Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Генерала Кириллова посмертно наградили "Золотой Звездой" Героя России
Ответил не так, как все ожидали. Путин подвел итоги года
О чем Путин договорился с Лукашенко в Минске
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Последнее интервью академика Б.Чертока
10.01.12 21:37 В России

Советский ученый-конструктор в области ракетно-космической техники и один из ближайших соратников академика Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток скончался в Москве на 100-м году жизни.
Черток родился 1 марта 1912 года в польском городе Лодзь, входящем в состав Российской империи. В 1930 году он поступил на работу электромонтером на авиационный завод № 22 в Москве, выпускавший тяжелые бомбардировщики.

В 1940-м Черток окончил Московский энергетический институт. Будущий ученый принял участие в ВОВ — 2 мая 1945 года он расписался на Рейхстаге.

В советской оккупационной зоне на территории Германии Черток организовал институт "Рабе", изучавший развитие техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. В 1946 году на базе "Рабе" был создан новый институт — "Нордхаузен" под руководством Сергея Королева.

Вся научно-инженерная деятельность Бориса Чертка с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Считается, что он создал школу, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.

Черток являлся лауреатом множества госнаград и действительным членом Российской академии наук и Международной академии космонавтики. Им создано более 200 научных трудов, в том числе ряд монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. В 1994–1999 годах ученый написал историческую серию из четырех монографий "Ракеты и люди"...

А это его последнее интервью, которое он дал моему журналу "Солдаты России" всего месяц назад:

Для колонизации Луны необходима новая экономика БОРИС ЧЕРТОК. ИНТЕРВЬЮ С  ЛЕГЕНДАРНЫМ КОНСТРУКТОРОМ О ПРОБЛЕМАХ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

Где могла состояться наша встреча с живой легендой Борисом ЧЕРТОКОМ, патриархом отечественной космонавтики, человеком-эпохой, ближайшим соратником С. П. Королева, гением конструкторской мысли? Разумеется, в мемориальном доме-музее Королева. Борис Евсеевич оказался удивительным собеседником, наделенным редким талантом, — говорить о таких сложных вещах, как космонавтика, интересно и понятно. Время, отведенное на интервью, пролетело незаметно.

ВОПРОС - Не является ли череда неудачных пусков, преследовавших космическую отрасль последнее время, показателем системного кризиса?

— Я не очень понимаю, почему Роскосмос обвиняют в сплошных неудачах. Откуда вы это взяли?! Современная ракетная техника и космонавтика являются настолько сложными, в них входит такое огромное количество систем, что малейшее упущение в области технологической дисциплины может привести к неудачам и катастрофам.

По сравнению с тем, что было раньше, в нашей космической отрасли такие внештатные ситуации стали очень редки.

Поэтому мне представляется, что наша космическая отрасль, в части особенно пилотируемых программ, добилась довольно хороших результатов, и мы имеем достаточно надежные космические корабли — я говорю о "Союзе" и "Прогрессе". А также совсем неплохие, очень древние, самые, можно сказать, надежные в мире наши носители на базе ракеты Р-7, которая в свое время обеспечила выход в космос первого в мире спутника, а затем и первый в мире полет человека в космос.

И если мы имеем один отказ третьей ступени на этой ракете-носителе, которая несла корабль "Прогресс" то, мне кажется, с точки зрения статистики и надежности ничего катастрофического здесь нет.

ВОПРОС - По словам руководителей Роскосмоса, причина неудачных запусков кроется не в конструкции ракетно-космической техники и даже не в производственных дефектах. Виной всему пресловутый человеческий фактор. В советское время такое было возможно?

— Человеческий фактор является одной из основных причин всех авиационных происшествий и катастроф последнего времени. Что касается неприятностей с космонавтикой, то я бы не считал, что решающая роль здесь отводится человеческому фактору. Обычные отступления или ошибки в технологии подготовки, управления, но в основном непознанные нами до конца проблемы техники влияют на ситуацию в большей степени, чем человеческий фактор.

ВОПРОС - Насколько остро сегодня стоит вопрос нехватки высокопрофессиональных кадров в космической отрасли?

— Сегодня одной большой бедой для российской промышленности в целом является то, что старые рабочие кадры, имеющие огромный опыт работы на производстве, уходят иногда по непонятным, а чаще по вполне понятным причинам. Молодые же не считают для себя достаточно увлекательной и почетной должность рабочего. Мы сегодня в России бедны пролетариатом.

Как-то выветрилось это звание. Стоять у станка никто не желает. Мы сейчас испытываем страшный дефицит квалифицированной рабочей силы. Пока еще работает большое количество пенсионеров. Они пока стараются.

Но пройдет несколько лет, и их не станет.

Молодые люди в большинстве своем хотят быть преуспевающими менеджерами, а вот стоять у станков — упаси Бог. С какой стати?! Сегодня это даже, можно сказать, в какой-то мере унизительно.

Когда я был молодым, то гордился тем, что в анкете в графе "социальное положение" писал "рабочий". И представьте, я чувствовал себя аристократом. Сегодня, чтобы быть аристократом, нужно быть приближенным к банкирам, к этому финансовому миру, не совсем чистому, на мой взгляд.

В результате либеральных рыночных реформ российская оборонная, да и не только, промышленность лишилась многих тысяч квалифицированных рабочих и инженерных кадров. А вот США и Европу мы обогатили этими самыми профессиональными кадрами.

ВОПРОС - Как бы Вы оценили сегодня темпы развития современной отечественной космонавтики?

Удается ли нам по-прежнему сохранять лидирующие позиции?

— Космонавтику нельзя оторвать от состояния экономики страны, от развития всех направлений: электроники, машиностроения, химии и т.д. По существу, она теснейшим образом связана со всеми отраслями промышленности. Сегодня, к сожалению, во многих наших космических аппаратах, особенно в беспилотных, которые мы выводим на геостационарную орбиту для обеспечения связи, используются зарубежные элементы, поскольку наши промышленные технологии не способны их производить. Поэтому успех российской космонавтики целиком будет зависеть от успехов и темпов развития всех отраслей передовых технологий в основных областях машиностроения и электроники.

ВОПРОС - Кто же будет лидером в освоении космического пространства?

— Смотря в какой период. Временно получилось так, что с прикрытием полетов американских шаттлов, я говорю о пилотируемой космонавтике, мы остались единственными, кто выводит человека в космос.

ВОПРОС - Как долго наша страна будет оставаться монополистом по доставке космонавтов на МКС?

— Исторически сложилось так, что при разработке системы "Спейс-шаттл" американцы ошиблись. Но ошиблись не в технике, а, я бы сказал, в экономике.

Ученые и экономисты считали, что использование опыта авиации позволит решить проблему многоразовости космических аппаратов и удешевит полеты в космос. Они декларировали, что стоимость доставки 1 кг полезного груза на "Шаттле" на околоземную орбиту будет обходиться всего в 100 долларов. На самом деле, они ошиблись в 1000 раз. Полет "Шаттла" в последнее время обходился в астрономическую сумму порядка полумиллиарда долларов! Даже для такой страны, как США, эта сумма оказалась неподъемной. И в этом году американцы прекратили эксплуатацию "Шаттла". Закрыв эту программу, они остались без систем, которые могут выводить человека в космос.

Мы оказались в более удачном положении, поскольку наша старая добрая "семерка", впервые полетевшая 15 мая 1957 года, реконструировалась, совершенствовалась и живет до сих пор, являясь единственным носителем, которому доверяют во всем мире вывод человека в космос. Я влюбился в нее, как в женщину. Никто в мире, кроме нас, не имеет средств доставки человека на МКС, если, конечно, не говорить о первых попытках Китая в этом направлении. Наши пилотируемые космические аппараты "Союз" выводятся в космос, сближаются и стыкуются с МКС благодаря тому, что мы до сих пор поддерживаем морально устаревшую, но исключительно надежную ракету — бывшую Р-7, а ныне "Союз-У", которая серийно выпускается самарским "Прогрессом".

ВОПРОС - Когда другие страны, по Вашим прогнозам, создадут космические корабли?

— Прежде всего, они должны захотеть это сделать.

Думаю, что долго терпеть свое отставание из-за отсутствия средств выведения человека в космос США не будут. Престиж такой страны, как Америка, не позволит им продолжительное время находиться в аутсайдерах. Они сейчас усиленно над этим работают. Полагаю, что в ближайшее время Соединенные Штаты создадут свой новый пилотируемый корабль и станут снова лидерами. Причем в процессе задействованы как федеральные службы, например знаменитая NASA, так и частный капитал — в частности, крупнейшая авиационная компания "Боинг". Но на это им потребуется лет пять.

А все, что касается научных космических аппаратов, исследующих Вселенную, и в том числе нашу Землю, которая представляет собой исключительное явление во всем мировом пространстве, доступном нашему обозрению, тут пока лидируют Соединенные Штаты. Я думаю, что они своего лидерства, наверное, нам в ближайшее время и не отдадут.

Вероятно, что нас будет догонять Китай. Но ему потребуется еще лет 5–6, чтобы получить надежные носители и, соответственно, надежные космические аппараты.

Так что мне представляется, что монополия на пилотируемые пуски у нас продлится еще примерно 4–5 лет.

ВОПРОС - Недавно руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что Агентство отказалось от реализации проекта ракеты-носителя нового поколения "Русь-М". Ее первый пилотируемый запуск, по планам предыдущего руководителя Анатолия Перминова, должен был состояться в 2018 году с нового российского космодрома "Восточный", который еще предстоит построить в Амурской области. Как это отразится на пилотируемой космонавтике?

— У космонавтики должна быть многолетняя стратегия развития. Такая же многолетняя стратегия экономического, технологического и научного развития должна быть и у страны. Космонавтика — это часть технологического и научного богатства России. К сожалению, те, кто владеют большинством национальных богатств России, вкладывают деньги в строительство роскошных дорогих яхт. Стоимость такой яхты, построенной на знаменитых судостроительных верфях, где создавался немецкий военно-морской флот, по моим представлениям, превосходит стоимость самого дорогого космического аппарата. Надо, прежде всего, изменить социальный порядок в государстве и в умах людей. Чтобы любой космический аппарат был приоритетнее для нашего российского социального строя, чем олигархическая яхта.

ВОПРОС - Светлана Савицкая в интервью нашему журналу сказала, что "к огромному сожалению, в пилотируемой космонавтике сегодня нет ярких личностей, лидеров. У нас нет руководителей уровня Королева и Глушко, а у американцев — Вернера фон Брауна.

Поэтому пока не появятся новые Королев, Глушко и фон Браун, мы будем модернизировать и совершенствовать то, что имеем". Как Вы оцениваете роль личности?

— Роль личности в любой отрасли науки и техники очень велика, и космонавтика в этом отношении не исключение. Конечно, роль личности в космонавтике, если говорить о Сергее Павловиче Королеве, имеет большое значение еще по одной причине. Именно он понял, что одна личность — это слишком мало.

Нельзя говорить о единственном главном или генеральном конструкторе. Сергей Павлович первым пришел к выводу о необходимости создания Совета главных конструкторов. Это было исключительно удачным решением, которое позволило решить многие проблемы и форсировать развитие космонавтики такими темпами, что Советский Союз стал здесь ведущей страной в мире.

Очень жаль будет, если в будущем мы потеряем эту ведущую роль в силу целого ряда социальных, а отнюдь не научно-технических проблем и причин.

ВОПРОС - Насколько сегодня интересно и необходимо создание новых пилотируемых кораблей?

— Моя личная точка зрения, с которой далеко не все согласны, такова — сегодня для пилотируемой космонавтики основной, главной и перспективной задачей является присоединение Луны к Земле. То есть обеспечение транспорта, доставляющего человека на Луну, строительство лунной базы и превращение Луны в часть земной цивилизации.

Лунная база способна много дать для науки, поскольку оттуда можно изучать всю Вселенную. Нужно исследовать ресурсы самой Луны, которые представляют большой интерес.

Кроме того, Луна может быть полезным местом с точки зрения обороны. Так что база может носить военно-оборонный и научный характер. К тому же сейчас нельзя экономически оценить перспективы ее освоения.

Все остальные проблемы ближайшего космоса могут быть так или иначе решены беспилотными автоматическими аппаратами и беспилотной техникой. А вот что касается лунной программы, то здесь человек необходим.

Россия проектировала в прошлом веке строительство базы. Такое строительство не потребует каких-либо новых научных открытий: современной технике колонизация Луны вполне по силам. Но есть проблемы социально-политические, экономические и международные, с которыми столкнется любое государство, желающее иметь свою базу на Луне. Строительство лунной базы возможно, если это национальная многолетняя программа.

ВОПРОС - Вы говорите, что сейчас есть смысл лететь и строить базы на Луне. Но в то же время заявили, что строить такие огромные научно-производственные комплексы невозможно на принципах свободного рынка. Так как же все-таки найти золотую середину?

— Чтобы построить лунные базы, нужно иметь что-то вроде мобилизационной экономики. А это само по себе отвергает систему свободного рынка. Тут нужна жесткая государственная рука, власть государства, которое будет руководить решением этой задачи. Наши министерства во времена, когда создавался ракетно-ядерный щит, когда наша космонавтика завоевывала передовые позиции, работали именно по этим принципам, унаследованным нами со времен войны. Ответственность за выполнение той или иной государственной или, как теперь говорят, федеральной программы была исключительно велика. Сорвал работу — трибунал. А сегодня главное — сорвать хороший денежный куш, а не выполнить работу.

Не буду говорить вместо Президента, который в своих недавних выступлениях в открытую сказал о том, что хищения происходят во всех сферах, даже таких, которые касаются каждого из нас, например ЖКХ. Давайте честно скажем, что при Советской власти такое было невозможно.

Я считаю, что российская экономика сейчас не способна решать масштабные космические задачи. Она слишком слаба для этого. А криминальная составляющая процессов финансирования, наоборот, сильна.

Вот если бы увеличить свои интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы и защитить космонавтику от криминала (в том числе финансово-экономического), то мы смогли бы первыми в мире построить базу на Луне.

ВОПРОС - Поповкин заявил, что в Роскосмосе произошло очень большое смещение в сторону пилотируемых программ, при том, что сегодня больших проблем для пилотируемых проектов в ближнем космосе нет. Поэтому Роскосмос планирует значительно увеличить долю финансирования проектов, направленных на создание спутниковых систем связи, навигации, дистанционного зондирования Земли, а также метеорологических аппаратов. Второй приоритет — это научные вопросы.

Не означает ли это постепенное сворачивание пилотируемой космонавтики?

— На первом месте среди задач космонавтики в целом должны стоять проблемы дистанционного зондирования Земли, которые переплетаются с важнейшими оборонными проблемами, ибо это системы разведки, предупреждения, противоракетной обороны и т.д. В вопросах, касающихся ближайших земных задач, наличие пилотируемой космонавтики отнюдь не обязательно. Поэтому я всегда и всюду говорю о том, что перспектива пилотируемой космонавтики — это Луна. Все прочие околоземные проблемы вовсе не требуют присутствия человека в космосе.

ВОПРОС - Когда же Вы будете услышаны, и у России появится собственная стратегия развития космической отрасли?

— Я не могу сказать, когда я буду услышан. За это я ответственности не несу. Мне скоро исполняется 100 лет, поэтому меня можно освободить от обязанности кричать: "Услышьте меня!". Кто хочет, пусть слушает и слышит.

Поскольку я являюсь энтузиастом отрасли, я всегда буду говорить, что внимания со стороны государства недостаточно. Космонавтика опирается на экономику страны, на деятельность государства. Они должны быть неразрывно связаны, обязаны стимулировать друг друга. Увы, это не всегда получается. Кроме того, не все сейчас видят все перспективы космонавтики.

Цели сузились лишь до работ на Международной космической станции, в то время как это — лишь небольшая задача отрасли.

Для того чтобы российская космонавтика в будущем была в первой пятерке, необходимы жесткие социально-политические реформы. Должна появиться государственная стратегия, государственная политика.

И ее, кстати, в части, не связанной с государственной тайной, надо открыть народу. Надо увлечь этим направлением сограждан, особенно молодое поколение.

Беседу провела Юлия НОВИЦКАЯ

 

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
Karabass11.01.12 00:51
Построить на Луне город. Назвать его "Циолковский". От желающих побывать там учёных, как впрочем и от туристов, отбоя не будет. Готовы будут платить любые деньги за возможность пожить и поработать на Луне хотя бы несколько дней, не говоря уже месяцев. Проект окупится моментально. Черток чертокски (пардон) прав насчёт освоения Луны.
ernest11.01.12 02:28
...Космонавтика — это часть технологического и научного богатства России. К сожалению, те, кто владеют большинством национальных богатств России, вкладывают деньги в строительство роскошных дорогих яхт...
...Чтобы любой космический аппарат был приоритетнее для нашего российского социального строя, чем олигархическая яхта...
...А сегодня главное — сорвать хороший денежный куш, а не выполнить работу.
что хищения происходят во всех сферах...
...А криминальная составляющая процессов финансирования, наоборот, сильна....(с)
ernest11.01.12 02:49
— Каждый раз, когда я проезжаю по Садовому кольцу и вижу длинные очереди за визами у американского посольства, меня коробит. Утечка капиталов — это плохо, но утечка умов — это катастрофа. У великого Королева даже дачи не было, не нужна была, но он сделал для страны больше, чем все олигархи, которые живут во дворцах и катаются на яхтах. Этих олигархов и знают-то только потому, что они нажились на стране Королева и Гагарина.
Б.Черток.
ссылка
Scolar11.01.12 03:38
Однако, при капитализме не может быть рабочей аристократии - хозяева производства неизбежно будут выше. Если только не построить новую прогрессивную систему экономических отношений, которую я мог бы описать. За деньги, например.
alx_me11.01.12 09:51
Какого чёрта отчество не пишут? Америкососы, задрали. Какой он вам нахрен Б? Он Б.Е. Так и пишите.
jcksmt11.01.12 10:22
резюмируя:
Удел россии работать извозчиком на МКС и о большем не мечтать.
Хотите на луну? Быть лидерами в космосе? Надо возвращаться к СССР и плановой экономике.
slw006811.01.12 10:50
Черток правильно говорит о связи космонавтики и экономики. Всё остальное из области домыслов. Как и его прогноз по поводу американской пилотируемой космонавтики. Глядя на мегапопилы в американской оборонке понимаешь одно - американская пилотируемая космонавтика просто закончилась.
Трындец11.01.12 10:52
Славный был дядька! Земля ему пухом.
alx_me11.01.12 11:57
Да это вам был не джобс, это был Человек. Земля ему пухом.
tursunov611.01.12 19:56
2 alx_me
Поддерживаю на все 100 пудов.
Эпоху творцов и строителей нового будущего сменила эпоха барыг.
uszver11.01.12 23:51
"Роль личности в любой отрасли науки и техники очень велика, и космонавтика в этом отношении не исключение. Конечно, роль личности в космонавтике, если говорить о Сергее Павловиче Королеве, имеет большое значение еще по одной причине. Именно он понял, что одна личность — это слишком мало." Эмм любопытная мысль, а если её распространить на управление государством.
mar3812.01.12 15:28
> ernest
...Космонавтика — это часть технологического и научного богатства России. К сожалению, те, кто владеют большинством национальных богатств России, вкладывают деньги в строительство роскошных дорогих яхт...

...Чтобы любой космический аппарат был приоритетнее для нашего российского социального строя, чем олигархическая яхта...

...А сегодня главное — сорвать хороший денежный куш, а не выполнить работу.

что хищения происходят во всех сферах...

...А криминальная составляющая процессов финансирования, наоборот, сильна....(с)

Если бы это сказал не Черток, а допустим малоизвестный специалист или публицист, то либерасты-селигерыши тут же накинулись бы на него обвиня его в том что он из "обиженных" (если специалист) или в том, что он агент госдепа раскачивающий яхту и оплевывающий Родину. Но против слов Чертока их "победюковское" улюлюканье как тявканье мосек.

Трындец12.01.12 15:48
mar38> ...тут же накинулись бы на него обвиня его в том что он из "обиженных"...
Он и был обижен государством в лице Горбачёва и ЕБН со товарищи. К тому же сделайте скидку на преклонный возраст и пенсию. В конце-концов, "что дозволено Юпитеру, не дозволено быку". И не сравнивайте глыбищу Бориса Евсеича с заштатным писакой.
... о мёртвых либо хорошо, либо никак...
ernest12.01.12 16:10

— Я не очень понимаю, почему Роскосмос обвиняют в сплошных неудачах. Откуда вы это взяли?! Современная ракетная техника и космонавтика являются настолько сложными, в них входит такое огромное количество систем, что малейшее упущение в области технологической дисциплины может привести к неудачам и катастрофам.

По сравнению с тем, что было раньше, в нашей космической отрасли такие внештатные ситуации стали очень редки.(с) Б.Е. Черток.

Это для "кукарекупораженцев"(с) (см.комментарии ГЗ).

А с другой стороны он ни слова не сказал про внешнее воздействие в теневой зоне...

П.С. Зарегистрировать права на "кукарекупораженцев" еще никто не успел?

mar3812.01.12 16:32
> Трындец
mar38> ...тут же накинулись бы на него обвиня его в том что он из "обиженных"...
Он и был обижен государством в лице Горбачёва и ЕБН со товарищи. К тому же сделайте скидку на преклонный возраст и пенсию. В конце-концов, "что дозволено Юпитеру, не дозволено быку". И не сравнивайте глыбищу Бориса Евсеича с заштатным писакой.
... о мёртвых либо хорошо, либо никак...
А ну да, ну да... Черток покойный и заслуженный, а когда говорил, то был уже стареньким и не понимал что говорил и ему простительно. Поэтому если кто-то другой скажет что-то вроде
...Чтобы любой космический аппарат был приоритетнее для нашего российского социального строя, чем олигархическая яхта...
...А сегодня главное — сорвать хороший денежный куш, а не выполнить работу.
что хищения происходят во всех сферах...

то он всяко плюёт на Россию и агент госдепа.

Да только мнение Чертока гораздо весомее чем мнение либерастов-селигерышей.
spv212.01.12 16:54
mar38, ПМСМ, Чертока можно понимать и метафорически.

Плохо не только то, что некто покупает яхты вместо спутников.

Плохо ещё и то, что критики яхт сами делают ровно то же, но в доступных им масштабах. Дракон (или минотавр)- он не на яхте. Он в голове. Да и Черток сказал достаточно определённо: для нашего российского социального строя

Впрочем, выражение "колбаса вместо космоса" родилось отнюдь не в нашем российском социальном строе. А в строе социалистическом... поэтому поток желчи несколько не по адресу.

Вот Вы чем лично готовы пожертвовать для лишнего космического аппарата? Только не надо про налоги... Налоги большинства граждан не покрывают стоимости их содержания государством.

mvv12.01.12 17:51
> alx_me
Да это вам был не джобс, это был Человек. Земля ему пухом.

Вот заметьте: когда помер джобс какой был шквал дифирамбов по всем телеканалам! До сих пор периодически всплывают программки о нём. Да кто он такой?!!! Что в нём такого выдающегося?!!! Да что он по сравнению с Б.Е.Чертоком?!!! Что он сделал для нашей страны?!!! А теперь почти каждая собака знает, кто такой джопс, но почти никто не знает, кто такой Б.Е.Черток. "Разруха - она не в сортирах..." (С).
slw006812.01.12 18:14
> mcf
> spv2
Вот Вы чем лично готовы пожертвовать для лишнего космического аппарата? Только не надо про налоги... Налоги большинства граждан не покрывают стоимости их содержания государством.
В расчете на человека полет на луну будет стоить бутылку водки. Я готов пожертвовать две )
Очень смешно. Стоимость бутылки водки - 100 руб. Т.е. стоимость полета на Луну 14 млрд руб (500 млн. баксов). Стоимость полета на МКС 1 американского космонавта - 45 млн. баксов. Итого Вы утверждаете, что весь цикл разработки эквивалентен 10 отправкам американцев на МКС? Ню-ню....
ernest12.01.12 18:31
> spv2

...Впрочем, выражение "колбаса вместо космоса" родилось отнюдь не в нашем российском социальном строе. А в строе социалистическом... поэтому поток желчи несколько не по адресу.

Вот Вы чем лично готовы пожертвовать для лишнего космического аппарата? Только не надо про налоги... Налоги большинства граждан не покрывают стоимости их содержания государством.

Про налоги вот интересно Вы сказали. Недопонял.
ernest12.01.12 18:51
spv2 "колбаса вместо космоса"

Вопрос сейчас звучит иначе:
- еще один комплекс С-400 вместо еще нескольких десятков миллионов на счету в Швейцарии, которые потом не отдадут,
- еще один истребитель вместо второго дома в Лондоне,
- еще один ЯРС вместо собственных (потом отберут) скважин в Сибири
- еще один спутник вместо третьего собственного месторождения чего-то,
- еще один транспортник вместо острова в океане,
- еще один авианосец вместо второго счетика на Кипре
- еще ВЛАСТЬ и для многих жизнь вместо ежегодного удвоения личного капитала.
ernest12.01.12 19:00
К вопросу о колбасе.
Запах больших денег (да и запах новых долларовых купюр специально сделан вкусным) просто у многих в России отбил политическое чутье напрочь. А что такое волк без чутья? Труп.
Сталин сознательно ходил в шинельке и жил скромно. Он это знал. Потому долго и наслаждался властью.
laa12.01.12 19:38
> slw0068
Черток правильно говорит о связи космонавтики и экономики. Всё остальное из области домыслов. Как и его прогноз по поводу американской пилотируемой космонавтики. Глядя на мегапопилы в американской оборонке понимаешь одно - американская пилотируемая космонавтика просто закончилась.
Пожалуй, да. До тех пор, пока русские опять не проснутся. А там, глядишь, и у американцев снова национальная мечта появится -- русских обогнать.
Qwert12.01.12 20:23

Сергей Павлович первым пришел к выводу о необходимости создания Совета главных конструкторов. Это было исключительно удачным решением, которое позволило решить многие проблемы и форсировать развитие космонавтики такими темпами, что Советский Союз стал здесь ведущей страной в мире.

В общем-то в этих нескольких строках озвучена основная проблема ракетной (и любой другой) отрасли. Успешно управлять предприятием могут только те, кто понимают в процессах проектироваия, производства и эксплуатации. А те кто умеют считать деньги и рисовать красивые диаграммы должны сидеть в подвалах банков и обслуживать расчетные счета организаций, а по вечерам смотреть дом-2.

Пока не изменится ситуация с управляющим звеном - ничего принципиально не поменяется.

ernest12.01.12 22:15
> Qwert
Успешно управлять предприятием могут только те, кто понимают в процессах проектироваия, производства и эксплуатации. А те кто умеют считать деньги и рисовать красивые диаграммы должны сидеть в подвалах банков и обслуживать расчетные счета организаций, а по вечерам смотреть дом-2.

Пока не изменится ситуация с управляющим звеном - ничего принципиально не поменяется.

Есть небольшая загвоздка в уровне оплаты труда.
Психологически те кто должен сидеть в подвалах банков неспособны согласиться на достойную оплату труда проектантов, производственников и эксплуатантов.
Не говоря уж о неспособности отдать руль кому то.
Главный Злодей12.01.12 22:46

А теперь почти каждая собака знает, кто такой джопс, но почти никто не знает, кто такой Б.Е.Черток.

Потому что Черток - это один из тех людей, которые однажды не набрались мужества сказать во всеуслышанье несколько слов: "Они туда не летали". Посеяли тогда, много лет назад, зёрнышко малодушия и низкопоклонства. Сегодня же о них с удивлением спрашивают: "А кто эти люди?" Зёрнышко выросло и дало плоды. И нечему удивляться.

ernest12.01.12 23:59
....людей, которые однажды не набрались мужества сказать во всеуслышанье несколько слов(С)
Таких пол страны было.
киборд13.01.12 00:06

один из тех людей, которые однажды не набрались мужества сказать во всеуслышанье несколько слов: "Они туда не летали".

Там не совсем просто было. Афаик Глушко был крайне удивлен - "они действительно сделали такой двигатель?! как?" - но, видимо, поверил (тогда и наши еще думали, что если постараться, то получится).

То есть в курсе были очень немногие. И не из технарей.

Rus16113.01.12 00:19
Слава таким людям! И Вечная память.
Xaoc13.01.12 16:59

slw006: Очень смешно. Стоимость бутылки водки - 100 руб. Т.е. стоимость полета на Луну 14 млрд руб (500 млн. баксов). Стоимость полета на МКС 1 американского космонавта - 45 млн. баксов. Итого Вы утверждаете, что весь цикл разработки эквивалентен 10 отправкам американцев на МКС? Ню-ню...

Реально маловато. А вот за 30 лярдов баксов я бы создал базу на Луне. Причем не просто потрачу бабло, а через десяток лет смогу их начать возвращать. А на некоторых этапах можно будет и раньше отбить деньги. Лишь бы только первые десять лет кредит был безпроцентным.

Этапы:

1) Создание многоразовой системы доставки на орбиту.

2) Создание земной орбитальной станции (жилой).

3) Создание орбитальной лунной станции (автоматической).

4) Создание многоразового космотягача Земля-Луна с атомным двигателем.

5) Высадка на Луну первичной базы строителей.

6) Строительство промышленной инфраструктуры.

7) Строительство ЭМ-катапульты, для вывода на лунную орбиту.

8) Строительство лунного города и установление пассажирского сообщения с Землей.

Чикатумба13.01.12 17:21
> Главный Злодей

А теперь почти каждая собака знает, кто такой джопс, но почти никто не знает, кто такой Б.Е.Черток.

Потому что Черток - это один из тех людей, которые однажды не набрались мужества сказать во всеуслышанье несколько слов: "Они туда не летали". Посеяли тогда, много лет назад, зёрнышко малодушия и низкопоклонства. Сегодня же о них с удивлением спрашивают: "А кто эти люди?" Зёрнышко выросло и дало плоды. И нечему удивляться.

По такой извращенной логике можно пойти еще дальше - Б.Е. Черток виноват не только в том, что "прославил Джобса", "посеял зернышки малодушия и низкопоклонства", но и в текущих проблемах российской космонавтики в целом.

Зернышки значит, посеял. Вообще-то это один из тех людей, кто прошел войну и стоял у истоков советской и мировой космонавтики.
Помню, точно также было на ВиМ и в статье про Крикалева, где ГЛЫБЫ, ЧЕЛОВЕЧИЩА вроде ГЗ осаждали его, мол "куда ты лезешь со своими советами по развитию космонавтики, Сережа!" И тут - "зернышки".
Постеснялись бы хоть свой цинизм выпячивать, кто вы такие по сравнению с этими людьми?
Киборд, +1.

Клаузевиц13.01.12 17:21
Передача из цикла Наука 2:0
Космические поселения: жизнь при низкой гравитации.
Интересно про ракетно-ядерный двигатель (плазмоэлектрический). К 2018 году обещают. Правда, какой-то эксперт "отжёг". Он сказал, что на открытую недавно планету Кеплер 2b, которая отстоит на 600 световых лет от Земли, на таком двиге по внутреннему корабельному времени можно долететь за 1 месяц! Правда, на земле за это время пройдёт 1200 лет) Я не совсем понял - это ж получает он сверхсветовые скорости разовьёт!
Ещё один эксперт заявил, что на Марсе можно рожать детей - то есть чисто физиологически никаких препятсвий нет.
Любопытный прогноз о нанофабриках, на которых будут работать нанороботы - каждый в 1000 раз меньше диаметра человеческого робота)
Главный Злодей13.01.12 17:56

По такой извращенной логике можно пойти еще дальше - Б.Е. Черток виноват не только в том, что "прославил Джобса", "посеял зернышки малодушия и низкопоклонства", но и в текущих проблемах российской космонавтики в целом.

Джобсу полагалось ложиться и помирать, а он взял и сделал то, чего, казалось бы, НЕ МОГ - потряс мир. Вот за это про него теперь и снимают фильмы. А за что снимать фильмы про Б. Е.? За то, что МОГ сказать - и не сказал? (И ладно бы поначалу - можно было списать на "купился, как и многие спецы". Но потом-то, потом - 40 лет прошло, всплыло много фактов и вопросов, было достаточно времени. Но Б. Е. и иже с ним стыдливо промолчали до самой кончины.)

Фильмы снимают про тех, кто совершил героизм, а не про тех, кто проявил слабость.

А текущие проблемы российской космонавтики, таки да, и из-за него тоже. Когда Б. Е. промолчал, случилось следующее: запад вякнул - "вы проиграли!", а Б. Е., образцовый человек и гражданин, которого уважали и на которого равнялись - фактически сказал миллионам учёных, инженеров и рабочих: "Да, мы проиграли. Смиритесь с этим и прекратите бессмысленную борьбу. Смотрите, я ставлю свою подпись под капитуляцией. Если вы меня уважаете, следуйте моему примеру. Перестаньте думать "мы можем", думайте "у нас хуже, и этого уже не поправить"." Вот оно, зёрнышко. Очень скоро оно проросло пораженством, "унасвсёговно" и низкопоклонством перед западом. Поначалу в профессиональных областях (именно после этого вскоре слились советские компьютерные технологии, а за ними и многое другое) а оттуда разрослось вверх и вниз - в партию и на кухни. Результат - Горбачёв, перестройка, всё воспоследовавшее, и, собственно, проистекающие отсюда проблемы космонавтики. И нынешние кукареку-пораженцы, которые со словами: "Погибла Россия, Запад опередил, все полимеры просраны!" - идут учиться и работать (как вариант, направляют детей) не в рабочие и космонавты, а в "менеджеры по продажам" и таксисты. Потому что про полимеры и про "опередивший запад" они усвоили ещё с советским молоком, и так и выросли пораженцами, а не строителями светлого будущего.

Поэтому, извините, но -

Вообще-то это один из тех людей, кто прошел войну и стоял у истоков советской и мировой космонавтики. "Вообще-то", Власов тоже воевал - но в итоге оказался предателем и изменником, и помнят его именно в таком качестве.

По плодам их судите их. (с)

astera13.01.12 20:48
Нельзя не согласиться с ГЗ, но мне кажется, наша система тогда не позволяла человеку так широко высказывать свое мнение, особенно если дело касалось тем, отсносящихся к сфере государственного освещения событий, что ли.Большая разница между временем и средой обитания Джобса и Б.Чертока.
Чикатумба13.01.12 21:30
> Главный Злодей


По плодам их судите их. (с)

Увы, детские/школьные травмы, похоже, будут с вами до конца. Били вас в школе в СССР и травили, по вашему собственному же признанию, вот вы и исходите желчью при любом упоминании об этом времени. Вот и ваше обливание одного из Титанов (Титанов, а не поповкиных) отечественного космоса грязью и сравнение с Власовым - наглядный пример этой желчи.
Плоды работы Королева, Чертока, Пилюгина, Челомея, Янгеля и многих людей его эпохи - это то, что у нас сегодня ЕСТЬ в космонавтике. То, что не успели РАЗГРОМИТЬ вы и ваши любимые Чубайсы (в любви к которому вы неоднократно признавались и предлагали помогать вывозить ему деньги чемоданами - буквально таким текстом).
Ну а про "Джобса снимают фильмы, а про Чертока не снимают, за что ж снимать". Какие времена, такие и герои.
Современная модель с акцентом на постоянный рост потребления завела мировую экономику в тупик. Но только для вас этот тупик - райские кущи.
Для всех, кроме ГЗ и ему подобных - "Ракеты и люди", "Космонавтика XXI века. Попытка прогноза развития до 2101 года".

И - что никогда не снимут про Джобса - "Борис Черток - выстрел во Вселенную".

gorniak13.01.12 21:47
Уходят великие люди. творцы НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ . Романтики космоса, коммунизма и прочих стимулирующих идей человечества 20-ГО ВЕКА. Но уходят не только люди ушли и Идеи. Какая появится вновь? Вот в чем вопрос. Идей нет ни там ни у нас. Все стоим - как Иван Муромец перед камнем и думаем туда пойдешь - пипец, сюда пойдешь тож, а прямо вообще не ходи....
 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме

 Новостивсе статьи rss

» В зону крушения судна "Урса Майор" прибыл российский военный корабль
» Киев получил первый миллиард долларов от российских активов
» Стало известно, сколько россиян за год заключили контракт на военную службу
» Запад зашел в энергопереходный тупик: госфинансирование нефти и газа продолжается
» Орбан: Вложенные Западом в Украину огромные деньги сгорели
» Эрдоган посетит Сирию с делегацией министров, пишут СМИ
» Киев стегает кнутом своих граждан — ЕС должен урезать помощь украинским беженцам
» Космический корабль "Паркер" приблизился к Солнцу на минимальное расстояние

 Репортаживсе статьи rss

» Индия сорвала многомиллиардный тендер на строительство
» Итоги года с Владимиром Путиным
» Курс остается верным. Президент отметил значительные успехи российской экономики в 2024 году
» Июнь 1939 года. СССР, его враги и его неудавшиеся союзники
» СМИ ЕС в панике от зависимости Польши от российских удобрений
» В зоне СВО ликвидировано уже 6,5 тыс. наемников
» Роберт Фицо: Европа должна начать нормальный диалог с Россией
» Нейросети выживают реальных авторов из соцсетей

 Комментариивсе статьи rss

» Россия не видит Швейцарию посредником по Украине
» "Иначе — война с Украиной": в Европе попросили не отбирать последнее
» США создают биологическое оружие нового поколения
» 60 лет назад была создана ЮНКТАД, которую возглавил непримиримый противник неоколониализма
» Историк рассказал, как украинских националистов "кинул" еще Гитлер
» Как атомной отрасли удалось сохранить научные школы, единство и управляемость
» Пробный залп Трампа по БРИКС — шаг к уничтожению доллара
» Чемезов: решение Путина объединить оборонные предприятия в холдинги спасло ОПК

 Аналитикавсе статьи rss

» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
» Европа очень ждет большую кровь под русским флагом
» С чем Россия может вернуться в Афганистан
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"