Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Заявление Президента Российской Федерации
Россия начала использовать замороженные активы иностранцев
Украина впервые ударила Storm Shadow вглубь России, сообщил Bloomberg
ВСУ нанесли первый удар ATACMS по российской территории
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
"Белкомур"
28.11.11 10:43 В России
photos/articles/art_64162.jpgБНКоми выносит на обсуждение эссе известного в Коми писателя, члена Союза писателей России Григория Спичака. Тема его рассуждений – грандиозный проект "Белкомур", который буквально за десятилетку может кардинально преобразить Коми и весь российский Север, как если бы "полуголого туземца облачили в цивилизованный костюм со всеми аксессуарами".

Белкомур. Новая идеология.

Проект подошел к фазе практической реализации. Конечно, "Белкомур" строили и в 1990-х и в начале 2000-х. Строили, надо сказать, неплохо, но и скрытое сопротивление высоких чиновников тоже чувствовалось неплохо. Проект "замер" в 2002-м и, казалось, станет типичным забытым долгостроем.

Что же произошло? Почему вдруг при новом Главе Коми В.М. Гайзере где-то в кремлевских и больших министерских сферах сменили гнев на милость?

А "просто" произошла кардинальная смена идеологии проекта. Здесь ключ к ответу.

Как подавался проект в прошлом? Он подавался преимущественно в промышленно-экономическом ключе, но аспекты социально-демографического, культурного, миграционного характера и урбанистическая составляющая вместе с изменением общего потенциала Севера оставалась как бы "за кадром". Сейчас они, во многом благодаря Главе республики, во главе угла. Тогда прямая рыночная зацикленность периода сыграла, как ни странно, злую шутку. Потому что РЖД и Санкт-Петербургскому порту были не нужны конкуренты и дешевые альтернативные маршруты ... А сейчас нужны? Во-первых, безусловно, нужны. Не беспредельны же пропускные возможности Санкт-Петербурга с Приморским терминалом, РЖД сталкивается все больше с конкуренцией автодорожных перевозок, но главное не это, главное во-вторых. А во-вторых, проект "Белкомур" гораздо привлекательнее как инфраструктурный проект роста инвестиционной привлекательности всего Европейского Севера России, и не только Урало-Беломорского узла. Так или иначе, в орбиту развития попадают семь регионов – от Свердловской области до Архангельска и Мурманска. Республика Коми, как мы видим, и с северной части и с южной становится транзитной площадкой.

Именно смена идеологии проекта, которая произошла буквально два года назад, с появлением нового Главы РК В.М. Гайзера, привлекла к "Белкомуру" новое внимание. Не промышленная загруженность трассы, не пассажиропоток стали "альфой и омегой" расчетов, а тот толчок развитию нескольких областей, который обеспечит "Белкомур". Практически одновременно со строительством трассы оживают ряд строек, становится актуальным развитие портов Архангельск, Мурманск (возможно, Онега), где инфраструктура – от сервиса до сельскохозяйственных предприятий - получает новые рабочие места и гарантированную клиентскую базу. Гораздо актуальнее становится и строительство Удорского целлюлозобумажного комбината, и вагоноремонтных цехов, и энергомощностей (впрочем, и старые пока работают больше на выход из региона). Циники сказали бы проще – произойдет развитие налогооблагаемой базы. А стратеги задали бы следующий вопрос – развитие базы для чего? Ответ такой – для усиления государства на северных территориях и улучшения качества жизни населения (строго говоря – это порядковый скачок качества жизни).

Проект "Белкомур" не висит в воздухе как некий самостоятельный объект. Он включен теперь в три других, более объемных проекта – "Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года", в "Комплексную программу промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области". Он также в качестве приоритетного включен в проект партнерства по транспорту и логистике политики "Северное измерение" (совместная программа Российской Федерации, Европейского Союза, Исландии и Норвегии).

Выгодная территория для работы

Сегодня в СМИ Республики Коми удорские поселок Чим и село Кослан упоминаются редко, и то только в связи с проблемами и происшествиями. Соликамско-Березниковский узел и вовсе один раз в полугодие. Но уже в будущем году, похоже, звучать им на страницах прессы по пятьдесят раз в неделю... Рассуждать можно просто. Даже если общую сумму инвестиционного портфеля в 155 млрд. поделить пополам, т.е. предположить, что половина средств уйдет на финансовоемкие работы по адаптации портов Архангельск и Мурманск под новые объемы загрузки товаропотока, то все равно на малые станции и поселки вдоль трассы (дороги, столовые, гостиницы, пункты сервиса, энергоподающие мощности и т.п.) выпадет десятки миллионов рублей. Плюс удвоенная теперь активизация частного бизнеса – ведь увеличится спрос, мобильность, возможности – мы получаем почти фантастическую картину преображений региона в ближайшую шестилетку – до 2018 года. Она сопоставима только с периодом строительства Северной железнодорожной магистрали, но горькая цена того строительства, которое шло 80 лет назад, конечно, останется в истории.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что будет происходить вокруг магистрали – 100-150 километров по обе стороны от неё. Места, которые веками не имели устойчивого лесопользования – пилились либо экстенсивно, как во времена "болгарского освоения Удоры", либо гнили на корню, теперь получат лесовозные дороги с погружением даже больше, чем в 150 верст. Это значит, что встанет вопрос не только о вывозке леса, но, как минимум, и о возрождении мелких деревообрабатывающих предприятий, деревянного домостроения, расширения туристических маршрутов. Как вы понимаете, это все не для далекого Архангельска или Сыктывкара. Для каждого местного населенного пункта это означает совсем другие деньги в бюджет, совсем другие зарплаты жителей и рабочие места, другие социальные программы. Повышенная мобильность сделает выезд на выходные в Архангельск или в Сыктывкар делом обычным, а, значит, уровень досуга и культуры будет подниматься и на местах тоже. Сегодня трудно себе представить, что кинотеатр оборудованный "Dolbi diegitl", будет через четыре года и в Кослане и в Карпогорах, а где-нибудь в Чиме музыкального оборудования хватит, чтоб провести республиканский рок-фестиваль или родить новую традицию праздников, типа выльгортской "Завалинки".

Детские сады на вахтовых вагончиковых поселениях, конечно, не появятся, но Поскольку предполагается привлечение только 10-13 тысяч специалистов со стороны, можно себе представить уже сегодня, что строительство, как минимум двух школ и пяти новых детсадов – дело этой же шестилетки. Где они появятся – в районе ли Кослана, в корткеросском ли Намске или совсем в "диком поле" какого-нибудь нового поселения Белкомурчик – это уже детали (для специалистов).

Обычно футурологи первое, в чем ошибаются – в сроках. Я не футуролог. Возможно, процессы в чем-то будут медленнее, а в чем-то быстрее. Важно другое – готовы ли мы сами к тому, что даже быт Сыктывкара изменится примерно также, как Сыктывкар современный изменился к Сыктывкару 60-х годов. Транзитный город – это совсем другая жизнь...

Теория Большого взрыва... экономики.

Прямое увеличение ВВП России после строительства только самой ветки "Белкомура" прогнозируется на 0,8%. Колоссальный объем! Это только от самой ветки... Представим себе общее увеличение – не менее 1,2 процента. То есть, переведя из языка цифр в язык образов, мы поймем, что получаем ещё одну экономику, примерно равной сегодняшней экономике Архангельской области. Семь-десять лет и рядом появляется ещё одна область на той же территории. Поэтому и приходится осторожничать в прогнозах – предсказать резко возрастающий интерес к региону, появление новых масштабных проектов и скорость их воплощения, пожалуй, невозможно. Кусочек старой первобытной Европы Севера России будет изменен до неузнаваемости. При нашей жизни. Это вдохновляет!

Улучшится качество жизни населения прилегающих регионов и районов – имеются в виду не только районы, по которым магистраль пройдет, но и такие, как Княжпогостский, Сысольский и Прилузский. Оставляю за скобками районы других губерний. В ближайшие шесть лет появятся десятки тысяч рабочих мест, напрямую связанных с активизацией транспортного потока "Белкомура", с его строительством и содержанием. Появятся новые бизнес-проекты и, конечно же, увеличится приток населения. Надо учесть, что резко уменьшатся транспортные потери, повысится конкурентоспособность абсолютного большинства предприятий.

За "Белкомуром" - возрождение проектов Северного морского пути и логистического завершения печально знаменитых когда-то строек 501-503 в районе Обской губы. Не правда ли, странно – южнее Сыктывкара бежит железная дорога, а севернее Воркуты, в Амдерме, например, жизнь меняется заметно в лучшую сторону.

Интеграция тупиковых участков железных дорог, которые сегодня кажутся "вечными аппендиксами" (на Троицко-Печорск, на Усинск), произойдет фактически за счет увеличения и актуализации товаропотоков. Параллельно завершится строительство автодороги Нарьян-Мар - Усинск, что является прямым подтверждением действующего расширения пассажирского и грузопотока.

... Я смотрю на карту Архангельской области и Республики Коми, чуть видны земли за Уралом, а также южнее – Вологодская, Кировская область. Карта зеленая, слегка исполосована слабыми нитками транспортных артерий. А вот новая карта – так будет выглядеть транспортная сеть и интегрированные под неё участки территорий. Изменения громадные. Как если бы полуголого туземца облачили в цивилизованный костюм со всеми аксессуарами. Эти изменения чрезвычайно важны и в контексте замены карбюраторной эпохи, иссякающей нефти (а с нею бензина и мазута) - на альтернативные источники энергии. Через 20-30 лет железные дороги будут переживать новое рождение и их актуальность повысится в разы.

До 100-летия Республики Коми всего десять лет. Я хотел бы дожить до её 100-летия. Уже хотя бы для того, чтоб увидеть её по-новому молодой и сильной, позитивной и стратегически оптимистичной. Ленты дорог для большого юбилея уже прошиты и нарезаны... Подождем? Нет, не подождем, а поучаствуем!

Григорий Спичак. Информационное агенство "Север-медиа".

 

Аяврик28.11.11 15:31
Чёрт побери, сколько же с ним уже тянут!!!!
в ЯКУТСК, оказывается, за это время уже почти постоили... Северный Поток запустили... из грёбаной Чечни а-ля Швейцарский курорт построили, а тут - так конь не и не валялся...
:((

за 20 лет могли реально уже построить - и (как дорога ложка к обеду) аккурат к возрождению СевМорПути сдали бы в эксплуатацию!!!

а так... ещё на 20 лет закладывают...

произошла кардинальная смена идеологии проекта.
блинннн ... (ИМХО) ... это как раз тот случай, когда "лучшее враг хорошего"
и так идеология изначально была "ништяковская" - ДЕШЁВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА РЖД и Санкт-Петербургскому порту - чего тут менять "кардинально"????? чего выдумывать....

Проект "Белкомур" не висит в воздухе как некий самостоятельный объект. Он включен теперь в три других, более объемных проекта
- ИМХО: в этих трёх объёмных проектах он как бы вторичен, и спросить толком будет не с кого (у семи нянек...)...

.....................
Через 20-30 лет железные дороги будут переживать новое рождение и их актуальность повысится в разы. ... Подождем?

а доживём?!

.....................
(эмоциональный комментарий тамошнего неравнодушного жителя)

bazil29.11.11 20:22
Правильно - пусть достраивают. Вообще стране не хватает таких строек. Кызыл без железки до сих пор, объезды не наделаны мимо территории сопредельных государств. Горно-Алтайск не охвачен железнодорожными удобствами, Норильск изолирован. Строить и строить. На Магадан дорога нужна, а то люди живут как на другой планете. И рыбу возить удобнее, золото, уголь, крабов.. Как сказал Мельников: "Глубоко уверен, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее более, нежели для другой страны Европы, что климат России и ее пространство соделывают их особенно драгоценными для нашего Отечества". Нельзя не согласиться.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Минфин США пригрозил санкциями за использование российского аналога SWIFT
» В Венгрии не намерены отказываться от поставок энергии из России
» Канада передаст Украине новейшую систему ПВО NASAMS
» Залужный заявил о начале третьей мировой войны
» «Крестный отец» майдана Мустафа Найем арестован в Афганистане
» Эксперт: Автоматизация сделала российскую налоговую систему одной из лучших в мире
» ООН проспала ATACMS и Storm Shadow, но прокукарекала на «Орешник»
» Ковальчук: Запад должен платить России за очистку воздуха на Земле

 Репортаживсе статьи rss

» Так сдержать: новую Стратегию развития ВМФ подготовят в 2025 году
» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»
» Михаил Ковальчук: история с утечкой мозгов из России уже давно закончилась
» Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Россия и Белоруссия отменят плату за роуминг 1 марта 2025 года
» Главный американский поставщик БПЛА для Украины столкнулся с блокировкой поставок из-за санкций
» Рассекречен архив о легендарном советском разведчике Кузнецове

 Комментариивсе статьи rss

» Утечки разоблачают тайный британский план по недопущению прекращения войны на Украине
» "Сбить невозможно". Что известно о ракете, которую представил Путин
» Зачем готовится адвокатская монополия в судах
» Новое оружие Пентагона. В чем риски использования роботов-пулеметов
» Призраки прошлого: в Литве продолжают бороться с коммунизмом
» Китай разоблачает кибероперации США под ложным флагом
» Сергей Глазьев представил стратегию ускорения роста ВВП до 8% в год
» Что известно о планах переподчинить ФРС президенту США

 Аналитикавсе статьи rss

» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"