов как Турция.
Про Су30 и Су 27 поделитесь информацией сколько именно этих "новых" самолетов в строю и какой год их производства.
Су -35 планируется, но скорее всего после 20-го года пока же есть контракт на 48.
Не совсем понял ваш пассаж про бедную страну. Мы или энергетическая сверхдержава или бедная страна. Надо уж как то определиться
Ist9720.03.12 17:28
makkam
Су-27СМ3 в этом году шли новые, 8 штук, правда, из советского задела по планерам, на Су-30СМ сейчас маячит цифра в 40 самолетов,нет сомнений, что он будет исполнен быстрее, чем на Су-35 - машина более освоена в производстве. Действующий контракт на 48 Су-35 - до 2015 г, в период до 2020 г., как я понимаю, будет еще контракт.

Россия - бедная страна, благосостояние ее зависит от цены на нефть, влияния на ценообразование же мы практически не имеем. 300 истребителей (а всего вместе с вертолетами все равно накапливается численность под 3000 ЛА) - неплохое число, если хотя бы их мы подготовим на нормальном уровне, это будет уже достижением. ВВС Турции в перспективе нам не конкурент, смешно сравнивать F-16 и Су-35.

Чикатумба20.03.12 17:48

makkam привел ссылку вот такую
ссылка

по ней следует вот что:

"РАЗВАЛ РОССИИ!!ВВС!!ТУ22М3!"
"РЕФОРМА ЖИДОМЕДВЕПУТОВ!!В ВВС!"
"ВЕСЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ТАК!!АРМИИ НЕТ!!!ПРО ПРОФИСИОНАЛЬЮ АРМИЮ. ТИПА ВРАНЬЁ И ЖИДОВТЕРАТЕЛЬСТВО ПО УШАМ ИДЕТ ГЕНОЦИД РУСИ!!!ТОТАЛЬНЫЙ РАЗВАЛ!!!И СМЕРТЬ РУССКОГО НАРОДА!!"

Прочитали? Теперь почитайте, о чем эти вопли:
Заброшенная Воздвиженка
ссылка

Армии нет, а японцы-то почему-то перепугались. Как же так, makkam?

Итоги 2011 года в картинках: ВВС — часть 1
ссылка

Итоги 2011 года в картинках: ВВС - часть 2
ссылка

Вы или умалишенный или просто любите обмазываться фекальными массами и разбрасывать их вокруг. Надо уж как-то определиться, нехорошо так.

Beltar20.03.12 18:15

Сейчас имеется и будет получено:

Су-27СМ2: 46 (2 разбилось). Видимо прослужать года этак до 2030-го. Возможно, что будет еще модернизировано несколько эскадрилий.

Су-27СМ3. 12 Новые из китайского задела.

Су-35: 48 заказано 4 уже построено, 95% второй контракт будет.

Су-30СМ2: 4 есть. То, что машина будет вместо спарки заявлено Зелиным прямо. => слухи о контракте на 40 машин, скорее всего верны. 40-50 спарок как раз хватит на 200-250 тяжелых истребителей и строить их будут по мере насыщения.

МиГ-31 в плане модернизация 60 машин. Самих самолетов в наличии много. О ресурсе не могу ничего сказать, но у столь здорового агрегата, рассчитанного на полет со скоростью 3000 км/ч он должен быть велик. Производство как самолетов, так и двигателей в настоящее время отсутствует.

МиГ-29СМТ: 34 машины не стал брать Алжир. Точный состав ЕМНИП был 28 одноместных и 6 спарок.

МиГ-29. Насколько можно судить по открытым источникам состояние парка очень хреновое, Википедия приводит инфу о меньшем числе эскадрилий МиГ-29, чем у Су-27. Никаких програм модернизации не предполагается, ограничиваются текущим ремонтом. Возможно там уже нечего особо модернизировать.

В новости про закупку 140 Ка-52 проскальзывала инфа о том, что обсуждается контракт на МиГ-35. Т. е. все, возможно, не так плохо. Минус МиГ-35 - цена. Близкая к таковой у Су-35.

Су-24 заменяются на Су-34 один к одному, и как можно понять из статьи их число будет наращиваться.

Су-25 в наличии за 200 машин. Учитывая сравнительно низкие эксплуатационные перегрузки и бронированный корпус, планер у них вряд ли скоро посыплется.

Су-25СМ непонятно сколько. Именно на них пришлись потери в войне 2008-го. Планы модернизировать до этой версии 80 штук. В Улан-Удэ планируется развернуть производство спарки для них, 15-16 машин. Очевидно, что в дальнейшем оно может быть использовано и для сбора строевых.

Ту-22М3 точно никто никуда не спишет, т. к. такие самолеты летают дольше мелких.

>благосостояние ее зависит от цены на нефть, влияния на ценообразование же мы практически не имеем<

Если бы цена на нефть действительно регулировалась рынком... Нефть - это ВСЕ. Поэтому цена на нее устанавливается политическими соглашениями. Т. е. если США будут стремиться цену на нефть вальнуть, то мы будем оказывать на них давление.

rollm20.03.12 18:22
О чем статья, от мелких стран типа грузия и так как нибудь отобьемся, с нато бодаться мы полюбому кроме ядреного оружия не сможем, а с китаем никакая армия нас не спосет, особенно если Китай перед агресией окупирует казахстан и монголию. Такой фронт никакими дивизиями не закроет, СССр еще мог ,а Россия низа что, поэтому реформа в принципе идет нормально, главное ,что б дедовщины не было, а остальное само утресется.
Zmey20.03.12 18:47
--> makkam

Zmey
2020 - 30=1990
У нас разная арифметика?))

У нас разное отношение. Я не беру цифры с бухты Барахты. Почему 1990 год? Почему не 1984? Почему не 1991? Самолеты есть разных годов постройки. Есть и совсем старые, советские, есть и относительно новые, достроенные из задела, либо уже по новым проектам, постсоветские. Тем не менее, списывают самолеты не по году службы, а по налету. Ресурс исчисляется в часах. В 90-е годы летали мало, налет у многих самолетов почти не набирался. Так что и ресурса у них хватит дальше 2030 года.

Есть такой показатель как усталость металла. Вы повезете свою семью на авто старше 30 лет? И будете ли уверены за их безопасность?
Если машина наездила всего 10 тыщ км, и в хорошем состоянии, после модернизации на заводе изготовителе - почему бы и нет?

На вики есть приблизительная сводка чего и сколько у нас есть: ссылка

Нужны подробности и поточнеее инфа - сюда: ссылка

"Коммерсант" подбивал бабки в 2008 году ссылка Но я бы ему не верил. Те объекты, по которым у меня есть точная инфа там неверно описаны более чем в половине случаев.
makkam20.03.12 19:07
Чикатумба
"РАЗВАЛ РОССИИ!!ВВС!!ТУ22М3!"
"РЕФОРМА ЖИДОМЕДВЕПУТОВ!!В ВВС!"
"ВЕСЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ТАК!!АРМИИ НЕТ!!!ПРО ПРОФИСИОНАЛЬЮ АРМИЮ. ТИПА ВРАНЬЁ И ЖИДОВТЕРАТЕЛЬСТВО ПО УШАМ ИДЕТ ГЕНОЦИД РУСИ!!!ТОТАЛЬНЫЙ РАЗВАЛ!!!И СМЕРТЬ РУССКОГО НАРОДА!!"


Странная у вас привычка приписывать другим свои... эээ не менее странные выводы

Ваша первая ссылка лишь подтверждает видео. Что я там должен был увидеть?
По второй ссылке получаем плюсом к тому что было посчитано выше:
48 Су-27СМ, поставленных Министерству обороны в 2004-2009 +12 после=60
55 УБС Як-130 +12 =67
По третьей ссылке нового только про модернизацию Су-25. Но сколько их останется после 2020-го и останутся ли вообще ни слова.
из коммента Beltar есть еще МиГ-29СМТ: 34 машины не стал брать Алжир, эти я упустил из вида.

Да, будет явно больше чем у Турции есть сейчас. И даже больше чем у ФРГ, ВБ или Франции. Если те не начнут наращивать вооружения, что маловероятно, у них пока одни сокращения в планах. Но ВВС всего ЕС будет превосходить наши в разы.

Вы или умалишенный или просто любите обмазываться фекальными массами и разбрасывать их вокруг. Надо уж как-то определиться, нехорошо так.

Вот это ваш самый мощный аргумент, раз вы его напоследок сберегли))
Для тупых или тех кто в танке процитирую сам себя:
Поправьте если я что упустил... 20.03.12 14:39
makkam20.03.12 19:18
Zmey

У нас разное отношение. Я не беру цифры с бухты Барахты. Почему 1990 год

Потому что: Самые "молодые" из Су-27, Су-25/39, Миг-29, Ту-22м3 произведенные в СССР к 2020 году будут иметь возраст 30 лет

91-й крайний год СССР.

Тем не менее, списывают самолеты не по году службы, а по налету. Ресурс исчисляется в часах. В 90-е годы летали мало, налет у многих самолетов почти не набирался.

Я немного служил в армии и сообщу вам страшную тайну: не эксплуатируемая техника очень быстро становиться не боеспособной. Разбирается на запчасти для эксплуатируемой, рассыхаются уплотнители, электроника не работающая "стареет" быстрее и т.д и т.п

Про то сколько есть сейчас, в т.ч и на вики я смотрел. Но мы же с вами говорим про 2020-й год.

slw006820.03.12 19:25
Не хочу никого расстраивать, но ремонт авиадвигателей зависит не от того сколко он пролежал на складе, а сколько моточасов накрутил. Но Вы makkam продолжайте писать фантастику. Это так забавно....
makkam20.03.12 19:31
slw0068

Да нет, это вы чародей. Воевать одним двигателем со склада будете?

Я вам говорю про технику стоящую в строю а не про запчассти со складов.

Чикатумба20.03.12 19:36

"Выводы" эти не мои, а того дятла, который "залил" ваше всепропальное видео на youtube и которое вы приводите в качестве подтверждения ваших "умозаключений"

Ваша первая ссылка лишь подтверждает видео. Что я там должен был увидеть?

"Это называется "Блядь, спохватились"!
Решение о расформировании полка принималось два года и в 2008 решили разогнать 444 ТБАП.
Самолёты на фотографиях уже лет десять как стояли и не летали. При расформировании были списаны, работоспособные узлы и двигатели сняты.
Я оттуда уехал в 2010 году, прослужив там четырнадцать лет".

Далее:
У нас что к 2020 году ВВС будут уступать по численности ВВС Турции?
....
Но ВВС всего ЕС будет превосходить наши в разы!

Вот это ваш самый сильный аргумент?

То есть, ВВС России должны вернуться по своей численности к ВВС СССР? Чтобы биться с "ВВС всего ЕС"?
Расходы на армию повышают, принимают ГПВ - вы тут как тут: "Тратят слишком много! Надо сокращать расходы, а то экономика навернется!"
Начали строить новые самолеты, модернизировать старые - "Строят слишком мало! ВВС всего ЕС будет превосходить в разы!"
По факту ведь вы любите обмаз. И набросы. И цитировать себя, и просить потом поправить себя. Вот это вы все любите.

slw006820.03.12 19:41
> makkam
slw0068

Да нет, это вы чародей. Воевать одним двигателем со склада будете?

Я вам говорю про технику стоящую в строю а не про запчассти со складов.

Ещё раз. Для идиотов и глухих - сроки ремонта узлов авиатехники определяется количеством отработанных часов. От стояния техники на земле сроки ремонта не сдвигаются. Я доступно объяснил?
Beltar20.03.12 19:46

>В 90-е годы летали мало, налет у многих самолетов почти не набирался.<

А вот как их хранили тоже вопрос. Насколько я знаю, списанные еще не старые МиГ-27 (до 15 лет в момент вывода в запас) в Первую Чеченскую так и не смогли реанимировать, хотя потребность была.

>Ресурс исчисляется в часах.<

Скажем так, есть у ЛА детали, которые по отработке часов однозначно заменяются при наработке этих часов.

А у МиГ-29, похоже, изначально ресурс был очень маленький, хотя индийцы на советских машинах летают и не падают.

slw006820.03.12 19:52
> Beltar
>Ресурс исчисляется в часах.<

Скажем так, есть у ЛА детали, которые по отработке часов однозначно заменяются при наработке этих часов.


Скажем так, список деталей подлежащих замене при выполнении ремонта и техобслуживания определяется технологами завода-изготовителя. Виды проводимого ремонта зависят от моточасов наработанных "изделием". И соответственно состав деталей подлежащие обязательной замене так же зависит от наработки. Необходимость ремонта или замены прочих деталей деталей осуществляется в процессе дефектации изделия поступившего в ремонт. кроме обязательной замены некоторые детали подлежат обязательному ремонту.
Дата выпуска изделия имеет справочное значение.
makkam20.03.12 20:17
Чикатумба

Ну чтобы не быть балоболом, приведите мои слова где я говорю что то хотя бы отдаленно напоминающее:

"Тратят слишком много! Надо сокращать расходы, а то экономика навернется!"

Далее

То есть, ВВС России должны вернуться по своей численности к ВВС СССР? Чтобы биться с "ВВС всего ЕС"?

ВС РФ должны соответствовать военным угрозам для государства.

Вам конкретный вопрос: Является ли НАТО вероятным противником для РФ? Если нет то кто является и какие ВВС оптимальны для парирования угроз.

makkam20.03.12 20:22
slw0068
вы мне про теорию а я вам про практику.
Поинтересуйтесь сколько из сотен Миг-29 боеготовы.
Хотя ваше желание заболтать тему и увести полемику в сторону предсказуемо и понятно.
Конкретный вопрос для вас: сколько и каких самолетов (истребительной и штурмовой авиации) будет в ВВС РФ в 2020 году?
slw006820.03.12 20:30
> makkam
slw0068
вы мне про теорию а я вам про практику.
Про практику.... Ну тогда расскажите сколько агрегатов авиатехники переданных в ремонт Вы вообще видели в глаза?
P.S. Для сведения я сейчас работаю на заводе как раз занимающемся ремонтом агрегатов авиатехники. Поэтому прекрасно знаю как практически происходит данный процесс. А вот хомячки всёпросральщики только по клаве стучать могут.
ti-robot20.03.12 21:08

Даже 200 истребителей против 187 "рапторов" - нормальное соотношение. И не надо про Фе-35, уже не смешно...

Zmey20.03.12 21:26
Самолеты после развала Союза строились мало, в основном модернизировались или проходили ремонт. И их довольно много. Проводить таким широким жестом водораздел - мол, после 2020 года спишут все самолеты, произвеенные в СССР, неверно. Нет же сейчас массового списания самолетов производства 1982 года. Вопрос этот всегда решатеся долго и нудно, и с оглядкой на текущую ситуацию, поэтому однозначно ничего я бы утверждать не стал. Тем более упираться в конкретную цифру 30 или 40 лет. Будет у нас плохо с экономикой - будем до самого упора летать на старых МиГ-29. Хоть до 2050 года, несмотря на усталость металла и прочее. Будет хорошо - в 2015 году пересмотрим программу и построим 500 штук МиГ-35.
Это все настолько непрогнозируемые вещи, да кроме того, еще обычно и секретные, что вопрос "скажите мне точно, сколько и каких у нас будет самолетов в 2020 году?" может прозвучать только от глупого человека.

Я даже больше скажу. У нас пока единой концепции развития нет. У нас в ГШ толком и не знают, сколько и чего нам надо. Или знают, но в виде общедоступного документа еще не оформили. У нас нет задачи нападать на какую-нибудь страну и долбить ее бомбами до установления демократии по российскому образцу. У нас сейчас стоит задача иметь силы закрыться от нападения на нашу территорию, нанесение неприемлемого ущерба нападающему на нас воздушному противнику. В этом случае развитие ВВС тесно увязано с развитием ПВО и ПРО. У нас стоит задача иметь воздушный компонент ядерной триады и ее прикрытие. Она обеспечивается. Генералам еще хочется иметь возможность на ограниченном ТВД давить противника в локальном конфликте на границах, если будет необходимость, всеми средствами - и истребителями, и штурмовиками, и воздушным десантом. Эту задачу тоже принимают во внимание при формировании ГПВ. Но общей установки сколько и чего должно быть - нет. Слышал где-то цифры, что нам нужны около 600 истребителей, 200-400 штурмовиков, 100 самолетов дальней и средней бомбардировочной авиации и порядка 1500 вертолетов армейской авиации. Но на чем эти цифры обоснованы - неизвестно.

Я конечно, понимаю, что болеющим за Россию до кушатьнемогукаквсепроспали хочется, чтобы мы могли в одиночку завалить всю авиацию мира, и НАТО нагнуть в вовздушном бою, и Европу закатать выскоточным оружием и китайцам показать, какой Су-27 правильный, а какой - жалкая китайская подделка. Но совесть то поимейте. В нашей стране, с ее местоположением, условиями и народом типа вас вообще удивительно, как мы еще умудряемся создавать и содержать такие силы, что на нас и нападать никому не хочется. Нам нет нужды иметь самую большую армию в мире, как же вы это все не поймете то?
Beltar20.03.12 21:50

Я вот понять не могу чего вы пытаетесь доказать сравнивая Россию с ЕС. Во-первых, сравнивать тогда стоит НАТО и ОДКБ, а это еще и Казахстан с Бульбаляндией. Во-вторых, а в каком состоянии сейчас ВВС стран НАТО? Я не учитываю авиацию флотов, просто влом искать, ибо картину не изменит критически.

Самая главная европейская истеричка и русофобка, это конечно же Польша. Что она имеет в плане истребителей?

ссылка

48 F-16 с которыми ляхи уже хлебнули горя и за которые продали весь свой авиапром.

36 МиГ-29. Итого 84 истребителя включая спарки.

Ударная авиация: 48 Су-22. Всерьез такое можно даже не рассматривать. Боевых вертолетов нет вообще. Возможно, что наш парк Ми-24, Ми-28, Ка-50/52 превосходит по численности весь европейский.

ВВС Германии, как сильнейшей страны в Европе: ссылка

55 "Тайфунов" при заказе в 140.

45 F-4, которые, скоре всего, давно уже без запчастей. На след. год их спишут.

В ударном плане 152 "Торнадо 1981-1988 гг выпуска. Очевидно скоро они присоединятся к своим коллегам из США (F-111) как и наши Су-24. Замены вроде как не предвидится.

Как-то очень негусто.

Великобритания. Они на острове, им хорошо.

86 "Тайфунов" будет 107. F-35 в количестве 138 штук пойдут на авиносцы.

Ударная авиация: 109 "Торнадо" готовящихся отправиться в 2015-ом на свалку.

Италия:

55 "Тайфунов", 29 F-16, которые в этом году идут на свалку.

Ударная авиация: 74 ссылка Не сказать, что столь уж могучий и грозный противник. С Су-25 не сравнить.

Франция:

219 Mirage 2000 Всех типов.

51 Rafale, хотя статья про сам Rafale дает ~100 сухопутных машин.

69 Mirage F1 всех типов и сомнительной боеспособности.

Еще пара завязанных друг на друга и вооруженных по самые яйца милитариста, Греция и Турция (уже фактически вооющая в районе иракской границы).

У первой 170 F-16, Mirage 2000 в непонятных количествах и "фантомы", которые, возможно, лишь на бумаге существуют.

У второй 41 F-5, 162 "фантома" включая разведчики и 208 F-16.

Остальных можно не считать, думаю они все вместе дадут не более 200 самолетов 4-го поколения.

У нас 38 эскадрилий только истребителей. Если по 12 машин получается примерно 450 только истребителей и всего порядка 800 боевых самолетов без учета тяжелых бомберов и вертушек.

Не скажу, что это много, но дать бой и даже победить одновременно любые 3 страны в принципе реально, так что без паники, что мы дескать на уровне Турции, которая вообще-то по мировым меркам весьма сильная. Тем более, что в СССР по объективным причинам очень тщательно запиливали ЗРК и в них наше лидерство не оспоримо.

makkam20.03.12 22:15
Zmey
Самолеты после развала Союза строились мало, в основном модернизировались или проходили ремонт. И их довольно много

Исчерпывающе. Отличный количественный критерий - довольно много.
Проводить таким широким жестом водораздел - мол, после 2020 года спишут все самолеты, произвеенные в СССР, неверно
Разницу между не списанным и боеготовым самолетом очучаете?
Нет же сейчас массового списания самолетов производства 1982 года.
Ну так и сколько в строю боеготовых самолетов 1982 года и более ранних? И главное сколько их будет в 2020-м?
Это все настолько непрогнозируемые вещи, да кроме того, еще обычно и секретные, что вопрос "скажите мне точно, сколько и каких у нас будет самолетов в 2020 году?" может прозвучать только от глупого человека.
Очень не люблю пиндостан, но вы своим гениальным анализом и пониманием секретности ситуации просто вынуждаете:
ссылка
Руководство Пентагона также прогнозирует, что к 2020 финансовому году совокупная численность летательных аппаратов в ВС США, исключая вертолеты, конвертопланы и учебные самолеты, составит примерно 5500 единиц, при этом произойдет сокращение численности истребительно-штурмовой авиации на 10% – с 3264 самолетов в 2011 году до 2929 самолетов в 2020 году и четырехкратный рост многоцелевых беспилотных авиационных систем – с 72 БЛА в 2011 году до 476 БЛА в 2020 году
Вот же тупые пендосы, ни хрена не слышали про секретность!
Zmey, откройте уж глаза этим сирым недоумкам. А то поглядите в отличие о нашего ГШ у них есть таки 30-ти летняя концепция развития ВВС и знают подлецы что у них будет в 2020. Ну или хотя бы планируют.
Про другие страны лень искать. Думаю тоже есть планы по развитию ВВС и прописано чего и сколько будет. Ну есно окромя Польш и им подобных. Хотя не удивлись если и у них есть.
makkam20.03.12 22:19
Beltar
В нато вы скромно забыли привести данные по ВВС США.
Также можете привести данные и по ВВС Белоруссии и Казахстана.
Изначально ни чего ни кому я доказывать не собирался.
Очень ленив и хотел не очень хитрой провокацией в ходе полемики получить от форумных срачистов инфу о предполагаемом состоянии к 2020 году ВВС РФ.
 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» ФРГ установила личности двух подозреваемых в подрыве "Северных потоков"
» Истребители F-35 прибыли в Эстонию для патрулирования Балтики
» Вице-премьер Александр Новак совершил рабочий визит в Нигер
» Взорвём свои города и сбежим к финнам — эстонский генерал готовится к войне с Россией
» В Белоруссии разработали аналог Starlink для армии
» В ДНР с начала СВО восстановили 3,5 тысячи домов
» Посол в Норвегии прокомментировал планы НАТО по спутниковой сети в Арктике
» Посол оценил, сколько Норвегия заработала после вытеснения российского газа

 Репортаживсе статьи rss

» Статья Владимира Путина в газете «Казахстанская правда» «Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращённый в будущее»
» Кризис системы охлаждения F-35: недостатки конструкции порождают для Пентагона дилемму на 2 триллиона долларов
» Так сдержать: новую Стратегию развития ВМФ подготовят в 2025 году
» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»
» Михаил Ковальчук: история с утечкой мозгов из России уже давно закончилась
» Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Россия и Белоруссия отменят плату за роуминг 1 марта 2025 года

 Комментариивсе статьи rss

» Эксперты перечислили меры, которые помогут нивелировать последствия старения населения
» Лукьянов: Публичная среда, где обмениваются сигналами РФ и НАТО, сужает пространство для договоренностей
» Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
» Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus
» Утечки разоблачают тайный британский план по недопущению прекращения войны на Украине
» "Сбить невозможно". Что известно о ракете, которую представил Путин
» Зачем готовится адвокатская монополия в судах
» Новое оружие Пентагона. В чем риски использования роботов-пулеметов

 Аналитикавсе статьи rss

» С чем Россия может вернуться в Афганистан
» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"